Программа факультативного занятия "Творческая мастерская"
календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс) по теме
Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осуществления технологических операций, побудить у школьников желание к самостоятельной творческой деятельности при изготовлении простейших изделий: изготовление сувениров, подарков, предметов быта, изделий для украшения жилища и одежды.
Программа факультативного занятия включает в себя изучение наиболее восстребованных современных видов декоративно-прикладного творчества: ниточный дизайн (изонить), ручная вышивка, аппликация, вязание крючком, бисероплетение.
Каждый раздел программы посвящён работе с каким-либо определённым материалом и используемым инструментам, поэтому необходимо обратить внимание на их свойства, технологические особенности, приёмы работы.
Цель изучения курса – развитие личностного потенциала ребёнка, его нравственное становление посредством художественно - трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_tvorcheskaya_masterskaya.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа
факультативных занятий
«Творческая мастерская»
для 5-6 классов
общеобразовательных учреждений
Учитель трудового обучения
высшей категории
ГУО СШ№31 г. Могилёва
Крутолевич Наталья Николаевна
2010
Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию (30.06.2010, пр.№7) и рекомендована к использованию с соответствующим грифом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение детей к различным видам декоративно - прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать частью активного трудового образования и воспитания.
Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осуществления технологических операций, побудить у школьников желание к самостоятельной творческой деятельности при изготовлении простейших изделий: изготовление сувениров, подарков, предметов быта, изделий для украшения жилища и одежды.
Цель изучения курса – развитие личностного потенциала ребёнка, его нравственное становление посредством художественно - трудовой деятельности.
Реализация этой цели предполагает решение следующих основных задач:
- способствовать разностороннему развитию личности ребёнка;
- создать оптимальные условия для выявления, раскрытия и развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области прикладного творчества;
- формировать и развивать творческие способности школьников;
- содействовать воспитанию в детях доброты, отзывчивости, наблюдательности, бережливости;
- прививать трудолюбие, точность и аккуратность в работе.
Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 5 - 6 классов и рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю) в течение одного учебного года. Вместе с тем этот курс можно изучать в объёме одного часа в неделю на протяжении одного года обучения, в этом случае содержание уменьшается за счёт сложности практических работ.
Время, выделенное в программе на изучение разделов и тем курса, является примерным. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы школьников, допускается изменение количества часов, отведённых на изучение отдельных разделов и тем курса, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.
Программа факультативного занятия включает в себя изучение наиболее восстребованных современных видов декоративно-прикладного творчества: ниточный дизайн (изонить), ручная вышивка, аппликация, вязание крючком, бисероплетение.
Каждый раздел программы посвящён работе с каким-либо определённым материалом и используемым инструментам, поэтому необходимо обратить внимание на их свойства, технологические особенности, приёмы работы.
В процессе изучения факультативного курса учащиеся знакомятся с элементарными основами рисования и композиции на плоскости, пониманием ритма, пропорции, цветовой гармонии.
На последнем занятии в конце учебного года целесообразно подвести итоги работы, отбираются лучшие изделия для тематической выставки.
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
* основные и дополнительные цвета, гармоничные цветовые сочетания;
* особенности построения композиции в круге, полосе, квадрате;
* материалы, приспособления, способы выполнения ниточного дизайна;
* виды аппликаций, их признаки;
* основные технологические операции, применяемые при вышивании;
* технологию выполнения простейших швов;
* виды глади, требования к качеству вышивки.
* основные виды и техники бисерного рукоделия;
* основные виды петель вязания крючком, их условную запись;
Уметь:
* составлять узоры из элементов на плоскости;
* изготовить композицию в технике изонить;
* подбирать ткани, нитки, их цветовую гамму для выполняемых изделий;
* осуществлять подготовку и разметку ткани, переносить рисунок на ткань;
* выполнять аппликацию на ткани с помощью вышивки;
* вышивать узор или мотив по готовому эскизу, схеме изученными швами;
* выполнять плетение бисером на нитке, леске;
* изготовить украшение из бисера;
* понимать схемы вязания крючком, условные обозначения на схемах;
* вязать образцы линейного полотна по схемам;
* вязать крючком изделия от центра (круглые и квадратные).
Особое внимание в работе должно уделяться вопросам безопасного поведения и культуры труда. Перед изучением каждой новой темы необходимо обратить внимание учащихся на правила безопасной работы и организации рабочего места, а в процессе работы на занятиях на безопасные приёмы выполнения каждой трудовой операции.
Программа даёт возможность развивать творческие способности одарённых школьников, повысить эстетическую культуру учащихся, научить их видеть, понимать и ценить красоту в окружающем их мире.
Тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | |
5 класс | 6 класс | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Вводное занятие Ниточный дизайн (изонить) Технология ручной вышивки Аппликация Вязание крючком Бисероплетение Выставка творческих работ Итого: | 2 12 20 8 16 10 2 70 | 2 12 20 8 16 10 2 70 |
Примерный тематический план 5 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6 6.1 6.2 6.3 7 | Вводное занятие Ниточный дизайн (изонить) Основные законы композиции. Основы цветоведения. Материалы, инструменты и приспособления для работы. Разметка. Подготовка фона. Выполнение элементов на основе окружности. Выполнение элементов на основе угла. Выполнение элементов на основе дуги. Технология выполнения композиции из основных элементов. Технология ручной вышивки Виды вышивания. Материалы, инструменты, приспособления для вышивания. Требования к качеству вышивки. Способы закрепления вышивальной нити. Шов вперёд иголку и его производные. Технология выполнения шва «за иголку», стебельчатого шва. Технология выполнения тамбурного шва и его вариантов. Технология выполнения крестообразного шва и его вариантов. Технология выполнения петельного шва и его применение. Технология выполнения шва «ёлочка», его варианты. Технология изготовления вышитого изделия. Окончательная обработка и оформление изделия. Аппликация Признаки аппликации. Виды аппликаций по способу крепления, по используемому материалу. Технология клеевой аппликации. Термоаппликация. Закрепление аппликация из ткани украшающими швами. Технология выполнения изделия в технике аппликация на ткани. Вязание крючком Основы вязания крючком. Способы вязания полотна. Элементы вязания крючком: воздушная петля, цепочка. Элементы вязания крючком: полустолбик, столбик, столбики с накидами. Правила вязания линейного полотна. Условные обозначения. Чтение схем. Вязание образцов по схемам. Технология вязания изделий. Бисероплетение Бисерное рукоделие. Основные виды низания. Схемы низания. Техника низания однорядных цепочек в одну и несколько нитей. Изготовление украшения из бисера. Выставка творческих работ | 2 12 1 1 2 1 1 6 20 1 1 1 1 1 2 1 10 2 8 1 1 2 4 16 1 1 2 1 5 6 10 2 4 4 2 |
Итого: | 70 |
Программа 5 класс (70ч)
- Вводное занятие (2ч)
Цели и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса.
Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены.
Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими работами, иллюстрационным материалом, копилкой идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися.
- Ниточный дизайн (изонить) (12ч)
Знакомство с возможностями использования текстильных материалов для изготовления изделий прикладного характера.
Основные законы композиции. Особенности разработки композиции для «изонити».
Цветовой круг. Основные цветовые сочетания. Цветовые ассоциации: холодный, тёплый, пространственное смешение цветов.
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Вышивка в технике «изонить». Материалы, инструменты. Технология выполнения основных элементов вышивки: круг, угол, дуга.
Варианты заполнения окружности. Варианты заполнения угла.
Лицевая и изнаночная стороны вышивки.
Изготовление и оформление изделия по готовым шаблонам.
Практические работы:
- тренировочные упражнения в выполнении элементов на основе круга, угла, дуги;
- разметка, подготовка фона для вышивки в технике «изонить»;
- вышивка композиции в технике «изонить»;
- оформление изделия.
Объекты труда: открытка, закладка, коробка для подарка.
- Технология ручной вышивки (20ч)
Виды вышивания: украшающие швы, счётные вышивки, гладь, ажурное вышивание, накладное шитьё. Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для вышивания.
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Основные украшающие швы: шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, крестообразный.
Способы перевода рисунка на ткань. Выравнивание краёв ткани.
Технология выполнения узоров на основе тамбурного (расширенный, зигзагообразный, тамбурная петля), петельного (фестонный, «ёлочка»), крестообразного (обвитый, переплетённый, восьмёрка) швов.
Способы закрепления нити в начале и в конце вышивания. Требования к качеству вышивки.
Окончательная обработка и оформление изделия.
Практические работы:
- тренировочные упражнения в выполнении украшающих швов и их разновидностей;
- перевод рисунка на ткань;
- выравнивание краёв ткани;
- вышивка мотива с использованием производных тамбурного, стебельчатого, петельного, крестообразного швов;
- окончательная обработка и оформление изделия с вышивкой.
Объекты труда: игольница, мешочки (для рукоделия, для фурнитуры, для сыпучих продуктов), декоративные салфетки (чайные, для баночки с вареньем), чехлы (для очков, крючков, ножниц).
- Аппликация (8ч)
Признаки аппликации. Виды аппликаций по способу крепления (клеевая, термоаппликация, пришивная), по используемому материалу (из кожи, из соломки, из природного материала, из текстильных материалов).
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Стилизация предметных форм в аппликации. Нюансные, гармоничные и контрастные сочетания цветов в композиции.
Технология клеевой аппликации. Термоаппликация.
Пришивная аппликация как элемент вышивки. Способы крепления аппликации из ткани («швом вперёд иголку», стебельчатым, «через край», петельным, тамбурным).
Применение аппликации из ткани.
Технология выполнения изделия в технике аппликация на ткани.
Практические работы:
- подготовка ткани для аппликации и для фона к работе;
- перевод рисунка на основу;
- изготовление выкроек-шаблонов и раскрой элементов узора;
- тренировочные упражнения в освоении способов закрепления аппликации на ткани;
- закрепление элементов аппликации на основе;
- окончательная обработка изделия.
Объекты труда: прихватка, подставка под горячее, рождественский сапог и т.д.
- Вязание крючком (10ч)
Основы вязания крючком. Ассортимент изделий.
Способы вязания полотна: линейное, круговое, цилиндрическое.
Виды петель при вязании крючком, их условное обозначение. Раппорт узора, запись узора, схема. Чтение схем для вязания.
Технология вязания линейного полотна, мерного кружева.
Технология изготовления вязаных изделий.
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Практические работы:
- упражнение в чтении схем вязания крючком;
- тренировочные упражнения выполнения элементов: цепочка из воздушных петель, столбик, столбики с накидами, полустолбик;
- вязание образцов линейного полотна по схеме;
- вязание и отделка изделия.
Объекты труда: чехол для мобильника, кошелёк, прихватка, подставка под горячее.
- Бисерное рукоделие (10ч)
Виды рукоделия с использованием бисера: низание, ткачество, плетение, вышивка, вязание, выкладка по воску.
Основы цветоведения: главные и второстепенные, тоновые и цветовые сочетания. Главный композиционный центр.
Материалы и инструменты. Калибровка бисера. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.
Низание бисера на нитку. Техники изготовления однорядных цепочек из бисера. Низание из бисера «в одну нить», «в две нити».
Отделка изделий. Требования к качеству работы.
Практическая работа:
- чтение схем низания;
- плетение однорядных цепочек способами «бугорки», «змейка», «в крест», «ромбы», «в пол ромба»;
- изготовление изделий на основе однорядных цепочек.
Объекты труда: брелки, фенечки, ёлочные украшения.
- Выставка творческих работ (2ч)
Подготовка работ для выставки: отбор лучших работ и их оформление. Организация и оформление выставки.
Примерный тематический план 6 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 6 6.1 6.2 6.3 7 | Вводное занятие Ниточный дизайн (изонить) Особенности разработки композиции для изонити. Разметка. Подготовка фона. Технология выполнения производных элементов вышивки: сердечко, звезда, волна и т.д. Технология выполнения композиции. Технология ручной вышивки Виды глади: плоская (без настила) и выпуклая (по настилу), «верхошов». Материалы, инструменты. Основные приёмы вышивания односторонней гладью. Основные приёмы вышивания двухсторонней гладью. Основные приёмы вышивания гладью «вприкреп». Вышивка навивкой: «узелки», «рококо», «ягодка». Вышивка бисером, стеклярусом, пайетками. Технология изготовления вышитого изделия. Окончательная обработка и оформление изделия. Аппликация Способы закрепления аппликации. Пришивная аппликация как элемент вышивки. Рельефная аппликация. Технология выполнения изделия в технике аппликация на ткани. Вязание крючком Элементы вязания крючком: пышный столбик, фестон и т.д. Элементы вязания крючком: выпуклый столбик, пико и т.д. Условные обозначения. Чтение схем. Технология вязания плоского круглого полотна из центра. Технология вязания плоского квадратного полотна из центра. Технология вязания изделий. Технология обвязывания края изделия. Окончательная обработка и оформление изделия. Бисероплетение Способы низания. Низание однорядной цепочки цветком из шести, семи, восьми лепестков Ажурные сетки и многорядные полосы. Плетение широких многорядных полос - техника мозаика. Изготовление сувенира к календарно-бытовым праздникам Выставка творческих работ | 2 12 1 1 4 6 20 1 2 2 2 2 2 8 1 8 2 2 4 16 2 2 1 2 2 4 2 1 10 2 4 4 2 |
Итого: | 70 |
Программа 6 класс (70ч)
Вводное занятие (2ч)
Содержание работы в процессе изучения курса.
Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения.
Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими работами, иллюстрационным материалом, банком идей и находок. Демонстрация наглядных пособий, изделий, выполненных учащимися.
Ниточный дизайн (изонить) (12ч)
Композиционные средства: равновесие, симметрия и ассиметрия, ритм, формат, динамика, фактура.
Особенности разработки композиции для «изонити».
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Композиционное, цветовое решение композиции картины в целом.
Вышивка в технике «изонить». Выполнение элементов на основе окружности (сердечко, овал, треугольник), угла (прямоугольник, ромб, песочные часы, звезда), дуги (спираль, волна, перо).
Изготовление и оформление изделия в технике «изонить».
Практические работы
- самостоятельная разработка рисунков для вышивки «изонить»;
- тренировочные упражнения в выполнении комбинации элементов на основе круга, угла, дуги;
- разметка, подготовка фона для вышивки в технике «изонить»;
- вышивка рисунка в технике «изонить»;
- оформление изделия в технике «изонить»;
Объекты труда: композиция в технике «изонить».
Технология ручной вышивки (20ч)
Виды глади: односторонняя, двухсторонняя, плоская (без настила) и выпуклая (по настилу), «вприкреп», «верхошов», счётная.
Основные приёмы вышивания гладью.
Вышивка навивкой: «узелки», «рококо», «ягодка».
Использование прикладных материалов в вышивке. Вышивка бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками, лентами, тесьмой и т.д.
Практические работы
- тренировочные упражнения в выполнении односторонней, двухсторонней глади и их разновидностей, глади «вприкреп»;
- перевод рисунка на ткань;
- выравнивание краёв ткани;
- вышивка мотива гладью (по выбору) с использованием отделки бисером, швов навивкой;
- окончательная обработка и оформление изделия с вышивкой.
Объекты труда: носовой платок, салфетка, сумочка и т.д.
Аппликация (8ч)
Признаки аппликации. Виды аппликации по технике выполнения (накладная, подкладная, вырезная, съёмная).
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Стилизация предметных форм в аппликации. Нюансные, гармоничные и контрастные сочетания цветов в композиции.
Применение аппликации из ткани. Рельефная аппликация. Техника «Бурраж». Способы крепления аппликации из ткани машинным способом.
Технология выполнения изделия в технике аппликация на ткани.
Практические работы
- подготовка ткани для аппликации и для фона к работе;
- перевод рисунка на основу;
- изготовление выкроек-шаблонов и раскрой элементов узора;
- тренировочные упражнения в освоении способов закрепления аппликации на ткани;
- закрепление элементов аппликации на основе;
- окончательная обработка изделия.
Объекты труда: диванная подушка, чехол на табурет, панно для кухни, детской и т.д.
Вязание крючком (16ч)
Способы вязания полотна: линейное, из центра (по спирали, законченными рядами), цилиндрическое.
Виды петель при вязании крючком, их условное обозначение. Раппорт узора, запись узора, схема. Чтение схем для вязания.
Элементы вязания крючком: пышный столбик, выпуклый столбик, пико, фестон и т.д.
Технология вязания полотна из центра.
Технология изготовления вязаных изделий. Обвязка края изделия.
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.
Практические работы
- упражнение в чтении схем вязания крючком;
- тренировочные упражнения выполнения элементов: пышный столбик, выпуклый столбик, пико, фестон;
- изготовление образцов кругового вязания по схеме;
- тренировочные упражнения в обвязывании края изделия;
- вязание и отделка изделия.
Объекты труда: прихватка, салфетка, цветы, ёлочные игрушки.
Бисерное рукоделие (10ч)
Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.
Низание из бисера «в одну нить»: цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков.
Техники изготовления многорядных цепочек из бисера. Варианты соединения цепочек. Бисерное низание ажурных сеток одной и двумя иглами: способы «ромбы», «в крестик», «в пол ромба» и т.д.
Способы оплетения объёмных изделий. Технология оплетения круглых предметов. Технология оплетения квадратных предметов.
Отделка изделий. Требования к качеству работы.
Практическая работа
- чтение схем низания, плетения;
- плетение ажурных полос способами: цветком из шести, восьми лепестков и т.д;
- плетение ажурных сеток способами «ромбы», «в крестик», «в пол ромба» и т.д;
- подготовка предмета для оплетения;
- изготовление сувенира из бисера.
Объекты труда: браслет, пасхальное яйцо, шкатулка, карандашница.
Выставка творческих работ (2ч)
Подготовка работ для выставки: отбор лучших работ и их оформление. Организация и оформление выставки.
Литература:
- Бондарева, Н.И. Рукоделие из бисера. Серия «Учебный курс» / Н.И. Бондарева. - Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. - 48с.
- Браницкий, Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей / Г.А. Браницкий. – Минск: Полымя,1995. – 62с.
- Васильев,И.И. Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки: практическое пособие / И.И. Васильев. – СПб.: КОРОНА принт, 2000. – 64с.
- Гусакова, М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 1987. – 128с.
- Ерёменко, Т.И. Иголка – волшебница: книга для учащихся 5-8 классов средней школы / Т.И. Ерёменко. – М.: Просвещение, 1987. – 143с.
- Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / авт. – сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 112с.
- Леонова, О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки / О.В. Леонова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 136с.
- Литвинец, Э.Н. Учитесь вышивать / Э.Н. Литвинец // Сделай сам. - 1991. - №4. – С. 3-48.
- Максимова, И.В. Вышиваем крестом. Техника, схемы, орнаменты, изделия, советы / И.В. Максимова, М.А. Кузьмина. – М.: Эксмо, 2007. - 64с. ил.
- Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера / Т.Г.Носырева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004. – 143с.
- Основы вышивания гладью / сост. О.И. Наумчик // Мастер. - 2000. - №2. – 30с.
- Основы вышивания крестом / сост. О.И. Наумчик // Мастер. - 2000. - №3. – 16с.
- Основы вязания крючком / сост. О.И. Наумчик // Мастер. - 2000. - №1. – 30с.
- Савиных, В.П. Прекрасные превращения / В.П. Савиных. – Минск: 2000. – 110с.
- Сокол, И.А. Рукоделие / И.А. Сокол. - Харьков, 1999. – 480с.
- Соколовская, Е.М. На спицах и крючком / Е.М. Соколовская. – Минск: Полымя, 1988. – 189с.
- Терешкович, Т.А. Уроки вышивания (на все руки мастерица) / Т.А. Терешкович. – Минск: ООО «Хэлтон», - 2001. – 192с.
- Уроки вышивания /сост. Р.Я. Смирнова – Минск: Ураджай, - 1995. – 31с.
- Энциклопедия рукоделия для женщин. Как вяжут француженки. Часть 2: вязание крючком / Анни Муран. – М.: Издательство «РОМА», - 40с.
- 100 новых фенечек / пер. Мещерякова С. – М.: издательство «Внешсигма», Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Программа факультативного курса "Bunte Schritten"
Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...