разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.89 МБ |
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прялки
Старинный ткацкий станок Современный ткацкий станок
Классификация текстильных волокон НАТУРАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ Искусственные Минеральные Синтетические Растительные Животные Минеральные Хлопок Лен Шерсть Шелк Асбест
Растение Хлопок-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Хлопок
Растение Лен-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Лен
Основные этапы получения льняных тканей: Сбор и получение льняной соломы Вымочка льняной соломы Производство первичной обработки Сушка Мятьё Трепание Прядильное производство – получение пряжи Ткацкое производство Отделочное производство – отбеливание, окраска .
Животное Шелк-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Шелк
Животное Шесть-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Шерсть
Изделия из натуральных тканей
Изделия из смешанных тканей
Изделия из смешанных тканей
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Предмет технология________Класс___5_______
Тема урока: Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей.
Задачи урока:
Образовательная:
- получить новые сведения о тканях и их свойствах;
- сформировать у учащихся четкое представление о производственных этапах изготовления ткани;
Развивающая:
- формирование устойчивого интереса к предмету,
- развитие внимания,
- логического мышления.
Воспитательная:
- формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;
Методы обучения: исследовательский, поисковый, практическая работа.
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания:
- Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.
- Какие инструменты используют для швейных работ?
- Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?
- Что такое фурнитура, приведите примеры.
Изучение нового материала.
На уроках технологии мы с вами выяснили, что есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.
2 с - Интересно, из чего же шьют одежду? (ответ детей - из ткани).
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.
А где еще применяется ткань? (для изготовления постельного белья, штор и т.д).
Как вы думаете, надо разбираться в тканях?
Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается?
Рассмотрим коллекции тканей и попробуем определить, из чего они состоят.
(дети рассматривают ткань с помощью лупы)
Из чего состоит ткань? - из нитей.
Если распушить конец нити, то мы увидим тонкие волоски – это волокна.
3 с - А как получают волокна ваши бабушки? (они прядут шерсть). Посетив школьный музей, вы сможете увидеть выставку прялок и даже попробовать прясть.
Принцип ткачества не изменяется в течение веков, только сегодня ткачество выполняется машинами на фабриках.
4 с. - Вначале на прядильных, а затем на ткацких. Если мы еще раз внимательно рассмотрим ткань, то увидим, что с двух сторон ткань не осыпается – это кромка, обработанный, неосыпающийся край.
Почему это происходит? Что такое ткачество? (работа с учебником).
Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему? Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника «Классификация текстильных волокон»
5 с -
- Как делятся текстильные волокна? – натуральные и химические.
- Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.
- Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.
6 с - Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения.
Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. после цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.
Когда они созревают, то коробочки раскрываются и их убирают комбайнами или вручную,
После чего очищают, изготавливают пряжу, из которой на ткацких фабриках ткут ткани.
Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания.
Ровница – слабоскрученная нить.
7 с - А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лен.
8 с. - Лен, так же как и хлопок убирают с помощью специальных комбайнов.
9 с -Основные этапы получения льняных тканей:
1. Сбор и получение льняной соломы
2. Вымочка льняной соломы
3. Производство первичной обработки
4. Сушка
5. Мятье
6. Трепание
7. Прядильные производства: получение пряжи
8. Ткацкое производство: получение ткани
9. Отделочное производство: отбеливание, окраска
Комментарии учителя к остальным слайдам.
Практическая работа.
Сравнительная характеристика свойств тканей из хлопка и льна.
Хлопок обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко- жёлтым пламенем образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.
Лён горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше, чем у хлопка. Переносит большой нагрев утюга.
Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна и хлопка осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся.
Хлопок:
Свойства ткани.
Положительные:
экологичная; гипоаллергенная; хорошо впитывает влагу; мягкая, комфортная, не раздражает кожу; обладает двусторонней проницаемостью для воздуха и влаги; легко отбеливается; не электризуется.
Отрицательные:
высокая степень усадки; сильная сминаемость; низкая устойчивость к истиранию при частой стирке (быстро теряет внешний вид); неспособность регулировать тепло- и влагообмен; медленное высыхание.
Лен:
Свойства ткани.
Положительные:
экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу.
Отрицательные:
сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку.
Особенности ухода.
Стирать при температуре 40-60 С в щадящем режиме. Изделия из цветного льна лучше стирать с использованием моющего средства без отбеливателей. Утюжат изделия хорошо нагретым утюгом с увлажнителем.
Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня на уроке я узнала …
Мне было интересно …
Оценка за работу, за активность на уроке.
Домашнее задание
Подготовить сообщение о других волокнах растительного происхождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-700651-1597218761.jpg)
Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-873780-1484084904.jpg)
Урок по теме: "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей".
Методический материал по теме «Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей». Урок разработан для учащихся 5-х классов. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовлен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983203-1512636214.jpg)
Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс
Цель: Формирование понятия о процессе получения тканиЗадачи:·...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-1006566-1517737818.jpg)
Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».
Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-1098361-1546605285.jpg)
Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.
Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1111657-1549347560.jpg)
технологическая карта урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон" ФГОС
технологическая карта урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон" разработана с учетом требований ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280306-1603171542.jpg)
Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"
Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...