Программа обучения по курсу
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме
Курс дополнительного образования "Информационные технологии в делопроизводстве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_IT.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДЕНО
Директор МУК Научно-методический совет МУК
___________Л.В.Каспранова протокол № ______
«___»______________ 20__ г. «___»______________ 20__г.
П Р О Г Р А М М А
дополнительного образования по курсу
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ»
г.Пенза
Пояснительная записка
«Межшкольный учебный комбинат» - это Ваш друг и учитель, который поможет Вам пройти компьютерное обучение и научиться общаться с персональным компьютером и разнообразными программами легко, свободно, без всяких затруднений. Вы спросите, «а зачем мне это»? Мы ответим. На сегодняшний день современные информационные технологии занимают все большее место в нашей жизни. Компьютер – это такой же предмет повседневной необходимости как радио и телевизор, газовая плита и холодильник. К сожалению, не все умеют обращаться с компьютером или на таком уровне, на котором Вам бы хотелось.
Переход экономики нашей страны на рыночные рельсы, а также постоянное совершенствование средств вычислительной техники, значительно облегчающих работу и представляющих большие возможности, определяют потребность народного хозяйства в квалифицированных специалистах, способных осваивать и применять в своей профессиональной деятельности современные информационные технологии.
Не секрет, что многие школьные курсы сразу после изучения забываются учащимися из-за невостребованности полученных знаний. Межшкольный учебный комбинат дает такие знания и навыки, которые позволят выпускникам более осознанно выбрать свою будущую профессию, а также лучше адаптироваться к взрослой жизни.
Современную жизнь невозможно представить без персонального компьютера, поэтому учащиеся должны владеть навыками компьютерной грамотности, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда.
Владение современными информационными офисными технологиями в делопроизводстве существенно повышает рейтинг соискателя на получение достойной работы.
Все это вызвало необходимость пересмотра и переработки имеющихся государственных программ делопроизводства для учебных комбинатов. Результатом этой работы стала данная программа курса дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве». Целью обучения курса "Информационные технологии в делопроизводстве" является предпрофессиональная подготовка учащихся к работе по профессии секретарь-делопроизводитель со знанием компьютера.
Данный курс ориентирован на учащихся 10-х и 11-х классов средних школ, не имеющих предшествующей компьютерной подготовки или имеющих поверхностное представление о компьютерах и прикладных программах, используемых для обработки текстовой, табличной и графической информации. Курс рассчитан на 2 года по 2 академических часа в неделю.
Целью программы является формирование у учащихся общей готовности к активному включению в трудовую деятельность посредством овладения курсом «Информационные технологии в делопроизводстве» и соответственно содействие духовному развитию учащихся.
Достижению цели, поставленной в программе, способствует решение следующих задач:
- Формирование у учащихся знаний о современной системе и уровне развития делопроизводства, о содержании труда офис-секретаря;
- Формирование знаний, умений и навыков по оформлению основных деловых документов;
- Формирование социально значимых мотивов выбора профессии офис-секретаря, выявление всестороннего развития способностей учащихся;
- Приобщение учащихся к общественно-полезному труду;
- Создание условий для самореализации личности учащихся;
- Развитие у учащихся творческой инициативы;
- Воспитание у школьников общей культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью; содействие духовному развитию учащихся;
- Подготовка учащихся к трудовой деятельности в условиях фирм с различной формой собственности и конкуренции на рынке труда, содействие в профессиональной ориентации учащихся;
- Знакомство учащегося с основными путями получения дальнейшего образования по профессии офис-секретарь и повышения квалификации в системе работников управленческого аппарата;
Программа курса дополнительного образования «Информационные технологии в делопроизводстве» имеет явно выраженную практическую направленность, так как значительная часть учебного времени выделяется на практические занятия.
Особую важность в этой связи имеет общественно-полезный труд, который формирует положительное отношение к себе, как субъекту профессиональной деятельности, раскрывает, воспитывает любовь, интерес к профессии «секретаря-машинистки», уважение к людям труда.
Вместе с тем, программа имеет социальную значимость, которая состоит:
- в получении профессии и выхода с ней на рынок труда;
- в закладывании основ для дальнейшей учебы по данной профессии или смежной с ней;
- в использовании полученных знаний в повседневной жизни.
В процессе преподавания курса рекомендуется применять разнообразные формы и методы обучения и контроля, в том числе: подготовка рефератов и курсовых работ; семинарские занятия, деловые игры, решение ситуационных задач, занятия на базах промышленных предприятий города. При обучении необходимо широко использовать индивидуальные, фронтальные и групповые формы обучения, а также работу «малыми группами», ученические самоуправления, конкурсы профмастерства, метод морального поощрения.
Изучение курса предусматривает экскурсии на специализированные выставки, в музеи, промышленные предприятия, офисы и фирмы. Во время экскурсии особое внимание обращается на ознакомление школьников со структурой этих предприятий, условиями труда и отдыха персонала, внедрением новых технологий, возможностями профессионального роста и повышения квалификации. Перед производственными экскурсиями, также как и учебными занятиями проводится беседа по вопросам техники безопасности и правилам поведения на промышленных предприятиях.
Занятия по курсу целесообразно проводить в специальных кабинетах МУК, учебных кабинетах промышленных предприятий. Практические занятия и производственная практика должны быть организованы на базе этих предприятий.
Во время прохождения производственной практики необходимо отрабатывать у учащихся умения и навыки, полученные во время практических занятий, формировать положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности, раскрывать творческие возможности профессии, воспитывать любовь и уважение к людям труда, развивать стремление к творческому решению производственных задач.
Содержание программы разработано на основе анализа профессиональной деятельности с учетом имеющихся знаний по русскому языку и информатике. Рекомендуется осуществлять дифференцированный подход к личности каждого учащегося, развивать как общие, так и специальные способности, качества личности, необходимые для профессиональной деятельности: трудолюбие, наблюдательность, дисциплинированность, выдержка, выдержка, терпеливое, внимательное и чуткое отношение к людям, скромность, исполнительность, требовательность и честность.
Основная задача курса "Информационные технологии в делопроизводстве" - помочь старшеклассникам овладеть навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности.
Главное внимание в курсе должно уделяться изучению систем обработки текстовой информации, когда вопросы компьютерной обработки информации рассматриваются на примерах такой прикладной области деятельности как делопроизводство, способам компьютерной обработки деловой информации, основам делопроизводства, методам организации делопроизводства, стандартами деловых документов.
Учащиеся знакомятся с такими широко распространенными в офисной практике прикладными программами, как электронные таблицы.
Навыки, приобретенные при изучении курса, могут рассматриваться и как один из промежуточных этапов профессиональной карьеры в любой другой сфере деятельности. Знание форм и методов оформления деловой деятельности предприятий, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составить и оформить с помощью компьютера, умение использовать при оформлении документов графику, позволит ученикам в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности.
По каждому разделу (группе тем) теоретического и практического обучения учащийся должен сдать зачет (в виде теста, творческого задания, реферативной работы, презентации или проекта), показывающий, что учащийся усвоил эту часть программы, овладел нужными навыками работы.
Если учащиеся прошли все этапы текущей аттестации, производственную практику, выполнили курсовую работу, успешно сдали квалификационный экзамен, их знания, умения и навыки соответствуют требованиям квалификационной характеристики, то им выдается свидетельство об окончании МОУ МУК.
По окончании курсов учащиеся должны
Знать:
- Технику безопасности и производственную санитарию.
- Обязанности секретаря.
- Правила оформления текстового материала на персональном компьютере.
- Основные приемы скоростного письма.
- Понятие Госстандарта.
- Основные виды деловых документов и правила их оформления.
- Правила регистрации и хранения документов.
- Правила составления и оформления стандартных форм деловых документов.
- Назначение основных компонентов компьютера, особенности различных моделей компьютеров, совместимых с IBM.
- Приемы работы с посетителями и на телефоне.
- Архитектуру персонального компьютера и принципы работы.
- Назначение электронных таблиц и принципы работы с ними.
- Назначение и способы работы с программами-архиваторами и антивирусами.
Уметь:
- Выполнять технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия.
- Правильно располагать реквизиты при оформлении документов.
- Создавать документы с угловым и продольным расположением реквизитов.
- Зарегистрировать документ.
- Правильно организовать хранение исполненных документов.
- Подготовить документы для последующей сдачи в архив.
- Работать на персональном компьютере с пакетом офисных программ.
- Пользоваться архиваторами файлов.
- Пользоваться антивирусными системами.
- Соблюдать режим ухода за персональным компьютером.
- Соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, внутреннего распорядка и личной гигиены.
Занятия с учащимися могут вести лица, имеющие среднее или высшее образование и владеющие навыками делопроизводства.
Программа разработана творческим коллективом педагогических работников Межшкольного учебного комбината в составе:
Директор МУК Л.В.Каспранова
Методист МУК О.В.Коновалова
Мастер п/о О.В.Грачева
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
Теоретическое обучение
№ Темы | Наименование темы | Количество часов |
Техника безопасности и производственная санитария. | 2 | |
Знакомство с курсом «Информационные технологии в делопроизводстве». | 2 | |
Устройство персонального компьютера и основные понятия для работы с ПК. | 4 | |
Текстовый редактор Microsoft Word. | 4 | |
Правила оформления текстового материала. | 8 | |
Электронные таблицы Microsoft Excel. | 4 | |
Основные понятия делопроизводства. | 4 | |
Архивация файлов. | 1 | |
Защита информации. | 2 | |
Зачеты | 2 | |
Контрольная работа | 1 |
Практическое обучение
Компьютер и здоровье. | 2 | |
Машинопись. Основы «слепого» десятипальцевого метода набора текста на персональном компьютере. | 12 | |
Практическая работа в операционной среде Windows. | 6 | |
Практическая работа в текстовом редакторе Microsoft Word. | 6 | |
Техника и правила письма. | 8 | |
Практическая работа в табличном редакторе Microsoft Excel. | 6 | |
Зачеты. | 4 | |
Контрольная работа. | 2 | |
Общественно-полезный труд. | 22 | |
Производственная практика. | 120 | |
Итого: | 222 |
2 год обучения
Теоретическое обучение
№ Темы | Наименование темы | Количество часов |
10. | Правила оформления документов. | 4 |
11. | Организационная документация. | 2 |
12. | Распорядительная документация. | 2 |
13. | Информационно-справочная документация. | 5 |
14. | Документация по трудовым отношениям. | 5 |
15. | Организация документооборота. | 2 |
16. | Регистрация документов. | 1 |
17. | Хранение документов. | 2 |
18. | Бездокументарное обслуживание аппарата управления. | 4 |
19. | Интернет в работе секретаря. | 1 |
Зачеты. | 4 | |
Контрольная работа. | 1 | |
Итоговая аттестация. | 1 |
Практическое обучение
7. | Оформление реквизитов в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 | 6 |
8. | Оформление организационной документации. | 2 |
9. | Оформление распорядительной документации. | 3 |
10. | Оформление информационно-справочной документации. | 10 |
11. | Оформление документации по трудовым отношениям. | 10 |
12. | Деловые игры и тесты. | 7 |
Зачеты. | 4 | |
Контрольная работа. | 2 | |
Общественно-полезный труд. | 22 | |
Итоговая аттестация. | 2 | |
Итого за 10 и 11 класс:
Всего: 324 часа. |
ПРОГРАММА
1 год обучения
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тема 1. Техника безопасности и производственная санитария.
Совершенствование мероприятий по технике безопасности. Правила техники безопасности, пожарной безопасности на рабочих местах. Правила внутреннего распорядка. Причины производственного травматизма и меры его предупреждения. Организация рабочего места офис-секретаря. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда. Внутренний распорядок в кабинете. Распределение обязанностей между учащимися.
Тема 2. Знакомство с курсом «Информационные технологии в делопроизводстве»
Знакомство с курсом «Информационные технологии в делопроизводстве». Значение информационных технологий в современном обществе. Безбумажная технология создания документов. Функции, деловые качества и должностная инструкция офис-секретаря. Трудоустройство офис-секретаря. Этапы карьеры секретаря. Рабочее место офис-секретаря. Рабочий день офис-секретаря. Тренинг знакомства «Автограф».
Тема 3. Устройство персонального компьютера и основные понятия для работы с ПК.
Основная архитектура персонального компьютера. Системный блок, основное устройство и назначение. Монитор, и его виды. Дополнительные устройства. Windows. Знакомство с Рабочим столом. Настройка рабочего стола. Работа с окнами. Использование меню. Диалоговые окна. Справочная система windows. Завершение работы. Программа Мой компьютер. Файловый менеджер «Проводник». Создание и удаление папок. Работа с корзиной. Перемещение и копирование файлов и папок. Переименование папок и файлов. Создание ярлыка. Поиск нужного файла или папки. Стандартные программы Windows. Программы общего назначения. Игры. Калькулятор. Блокнот. Графический редактор Paint. Сервисные программы диагностики ПК: программа дефрагментации диска (Defrag), сканирования диска (SkanDisk). Форматирование диска. Краткое ознакомление с другими компьютерными программами. Microsoft Office.
Тема 4. Текстовый редактор Microsoft Word.
Текстовый редактор Word. Основные возможности. Элементы окон, окно программы и окно документа. Режим просмотра документа на экране. Перемещение по тексту. Главное меню Word. Создание нового документа. Сохранение документа. Установка параметров страницы. Контроль за орфографией. Редактирование и форматирование текста. Выбор параметров шрифта. Форматирование абзацев. Работа со списками. Копирование, вставка и перенос фрагмента текста. Вставка и форматирование таблиц. Создание таблиц. Объекты. Формулы. Добавление надписей и рисунков. Настройка панелей инструментов. Печать документа.
Тема 5. Правила оформления текстового материала.
Основные правила письма текстов. Размеры бумаги и размеры полей. Знаки препинания. Правила письма прописных букв и цифр. Знак «черточка» и особенности его написания. Знаки, употребляемые в тексте и с цифрами. Оформление заголовков и подзаголовков. Оформление титульного листа несколькими способами. Сокращения в тексте. Приемы выделения отдельных частей текста. Оформление примечаний к тексту. Оформление сносок к тексту. Правила оформления библиографий. Корректурные знаки. Язык и стиль деловой документации. Типичные ошибки.
Тема 6. Электронные таблицы Microsoft Excel.
Понятие о таблицах. Запуск программы. Специфичные элементы окна программы Excel. Операции с книгами. Перемещение курсора активной ячейки. Ввод информации в ячейки, изменение ширины столбцов, высоты строк. Редактирование информации в ячейках. Выделение ячеек. Форматирование выделенных ячеек. Выбор формата числа. Сортировка данных. Вычисления. Создание формул. Автосуммирование. Создание диаграмм. Мастер диаграмм. Перемещение, масштабирование, редактирование созданной диаграммы. Построение табличных форм. Оформление элементов таблицы (заголовок, подзаголовок, шапочка, боковик, горизонтальные строки, вертикальные графы (столбцы). Примечания и сноски в таблицах. Понятие и оформление выводов.
Тема 7. Основные понятия делопроизводства.
Документ, его функции и задачи. Понятие делопроизводства. Делопроизводство и его становление в России. Приказное, коллежское, министерское и централизованное делопроизводство. Нормативно-правовая база делопроизводства. Унификация и стандартизация в делопроизводстве. Эволюция образа секретаря в литературе и кино. Терминология. Документирование. Организация работы с документами. Понятие классификации документов. Общая классификация документов. Классификация организационно-распорядительных документов (ОРД).
Тема 8. Архивация файлов.
Краткая история архивирования. Принципы архивирования. Особенности архивирования. Как создать архив? Наиболее распространенные архиваторы. Извлечение файлов из архива. Ошибка в архиве. Поиск в архиве. Просмотр содержимого архива. Удаление архива. Мастер создания архива. Показ информации. Исправление архива. Типы архивов. Самораспаковывающиеся архивы. Mp 3 музыка, как архив. Тип архива RAR.
Тема 9. Защита информации.
Компьютерные вирусы, их влияние на информацию. Разновидности компьютерных вирусов. Классификация компьютерных вирусов. Среда обитания - файловые, загрузочные, макро- и сетевые вирусы. Виды сетевых вирусов: Интернет-черви и «Трояны». По способу заражения – резидентные и нерезидентные. По степени опасности – неопасные, опасные, очень опасные вирусы. По особенностям алгоритма – простейшие, вирусы-репликаторы (черви), стелс-вирусы (вирусы-невидимки), вирусы-мутанты, квазивирусы («трояны»). Определение компьютерных вирусов. Проявление наличия вируса в работе ПК. Антивирусная безопасность. Антивирусные программы. Виды антивирусных программ. Полифаги, ревизоры, блокировщики. Лаборатория Касперского. Программа Dr. Web. Основные правила работы, снижающие риск заражения вирусом. Уголовный кодекс РФ.
Зачет № 1 по темам № 1 «ТБ и производственная санитария», № 3 «Устройство персонального компьютера и основные понятия для работы с ПК».
Зачет № 2 по темам № 4 «Текстовый редактор Word», № 5 «Правила оформления текстового материала».
Зачет № 3 по темам № 6 «Электронные таблицы Microsoft Excel», № 7 «Основные понятия делопроизводства».
Зачет № 4 по темам № 8 «Архивация файлов», № 9 «Защита информации».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тема 1. Компьютер и здоровье.
Дискуссия на тему: «Факторы воздействия компьютера на человека». Компьютер и жизнь. Выявление «вредных качеств» компьютера. Дискуссия на тему: «Синдром компьютерного стресса». Самостоятельное составление таблицы на тему «Идеальное рабочее место». Овладение навыками выполнения эргономичных упражнений для улучшения осанки (профилактика сутулости и болей в спине), для профилактики синдрома запястного канала и зрительная профилактика. Овладение техникой нейтрализации отрицательного воздействия компьютера на организм.
Тема 2. Машинопись. Основы «слепого» десятипальцевого метода набора текста на персональном компьютере.
Отработка и совершенствование порядка установки параметров страницы в Word. Формирование навыков установки размеров полей документа. Практическая работа «Форматы бумаги, применяемые в делопроизводстве». Овладение навыками работы слепым десятипальцевым методом на клавиатуре ПК. Выполнение гимнастики для пальцев. Овладение техникой постановки рук в основную позицию. Заучивание зон действия пальцев. Заучивание схемы ориентировочной основы деятельности. Презентация «Знакомство с обзором клавиатурных тренажеров». Практическая работа «Основной ряд клавиатуры», «Верхний ряд клавиатуры», «Нижний ряд клавиатуры». Самостоятельное совершенствование навыков набора текстового материала различной тематики.
Тема 3. Практическая работа в операционной среде Windows.
Овладение навыками работы в операционной среде Windows. Знакомство с «Рабочим столом». Овладение техникой настройки рабочего стола. Отработка и совершенствование работы с окнами. Овладение навыками использования меню. Изучение диалоговых окон. Практическая работа со справочной системой Windows. Отработка и совершенствование порядка завершения работы. Овладение навыками работы с программой «Мой компьютер». Лабораторная работа «Файловый менеджер «Проводник»». Отработка и совершенствование навыков создания и удаления папок. Решение практических задач: работа с корзиной, перемещение, переименование и копирование файлов и папок. Овладение техникой создания ярлыков на рабочем столе. Совершенствование навыков поиска нужного файла или папки. Лабораторная работа «Стандартные программы ОС Windows»: программы общего назначения, игры, калькулятор, блокнот, графический редактор Paint. Овладение техникой работы с сервисными программами диагностики ПК: программа дефрагментации диска (Defrag), сканирования диска (SkanDisk). Овладение навыками форматирования диска. Самостоятельное знакомство с другими компьютерными программами. Практическая работа «Знакомство с Microsoft Office».
Тема 4. Практическая работа в текстовом редакторе Microsoft Word.
Знакомство с текстовым редактором Word. Изучение основных возможностей. Изучение команд меню Word. Овладение техникой работы с меню «Файл», «Правка», «Вид», «Вставка», «Формат», «Сервис», «Таблица», «Окно», «Справка». Знакомство с режимом просмотра документа на экране. Практическая работа с переключением режимов просмотра документа на экране. Пути создания нового документа. Отработка полученных навыков. Варианты сохранения документа. Повторение установки параметров страницы. Изучение контекстного меню Контроль за орфографией. Изучение и применение способов редактирования и форматирования текстов. Выбор параметров шрифта. Самостоятельное форматирование абзацев. Знакомство с правилами работы со списками. Отработка навыков вставки и форматирования таблиц. Изучение диалогового окна «Объекты». Изучение диалогового окна «Формулы». Овладение техникой добавления надписей и рисунков. Совершенствование техники настройки панелей инструментов.
Тема 5. Техника и правила письма.
Правила набора документа. Отработка и совершенствование навыков «слепого» десятипальцевого набора текста на персональном компьютере. Отработка техники набора текста по основному, верхнему, нижнему, цифровому/знаковому рядам клавиатуры. Овладение техникой набора текста в соответствии с правилами. Отработка навыков набора текстов со знаками препинания. Овладение техникой набора текстов с прописными буквами и цифрами. Отработка навыков набора текстов со знаками «черточка». Отработка и совершенствование навыков набора со знаками, употребляемыми в тексте и с цифрами. Практическая работа «Оформление заголовков и подзаголовков». Практическая работа «Оформление титульного листа». Совершенствование техники набора текстов с сокращениями. Отработка навыков выделения отдельных частей текста. Практическое оформление примечаний к тексту. Практическое оформление сносок к текстам. Практическая работа «Оформление библиографий». Овладение техникой корректорской правки текста.
Тема 6. Практическая работа в табличном редакторе Microsoft Excel.
Овладение навыками оформления таблиц. Выполнение запуска программы. Практическая работа «Элементы окон программы Excel». Практические операции с книгами. Отработка навыков перемещения курсора активной ячейки. Овладение навыками ввода информации в ячейки, изменения ширины столбцов, высоты строк. Отработка правил выбора формата числа. Овладение навыками сортировки данных. Изучение правил редактирования информации в ячейках. Овладение навыками практического вычисления. Овладение навыками создания формул. Овладение техникой применения автосуммирования. Знакомство с правилами создания диаграмм. Практическая работа с Мастером диаграмм. Отработка и совершенствование полученных навыков. Совершенствование навыков перемещения, масштабирования, редактирования созданной диаграммы. Практическое построение табличных форм. Практическое оформление элементов таблицы (заголовок, подзаголовок, шапочка, боковик, горизонтальные строки, вертикальные графы (столбцы). Овладение навыками оформления примечаний и сносок в таблицах. Практическое работа «Оформление выводов». Выработка практических навыков и умений.
ЗАЧЕТЫ
Зачет № 1 по темам № 1 «»Компьютер и здоровье», № 2 «Машинопись. Основы «слепого» десятипальцевого метода набора текста на персональном компьютере.
Зачет № 2 по темам № 3 «Практическая работа в ОС Windows», № 4 «Практическая работа в текстовом редакторе Microsoft Word».
Зачет № 3 по темам № 5 «Техника и правила письма», № 6 «Практическая работа в табличном редакторе Microsoft Excel».
ПРОГРАММА
2 год обучения
Тема 10. Правила оформления документов.
Правовые основы регламентации вопросов оформления служебных документов. Краткая характеристика ГОСТ Р 6.30-2003. Реквизит, понятие, состав реквизитов документа и правила оформления. Схема (формуляр) расположения реквизитов документа, понятие и виды. Бланк, понятие, виды и правила оформления. Требования к реквизитам служебных документов. Требования к бланкам служебных документов. Шаблоны word.
Тема 11. Организационная документация.
Назначение и состав организационной (организационно-правовой) документации. Учредительные документы, порядок оформления. Учредительный договор, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Устав, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Положение об организации, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Штатное расписание, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Правила внутреннего трудового распорядка организации, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Должностная инструкция, понятие, состав реквизитов и порядок оформления.
Тема 12. Распорядительная документация.
Назначение и состав распорядительной документации. Классификация распорядительной документации. Процедура издания. Согласование. Постановление, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Решение, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Распоряжение, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Указание, понятие, состав реквизитов и порядок оформления. Приказ, понятие, виды, состав реквизитов и порядок оформления.
Тема 13. Информационно-справочная документация.
Назначение и состав информационно-справочной документации. Понятие и функции делового письма. Разновидности деловых писем. Электронные сообщения и письма. Телеграмма, телекс, факсограмма. Понятие, виды, состав реквизитов и правила оформления. Телефонограмма. Понятие, состав реквизитов и правила оформления. Докладная, служебная и объяснительная записка. Понятие, виды, состав реквизитов и правила оформления. Предложение и представление. Понятие, состав реквизитов и правила оформления. Акт. Понятие, виды, состав реквизитов и правила оформления. Протокол. Понятие, виды, состав реквизитов и правила оформления Справка. Понятие, виды, состав реквизитов и правила оформления. Заключение, отзыв, список и перечень. Понятие, состав реквизитов и правила оформления.
Тема 14. Документация по трудовым отношениям.
Трудовой Кодекс РФ как главный законодательный акт при оформлении документов работников. Классификация документов по личному составу. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора (заявление, резюме, автобиография, характеристика, рекомендательное письмо, анкета). Понятие, виды, состав реквизитов и правила оформления. Трудовой договор. Понятие, виды, состав реквизитов и правила оформления. Приказы по личному составу. Обязательство о неразглашении служебной тайны. Основы ведения трудовой книжки, личных карточек и личного дела. Документирование служебной командировки. Отпуск. Перевод работника на другую работу. Меры поощрения и взыскания. Документирование процесса увольнения.
Тема 15. Организация документооборота.
Понятие и принципы организации документооборота. Этапы прохождения и порядок исполнения входящих документов. Этапы прохождения исходящих и внутренних документов. Работа с конфиденциальными документами. Назначение и виды учета конфиденциальных документов. Составление, изготовление и издание конфиденциального документа. Гриф ограничения доступа. Порядок работы исполнителей с конфиденциальными документами и материалами. Порядок работы с письмами и обращениями граждан. Систематизация хранимой информации в электронном виде. Картотеки документов, понятие, виды и правила создания.
Тема 16. Регистрация документов.
Понятие и системы регистрации документов. Централизованная, децентрализованная, смешанная системы регистрации. Формы для регистрации документов: журнальная форма, карточная форма, а также регистрация на ПК. Правила заполнения форм регистрации документов. Порядок регистрации документов. Индексация документов, понятие и правила. Основы организации справочно-информационной работы. Контроль исполнения документа. Понятие и виды контроля. Текущий, предупредительный, итоговый контроль. Аналитические справки. Автоматизированный контроль. Сроки исполнения документа. Типовые и индивидуальные сроки.
Тема 17. Хранение документов.
Хранение документов. Понятие, основы систематизации хранения документов. Номенклатура дел. Понятие, виды и правила оформления номенклатуры дел. Формирование дел. Понятие и правила формирования дел. Правила оформления обложки дела. Оперативное хранение дел. Понятие и порядок оперативного хранения. Понятие экспертизы ценности документов. Экспертная комиссия, ее полномочия. Сроки хранения документов. Понятие и виды сроков хранения дел. Правила уничтожения дел с истекшим сроком хранения. Передача дела в архив. Этапы подготовки дела к передаче в архив.
Тема 18. Бездокументарное обслуживание аппарата управления.
Этикет делового человека. Правила ведения деловой беседы. Секретарь и телефон. Этикет телефонного разговора. Работа секретаря в приемной. Совещание. Виды совещаний и их организация. Организация и проведение приемов и презентаций. Прием иностранной делегации. Подготовка бизнес-поездок руководителя. Организация деятельности руководителя. Планирование рабочего дня руководителя. Секретарь и руководитель – навыки общения. Секретарь и сотрудники – правила общения. Действия секретаря в конфликтных ситуациях.
Тема 19. Интернет в работе секретаря.
История развития Интернет. Назначение сети Интернет. Функции Интернет. Правовые и этические нормы Интернет. Виды подключения (доступа) к Интернет. WWW – всемирная информационная паутина, гипертекст, страница, сайт. Адреса сайтов Интернет. Путешествие по WWW – страницам, браузер «Internet Explorer». Поиск информации в Интернет. E-mail - электронная почта, получение бесплатного почтового ящика, работа с ящиком через www-страницу и «Outlook Express». Сохранение найденной информации на компьютере.
Зачет № 5 по темам № 10 «Правила оформления документов», № 11 «Организационная документация», №12 «Распорядительная документация».
Зачет № 6 по теме № 13«Информационно-справочная документация».
Зачет № 7 по теме № 14 «Документация по трудовым отношениям».
Зачет № 8 по темам № 16, 17 «Регистрация и хранение документов».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Тема 7. Оформление реквизитов в соответствии с ГОСТ Р 6.30 – 2003.
Изучение правовых основ регламентации вопросов оформления служебных документов. Ознакомление с краткой характеристикой ГОСТа Р 6.30-2003. Изучение состава реквизитов документа. Знакомство со схемой расположения реквизитов. Изучение требований к реквизитам служебных документов. Самостоятельное оформление реквизитов документа на компьютере. Овладение техникой оформления схемы (формуляра) расположения реквизитов документа при помощи таблицы Microsoft Word. Овладение техникой создания бланка с угловым расположением реквизитов. Овладение техникой создания бланка с продольным расположением реквизитов. Использование и создание шаблонов основных документов.
Тема 8. Оформление организационной документации.
Самостоятельное создание схемы организационной документации. Выступление с краткими докладами на тему: «Устав», «Учредительный договор», «Правила внутреннего трудового распорядка организации», «Должностная инструкция». Овладение техникой оформления учредительного договора. Овладение навыками оформления устава. Практическая работа по оформлению положения об организации, штатного расписания, правил внутреннего трудового распорядка организации. Знакомство с этапами создания инструкций. Овладение техникой создания должностной инструкции.
Тема 9. Оформление распорядительной документации.
Самостоятельное создание развернутой схемы распорядительной документации. Овладение техникой классификации распорядительной документации. Отработка и совершенствование техники классификации распорядительной документации. Самостоятельное создание схемы процедуры издания распорядительного документа. Овладение навыками создания постановления, решения, распоряжения, указания. Практическая работа «Оформление приказа». Овладение навыками создания приказов по основной деятельности и по личному составу. Решение практических задач на создание и оформление документов. Самостоятельное оформление различных видов приказов на компьютере. Заполнение бланка приказа.
Тема 10. Оформление информационно-справочной документации.
Самостоятельное создание развернутой схемы информационно-справочной документации. Оформление таблицы «Функции делового письма». Составление таблицы «Виды деловых писем». Отработка и совершенствование техники классификации деловых писем. Проект «Бланк письма».
Овладение техникой оформления делового письма. Овладение навыками создания электронных сообщений и писем. Отработка и совершенствование создания телеграммы, телефонограммы, телекса, факсограммы. Отработка навыков оформления докладной, служебной и объяснительной записок. Практическая работа по оформлению предложения, представления, акта. Отработка и совершенствование навыков оформления протокола, справки. Знакомство с оформлением заключения, отзыва, перечня, списка. Решение практических задач на создание и оформление документов. Самостоятельное оформление документов на компьютере.
Тема 11. Оформление документации по трудовым отношениям.
Самостоятельное изучение некоторых статей Трудового Кодекса РФ. Составление схемы «Классификация документов по личному составу». Самостоятельное составление схемы «Документирование приема на работу». Овладение и совершенствование техники оформления заявления, резюме, автобиографии, характеристики, рекомендательного письма, анкеты. Самостоятельное проектирование трудового договора. Овладение навыками оформления приказов по личному составу. Оформление обязательства о неразглашении служебной тайны. Оформление трудовой книжки, личной карточки и личного дела. Изучение основ документирования служебной командировки. Знакомство с правилами оформления отпуска. Составление схемы перевода работника на другую работу. Составление таблицы «Меры поощрения и взыскания». Составление схемы «Документирование процесса увольнения». Самостоятельное оформление документов на компьютере.
Тема 12. Деловые игры и тесты.
Тест «Основы этикета». Деловая игра «Планирование рабочего дня руководителя». Тест «Деловая беседа». Тест «Телефонный разговор». Деловая игра «Организация рабочего места секретаря». Тест «Коммерческая тайна в работе секретаря». Тест «Действия секретаря в конфликтных ситуациях». Деловая игра «Прием на работу». Деловая игра «Увольнение с работы». Деловая игра «Регистрация документов». Деловая игра «Оформление личного дела работника». Деловая игра «Переписка между партнерами»
Общественно-полезный труд
Самостоятельное выполнение учащимися заданий под наблюдением мастера производственного обучения, с целью обработки и совершенствования профессиональных умений и навыков, обозначенных программой.
Перечень возможных работ: выполнение текстовых работ для школ, печатание рефератов, докладов, бланков, оказание помощи в оформлении кабинетов.
ЗАЧЕТЫ
Зачет № 5 по теме № 7 «Правила оформления реквизитов».
Зачет № 6 по теме № 9 «Распорядительная документация».
Зачет № 7 по теме № 10 «Информационно-справочная документация»
Зачет № 8 по теме № 11 «Документация по личному составу».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Оформление документов. М., 1999.
- Кузнецова Т.В. Составление и оформление служебных документов. М., 1999.
- Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М., 1999.
- Павлюк Л.В., Воробьев Н.И. Справочник по делопроизводству и основам работы на компьютере. М., 1998.
- ДееваТ.М. Деловая переписка для международного сотрудничества. М., 1992.
- Каммингс С. Секреты Office-97. М., 1997.
- Годун А.Б., Годун Т.Ю. Технология компьютерного делопроизводства. Информационный подход. Владивосток, 1995.
- Чернышева С.А. Составление и оформление основных документов управления: Практическое пособие. М., 2002.
- Кузнецов И.Н. Делопроизводство: учебно-справочное пособие. М., 2007.
- Секретарское дело / авт.-сост. И.Н.Кузнецов. – М., 2005. Демин Ю.М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов. Спб., 2006.
- Польникова И.И. Компьютерное делопроизводство, - методическое пособие для слушателей. – Ч. 1,2; - Пенза, 2006.
- Баксаков М.И. Делопроизводство. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. – М., 2004.
- Стенюков М.В. Справочник секретаря. – М., 2002.
- ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. M., 2003.
- ГОСТ З51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М., 1998.
- Закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». М., 1995.
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485 «О государственной тайне». М., 1998.
- Закон РФ от 22 октября 2004 г. № 125-03 «Об архивном деле в РФ».
- Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Федеральной архивной службы России от 27 ноября 2000 г. № 68). – М., 2002.
- Колтунова М.В. Деловое письмо. М., 1999.
- Коммерческая тайна предприятия. М., 1993.
- Кузнецова А.Н., Вагенгейм Р.Н. Машинопись. М., 1986.
- Кузнецов С.Л. Компьютеризация делопроизводства. М., 1997.
- Шевцов А.Д. Азбука офиса. Минск, 2001.
- Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
- Рогожин М.Ю. Справочник кадровика. Оформление документов. – М., 2003.
- Журнал «Мир ПК», 1997-2007 годы.
- Васильев Д.В. «Самоучитель по Windows 95/00/03». М., 2003.
- Грошев В.С. «Современный самоучитель работы в сети Интернет». М., 1997.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Грачева О.В. Основы делопроизводства, - методическое пособие для слушателей. – Пенза, 2006.
- Васильев Д.В. «Самоучитель по Windows 95/00/03». М., 2003.
- Грошев В.С. «Современный самоучитель работы в сети Интернет». М., 1997.
- Кузнецова А.Н., Вагенгейм Р.Н. Машинопись. М., 1986.
- Баксаков М.И. Делопроизводство. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. – М., 2004.
- Стенюков М.В. Справочник секретаря. – М., 2002.
- ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. M., 2003.
- ГОСТ З51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М., 1998.
- Закон РФ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». М., 1995.
- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485 «О государственной тайне». М., 1998.
- Закон РФ от 22 октября 2004 г. № 125-03 «Об архивном деле в РФ».
- Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Федеральной архивной службы России от 27 ноября 2000 г. № 68). – М., 2002.
- Лоу Д. Компьютерные сети для «чайников». – Киев, 1995.
- Презентация на тему «Файлы и файловая система».
- Презентация на тему «Устройство персонального компьютера»
- Презентация на тему «Знакомство с профессией секретарь».
- Презентация на тему «Компьютерные вирусы».
- Сайт «Информационный портал для Секретарей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.
Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов....
Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
Рабочая программа производственного обучения 3 курс по профессии "Тракторист-машинист с/х производства"
Программа производственного обучения включает в себя разделы: ремонтные работы, индивидуальное вождение, подготовка к работе машинно-тракторных агрегатов (МТА) к работе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год
Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...
Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной ...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических мате...