Материаловедение, 5 класс. Урок "Виды волокон. Производство ткани"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Козырева Виктория Сергеевна

Поурочный план. Урок №1 "Виды волокон. Производство ткани", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока №1:           «Виды волокон. Производство ткани».

Цель урока:

1. Сформировать понятия о различных видах текстильных волокон и

    производстве тканей.

2. Научить определять нити основы и утка.

3. Научить определять в ткани лицевую сторону.

4. Ознакомить с профессиями прядильщика и ткача.

Тип урока: Комбинированный.                                                                                                            

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.                                                                                   Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.                                                                                                                              Сохраняющие здоровье технологии: Музыкальная терапия, физкультминутка

 Наглядные пособия и оборудование: - альбом «Швейное материаловедение»;

                                                                - образцы волокон и тканей;

                                                                - раздаточный материал.

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер;
  2. мультимедийный проектор; экран.                                    

Ход урока

I. Организационная часть

1. Проверить подготовку учащихся к уроку;

2. Отметить отсутствующих.

II. Вопросы для повторения

  1. Что такое волокно?
  2. Какие виды волокон вы знаете?
  3. Из чего состоит ткань? (из тонких, переплетённых между собой нитей, которые называют пряжей)
  4. Какие виды тканей вы знаете?
  5. Расскажите об использовании тканей.

III. Технические сведения

Краткие сведения о текстильных волокнах.

Использование природного сырья для производства тканей.

Виды текстильных волокон.

Понятие об изготовлении ткани. Основа и уток. Кромка ткани.

Профессии.

                       

                        Конспект урока (сопровождается презентацией)

 Если рассмотреть кусочек ткани, то можно убедиться в том, что она состоит

 из отдельных  нитей, переплетённых между собой.

Ткань получают путём переплетения нитей, расположенных друг к другу

 перпендикулярно, на ткацком станке.

Нить состоит из отдельных волокон, скрученных между собой.

Волокно – это  тонкая непряденая нить растительного или животного происхождения (шелковое  волокно, льняное волокно).

Волокна подразделяют на натуральные (растительного и животного происхождения) и химические (полученные при помощи химических реакций).

                                                   Текстильные волокна

            Натуральные (природные)                                     Химические

Растительные  Животные  Минеральные      Искусственные   Синтетические

  хлопковое,      шерстяное,      асбестовое                вискозное,         лавсан,  нитрон,                    

    льняное           шёлковое                                          ацетатное,         капрон,хлорин,

                                                                                 медно-аммиачное         винол  

                                                                                                                     

Текстильные волокна растительного происхождения:

  1. Хлопок получают из плодов хлопчатника, выращиваемого в южных странах (Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и др.). Он является самым распространённым текстильным волокном. Из х/б пряжи изготавливают бельевые, платьевые, бытовые, трикотажные ткани, а из низших сортов изготавливают вату. Когда, появившиеся после цветения хлопчатника, коробочки созревают и раскроются, хлопок –сырец (содержимое коробочек) собирают и отправляют на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки. Её основная задача – отделение волокон от семян и очистка их от различных примесей.
  2. Лён. Для получения текстильных волокон выращивают также лён –долгунец. Убирают его с поля, выдёргивая растение с корнем. Собранный лён очёсывают (для удаления семенных коробочек), а стебли связывают в снопики и направляют на первичную обработку. Сначала лён мочат, чтобы разрушить клеющие (пектиновые) вещества и отделить лубяные пучки от неволокнистых тканей стебля. Полученную льняную солому (тресту) сушат, а затем мнут на мяльных машинах. При этом древесная часть стеблей ломается и сдвигается вдоль волокнистого слоя – остаётся лён –сырец. Он поступает на льнотрепальные машины, где его очищают от остатков древесных частей и разделяют на тонкие волокна. Это трёпанный лён, который используют для выработки наиболее тонкой пряжи.

Сравнительная характеристика свойств волокон хлопка и льна

Название

волокна

цвет

блеск

длина,

в мм.

тонина

сминае-

мость

извитость

мягкость

проч-

ность

хлопок

белое

матовое

короткое

(6 – 52)

тонкое

средняя

слабая

мягкое,

пушистое

менее

прочн.

лён

светло-серое

блестя-щее

длинное

(250–1000)

толстое

большая

прямое

волокно

жёсткое,

гладкое

проч-ное

 Из волокон вырабатывают пряжу (нитки) – из отдельных коротких волокон скручивают тонкие длинные нити (прядение).

Нити переплетают между собой.

Те нити, которые идут вдоль ткани, называют основой (основными, долевыми).

Те нити, которые идут поперёк ткани, называют утком (уточными, поперечными).

Эти нити отличаются между собой:

- Нить основы – тонкая, гладкая, равномерная по толщине, плотная, прочная,

 растягивается меньше, чем нить утка.

- Нить утка – более толстая, пушистая, неравномерная по толщине, растягивается больше, чем нить основы.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому по краю образуется кромка (неосыпающиеся края).

Самое распространённое переплетение – полотняное (нить основы и утка

 чередуются через одну).

Производственные этапы изготовления ткани

Волокно - Прядение - Нити (пряжа) - Ткачество - Суровая ткань - Отделка -

                                                      Готовая ткань

Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, т.к. нуждается в отделке.

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.

IV. Лабораторно – практическая работа № 1

«Определение в ткани направления нитей основы и утка»

Вид нити

по кромке

по степени растяжения

по звуку

по виду нити

Основа

вдоль

меньше

звонкий

тонкие

гладкие

Уток

поперёк

больше

глухой

толстые

пушистые

Ход работы:

1.Рассмотреть кусочки ткани с кромкой и без кромки.

2.Определить направление нитей и заполнить таблицу.

3. Прикрепить кусочки в тетрадь и подписать нити.

V. Проверка выполненной работы и оценка её качества.

VI. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....

разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс

Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."...

Презентация к открытому уроку по УД ОП. 05. «Основы материаловедения» По теме: «Определение свойств волокон и тканей»

Данная презентация рекомендуется для проведения уроков преподавателями теоретического обучения системы профессионального образования....

Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Материаловедение. Классификация текстильных волокон.  Лицевая и изнаночная сторона ткани....

Технология 7 класс. Дистанционный урок: Производство тканей из химических волокон

Алгоритм урока в дистанционном формате, с использованием видеоурока. Урок, для обучающихся 7-го класса. Раздел "Материаловедение"...

Обучающий кейс-стади для 5-го класса по теме "Производство ткани"

Обучающий кейс-стади для 5-го класса по теме "Производство ткани". Характеристика функций кейса: Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов. Дидактические за...

Конспект открытого занятия по швейному делу в 8 классе. «Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка»

Конспект открытого занятия по швейному делув 8 классе.«Получение волокон и ткани натурального и искусственного шелка. Практическая работа: Свойства натуральных и искусственных волокон шелка&raqu...