Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Лицевая и изнаночная сторона ткани.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Щебетина Вера Геннадьевна

Материаловедение. Классификация текстильных волокон.  Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_tekstilnyh_volokon_5_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Материаловедение. Классификация текстильных волокон.

                                                Лицевая и изнаночная сторона ткани.

Цель:  Сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, производстве тканей. Научить определять направление долевой нити и утка, их свойства. Ознакомить с  основами современной текстильной промышленности.

Задачи: 

  • Развивать логическое мышление через работу с понятиями, пространственное воображение, коммуникативные умения, познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать аккуратность, бережливость, целеустремленность.
  • Научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Методы проведения занятия: 

  • Частично-поисковый
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Практическое исследование
  • Самостоятельная работа учащихся

Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.

Межпредметные связи: история, природоведение.

Материально-техническое оснащение: 

  • ИКТ (слайдовая презентация). Приложение 1.
  • Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей
  • Коллекция “Волокна”
  • Лупы
  • Карточки-задания с практической работой № 1.
  • Термины.

Основные понятия: швейное материаловедение, волокно, текстильное волокно, натуральные волокна, химические волокна, хлопчатник, хлопок, хлопчатобумажные ткани, гигроскопичность, лен, лен-долгунец, льняные ткани, пряжа, прядение, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, ткацкое переплетение, полотняное переплетение.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ (2 урока по 45 мин.)

№ п/п

Этапы занятия

Время (мин)

I

Организационный момент

2

II

Введение в тему “Швейное материаловедение”

3

III

Изучение новой темы: Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна.

20

IV

Закрепление и применение изученного. Практическая работа № 1.

15

V

Изучение новой темы: Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

20

VI

Закрепление изученного. Практическая работа № 2.

10

VII

Применение полученных знаний

7

VIII

Рефлексия урока.

5

IX

Задание на дом

3

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент 

  • Проверка явки учащихся
  • Проверка готовности к уроку

II. Введение в тему

Учитель: Тема сегодняшнего занятия называется “Швейное материаловедение”. (Слайд 1)

*Швейное материаловедение – это раздел технологии, который занимается изучением строения и свойств материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

- вопрос: «Что ты знаешь о волокнах и тканях?» (Слайд 2,3,4)

*Изделие – вещь, сделанная из чего-нибудь, товар. (Словарь Ушакова)

*Изделие - поделка, произведение, шедевр, создание, творение, продукт, фабрикат, детище. (Словарь синонимов)

- Когда мы говорим о свойствах чего-либо, что мы имеем в виду?

Мы имеем в виду характеристики, показатели.

- Прежде чем сшить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материала, из которых оно будет изготавливаться. (Слайд 5)

*Свойства - характеристики, показатели чего-либо.

В данном случае нам необходимо знать характеристики и показатели материалов, из которых будут изготавливаться изделия.

От свойств материалов зависит внешний вид изделия, его конструкция, способы изготовления, правила эксплуатации.

Свойства материалов зависят от исходного сырья. (Слайд 5)

*Сырье - сырые материалы, предмет труда, претерпевший уже известное изменение под воздействием труда и подлежащий дальнейшей переработке (БСЭ).

III. Изучение новой темы “Понятие о текстильных волокнах. Волокна хлопка и льна”.

Упражнение.

- Из какого сырья сделана парта? (из древесины)
- Откуда берут древесину? (ее получают из деревьев)
- Составьте логическую цепочку производства парты.(Работа в парах)

ПАРТА (изделие) – ДРЕВЕСИНА (материал) – ДЕРЕВО (сырье)

Задание: Составьте логическую цепочку изготовления одежды на основе алгоритма: изделие-материал-сырье. (Работа в парах).

Ответ учащихся: (изделие) ОДЕЖДА– (материал) ТКАНЬ – (сырье) ?

Проблема:  Неизвестно сырье, из которого изготовлены ткани. (Слайд 6)

 - Как можно решить данную проблему? (Версии учащихся)

Для этого можно рассмотреть строение ткани.

Перед вами лежат образцы тканей, из которых можно сшить ОДЕЖДУ. (Коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей). (Слайд 7,8)

Задание: Рассмотрите строение ткани через лупу и составьте логическую цепочку.

Ответ учащихся: ТКАНЬ (изделие) – НИТИ (материал) – ТОНКИЕ ВОЛОСКИ (сырье) (Слайд 6) 

- Что это за “тонкие волоски” и откуда они берутся?

Учитель: Исследовав ткани, вы пришли к выводу, что для ее производства необходимы нити, которые состоят из “тонких волосков”. В швейном материаловедении их называют волокнами. 

*Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.

В швейном материаловедении есть понятие *текстильные волокна – это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

- Из чего получают текстильные волокна?

Давайте рассмотрим классификацию текстильных волокон. В ее основе лежит происхождение (способ получения) волокон и их химический состав.

По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

*Натуральные волокна - это волокна, которые нам дает природа.

*Химические волокна - это волокна, которые получают химическим путем в заводских условиях.

С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений или шерсти животных.

Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.

Далее учитель сообщает сведения о волокнах хлопка и льна, их свойствах в пределах учебника. (Слайд 9-15). Дает характеристику хлопчатобумажным и льняным тканям.

Сравнительная таблица свойств тканей из волокон хлопка и льна

Свойства тканей

Х/б ткани

Льняные ткани

Прочность

средняя

прочная

Сминаемость

средняя

больше, чем у х/б

Осыпаемость

малая

больше, чем у х/б

Гигроскопичность

высокая

чуть ниже, чем у х/б

Усадка

дает усадку

дает усадку

Горение

горит ровно, быстро, запах жженой бумаги

горит так же как х/б

*Прочность – способность ткани противостоять нагрузке.

*Сминаемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки.

*Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому.

*Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.

*Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.

IV. Закрепление и применение изученного

Учащиеся выполняют практическую работу №1 “Изучение волокон хлопка и льна 

Оборудование: коллекция “Волокна”, лупы, рабочая тетрадь.

Вывод: Волокна хлопка и льна отличаются по внешнему виду и на ощупь. Хлопчатобумажные ткани отличаются от льняных по этим же признакам. Хлопчатобумажные ткани обладают теми же свойствами, что и волокна хлопка.

Льняные ткани обладают свойствами волокон льна.

V. Изучение новой темы “Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве”.

Учитель: Давайте вернемся к нашей логической цепочке (Слайд 6)

Текстильные волокна – ( пряжа – нити) – ткань

Вспомните свои действия при исследовании ткани.

- Каким образом из волокон была получена нить? (путем скручивания волокон).
- Каким образом была получена ткань? (путем переплетения нитей)

Далее идет рассказ о получении нитей и ткани в пределах учебника (Слайды 9-27)

*Пряжа - это тонкая длинная нить, полученная путем скручивания коротких волокон.

*Прядение – процесс получения пряжи путем скручивания коротких волокон.

*Ткань – материал (изделие), который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей.

*Ткачество – процесс получения ткани на ткацком станке.

*Нити основы – нити, идущие вдоль ткани.

*Нити утка – нити, идущие поперек ткани.

*Суровая ткань – ткань, снятая с ткацкого станка.

*Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.

*Готовая ткань – ткань, прошедшая отделку.

Признаки определения нити основы:

  1. По кромке.
  2. По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
  3. Основная нить прямая, а уточная извитая.

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Самый распространенный вид переплетения – это полотняное переплетение, где основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные ткани (Слайд 22).

Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону.

Признаки определения лицевой стороны ткани:

  1. На лицевой стороне ткани печатный рисунок более ярче, чем на изнаночной.
  2. На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.
  3. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

VI. Закрепление изученного. 

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу № 1 “Определение в ткани направления нитей основы и утка”. (Слайд 27)

Практическая работа № 2  “Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани”

1. Безопасные приемы труда при работе с режущимися инструментами

- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед;

- убрать рабочее место.

2. Вводный инструктаж

- демонстрация эталонного изделия;

- показ трудовых приемов;

3. Текущий инструктаж - целевой обход

- проверить организацию рабочих мест;

- соблюдение безопасных приемов труда;

- правильность выполнения трудовых приемов;

- самоконтроль;

- провести приемку и оценку работ;

Вывод: Пряжу получают из волокон в процессе прядения. Ткани получают путем переплетения двух систем нитей – нитей основы и нитей утка. Готовые ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Направление нити основы можно определить по кромке, по степени растяжения, по виду нитей.

Свойства ткани зависят от свойств  пряжи и свойств волокон.

VII. Применение полученных знаний.

Учащимся предлагаются образцы тканей.

- Дайте характеристику ткани.
- Какие изделия можно сшить из этой ткани?

VIII. Рефлексия урока

- Что нового вы узнали на уроке?
- Удалось ли нам решить выявленную проблему?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?

IX. Задание на дом. 

  1. Выполнить коллекцию тканей растительного происхождения.

Закрепление пройденного материала.

             Вопросы для повторения по карточкам:

      1.Основой, каких тканей является целлюлоза?

            1).животного происхождения;

            2).растительного происхождения.

      2.Какой материал был первым для производства тканей?

            1).лен, конопля;                                       3).хлопок;

            2).шерсть;                                                 4).шелк.

      3.Что является единичной составляющей при производстве тканей?

            1).пряжа;                                                  3).нить;

            2).волокно;                                               4).ровница.

      4.На какие группы делятся все текстильные волокна?

            1).растительного и животного происхождения;

            2).натуральные и химические.

      5.К какой группе волокон относятся шерсть и шелк?

            1).натуральные;                                        2).химические.

     6.К какой группе волокон относятся шерсть и шелк?

             1).животного происхождения;

             2).растительного происхождения.

     7.К какой группе волокон относятся хлопок и лен?

             1).натуральные;                                       2).химические.

     8.К какой группе волокон относятся хлопок и лен?

             1).животного происхождения;

             2).растительного происхождения.

    9.Какое волокно является минералом?

            1).джут;                                                     4).шерсть;

            2).асбест;                                                  5).лен.  

            3).кенаф;

  10.С помощью какого элемента ткацкого станка прокладывается  уточная нить?

            1).веретено;                                               2).челнок.

  11. Какое переплетение можно схематично изобразить в виде шахматной доски?

            1).саржевое;                                               3).жаккардовое;

            2).атласное;                                                4).полотняное.

 12. Кромка ткани совпадает по направлению с… ?

             1).нитью основы;                                     2).нитью утка.

13.По какой нити ткань тянется сильнее?

             1).по нити основы;                                  2).по нити утка.

14.По какой нити ткани хлопок звонче при растяжении?

             1).по нити основы;                                  2).по нити утка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение, 5 класс. "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны"

Поурочный план. Урок №4 "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны", 5 класс...

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Цели урока. Познакомить учащихся с признаками определения лицевой и изнаночной сторон ткани; ...

Лицевые и изнаночные стороны ткани. Дефекты ткани.

Презентация предназначена для демонстрации на уроке 5 классе...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...

Лицевая и изнаночная стороны ткани

Изучаем  признаки лицевой и изнаночной сторон ткани. Знакомимся с  предприятиями г. Ногинска....

Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)

Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)...