Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.
рабочая программа по теме
Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_programma_.docx | 140.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЛЕГО-конструирование».
Объяснительная записка.
Лего- конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок и педагог могут с ней справиться.
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Существует несколько направлений.
1.Использование Лего непосредственно для конструктивно-игровых целей.
Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Одно из проявлений творческой способности-умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям с отклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)
2.Использование Лего при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром.
Некоторые примеры использования Лего при подготовке к обучению грамоте. Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять детям с речевой патологией и интеллектуальной недостаточностью. Для решения этой задачи также можно использовать Лего : в наборах есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные- человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные- в зеленых. Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребенку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков.
Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов. По аналогии можно использовать Лего при составлении схемы предложения. Игровые ситуации с Лего-элементами помогают при постановке звуков, исправлении ошибок звукопроизношения, в работе над ритмико-интонационной структурой речи. Игровые приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о психотерапевтическом воздействии Лего.
3. Использование Лего в процессе диагностики.
Еще одно важное направление применения Лего- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка , с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с Лего детей, имеющих отклонения в развитии требует особого квалифицированного руководства со стороны педагога. Применяя Лего в коррекционно-развивающем и образовательном процессах, необходимо помнить о том, что оно будет являться дополнением к имеющимся в специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.
Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности с Лего
ЛЕГО
Сюжетно-ролевые игры | Персонажи для театрализации | Использование свободной конструктивно-игровой деятельности в диагностических целях | Дидактические игры и упражнения | ||
Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка в процессе конструктивно-игровой деятельности | Диагностика межличностных отношений в коллективе | Диагностика межличностных отношений в семье |
Система работы по формированию конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО на начальном этапе
Работа по обучению конструктивно-игровой деятельности детей с применением конструкторов ЛЕГО делится на 2 этапа: знакомство и непосредственное обучение (пропедевтический период).
Сетка занятий
Обучение необходимо проводить живо, непринужденно, эмоционально. В этот период дети должны овладеть предметными действиями, для того чтобы впоследствии использовать их в творческой конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО и в процессе обучения. Педагогу необходимо помнить, что ЛЕГО-элементы позволяют создавать обилие игровых ситуаций, которые должны в большей степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Также педагогу следует понимать, что нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка, даже если ему кажется, что ребенок делает или сделал что-то не так.
В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы:
-задания дает педагог, выполняют дети,
-задание формулируется ребенком и выполняется детьми и педагогом,
-задания дают дети друг другу.
Спонтанная ЛЕГО-игра детей. Знакомство с ЛЕГО.
Для успешного проведения спонтанных ЛЕГО-игр необходимо соблюдение следующих условий:
-оптимальное количество участников спонтанной коллективной игры 6-8 человек;
-детям должно хватать ЛЕГО-элементов (формочек и кирпичиков);
-учитывая специфику патологии, особенности группы в целом и каждого ребенка в отдельности, необходимо продумать, где детям будет удобнее играть. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли легко передвигаться и выбирать нужные им детали;
-при проведении спонтанных игр педагогу не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом. Дети создают только то, что хотят и могут, как представляют в данный период объекты окружающего мира;
-обязательны стимулирование положительных эмоций и похвала во время игры;
-постройки лучше на некоторое время сохранять, потому что детям жалко уничтожать результаты своего труда.
Наблюдая за спонтанной игрой детей в новый, красивый конструктор , педагог может сделать выводы об эмоциональности детей, способности включаться в деятельность, об уровне развития навыков сотрудничества и общения, о конфликтности, о сформированности конструктивно-игровых действий. В свободной обстановке дети быстрее входят в контакт с педагогом. Через спонтанную игру четко проявляются характерные особенности детей. Раскрываются психологические проблемы, поведенческие особенности, переживания ребенка на самом первом этапе знакомства с ним.
Карта наблюдения за ребенком в процессе спонтанно- игровой деятельности с ЛЕГО.
Имя, фамилия ребенка_________________________________
Возраст и диагноз ребенка ________________________________________
Посещаемое учреждение __________________________________________
Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью
Ребенок испытывает радость, испуг, волнение, не выражает никаких эмоций, грубое проявление эмоций.
Включение в конструктивно-игровую деятельность
Активно приступил к деятельности, начал играть спокойно, не знал с чего начать, выразил отказ.
Поведение в процессе конструктивно-игровой деятельности
Играет один(обособленно),играет вместе с другими детьми, действия нельзя назвать игровыми, мешает другим детям.
Использование речи
Играет молча, активно пользуется речью при общении с детьми, сопровождает свои игровые действия речью.
Поведение в конце конструктивно-игровой деятельности
Смог организовать коллективную игру с постройкой, организовал самостоятельную игру, участвовал в коллективной игре ,продолжал долгое время конструировать, играть с постройкой не стал.
Характер игровой деятельности с ЛЕГО постройкой
Манипулятивный, процессуальный, с элементами сюжета, сюжетный.
Наличие конфликтных ситуаций
Часто ли ребенок конфликтует, может ли сам решить конфликт, легко ли втягивается в конфликтную ситуацию?
Творческие способности
Сколько построек смог сделать: одну или много, использовал ли детали ЛЕГО в качестве заместителей, есть ли интересные элементы в постройке?
Состояние моторики
Умеет ли удерживать деталь щепотью, какие трудности при скреплении и разъединении деталей испытывает, наличие сопутствующих движений при манипуляции деталями, скоординированность работы рук, работа ведущей руки.
Особенности постройки
Что построил, характер скрепления ЛЕГО-элементов, какие по форме ЛЕГО-элементы использовал, какие цвета преобладают в постройке, наличие готовых фигурок в постройке.
Развитие речи
Умение рассказать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой.
Личностные особенности
Способность сосредоточиться, способность к сотрудничеству, способность довести задуманное до конца.
Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения .
Первый этап обучения помог детям составить определенное представление о конструкторе: познакомились с деталями, научились скреплять, интерес к игре возрастает .Но проведение спонтанных игр пока не позволило детям понять диапазон возможностей ЛЕГО-элементов.
Это проявляется в следующем:
-преобладают примитивные ознакомительные действия с деталями( берут в рот, нюхают, долго бесцельно крутят в руках и т.д.),
-сохранились трудности скрепления,
-дети не могут еще увидеть все варианты скрепления ЛЕГО-элементов и овладеть ими,
-дети не смогли досконально разобраться во всех формах ЛЕГО-элементов,
-речевая активность очень низкая,
-не сформированы понятия "прочность", "устойчивость",
-предложение зарисовать постройку вызывает не только трудности , но и полное непонимание задания.
Этими трудностями вызвана необходимость пропедевтического периода, в процессе которого педагог и дети совместно устанавливают игровые правила работы с ЛЕГО.
Цель цикла- подробное знакомство с цветом, формой, возможными и невозможными способами скрепления, составление ЛЕГО-словаря.
В процессе этих занятий решаются задачи:
1.Научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, сформировать навык управления поведением(не отвлекаться, выслушивать и выполнять инструкции),
2.Сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах,
3.Научить детей брать ЛЕГО-элементы, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики различных размеров, ЛЕГО-формочки, ЛЕГО-кирпичики с ЛЕГО-формочками в различных комбинациях.
4.Сформировать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях, плоскостях. Учить детей ориентироваться в пространстве.
5.Научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее.
6.Сформировать у детей понятие прочной, устойчивой и неустойчивой постройках, о широкой постройке, о длинной постройке, о высокой постройке.
При обучении необходимо учитывать речевые и психофизические возможности детей. Необходимо очень продуманно подойти к количеству и качеству лексического материала, включаемого в занятие. Занятия строятся таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали развитию разговорной речи, активизировали имеющиеся у детей речевые средства.
Для более успешной работы детям можно предложить схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить свой рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются.
1 год обучения
Тема | часы | Знания, умения, навыки | Словарь |
1.Знакомство с деталями | 10 | 1.Умение отбирать детали по образцу. 2.Умение распознавать форму, цвет, размер деталей. 3.Умение определять различия визуальным и тактильным путем. 4.Умение сортировать и классифицировать детали. 5.Умение следовать инструкции. | Конструктор, коробка, плато, кирпичики, человечек, девочка, мальчик, колесо. Большой, маленький, средний, белый, желтый, и т.п. Играть, отбирать, скреплять детали, строить. |
2.Спонтанная игра | 10 | 1.Навык общения, совместной работы, сотрудничества. 2.Умение делиться с товарищами, уважение к окружающим. 3.Способность сосредотачиваться, принимать участие в коллективной работе, обсуждать и принимать чужие идеи. 4.Развивать наблюдательность и творческое чутье. | Игра Будем играть. Я (не)хочу играть. Я (не)буду играть. Ведущий (главный) Мы играли. |
3.Игра «Двойняшки». Вариант1 Выложите на ковер основной набор деталей. Выберите 5деталей. Затем попросите детей найти точно такие же, а потом построить из них модель. Сравните модели. Вариант2 Возьмите 5деталей, а остальные положите в Чудо-мешочек, пусть дети на ощупь отыщут сходные с данными. Далее как вариант1. | 4 | 1.Навык общения, совместной игры. 2.Способность сосредотачиваться. 3.Способность дифференцировать детали по размеру, цвету, форме. 4.Умение определять различия визуальным и тактильным путем. 5.Развивать воображение, творческое чутье. 6.Умение видеть сходства и различия. | Будем играть. Возьми 5 деталей. Я взял(а)…. Построй что-нибудь… что хочешь? Что это? Это… У меня… Я построил(а)… Найди такую же (одинаковую) деталь Вот Я нашел(нашла) Построй дом. Я построил(а) дом. |
4.Игра «Вертолина». Вариант1 Дети по очереди крутят вертолину и выбирают себе кирпичики в соответствии с цветом. Когда количество деталей будет достаточно, попросите ребят построить модель. Сравните модели и посчитайте количество использованных кирпичиков. Вариант2 Вертолина1-цвет,Вертолина2-форма кирпичиков. Дети выбирают по 7 кирпичиков и строят модели. | 6 | 1.Умение распознавать цвет и форму кирпичиков. 2.Способность сосредотачиваться. 3.Развивать воображение и фантазию. 4.Умение видеть сходства и различия. 5.Умение следовать инструкции. 6.Умение выражать просьбу, дать название детали. | Будем играть. Игра называется «Вертолина».Какой цвет? -синий -жёлтый -красный -белый -зелёный -чёрный -коричневый Построй модель что хочешь?) Что это? Это… У меня… Я построил… Какой по форме? Прямоугольный Треугольный Квадратный |
5. Игра «У гадай-ка» Дети строят модели, но не показывают друг другую. Затем задают 10 вопросов. В ответе «ДА» или «НЕТ», угадывают, что сделал товарищ. | 4 | 1.Навык общения и совместной работы, способность принимать участие в коллективной работе. 2.Умение задавать и отвечать на вопросы. 3.Способность рассуждать. 4.Развивать творческое воображение. | Игра называется «Угадай ка» Я построил (а) модель Угадайте, что это?
Это дом |
6.Игра «Запомни и повтори» Дети играют парами. Один выбирает 6 деталей, др.- должен подобрать такие же. Затем первый создаёт несложную модель, показывает и прячет. Др. должен по памяти построить эту модель. После детали сравнивают. | 5 | 1 .Навык сортировать и классифицировать детали. 2.Умение видеть сходство и различия, находить ошибки. 3.Умение сосредотачиваться. 4.Способность принимать участие в коллективной работе. 5.Развивать наблюдательность, память. 6.Способность устанавливать пространственные связи. | Будем играть. Будем запоминать. Запомни! Посмотри! Выбери 6 деталей. Что ты выбрал(а) Я взял(а) Что ты построил(а)? Я построил(а) (сделал(а)) верно/не верно У .... ошибка Я ошибся/ошиблась |
7.Игра «Спина к спине» Вариант 1 Разделите детей на пары. Дети садятся лицом друг к ДРУГУ, Но между ними ставится перегородка: Цель- по устной инструкции определить алгоритм построения модели.1 ребенок строит модель и объясняет своему партнеру, как сделать точно такую же. Он сообщает цвет, расположение деталей. Закончив работу, дети сравнивают модели. Вариант2 Готовую модель накрыть платком. На ощупь определить форму и какие детали нужны. | 5 | 1.Навык работы в группе. 2.Умение следовать инструкции. 3.Способность формулировать указания. 4.Способость сосредотачиваться. | Будем работать парами. Я сделал(а) модель Сделай такую же. Я взял(а) какой?... что?... Я положил... справа, слева, вверху, внизу, посередине. Например: На красный кирпичик я положил(а) … затем три синих кирпичика. Я закончила Сравни Верно – У … ошибка …ошибся(лась) не верно |
8.Игра «Змейка» Вариант1 Правило игры:Ход можно делать деталью, совпадающей с предыдущей или только по форме или только по цвету. Начинают устанавливая любой кирпичик в середине базовой платы. Затем все по очереди. Вариант2 Все кирпичики делятся между игроками. Дети ставят кирпичики согласно правилу, если нужного нет- пропускают ход. | 6 | 1.Умение сортировать и классифицировать детали. 2.Развивать внимание, наблюдательность, память. 3.Способность работать в коллективе. | Будем играть. Цепочка, по очереди. Правило: возьмите детали одинаковые по форме или по цвету. Соединяйте так. Верно( не ) верно У… ошибка Я ошибся(лась) Пропусти ход.. отдыхай |
9.Игра «Пылесос» Правило: После окончания работы подсчитать детали. Аккуратно сложить в коробку. | Каждое занятие | 1.Умение сортировать и классифицировать детали 2.Приучать детей к порядку, аккуратности. | Мы закончили играть. Уберите детали в коробку. Я убрал (а) |
10.Ориентировка в пространстве | 6 | 1.Умение отбирать и распознавать детали по форме, цвету, размеру 2.Умение следовать инструкции (письменной,устной, по рисунку) 3.Способность работать в коллективе, парами, самостоятельно. 4.Способность сосредотачиваться 5.Умение планировать действия. 6.Умение располагать детали слева, справа, вверху, внизу, в углу, посередине, вокруг. -по устной инструкции, -по рисунку. -по письменной инструкции. | плато, детали. Положи вверху Внизу Слева Справа В углу Посередине Вокруг Сначала я Потом Затем…… |
11. Равновесие (работа с конструктором 9660) * -Башни -Птичка -Человек | 6 | 1.Умение отбирать и распознавать детали по форме, цвету, размеру. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Проверить (сформировать) знания о понятиях ВЫСОТА, ДЛИНА, ШИРИНА, ВЕС, РАВНОВЕСИЕ, УСТОЙЧИВОСТЬ.. 4.Умение планировать ход действий. 5.Способность устанавливать пространственные связи. 6.Умение видеть сходства и различия. 7.Навык работы в группе, умение сосредотачиваться. | Тяжело Легко (не) упал(а) Ровно/криво Равновесие Основа Большой Маленький |
12. Прочность (работа с конструктором 9690) * -Дом. Стены. -Дом. Крыша. | 4 | 1.Способность сортировать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Умение планировать, рассуждать. 4.Способность устанавливать пространственные связи. 5.Сформировать знания о понятии ПРОЧНОСТЬ, НАДЁЖНОСТЬ. 6.Способность принимать участие в коллективной работе. | (не) прочно Основа Стены тонкие Стены толстые Выше / ниже Тяжело Легко (не) упал Ровно / криво Равновесие Основа Большой Маленький |
13. Устойчивость работа с конструктором 9660 -Подпорки (подставки) -Мост | 4 | 1.Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размеру 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Умение планировать, рассуждать, сравнивать. 4.Способность устанавливать пространственные связи. 5.Сформировать знания о понятии УСТОЙЧИВОСТЬ, ОПОРА. ПРОЧНОСТЬ, 6.Способность принимать участие в коллективной работе. | Опора Тяжело Легко (не) упал (а) Ровно / криво Равновесие Основа Большой Маленький |
14. Движение внутри конструкции -Вертушка. -Футбольные ворота. | 4 | 1 .Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размер 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Сформировать понятие ДВИЖЕНИЕ 4.Способность планировать и анализировать | Тяжело Легко (не) упал(а) Ровно/криво Равновесие Основа Круг Колесо (за-) (от-) -крыть Крутится Движется |
ПРОЭКТЫ 15.Дом (9148) | 5 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение составлять и работать с эскизом. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение работать в коллективе. 8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи. | Это дом Зал( большая комната) Коридор Кухня Спальня Ванная Туалет 1 (2) этаж + названия предметов обихода + Жителей дома.Я построил(а) дом Тут живут ...На 1 этаже есть ..На 2 этаже есть ... Около дома есть ... |
16. Детская площадка (9087) | 5 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение составлять и работать с эскизом. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение работать в коллективе. 8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи. | Дети гуляют на улице (во дворе). Качели Г орка Карусель Песочница Велосипед Девочки катаются на ... Мальчики играют в ... |
17.Город (9064) | 5 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение составлять и работать с эскизом. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение работать в коллективе. 8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи. | Вот город Вот улица Есть дороги, дома, деревья растут. + названия зданий +названия машин + люди |
18. Железная дорога(9139) | 5 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение составлять и работать с эскизом. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение работать в коллективе. 8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи. | Вот железная дорога Поезд, вагоны Переезд Светофор Шлагбаум Рельсы Машинист |
19. Ферма | 5 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение составлять и работать с эскизом. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение работать в коллективе. 8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи. | Это ферма Тут живут домашние животные и птицы. + названия животных и птиц Трактор |
20.Зоопарк | 5 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р) 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение составлять и работать с эскизом. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение работать в коллективе. 8.Развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, речи. | Это зоопарк Тут живут дикие животные и птицы + названия животных и птиц Клетка Вольер |
2 год обучения
Тема | часы | Знания, умения, навыки | Словарь |
1. Детали Лего | 4 | 1.Умение отбирать детали по образцу, классифицировать их по форме, цвету, размеру. 2.Умение определять различия визуальным и тактильным путём. 3.Умение следовать инструкции устной, письменной, по рисунку. 4.Умение задавать и отвечать на вопросы. 5.Развивать мелкую моторику, мышление. | Конструктор Коробка Детали Кирпичики +названия цветов +названия форм и деталей Что это? Это кирпичик , колесо , плато Кто это? Это человечек, девочка, мальчик Какой по цвету?
Какой по форме?
У меня ... Я взял(а) ... |
2. Игра «Двойняшки» Вариант1 Выложите на ковер основной набор деталей. Выберите 5деталей. Затем попросите детей найти точно такие же, а потом построить из них модель. Сравните модели. Вариант2 Возьмите 5деталей, а остальные положите в Чудо-мешочек, пусть дети на ощупь отыщут сходные с данными. Далее как вариант1. | 5 | 1.Навык общения, совместной работы. 2.Способность сосредотачиваться при работе. 3.Способность распознавать детали по форме, цвету, размеру. 4.Умение определять сходство и различия тактильным и визуальным путём. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Развивать воображение и фантазию. | Мы будем играть. Ты будешь (хочешь) играть? Да (нет), я (не) буду (хочу) играть. Игра называется «Двойняшки». Сколько деталей нужно взять? Я взял(а) ...деталей. Какие детали ты взял(а)? -кирпичики -колёса Какого цвета ? -синие, белые Что ты будешь делать? Что ты еде л ал (а)? Я построил(а) ... У ... ошибка. |
3.Игра «Вертолтина» Вариант1 Дети по очереди крутят вертолину и выбирают себе кирпичики в соответствии с цветом. Когда количество деталей будет достаточно, попросите ребят построить модель. Сравните модели и посчитайте количество использованных кирпичиков. Вариант2 Вертолина1-цвет,Вертолина2-форма кирпичиков. Дети выбирают по 7 кирпичиков и строят модели. | 7 | 1.Умение классифицировать детали по форме, цвету, размеру. 2.Способность сосредотачиваться. 3.Умение видеть сходство и различия. 4.Навык следовать инструкциям. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Умение работать в паре, в детском коллективе. 7.Развивать умение давать название получившейся постройке | Мы будем играть? Да, мы будем играть. Как называется игра? Игра называется «Вертолина». Крути вертолину. Какой по цвету?
Какой по форме?
Какой по размеру?
Возьми кирпичик. - Вот. Верно? Построй модель ( что хочешь). Что это ? Назови. Это ... Я построил(а) ... |
4.Игра «Угадай-ка» Дети строят модели, но не показывают друг другую. Затем задают 10 вопросов. В ответе «ДА» или «НЕТ», угадывают, что сделал товарищ. | 6 | 1.Навык общения и совместной работы, способность принимать участие в коллективной работе. 2.Умение задавать и отвечать на вопросы. 3.Способность рассуждать, планировать действия. 4.Навык следовать инструкциям. | Игра называется «Угадай-ка» Я построил(а) модель. Угадайте, что это? Задавайте вопросы. Я буду отвечать. Сколько деталей? Колёса есть? И т.п. |
5.Игра «Запомни и повтори» Дети играют парами. Один выбирает 6 деталей, др.- должен подобрать такие же. Затем первый создаёт несложную модель, показывает и прячет. Др. должен по памяти построить эту модель. После детали сравнивают. | 6 | 1.Навык сортировать и классифицировать детали по цвету, форме, размеру. 2.Умение видеть сходство и различие. 3.Умение сосредотачиваться. 4.Развивать наблюдательность, внимание, память. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Способность устанавливать пространственные связи. 7.Умение работать в коллективе. | Будем играть Будем запоминать Посмотри! Запомни! Выбери 6 деталей Что ты взял(а)? Я взял (а) ... Что ты построил(а)? Я построил(а) ... Сравни! Верно? (не)верно У ... ошибка Я ошиблась (ошибся) |
6.Игра «Пылесос» После окончания работы подсчитать детали. Аккуратно сложить в коробку. | Каждое занятие | 1.Умение сортировать и классифицировать детали. 2.Развивать внимание. 3.Приучать к соблюдению порядка и аккуратности. | Мы закончили играть Уберите детали в коробку. Я убрал(а). |
7.Ориенторовка в пространстве | 6 | 1.Умение отбирать и распознавать детали по цвету, форме, размеру. 2.Умение следовать инструкции устной, по рисунку, письменной. 3.Способность работать в коллективе, парами, самостоятельно. 4.Способность сосредотачиваться. 5.Умение планировать действия. 6.Умение располагать детали по инструкции (П+У+Р) СЛЕВА, СПРАВА, ПОСЕРЕДИНЕ, ВОКРУГ, около, в УГЛУ, ДАЛЬШЕ, БЛИЖЕ. 7.Способность задавать и отвечать на вопросы. | Будем выполнять поручения. Возьми плато, детали. Положи ... вверху Внизу Слева от ... Справа от ... Посередине • Вокруг В углу Дальше Ближе Сначала я взял (Что?)... Потом я положил (что?)... (Где?)... Проверь. Ошибки есть? (не)верно Я ошибся (ошиблась). |
8. «Мир вокруг нас» -Вертолёт маленький -Вертолёт большой -Луноход -Рация -Поезд | 12 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету. 2.Умение следовать инструкции (У+П+Р) 3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи. 4.Умение задавать и отвечать на вопросы. 5.Умение дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке. 6. Развивать внимание, мышление, речь. | Я буду делать ... Мне нужны (Какие детали?)... Я взял ... Я сделал(а) ... У меня ошибка. Я ошибся (ошиблась) |
9. «Источники энергии» -Машина -Ветреная мельница -Качели | 12 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету. 2.Умение следовать инструкции (У+П+Р) 3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи. 4.Умение задавать и отвечать на вопросы. 5.Умение дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке. 6. Развивать внимание, мышление, речь. | Я буду делать (стоить) ... Мне нужны (Какие детали?)... Я ошибся (ошиблась) Помогите мне пожалуйста. Машина Ветреная мельница Качели |
10. «Энергия и мощность» 10.1.Автомобиль 10.2.Электроприборы | 8 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали по форме, размеру, цвету. 2.Умение следовать инструкции (У+П+Р) 3.Способность планировать и анализировать . действия, устанавливать пространственные связи. 4.Умение задавать и отвечать на вопросы. 5.Умение дать отчёт о проделанной работе, составить небольшой рассказ о поделке. 6. Развивать внимание, мышление, речь. | Это автомобиль Мне нужны (Какие детали?)... Трудно. Помогите мне пожалуйста Я ошибся (ошиблась) |
ПРОЭКТЫ (основное время занятий над проектными работами уделяется на самостоятельные работы детей!) 11 .Город | 6 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р). 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение составлять и работать с эскизом. 8.Умение работать в коллективе. 9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи. 10.Приучать детей к самостоятельности. | Я живу в городе Москва. Москва красивый город! Вот улица Саратовская. Тут находится школа №65, магазины, много домов. На улице растёт много деревьев. Я буду строить ... Я построил(а) ... |
12.Деревня | 6 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р). 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение составлять и работать с эскизом. 8.Умение работать в коллективе. 9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи. 10.Приучать детей к самостоятельности. | Это деревня. Тут живут бабушка и дедушка. Дом маленький. Рядом с домом есть сад и огород. В деревне есть ферма. На ферме живут домашние животные и птицы. В деревне есть речка, а дальше - лес. Мы будем играть. Я построил(а) ... |
13.Цирк | 6 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р). 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение составлять и работать с эскизом. 8.Умение работать в коллективе. 9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи. 10.Приучать детей к самостоятельности. | Это цирк. Здесь есть арена. Тут выступают артисты: акробаты, силачи, клоуны, дрессировщики. Тут выступают животные: собаки, кошки, слоны, львы. Я построил(а)... |
14.Зоопарк | 6 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р). 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение составлять и работать с эскизом. 8.Умение работать в коллективе. 9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи. 10.Приучать детей к самостоятельности. | Вот зоопарк. Здесь живут дикие животные и птицы: жираф, лось, олень, тигр, лев, слон, бегемот, волк, лиса, дикобраз, верблюд и пеликан, павлин, попугай и т.п. Я хочу построить зоопарк |
15.Улица ( Правила Дорожного Движения) | 6 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р). 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение составлять и работать с эскизом. 8.Умение работать в коллективе. 9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи. 10.Приучать детей к самостоятельности. 11.Познакомиться с правилами дорожного движения. 12.Познакомиться с новыми понятиями: СВЕТОФОР, ПЕРЕКРЁСТОК, ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ, ТРАНСПОРТ. | Это улица. Шоссе- дорога для машин. Тротуар- дорога для пешеходов (людей). Вот светофор: Красный - стой! Жёлтый - внимание, жди ! Зелёный - иди! |
16.Космодром. Аэропорт будущего. | 6 | 1.Способность отбирать и классифицировать детали. 2.Умение следовать инструкции (П+У+Р). 3.Способность устанавливать пространственные связи. 4.Умение планировать и анализировать действия. 5.Умение задавать и отвечать на вопросы. 6.Умение давать отчёт о выполненном действии, составить небольшой рассказ о постройке. 7.Умение составлять и работать с эскизом. 8.Умение работать в коллективе. 9Развитие мелкой моторики, внимания, воображения, мышления, речи. 10.Приучать детей к самостоятельности. 11.Познакомиться с новыми понятиями: АЭРОПОРТ, КОСМОДРОМ, САМОЛЁТ, РАКЕТА, ПИЛОТ. | Вот аэродром. Здесь много самолётов. Вот космодром. Здесь ракеты. Я хочу играть. Мы будем играть |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения по курсу
Курс дополнительного образования "Информационные технологии в делопроизводстве"...
Программа курса дополнительного образования «История права России» 10 класс
Данная программа дополнительного образования «История права России» построена на материале курса истории России 6-9 классов и содержит интересные сведения о развитии отечественного права....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...
Рабочая программа курса дополнительного образования "Русский на 5" 9 класс
Рабочая программа кружка «Русский язык на 5» по русскому языку предназначена для дополнительного образования учащихся 9 класса и нацелена на подготовку обучающихся к ОГЭ по русскому ...
Авторская разработка дополнительной образовательной программы обучения английскому языку по социальному – педагогическому направлению для 5 класса.
Творческое объединение «Английский c увлечением» органично входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий ученики получают дополнительный блок лексических единиц, что, след...