разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей. 5 класс. Петрова Марина Анатольевна ГБОУ СОШ № 512 Санкт-Петербурга

Слайд 3

Прялки

Слайд 4

Старинный ткацкий станок Современный ткацкий станок

Слайд 5

Классификация текстильных волокон НАТУРАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ Искусственные Минеральные Синтетические Растительные Животные Минеральные Хлопок Лен Шерсть Шелк Асбест

Слайд 7

Растение Хлопок-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Хлопок

Слайд 8

Растение Лен-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Лен

Слайд 9

Основные этапы получения льняных тканей: Сбор и получение льняной соломы Вымочка льняной соломы Производство первичной обработки Сушка Мятьё Трепание Прядильное производство – получение пряжи Ткацкое производство Отделочное производство – отбеливание, окраска .

Слайд 10

Животное Шелк-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Шелк

Слайд 11

Животное Шесть-сырец Прядение Пряжа Ткачество Ткань Шерсть

Слайд 12

Изделия из натуральных тканей

Слайд 15

Изделия из смешанных тканей

Слайд 16

Изделия из смешанных тканей

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Предмет технология________Класс___5_______

Тема урока: Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей.

Задачи урока:

Образовательная: 

  • получить новые сведения о тканях и их свойствах;
  • сформировать у учащихся четкое представление о  производственных этапах изготовления ткани;

Развивающая: 

  • формирование устойчивого интереса к предмету,
  • развитие внимания,
  • логического мышления.

Воспитательная: 

  • формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;

Методы обучения: исследовательский, поисковый, практическая работа.

Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания:

  1. Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.
  2. Какие инструменты используют для швейных работ?
  3. Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?
  4. Что такое фурнитура, приведите примеры.

Изучение нового материала.

На уроках технологии мы с вами выяснили, что  есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.

2 с - Интересно,  из чего же шьют  одежду?  (ответ детей -   из ткани).

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

 А где еще применяется ткань? (для изготовления постельного белья, штор  и т.д).

Как вы думаете, надо  разбираться в тканях?                                                                                                 

 Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается?

Рассмотрим коллекции тканей  и попробуем определить, из чего они состоят.                                                                                  

(дети рассматривают ткань с помощью лупы)

Из чего состоит ткань?  - из нитей.

Если распушить конец нити, то мы увидим тонкие волоски – это волокна.

3 с - А как получают волокна ваши бабушки? (они прядут шерсть). Посетив школьный музей, вы сможете увидеть выставку прялок и даже попробовать прясть.

Принцип  ткачества не изменяется в течение веков, только сегодня ткачество выполняется машинами на фабриках.

4 с. - Вначале на прядильных, а затем на ткацких. Если мы еще раз внимательно рассмотрим ткань, то увидим, что с двух сторон ткань не осыпается – это кромка, обработанный, неосыпающийся край.

Почему это происходит?  Что такое ткачество? (работа с учебником).

 Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему? Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника  «Классификация текстильных волокон»

5 с -

  • Как делятся текстильные волокна? –  натуральные и химические.
  • Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.
  • Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.

6 с - Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения.  

Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. после цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.

Когда они созревают, то коробочки раскрываются и их убирают комбайнами или вручную,

После чего очищают, изготавливают пряжу, из которой на ткацких фабриках ткут ткани.

Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания.

Ровница – слабоскрученная нить.

7 с - А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лен.

8 с. - Лен, так же как и хлопок убирают с помощью специальных комбайнов.

9 с -Основные этапы получения льняных тканей:

1.    Сбор и получение льняной соломы

2.    Вымочка льняной соломы

3.    Производство первичной обработки

4.    Сушка

5.    Мятье

6.    Трепание

7.    Прядильные производства: получение пряжи

8.    Ткацкое производство: получение ткани

9.    Отделочное производство: отбеливание, окраска

Комментарии учителя к остальным слайдам.

Практическая работа.

Сравнительная характеристика свойств тканей из хлопка и льна.

Хлопок обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко- жёлтым пламенем образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.

Лён горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше, чем у хлопка. Переносит большой нагрев утюга.

Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна и хлопка осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся.

Хлопок:

Свойства ткани.

Положительные:

экологичная; гипоаллергенная; хорошо впитывает влагу; мягкая, комфортная, не раздражает кожу; обладает двусторонней проницаемостью для воздуха и влаги; легко отбеливается; не электризуется.

Отрицательные:

высокая степень усадки; сильная сминаемость; низкая устойчивость к истиранию при частой стирке (быстро теряет внешний вид); неспособность регулировать тепло- и влагообмен; медленное высыхание.

Лен:

Свойства ткани.

Положительные:

экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу.

Отрицательные:

сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку.

Особенности ухода.

Стирать при температуре 40-60 С в щадящем режиме. Изделия из цветного льна лучше стирать с использованием моющего средства без отбеливателей. Утюжат изделия хорошо нагретым утюгом с увлажнителем.

Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня на уроке я узнала …

Мне было интересно …

 Оценка за работу, за активность на уроке.

Домашнее задание

Подготовить  сообщение о других волокнах растительного происхождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....

Урок по теме: "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей".

Методический материал по теме «Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей». Урок разработан для учащихся 5-х классов. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовлен...

Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс

Цель: Формирование понятия о процессе получения тканиЗадачи:·...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...

Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.

Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....

технологическая карта урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон" ФГОС

технологическая карта урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон" разработана с учетом требований ФГОС....

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...