Особенности организации обучения химии в рамках компетентностно-ориентированной модели образования
статья по химии (10 класс) на тему

Мастер-класс посвящен организации обучения химии в 10 классе по компетентностно-ориентированной модели. Дан сравнительный анализ традиционного подхода в обучении и компетентностно-ориентированного. На примере темы "Углеводороды" рассмотрены основные этапы организации уроков по компетентностно-ориентированной модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_khimii_sosh_no21_g._syzran.doc117 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации обучения химии  в рамках компетентностно-ориентированной модели образования.

Мастер-класс учителя химии    Захаровой Светланы Геннадьевны

Россия, г. Сызрань, ОУ СОШ № 21

E-mail:  zaxarova.swetlana@yandex.ru

           

                                                                                                        «Знание только тогда знание,

                                                                                              когда оно приобретено усилиями своей мысли,

                                                                                                          а не одной памяти»             Л.Н.Толстой

                                                                     

Химическое образование в школе претерпевает непростой этап своего реформирования, связанный с изменением взглядов на роль и цели общего образования в контексте задач его модернизации. Долгое время школьная система России была научно-просветительская, а учитель был в ней информатором.

В настоящий момент основной ценностью становиться не сумма знаний, а способы эффективного действия в различных жизненных ситуациях. Меняется функция знаний – они становятся  средством  развития и самоопределения личности. Роль учителя в современных условиях – научить ребенка учиться – добывать знания самому, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои умения и знания в разных областях, но при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.

Компетентностно-ориентированная парадигма образования предполагает изменения в организации учебного процесса. Сравним учебные функции при традиционном подходе и в компетентностно-ориентированной модели образования.

Признаки сравнения

Традиционный подход

Компетентностно-ориентированная  модель

Обучение

Процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старшего к подрастающему поколению

Процесс обретения смысла образования, приобретения опыта решения личностно-значимых задач

Результат обучения

Определенная сумма знаний и умений, точное воспроизведение образца, трансляция без искажений

Готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию на разных этапах образования. эталон не задается, возможность понимания сущности проблемы и выбор адекватных способов решения

Контроль

Централизованный, многоуровневый, по 5-балльной системе

В дополнении учительскому контролю добавляется само и взаимоконтроль, самооценка, зачетные системы оценивания

Педагогические требования

Сочетание активности и послушания

Мотивация достижения и ориентация на перспективные цели развития личности

Позиция учителя

Ответственное лицо, позиция старшего, носитель знаний

Организатор, консультант, толкователь «правил игры»

Позиция ученика

Подчиненный, объект педагогических воздействий

Ответственность за собственное учебное продвижение, он субъект собственного развития

Форма организации учебного процесса

Урок – занятие одним предметом с целым классом

Урок, но и сессия, погружение, самостоятельная работа в классе, в библиотеке и др.

Характер обучения

Репродуктивный, знания и способы действий даются в готовом виде

Куррикулумы – учебные материалы, несущие как дидактическую функцию  так и функцию организации самостоятельной деятельности учащихся

А теперь рассмотрим структуру учебной деятельности при традиционном и компетентностно-ориентированном подходах. Учебную деятельность можно свести к следующим этапам:

Традиционный подход

Компетентностно-ориентированный подход

1.Восприятие и запоминание одной дидактической единицы

1.Осознание структуры изучаемого явления через укрупненную дидактическую единицу

2.Тренировка способов деятельности по образцу

2.Конструирование собственной мысли на основе обобщенного алгоритма способов деятельности

3.Закрепление информации в стандартных ситуациях под контролем  учителя

3.Построение плана решения задач с использованием способов деятельности в процессе коллективной работы

4.Работа над ошибками после проверке знаний

4.Пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной деятельности

ИТОГ:  восприятие – память – понимание - суждение

ИТОГ: восприятие – понимание – суждение - рефлексия

ВЫВОД:  память – главный элемент обучения

ВЫВОД: учитель учит видеть смысл в изучаемых объектах

В компетентностно-ориентированной модели обучения учебная деятельность делится в соответствии со следующим распределением времени:

Этапы учебной деятельности

Способы деятельности

1.Осознание структуры изучаемого явления (30%)

- четкая формулировка пакета задач по теме

- представление новых знаний в рабочей гипертекстовой форме

Выполнение ключевых задач

2.Осознание генезиса способов деятельности(10-20%)

- распознавание типа заданий, выполняемых во внешней речи

- расчление комбинированных задач и приведение их к ключевым

3.Самореализация (40-50%)

- решение задач с наращиванием сложности, выполняемые учащимися во внутренней речи и коллективной деятельности

4.Рефлексия (10-20%)

- выполнение предварительного и итогового контроля

Если сравнивать тематическое планирование учебного материала при традиционном и компетентностно-ориентированном подходах то имеем следующее распределение на примере темы «Углеводороды» в 10 классе

Традиционный подход ( по программе О.С.Габриеляна – 1 час в неделю)

Компетентностно-ориентированный подход

Количество часов: 11

Количество часов: 11

Ожидаемый результат: знать строение и свойства основных классов органических веществ, уметь составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ, описывать химические свойства основных классов органических веществ, знать основные области применения органических веществ.

Ожидаемый результат: уметь характеризовать особенности состава, строения и свойств органических веществ, составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ, называть вещества различных классов по международной номенклатуре, распознавать реакции различных типов, отражающие основные свойства  веществ, решать задачи на вывод структурных формул, схем превращений.

Темы уроков:

1. Введение. Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.

2. Основные положения теории химического строения.

3. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

4.Природный газ как топливо. Состав природного топлива.

5. Алканы: гомологический ряд, химические свойства, применение.

6. Алкены: : гомологический ряд, химические свойства, применение.

7. Алкадиены и каучуки.

8. Алкины: : гомологический ряд, химические свойства, применение.

9. Нефть: состав и переработка нефти. Нефтепродукты.

10. Бензол: химические свойства, применение.

11. Контрольная работа по теме «Углеводороды»

Темы уроков:

1.Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических соединений  (лекция)

2.Углеводороды – общая характеристика  (лекция).

3.Строение предельных и непредельных углеводородов  (семинар).

4.Строение  углеводородов  (практикум).

5.Вывод формул углеводородов  (решение задач).

6.Химические свойства углеводородов  (лекция).

7.Химические свойства углеводородов  (семинар).

8.Ароматические углеводороды – общая характеристика  (лекция).

9.Получение, применение углеводородов. Нефть  (лекция-семинар).

10.Повторение темы «Углеводороды и их природные источники».

11.Контрольная работа  по теме «Углеводороды и их природные источники»

Выводы:

- на каждом уроке новый теоретический материал,

- нет времени на отработку составления формул органических веществ, химических реакций,

- нет времени для решения задач

Выводы:

- теоретический и практический материал разделен во времени,

- есть возможность для отработки номенклатуры органических веществ, составление структурных формул, написания схем превращений органических веществ,

- есть возможность отработать навык решения расчетных задач

Изучение раздела «Углеводороды» в 10 классе по компетентностно-ориентированной модели  состоит из 4 этапов:

1 этап работы – осознание структуры изучаемого явления  (изучение нового материала)

Теоретический материал в учебнике представлен в 8 параграфах.  Данный материал разделен на три основные единицы информации: строение и номенклатура углеводородов, химические свойства и применение углеводородов, ароматические углеводороды.

Теория представлена в виде сжатого конспекта- таблицы, конспекта-схемы. Опираясь на базовые знания учащихся, полученные еще в курсе 9 класса (блок «Органическая химия»), на уроке создается конспект-схема или конспект-таблица  изучаемого явления. Информация подается в сжатом знаково-символьном виде.  Из всей теории выбирается все самое необходимое для решения последующих задач. Ученик сам делает выбор: что ему записывать, а что легко запомнить.

Рассмотрим некоторые конспекты к изучаемой теме.

    Конспект к уроку  «Углеводороды – общая характеристика»

Углеводороды – вещества, молекулы которых состоят из атомов углерода и водорода

Углеводороды делятся на:  предельные, непредельные, циклические, ароматические.

Показатели

         Алканы

       Алкены

          Алкины

1.Общая формула

               CnH2n+2

              CnH2n

            CnH2n-2

2. Представители

CH4 – метан,

C2H6  - этан,

 C3H8 - пропан

C2H4 – этен,

C3H6 - пропен  

C4H8 - бутен

    C2H2 – этин ,

    C3H4 – пропин

    C4H6 - бутин

3.Физические

свойства

С1 – С4 – газы

С5 – С15 – жидкости

С16  и более – твердые

С2 – С4 – газы

С5 – С16 – жидкости

С17 и более - твердые

С2 –С3 – газы

С4 –С16 – жидкости

С17 и более - твердые

4. Химическая связь

простая (одинарная) -  σ- связь

двойная (кратная)  - σ- связь, π- связь

тройная (кратная) – σ-связь,  2π-связи

5. Длина связи

        С – С   0,154 нм

    С = С    0,132 нм

      С ≡ С   0,12 нм

6. Валентный угол

            109°28'

            120°

             180°

7. Строение

тетраэдрическое,  

 sp3- гибридизация

плоское,  

sp2 - гибридизация

 линейное,  

 sp - гибридизация

8. Электронные, структурные, молекулярные формулы

     H                    H

H׃C׃H          H – C – H      

    H                     H

            CH4

         

       H   H                    H ׃ C ׃ ׃C ׃ H                   H – C = C – H

      H   H                          

            C2H4                       

     

H ׃ C ׃׃׃ C ׃ Н              H – C ≡ C – H

         

       C2H2

9. Номенклатура

    окончание      -ан

   1              2             3           4

 CH3 – CH – CH – CH3

             |         |

            CH3   CH3

         2,3-диметилбутан

     окончание       -ен

1                2        3            4

CH2 = C – CH – CH3

                  |

                  CH3

         3-метилбутен-1

        окончание       -ин

    1            2        3            4

   CH ≡ C – CH – CH3

                     |

                    CH3

        

     3-метилбутин-1

Домашнее задание заключается в изучении или повторении теоретического материала.

2 этап работы – генезис (закрепление теоретического материала)

Процесс решения ключевых задач осуществляется следующим образом: учащиеся вслух объясняют каждый свой шаг при решении задачи, учитель под их диктовку записывает решение, опеспечивается гипертекстовое представление изучаемого явления, в это момент происходит кодирование информации у каждого учащегося на своем уровне. Данный процесс обеспечивает интеллектуальное видение содержания и сущности явления и способов деятельности.

Здесь возможна работа в группах по структуре явления. Учащиеся рассказывают и разъясняют друг другу материал; зачет или письменный или быстрый (блиц-опрос) по ключевым понятиям.

Конспект к уроку     «Строение углеводородов.  Номенклатура углеводородов»      (семинар)

Вопросы для обсуждения.

  1. Определите по приведенным общим формулам класс соединений:  

                    CnH2n-2     CnH2n    CnH2n+2     CnH2n-6       

  1. Укажите формулы алканов и назовите эти соединения:

              C6H12   C4H10   C2H2   C12H26   C6H6   C9H20 

  1. Составьте молекулярные и структурные формулы алканов, алкенов, алкинов с числом углеродных атомов  а) 6,  б) 8,  в) 3. Назовите полученные вещества.    
  2. Составьте структурные формулы по приведенным углеродным скелетам:
  1. C – C – C – C              b)  C – C – C = C – C             c)  C ≡ C – C - С                                                      

                                                                                                                 

d) C – C ≡ C – C – C                        f)  C = C – C – C = C

                   |                    |                                      |      |              |      

                  C                   C – C                            C     C           C

  1. Составьте формулы гомологов бутана, пропена, этина, гексана.
  2. Укажите пары гомологов: этан и этен, пропан и этан, бутан и гексан, метан и октан, гексан и гептен.
  3. Составьте структурные формулы изомеров пентана, гексана

Номенклатура – система названий, применяемая в какой-либо науки. Номенклатура: тривиальная, рациональная, международная (систематическая) ИЮПАК.

Алгоритм названия органических веществ.

  1. Выберите в молекуле самую длинную углеродную цепочку.
  2. Пронумеруйте цепь с того конца, к которому ближе разветвление молекулы или кратная связь.
  3. Основа названия вещества – название углеводорода с самой длинной цепью.
  4. Перед основой названия перечислить все заместители в алфавитном порядке с указанием номеров, при которых они стоят. Если одинаковых заместителей два используем приставку ди-, если три – приставку  три-, если четыре – приставку тетра.
  5. Все цифры отделяются запятыми, буквы от цифр –дефисом, название пишется в одно слово. Положение кратной связи указывается в конце названия через дефис цифрой.

           CH3                                                                                                                 CH3  CH3

            |                                                                                 |         |

CH3 – C – CH3                                                                     CH3  - CH2 – C  –   CH – CH3

                  |                                                                                 |

                 CH3                                                                                                                CH3

2,2-диметилпропан                                     2.3,3-триметилпентан

  1. Назовите по международной номенклатуре:
  1. CH3 – CH2 – CH – CH3

                      |

                      CH3

  1.  CH3 – CH – CH – CH3

            |         |

            CH3   CH3

  1.    CH3 – CH – CH2 – CH = CH – C – CH2 – CH3

               |                                       |

              CH3                                 CH3

     9. Напишите структурные формулы веществ:

а) 2,3-диметилпентана

б) 2-метил-3,3-диэтилпентана

в) 3,4-диметилгексена – 5

г) 3.4,4-триметилпентина -1

      10. Проверьте названия веществ, исправьте, если требуется.

           a)  CH3 –CH – CH2 – CH2 – CH3                     4-метилпентан

                                     |        

                                    CH3

  1. CH3 – CH – CH – CH3                                            2,3-диметилбутан

            |        |

           CH3   CH3

  1. CH3 – CH  –  CH – CH3                                         2-этил-3-метилбутан

            |           |

            C2H5   CH3

  1. CH3 – CH – CH- CH2 – CH – CH3                 2-метил-4.5-диметилгексан

            |         |                  |

           CH3   CH3            CH3

Д/з: составьте формулы изомеров нонана, гептена, пентина. Назовите полученные вещества по международной номенклатуре.

Конспект урока  «Химические свойства углеводородов»    (семинар)

Вопросы для обсуждения:

  1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать ацетилен: бром, метан, водород, хлороводород, кислород. Напишите уравнения возможных реакций.
  2. С какими веществами будет взаимодействовать метан: хлор, вода, водород, углерод, перманганат калия, кислород. Напишите уравнения возможных реакций.

              3 . Осуществите схемы превращений:

              a)  CH4    ---->  C2H6  --->  C2H5Br  --->  C2H5OH

              b) метан  --->  ацетилен  --->  этан --->  хлорэтан  --->  этилен

                                                            C2H5Cl

              c)                                               ↑

                                      C2H5OH  ←  C2H4  → C2H6

                               H2 ,  Pt                    Br2                      KOH(спирт)

              d)  C3H4    ----->       A      ----->     B         ----->            C

                             2 H2   Pt                  Cl2, свет                KOH (спирт)

              f)  C3H4     ----->        A    ----->        B     ----->           C

3 этап работы – самореализация ( практикум, самостоятельная работа).

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта; учащиеся работают в парах или в группах или индивидуально.  Пары и группы подобраны по равным способностям. На данном этапе происходит отработка ключевых задач, осуществляется промежуточный контроль усвоения ключевых задач.

Практикум: работа по индивидуальной траектории ( учащимся предлагается большой пакет задач от простых к сложным) Ученик сам достигает своего индивидуального максимума.

На данном этапе подбираются задания, чтобы выявить пробелы в знаниях, подготовиться к контрольной работе, выполнить практическое исследование.

Конспект к уроку   «Повторение темы «Углеводороды»

Вопросы для повторения

  1. Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к алканам:

C4H10   C2H2   CH4   C6H6   C2H4;

к алкенам:  C5H12   C3H6   C5H10   C6H6   C4H6   C7H14

  1. Для угреводородов:

CH3 – CH – CH3                                      CH2 = CH – CH – CH3

           |                                                                           |

           CH3                                                                    CH3

составьте структурные формулы двух гомологов и двух изомеров. Назовите полученные вещества.

  1. Назовите вещества по международной номенклатуре:

  1.  CH3 – CH – CH – CH3                            c) CH2 = CH – CH – CH3

             |                                                                              |

            CH3   CH3                                                              C2H5

  1.          C6H5 – C2H5                                                       d)   C6H4 – (CH3)2

  1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать ацетилен: бром, метан, водород, хлороводород, вода, кислород. Напишите уравнения возможных реакций.

  1. Осуществите схемы превращений:

          1500              C,  400             + H2,  Pt

  1. CH4   ----->   X1   ----->     X2    ----->     C6H12

                                   + H2O          + Cl2, свет             + Na

  1. Al4C3   ----->   X   ----->        Y   ----->  C2H6

  1.  CH4   ----->  C2H2   ----->   CH2 = CHBr  ----->  CH3 – CH2Br  ----->  C4H10

  1.   CH4   -----> CH3Cl   -----> C2H6   -----> C2H5Br   -----> C2H4   -----> (-CH2- CH2-)n

         ↓                                                                                       ↓

  C2H2                                                                                CO2

  1. Массовая доля углерода равна 85,71 %, водорода – 14,29 %, относительная плотность углерода по азоту равна 1. Найдите формулу углеводорода.
  2. При полном сгорании 14,4 г. органического вещества было получено 44 г CO2  и 21,6 г воды. Относительная плотность углеводорода по воздуху 2,48. Выведите формулу органического вещества.

4 этап работы – рефлексия (контрольная работа и ее анализ).

Текст проверочной и контрольной работы содержит одинаковые по форме задания. Задачи решаются по рассмотренным способам деятельности (алгоритмам), отработанных на ключевых задачах.

Фрагмент контрольной работы по теме «Углеводороды»         1вариант

Задание 1. Для вещества, формула которого

                   CH3 – CH – CH – CH3

                              |          |

                            CH3    CH3

составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2. С какими из перечисленных веществ: азотная кислота, вода, хлор, хлороводород – будет реагировать метан? Напишите уравнения реакций, укажите условия их осуществления, составьте названия исходных веществ и продуктов реакций.

Задание 3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

C2H2  →  C6H6  →  C6H6CL6

                   ↓

                 C6H5NO2

Задание 4. Массовая доля углерода в углеводороде равна 92,31%, а его относительная плотность по воздуху – 0,897. Выведите его молекулярную формулу.

После контрольной работы учащиеся сами определяют, какие вопросы им нужно проработать и каким методом (в группах, индивидуально).

Таким образом, компетентностно-ориентированная модель организации образовательного процесса предполагает, при условии выполнения учащимися обязательного минимума, автономную самостоятельную работу на уроке. Всем предоставлены равные возможности, но решение об уровне своих достижений учащийся принимает сам, сам своим трудом достигает своего интеллектуально максимума.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР- КЛАСС ЗАХАРОВА С.Г., УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ОУ СОШ №21 Г.СЫЗРАНИ, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ : РЫБАКИНА Н.А., ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ГОУ СИПКРО Особенности организации обучения химии в рамках компетентностно-ориентированной модели образования .

Слайд 2

ЭПИГРАФ «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти» Л.Н.Толстой

Слайд 3

Структура советско-российской школы Школьная система → просветительская Учитель → информатор

Слайд 4

Настоящее время Ценность ≠ сумма знаний Ценность → способность действия в разных ситуациях Функция знания → средство развития и самоопределения личности

Слайд 5

Функции учителя: научить учиться организатор познавательной деятельности

Слайд 8

Сравним учебные функции:

Слайд 11

Рассмотрим структуру учебной деятельности:

Слайд 12

В КОМ учебная деятельность делится в соответствии со следующим распределением во времени:

Слайд 14

Сравнение учебно-тематического планирования:

Слайд 17

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ Компетентностно-ориентированная модель образования

Слайд 18

1 этап работы – обоснование структуры изучаемого явления (изучение нового материала). Теоретический материал в учебнике представлен в 8 параграфах. Данный материал разделен на три основные единицы информации: строение и номенклатура углеводородов, химические свойства и применение углеводородов, ароматические углеводороды. Теория представлена в виде сжатого конспекта- таблицы, конспекта-схемы. Опираясь на базовые знания учащихся, полученные еще в курсе 9 класса (блок «Органическая химия»), на уроке создается конспект-схема или конспект-таблица изучаемого явления. Информация подается в сжатом знаково-символьном виде. Ученик сам делает выбор: что ему записывать, а что легко запомнить.

Слайд 19

Конспект урока « Углеводороды – общая характеристика»

Слайд 20

2 этап работы – генезис (закрепление теоретического материала).

Слайд 21

Конспект к уроку «Строение углеводородов» Вопросы для обсуждения. Определите по приведенным общим формулам класс соединений: CnH 2 n -2 CnH 2 n CnH 2 n +2 CnH 2 n -6 Укажите формулы алканов и назовите эти соединения: C 6 H 12 C 4 H 10 C 2 H 2 C 12 H 26 C 6 H 6 C 9 H 20 Составьте молекулярные и структурные формулы алканов, алкенов, алкинов с числом углеродных атомов а) 6, б) 8, в) 3 . Назовите полученные вещества. Составьте структурные формулы по приведенным углеродным скелетам: C – C – C – C b ) C – C – C = C – C c ) C ≡ C – C - С d) C – C ≡ C – C – C f) C = C – C – C = C | | | | | C C – C C C C Составьте формулы гомологов бутана, пропена, этина, гексана. Укажите пары гомологов: этан и этен, пропан и этан, бутан и гексан, метан и октан, гексан и гептен. Составьте структурные формулы изомеров пентана, гексана

Слайд 22

Конспект к уроку «Строение углеводородов» Назовите по международной номенклатуре: CH 3 – CH 2 – CH – CH 3 | CH 3 CH 3 – CH – CH – CH 3 | | CH 3 CH 3 CH 3 – CH – CH 2 – CH = CH – C – CH 2 – CH 3 | | CH 3 CH 3 9 . Напишите структурные формулы веществ: а) 2,3-диметилпентана б) 2-метил-3,3-диэтилпентана в) 3,4-диметилгексена – 5 г) 3.4,4-триметилпентина -1 10. Проверьте названия веществ, исправьте, если требуется . a) CH 3 –CH – CH 2 – CH 2 – CH 3 4-метилпентан | CH 3 CH 3 – CH – CH – CH 3 2,3- диметилбутан | | CH 3 CH 3

Слайд 23

Конспект к уроку «Химические свойства углеводородов»

Слайд 24

3 этап работы – самореализация.

Слайд 25

Конспект к уроку «Повторение»

Слайд 26

Конспект урока «Повторение» Осуществите схемы превращений: 1500 C , 400 + H 2 , Pt CH 4 -----> X 1 -----> X 2 -----> C 6 H 12 + H 2 O + Cl 2 , све + Na Al 4 C 3 -----> X -----> Y -----> C 2 H 6 CH 4 -----> C 2 H 2 -----> CH 2 = CHBr -----> CH 3 – CH 2 Br -----> C 4 H 10 CH 4 -----> CH 3 Cl -----> C 2 H 6 -----> C 2 H 5 Br -----> C 2 H 4 -----> (-CH 2 - CH 2 -) n ↓ ↓ C 2 H 2 CO 2 Массовая доля углерода равна 85,71 %, водорода – 14,29 %, относительная плотность углерода по азоту равна 1. Найдите формулу углеводорода. При полном сгорании 14,4 г. органического вещества было получено 44 г CO 2 и 21,6 г воды. Относительная плотность углеводорода по воздуху 2,48. Выведите формулу органического вещества.

Слайд 27

4 этап работы - контрольная работа

Слайд 29

КОМ дает не только обязательный минимум, но и автономную самостоятельную работу на уроке. Учащийся сам , своим трудом достигает своего интеллектуального максимума

Слайд 30

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить . А.Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения уровня образования школьников»

В данной статье идет речь об использовании различных средств в обучении для повышения интереса к изучению немецкого языка. Это и игровые приемы, и ролевые игры, и метод проектов и т. д. ...

Особенности календарно-тематического планирования курса химии 11 класса в рамках компетентностно-ориентированной модели образования.

В статье дан сравнительный анализ традиционного календарно-тематического планирования и планирования материала курса химии в 11 классе по компетентностно-ориентированной модели образования....

«Организация обучения математике в рамках ФГОС основного общего образования»

«Организация обучения математике в рамках ФГОС основного общего образования»...

Особенности организации уроков обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода 

    Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной де...

Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий

Обобщение опыта на тему "Организация учебного процесса с применением компетентностно-ориентированных заданий"...