Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган
Учитель технологии Сайдашева Елена Шагидулаевна
Предмет технология________Класс___5_______
Тема урока:
Классификация текстильных волокон.
Производство натуральных тканей.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей.
Задачи урока:
Образовательная:
- получить новые сведения о тканях и их свойствах;
- сформировать у учащихся четкое представление о производственных этапах изготовления ткани;
Развивающая:
- формирование устойчивого интереса к предмету,
- развитие внимания,
- логического мышления.
Воспитательная:
- формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;
Методы обучения: исследовательский, поисковый, практическая работа.
Оборудование: проектр, папка с образцами ткани, презентация «Классификация текстильных волокон», презентация «Получение ткани»
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания:
- Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.
- Какие инструменты используют для швейных работ?
- Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?
- Что такое фурнитура, приведите примеры.
Изучение нового материала.
На уроках технологии мы с вами выяснили, что есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.
Интересно, из чего же шьют одежду? (ответ детей - из ткани).
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.
А где еще применяется ткань? (для изготовления постельного белья, штор и т.д).
Как вы думаете, надо разбираться в тканях?
Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается?
Рассмотрим коллекции тканей и попробуем определить, из чего они состоят .
(дети рассматривают ткань с помощью лупы)
Из чего состоит ткань? - из нитей.
Если распушить конец нити, то мы увидим тонкие волоски – это волокна.
А как получают волокна ваши бабушки? (они прядут шерсть). Посетив школьный музей, вы сможете увидеть выставку прялок и даже попробовать прясть.
Принцип ткачества не изменяется в течение веков, только сегодня ткачество выполняется машинами на фабриках.
Вначале на прядильных, а затем на ткацких. Если мы еще раз внимательно рассмотрим ткань, то увидим, что с двух сторон ткань не осыпается – это кромка, обработанный, неосыпающийся край.
Почему это происходит? Что такое ткачество? (работа с учебником).
Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему? Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника «Классификация текстильных волокон» Презентация Классификация текстильных волокон»
- Как делятся текстильные волокна? – натуральные и химические.
- Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.
- Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.
Сейчас откройте свои тетради и мы составим классификацию волокон. Презентация «Классификация текстильных волокон»
Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения. Посмотрите на образцы ткани .Вам также надо будет принести папку с файлами и каждый создаст свои папку с образцами ткани.
Заслушаем сообщение «История появления хлопчатобумажных тканей».
Слайд 1
Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. после цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.
Когда они созревают, то коробочки раскрываются и их убирают комбайнами или вручную,
Слайд 2 после чего очищают, изготавливают пряжу, из которой на ткацких фабриках ткут ткани.
Слайд 3 Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания.
Ровница – слабоскрученная нить.
А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лен и заслушаем сообщение.
Слайд 4Лен, так же как и хлопок убирают с помощью специальных комбайнов.
Слайд 6-10 Основные этапы получения льняных тканей:
1. Сбор и получение льняной соломы
2. Вымочка льняной соломы
3. Производство первичной обработки
4. Сушка
5. Мятье
6. Трепание
7. Прядильные производства: получение пряжи
8. Ткацкое производство: получение ткани
9. Отделочное производство: отбеливание, окраска
Практическая работа.
Сравнительная характеристика свойств тканей из хлопка и льна.
Хлопок обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко- жёлтым пламенем образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.
Лён горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше, чем у хлопка. Переносит большой нагрев утюга.
Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна и хлопка осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся.
Хлопок:
Свойства ткани.
Положительные:
экологичная; гипоаллергенная; хорошо впитывает влагу; мягкая, комфортная, не раздражает кожу; обладает двусторонней проницаемостью для воздуха и влаги; легко отбеливается; не электризуется.
Отрицательные:
высокая степень усадки; сильная сминаемость; низкая устойчивость к истиранию при частой стирке (быстро теряет внешний вид); неспособность регулировать тепло- и влагообмен; медленное высыхание.
Лен:
Свойства ткани.
Положительные:
экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу.
Отрицательные:
сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку.
Особенности ухода.
Стирать при температуре 40-60 С в щадящем режиме. Изделия из цветного льна лучше стирать с использованием моющего средства без отбеливателей. Утюжат изделия хорошо нагретым утюгом с увлажнителем.
Самостоятельная работа.
В основном хлопчатобумажные и льняные ткани изготовлены полотняным переплетением.
13 -- 14 с. - Выполнение переплетения из цветного картона.
Рефлексия учебной деятельности.
14 с. Сегодня на уроке я узнала …
- Мне было интересно …
Оценка за работу, за активность на уроке.
Домашнее задание.
Подготовить сообщение о других волокнах растительного происхождения.
Принести образцы ткани , папку с файлами .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока математики в 5 классе "Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами."
урок обобщения и систематизации знаний...
Урок по теме: "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей".
Методический материал по теме «Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей». Урок разработан для учащихся 5-х классов. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовлен...
Разработка урока швейного дела. 6 класс "Хлопчатобумажные ткани"
Разработка урока швейного дела...
разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс
Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."...
Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс
Цель: Формирование понятия о процессе получения тканиЗадачи:·...
Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».
Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...
Разработка урока биологии в 5 классе Клетка. Ткани.
Разработка урока по ФГОС. Интересный урок биологии....