Рабочая программа по изучению курса «Биология- 9 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю, 34 часа)
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Уханова Ольга Михайловна

Рабочая программа по биологии составлена на основе   программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Автор составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. Утверждено Министерством образования РФ. Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2007 г.

1. Программы для общеобразовательных учреждений «Биология к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина 5-11 класс» Москва Дрофа 2010 г.

2.  Г.М.Пальдяева «Биология 5-9 класс Рабочие программы»  Учебно- методическое пособие М. Дрофа 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_9_klass_7_vid_obuchenie_na_domu.docx82.34 КБ

Предварительный просмотр:

 государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Васильевка

муниципального района Безенчукский Самарской области

Рассмотрено                                                                                                                                                                                                                                   Утверждаю

Школьным метод объединением                                                                                                                                                                              Директор ГБОУ ООШ с.Васильевка  

ГБОУ ООШ с.Васильевка                                                                                                                                                                                          муниц. района Безенчукский

муниц. района Безенчукский                                                                                                                                                                                    Самарской области        

Самарской области                                                                                                                                                                                                     ______________/Голованова Л.Н./    

Протокол __________________

___________/Петракова Н.А/

Рабочая программа по изучению курса

«Биология- 9 класс»

Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР

( 1 час в неделю, 34 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе   программы Федерального базисного плана. «Природоведение. Биология. Естествознание.» сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Автор составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова. Утверждено Министерством образования РФ. Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2007 г.

1. Программы для общеобразовательных учреждений «Биология к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина 5-11 класс» Москва Дрофа 2010 г.

2.  Г.М.Пальдяева «Биология 5-9 класс Рабочие программы»  Учебно- методическое пособие М. Дрофа 2013 г.

 

         

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии  

.

  1. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

Программа адаптирована для обучения детей ОВЗ 7 вида.

Общая характеристика предмета

Программа курса полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах).  Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.

                 Цели и задачи

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса биологии:

  • развивать знания о живой природе;
  1. формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для   изучения других наук;
            Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания.  Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

 С.Г. Мамонтов, В.Б Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И Сонин «Биология  общие закономерности 9 класс» Дрофа 2011 М.

Содержание курса

(34 часов, 1 часа в неделю)

Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (11 час)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

        Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период (1часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

        Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (2 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

        Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (1 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (1 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

      Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

      Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6 Возникновение жизни на Земле.  Развитие жизни на Земле (5 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

        Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

        Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

        Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

        

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (7 часов)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

     Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (1 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (4 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

      Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

      Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

        Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

      Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

     

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 часов)

Тема 3.1

Размножение организмов (2часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

        Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

     Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

     Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

     

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов (6 часов)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков (3часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

    Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

     Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (2 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

      Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

      Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов (1часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

     Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

      Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

       

РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

Тема 5.1

Биосфера, ее структура и функции (4 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

        Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б)        карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в)        диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г)        примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

        Лабораторные и практические работы
Составление  схем  передачи  веществ  и  энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2

Биосфера и человек (1 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Тема урока

Колич.

часов

Дата

1

Введение. Биология- наука о живом

1

2

 Многообразие животного мира

1

3

Основные свойства живых организмов

1

4

Развитие биологии в дарвиновский период

1

5

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

6

Научные и социально- экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина

1

7

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

8

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе и приспособленности организмов – результат действия естественного отбора. Л,Р

1

9

 Вид, его критерии и структура.

1

10

Л.Р. « Морфологический критерий вида»

1

11

Главное направление эволюции.

1

12

Общие закономерности биологической эволюции. Л.Р.

1

13

Современная система растений и животных отображение макроэволюции

1

14

Современные представления о возникновении жизни на Земле

1

15

Начальные этапы развития жизни

1

16

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.  

1

17

Жизнь в палеозойскую эру

1

18

 Жизнь в мезозойскую эру

1

19

Жизнь в кайнозойскую эру

1

20

 Доказательство происхождения человека от животных

1

21

 Движущие факторы антропогенеза.

1

22

Эволюция человека. Древнейшие и древние люди

1

23

 Эволюция человека. Древние и ископаемые люди современного типа.

1

24

 Химическая организация клетки. Неорганические вещества

1

25

 Химическая организация клетки. Органические вещества белки.

1

26

 Химическая организация клетки. Углеводы и липиды

1

27

 Химическая организация клетки. Нуклеиновые кислоты (РНК и ДНК)

1

28

Клеточная теория строения организмов. Цитология- наука о клетке. Л.Р.

1

29

 Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

1

30

Цитоплазма и её органоиды.  

1

31

Клеточное ядро

1

32

Строение растительной клетки

1

33

Прокариотическая клетка

1

34

Вирусы- неклеточные формы жизни

1

35

Деление клетки

1

36

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

37

 Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

38

  Обмен веществ и растительной в клетке

1

39

 Бесполое размножение организмов

1

40

Половое размножение организмов

1

41

Оплодотворение у цветковых растений

1

42

Общие принципы (развития) клеточного организма

1

43

Индивидуальное размножение многоклеточного организма. Эмбриональное развитие

1

44

  Индивидуальное размножение многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие

1

45

Генетика как наука. Основные понятия генетики.

1

46

 Гибридологический метод изучения наследственности.

1

47

 Моногибридное скрещивание..

1

48

 Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание.

1

49

Генетика пола. Генетика человека

1

50

Хромосомная теория наследственности Т.Моргана

1

51

Роль отечественных учёных в развитии генетики

1

52

 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

1

53

Л.Р. Решение генетических задач и составление родословных.

1

54

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость. Построение вариационного ряда.

1

55

Генетические основы эволюционной теории.

1

56

Селекция организмов

1

57

Экология как наука.

1

58

Структура биосферы

1

59

Круговорот веществ в природе.

1

60

Биогеоценоз

1

61

Биоценоз

1

62

Агроценоз

1

63

Абиотические факторы

1

64

Биотические факторы

1

65

Биосфера и человек. Антропогенный фактор

1

66

Природные ресурсы и их использование.

1

67

Проблемы экологии.

1

68

Эволюция биосферы. Ноосфера.

1

Тема:  «Предмет и задачи биологии» ( 1ч.)

Цель : Сформировать знания о практическом      применении достижений современной биологии; дифференциации и интеграции

биологических наук. Умение Объяснять роль биологии в формировании     современной естественнонаучной    картины мира

1 (1)

 Биология- наука о живом. Многообразие животного мира.

1

Изучение новой темы.

 Основные понятия

Биология

"микология

"бриология

"палеоботаника

"биотехнология

"биофизика

"биохимия

"радиобиология  Факты Биология как наука.

Процессы Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация.

 

Давать определение термину

биология.

Приводить примеры:

Практического      применения достижений современной биологии;

 дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии.

Характеризовать    биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной    картины мира в практической деятельности людей.

 Устный опрос

Тема:  «Общие закономерности развития живой природы»  (5 ч.)

Цель  Разъяснить основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, выяснить её значение для развития естествознания, расширить понятие « вид», указать критерии вида. Дать определение популяции как единице вида, обратить внимание на движущие силы эволюции: наследственность и изменчивость, борьбе за существование, естественный отбор, на конкретных примерах доказать ведущую роль эволюции. Роль искусственного отбора. Возникновение сортов и пород.  

1 (2)

Развитие биологии в дарвиновский период

1

 Изучение новой темы

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли)

Различать вещества клетки. Называть:

 вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

Устный опрос

 2 (3)

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

Комбинированный

Мейоз деление половых клеток. Сущность процесса деления.  

Отличие мейоза от митоза. Биологическое значение мейоза. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом.

Устный опрос

3 (4)

Учение Ч.Дарвина об естественном отборе и приспособленности организмов – результат действия естественного отбора. Л,Р

1

Комбинированный

Индивидуальная изменчивость, борьба за существование  (внутривидовая, межвидовая) естественный отбор

Основные направления естественного отбора, отличие от искусственного отбора. Значение Е.О.

Устный опрос

4 (5)

 Вид, его критерии и структура. Главное направление эволюции.

1

Комбинированный

Основные понятия

Вид. Виды-двойники Ареал

Критерии вида:  морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.

Основные понятия. Популяция

Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная

Приводить  примеры  видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать    содержание определения понятия «вид». Характеризовать    критерии вида.

Доказывать    необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Устный опрос

5 (6)

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

1

Л.р.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Мимикрия, покравительственная окраска, половой диморфизм

Тема: « Возникновение и развитие жизни на Земле.»  (5 ч.)

Цель  .  Познакомить с развитием животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение

 организации и приспособленности к условиям среды жизни организмов в процессе эволюции. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращении обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и социального дарвинизма.

1 (7)

Современные представления о возникновении жизни на Земле .Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.

1

Изучение новой темы

  Основные понятия

Гипотеза. Коацерваты

Пробионты.  Гипотеза  происхождения  жизни А.И.Опарина. Химический,   предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре Появление наземных животных.

 Давать определение термину- гипотеза.

Называть этапы развития жизни.

Характеризовать   основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании     современной естественно-научной   картины мира.

Оформить в тетради.

 

2 (8)

Жизнь в палеозойскую и   мезозойскую эру

1

 Комбинированный

  Ароморфозы   палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных

Псилофиты первые наземные растения, развитие споровых растений, семенное размножение, возникновение и развитие рыб, земноводных, рептилий

 

 Рабочая тетрадь

3(9)

Жизнь в кайнозойскую эру

1

Комбинированный

 Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя.  

Развитие жизни в мезозое и в кайнозое.  

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадаптация.

Приводить  примеры:

растений и животных, существовавших   кайнозое; ароморфозов у растений и животных в  кайнозое идиоадаптации у растений и животных кайнозоя. "Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Конспект в тетрадях

 

4  (10)

 Доказательство происхождения человека от животных

1

 Изучение новой темы

 Признаки  объединяющие человека и животных

 Приводить примеры доказывающие сходства человека и животных

Конспект в тетрадях

 

 5 (11)

Эволюция человека. Древнейшие,   древние  и люди современного типа

1

 Изучение новой темы

 Эволюция приматов, антропогенез, австралопитек, рамапитек, дриопитек.

Знать  этапы эволюции приматов

Конспект в тетрадях

Тема: «Химическая организация живого.» (2 ч.).

Цель: Сформировать знания о химическом составе клетки.

1(12)

 Химическая организация клетки. Неорганические вещества

1

Комбинированный

 Полярность молекул, водородные связи, Ковалентные связи, катализаторы, неорганические вещества

 Знать химический состав клетки, неорганические вещества, их значение

 

Конспект в тетрадях

Рабочая тетрадь

2

(13)

 Химическая организация клетки. Органические вещества белки.

1

Комбинированный

 Полимеры, мономеры, белки ( Углеводы и липиды

Знать  определение жизни по Энгельсу, строение белковой молекулы, значение белка в строении клетки.

 

Конспект в тетрадях

Рабочая тетрадь

Тема:  « Общие принципы клеточной организации» (4 ч.)

Цель:  Расширить и углубить знания о положении клеточной теории, основные функции ядра, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом,

 хромосом, строение клеток прокариот и эукариот, неклеточные формы жизни

1 (14)  

Клеточная теория строения организмов. Цитология- наука о клетке. Л.Р. Клеточная мембрана.

1

Комбинированный

 Основные понятия

Цитология

Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Основные   положения   клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

 Приводить   примеры  организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть:

жизненные свойства клетки;

признаки клеток различных систематических групп;

положения клеточной теории. Узнавать  клетки   различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что

 

Фронтальный,

 2 (15)

Цитоплазма и её органоиды.  

1

Основные понятия

Органоиды Цитоплазма

Строение  и  функции  клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки.   Органеллы   цитоплазмы,   их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток.

 

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

способы  проникновения  веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать:

по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.

Фронтальный индивидуальный опрос

3 (16)

Клеточное ядро

1

Изучение новой темы

 Основные понятия

Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип

Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом

Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. I Состояния хроматина: хромосомы,

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать    по    таблице строение ядра.

Анализировать   содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра.

 

Конспект в тетрадях Фронтальный,

,

4 (17)

Строение растительной клетки Прокариотическая клетка

1

Комбинированный

  Органоиды растительной клетки: вакуоль, пластиды  

Отличия в строении растительной клетке

Конспект в тетрадях, индивидуальный

5 (18)

Деление клетки

1

Комбинированный

Основные понятия

Митотический цикл

Интерфаза. Митоз

Редупликация. Хроматиды

Приводить  примеры деления клетки у различных организмов. Называть:

процессы,       составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

 тестирование

Рабочая тетрадь

Тема:» Обмен веществ и превращение энергии» ( 1 ч.)

Цель: Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ, пиноцитоз и фагоцитоз, внутриклеточное пищеварение

 и накопление энергии; расщепление глюкозы, биосинтез жиров и углеводов, фотосинтез и хемосинтез.

1 (19)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

Изучение новой темы

 Пластический обмен, аминокислоты, нуклеотиды, РНК, ДНК, транскрипция, трансляция, матрица

Знать процесс синтеза белка где он происходит и какое значение имеет для клетки и всего организма

 Фронтальный,

Тема: «  Формы размножения организмов» ( 2 ч. )

Цель:  Основные формы размножения: бесполое  размножение растений и животных, половое размножение , образование половых клеток, осеменение и оплодотворение, биологическое значение полового размножения

1 (20)

 Бесполое размножение организмов

1

Комбинированный урок

Основные понятия

Размножение. Бесполое размножение. Вегетативное размножение.   Бесполое размножение - древнейший способ размножения.   Виды   бесполого размножения:   деление   клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

Дать определение понятию

размножение. Называть:

основные формы размножения; бесполого размножения; способы  вегетативного  размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать   сущность   бесполого размножения.

 

Рабочая тетрадь, Фронтальный,

 

2 (21)

Половое размножение организмов

1

Комбинированный урок

Основные понятия

Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции.

Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Узнавать и описывать по

рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать   содержание определений  основных понятий.

биологическое значение полового размножения; сущность   и   биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Фронтальный индивидуальный опрос

Тема:  «Основы биологии развития» ( 2 ч.)

Цель:  Основные свойства живых систем: метаболизм, раздражимость, движение; этапы эмбрионального развития растений и животных, период постэмбрионального развития

1 (22)

Индивидуальное размножение многоклеточного организма.

1

Комбинированный урок

 Эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности. Закон зародышевого сходства (закон  К Бэра

Давать  определение понятий:

онтогенез,    оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность     эмбрионального периода развития организмов; рост организма. Анализировать    и    оценивать: воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; факторы риска, воздействующие на здоровье.

 

Рабочая тетрадь

2 (23)

  Индивидуальное размножение многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие

1

Изучение новой темы

Формы  постэмбрионального      периода  развития. Прямое и непрямое развитие;                                постэмбриональное развитие. Полный  и неполный  метаморфоз. Биологический  смысл  развития с метаморфозом. Прямое р азвитие

Давать определение понятию

эмбриогенез. Называть:

начало и окончание постэмбрионального развития; виды     постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных  с  прямым и непрямым постэмбриональным  развитием. Определять тип развития у различных животных..  Характеризовать: Сущность     эмбрионального периода развития организмов; с

Рабочая тетрадь, тестирование

 

Тема: « Закономерности наследственности» ( 3 ч.)

Цель:   Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание, законы Менделя, теория Т.Моргана, роль отечественных учёных в развитии генетики.

1 (24)

 Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание..

1

Изучение новой темы

Основные понятия

Аллельные гены Генетика Ген

Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода.

  Моногибридное скрещивание

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип,   аллельные   гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать   сущность биологических  процессов  наследственности  и  изменчивости.

Объяснять:

причины наследственности и изменчивости;

роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя

 

Фронтальный,

Рабочая тетрадь

2 (25)

 Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание.

1

Комбинированный урок

Дигибридное скрещивание

 ( скрещивание по двум признакам)

Знать определения третьего закона  Менделя, уметь решать задачи, составлять решётку Пинетта

 

Фронтальный индивидуальный опрос Рабочая тетрадь

3 (26)

Генетика пола. Генетика человека

1

Комбинированный урок

Основные понятия

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы .

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные     заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование  признаков,  сцепленных с полом.

Закономерности Закон сцепленного наследования.

Давать определение термину

Аутосомы. Называть:

типы хромосом в генотипе; >число  аутосом   и   половых хромосом у человека и у дрозофилы.

Приводить примеры наследственных заболеваний,  сцепленных с полом. Объяснять:

причину соотношения полов 1:1;

причины проявления наследственных заболеваний человека.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Индивидуальный опрос

Тема: «  Основные формы изменчивости» ( 3 ч.)

Цель:  Познакомиться с понятиями генотипическая изменчивость, мутации генные, хромосомные и геномные. Свойства мутаций, хромосомные и генеративные мутации и др. наследственная изменчивость..

1(27)

 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Фенотипическая изменчивость. Построение вариационного ряда

1

Изучение новой темы

Основные понятия

Геном. Изменчивость Мутации. Мутаген. Полиплоидия.

Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости.

Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.

Синдром Дауна - геномная мутация человека. Основные понятия

"Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции

Давать определение терминам изменчивость. Называть:

вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом;

основные формы изменчивости.

Различать наследственную и ненаследственную     изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

 

Фронтальный индивидуальный опрос Рабочая тетрадь

2 (28)

Л.Р. Решение генетических задач и составление родословных.

1

Комбинированный урок

Пробанд, родительские формы, потомки, предки

Уметь составлять родословные по заданному признаку

Составить родословную определить наследования признака отвечающего за окраску глаз и волос

3 (29)

Селекция организмов

1

Комбинированный урок

Основные понятия

Селекция. Причины   появления   культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.

Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.

Объекты Семейство Злаковые.

Закономерности Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать   содержание определений  основных  понятий.

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции.

 

Фронтальный индивидуальный опрос Рабочая тетрадь

Тема: «  Взаимоотношения организмов и среды обитания» ( 4 ч.)

Цель: Естественные сообщества живых организмов, компоненты биогеоценозов. Абиотические факторы, биотические и антропогенные, формы взаимоотношений организмов.

1(30)

Экология как наука. Структура биосферы

1

 Изучение новой темы

Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации.

Давать определение терминам:

экология,     биотические     и абиотические факторы,    антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы

Рабочая тетрадь, индивидуальный

 

2(31)

Круговорот веществ в природе

1

Комбинированный урок

Обмен веществ, хемосинтез, фотосинтез, азот, сера, кислород, вода, углерод, фосфор

Знать как происходит круговорот веществ в природе, какое это имеет значение для живых организмов

 

Рабочая тетрадь, индивидуальный опрос

3 (32)

. Биогеоценоз (Биоценоз. Агроценоз)

1

Комбинированный урок

Факторы среды, автотрофы, гетеротрофы. Естественные биоценозы, искусственные Основные понятия

Агроэкосистема Природные ресурсы

Знать определение биогеоценоза. Структуру

биогеоценоза Давать определение термину  агроэкосистема   (агроценоз).

Приводить примеры:

  Рабочая тетрадь, работа в группах

4 (33)

Факторы (абиотические биотические антропогеные)

1

Комбинированный урок

Температура, вода, свет, влажность Биотические факторы (паразитизм, коменсализхм, хищничество, симбиоз, нейтрализм, антибиоз, конкуренция, квартиранство, нахлебничество), цепи питания Антропогенный фактор, неолит, ноосфера

Влияние абиотических факторов на рост и развитие живых организмов Влияние  биотических факторов на рост и развитие живых организмов

Тема:  « Бионика» (1ч.)

Цель:   Использование человеком в хозяйственной деятельности растений и животных, генная инженерия, биотехнологии.

1 (34)

Природные ресурсы и их использование. Проблемы экологии

1

Комбинированный урок

Неисчерпаемые и исчерпаемте  ресурсы, возобновляемые ресурсы. Экологические проблемы Эволюция биосферы. Ноосфера

Уметь объяснять какие ресурсы и почему относя к различным группам (неисчерпаемые   исчерпаемте   , возобновляемые )

 

Рабочая тетрадь, Фронтальный,

Требования к уровню подготовки выпускников:

   В результате изучения биологии учащиеся должны

 знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

Методическая литература.

  1.  Методическое пособие С.Г. Мамонтов , В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И Сонин к учебнику Биология 9 класс Дрофа М.: 2010
  2. О.В.Гончаров « Генетика- задачи» Саратов ОАО изд. Лицей 2008
  3. Биология в вопросах и ответах М.: Мирос Междун. Отношен. 1993 г.
  4.  О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев «Тесты, вопросы, задания. Биология» Моссковский лицей 1997 г.
  5. ГИА- 9 класс А.А.Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко «Биология подготовка к ГИА» 2011-2013 г. Легион Ростов на Дону
  6. Д.Тейлор, Н. Грин, У.Стаут «Биология в 3 томах» изд. БИНОМ М.: 2013 г.

Электронные пособия

  1. 1 С Школа « Экология» Учебное пособие Дрофа 2004 г.
  2. Учебное электронное издание «Экология» НФПК М. 2004 г.
  3. 1С Репетитор «Биология» Весь курс ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология Мир ПК 2000 г.
  4. Электронное учебное издание «Биология 9 класс. Общие закономерности» Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Дрофа 2006 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования

Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( индивидуальное обучение) -3 часа в неделю

 Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы по русскому языку, рекомендованной  письмом МИНОБР РФ от 7.07.2005 №03-1263» и  авторской «Программы общеобразователь...

Рабочая программа по изучению курса биологии 5 класса ФГОС ООО

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной ...

Рабочая программа по географии для 10 класса базового уровня, среднего (полного) общего образования на 2016-2017 учебный год.

В рабочей программе по географии для 10 класса представлены основные цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в базисном учебном...

Рабочая программа по изучению курса «Биология – 8 класс» Индивидуальное обучение адаптированная программа общего образования ЗПР ( 1 час в неделю 34 часа)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования,     требований к результатам освоения основной образовательной ...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight

Адаптированная рабочая программа по английскому языку 6 класс (индивидуальное обучение) Spotlight...