Познавательная конкурсно-игровая программа: «Сказка открывает двери».
творческая работа учащихся (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому. Познавательная конкурсно-игровая программа «Сказка открывает двери» поможет нам прикоснуться к устному народному творчеству и совершить путешествие в загадочный мир русских народных сказок.В нашем мероприятии примут участие гости из трех сказочных государств
Тридевятое царство. Тридесятое царство и Белогорье. В каждом царстве будет свой король и королева, которые будут организовывать ребят и руководить делами своего царства. Жители этих царств будут соревноваться друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательная конкурсно – игровая программа: «Сказка открывает двери». | 933.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Климовская школа - интернат»
Открытое общешкольное мероприятие в рамках Клуба Выходного Дня. Познавательная конкурсно – игровая программа:
«Сказка открывает двери».
Подготовила: воспитатель,
высшей квалификационной категории,
Цупикова Марина Владимировна.
Климово, 2022г.
Познавательная конкурсно-игровая программа:
«Сказка открывает двери».
Цель: Совместная творческая деятельность учащихся.
Задачи:
- Знакомство с жанрами русского фольклора.
-Приобщение уч-ся к русскому народному творчеству через театрализованные формы обучения.
- повторить и систематизировать знания о русских народных сказках.
-коррекция мышления, внимания, памяти;
-развитие умения отвечать на вопросы, сравнивать, обобщать; развитие творческих способностей, воображения, чувства юмора;
-воспитание любви к сказкам, к литературе, привитие читательского интереса.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
1.Скоморох
Испокон веков на Руси-матушке.
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
2.Скоморох
«Эй, люд честной,
Тряхнем стариной!
Балалаечка играет
И гармошечка поет,
Люд веселый на гулянье
В нашу горницу идет.
Выходи скорей,
Не жалей лаптей!
В.- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные! Давно мы Вас ждем - поджидаем, праздника без Вас не начинаем!
Хорошим гостям и хозяюшка рада!
-В. Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу горницу. Изба у нас просторная, светлая, всем места хватит. Красному гостю – красное место. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Ребенок:
Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Все дети: « В тесноте, да не в обиде».
В1-Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами вспомним полюбившиеся всем нам русские народные сказки.
-А вы любите сказки?
В.2Сказки начинаются в вашем детстве, и если вы захотите, останутся с вами на всю жизнь.
II. Вступительная часть. Постановка темы и задач мероприятия.
1.Литературно-музыкальная композиция «Сказка в гости приглашает».
Стихотворение И.Сурикова «Детство». (Белозубов И.)
Лит монтаж о сказках (Колганов М., КиволяМ.. ДолгуновИ,ХохловА., БелозубовИ., Гостев Е.,)
-В. Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому.
-В. Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому. Таким образом, сказки дожили до тех времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира.
-В. Наша познавательная конкурсно-игровая программа «Сказка открывает двери» поможет нам прикоснуться к устному народному творчеству и совершить путешествие в загадочный мир русских народных сказок. Мы поможем вам вспомнить ваши любимые сказки, встретится с любимыми героями. Тема нашего мероприятия выбрана не случайно, так как 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал Президент страны Владимир Путин.
В. В нашем мероприятии примут участие гости из трех сказочных государств
Тридевятое царство. Тридесятое царство и Белогорье.В каждом царстве будет свой король и королева, которые будут организовывать ребят и руководить делами своего царства. Жители этих царств будут соревноваться друг с другом, а чтобы соревнование было честным нам поможет жюри. Клеута А.А. Кондрат С.Н. Ломыго О.В.
III. Основная часть.
-В. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. Слово «сказка» произошло от слов: « сказывать» , «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками». Автором русских народных сказок является большое количество людей, т.е. народ.
-В. «Царь Иван IV не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы. Известны сказочники Василия Шуйского, Михаила и Алексея Романовых. Сказочники награждались за басни, которые они баяли, “по государеву, цареву и великого князя сия Руси имянному приказу” то лазоревым сукном, то телятинными сапогами, то англицким вишневым кафтаном».
-В. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны первые представления ребёнка о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки учат. Не зря про сказку сочинили такие пословицы: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка –ложь, да в ней намёк».
-В. Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.
Сказочница№1(бытовые сказки)
Театральная постановка «Каша из топора».
1конкурс-испытание: «Сказка приходит на помощь».
В. Поскольку бытовая сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Всегда в ней с уважением относятся к умелым работникам и высмеивают лодырей, то мы сейчас проверим, какие же умелые работники жители наших царств и как хорошо они знакомы с бытом русского народа. Вам нужно сварить кашу в печи.
Кто из участников и в каком порядке будет выполнять задания ,подскажет сказка, название которой получит участник.
1.Растопить печку.--------------------------Сказка «Гуси-лебеди».
2.Подоить коровушку-матушку.---------Сказка «Крошечка Хаврошечка».
3.Принести воды при помощи коромысла.---------Сказка «По щучьему велению»
4.Поставить чугунок в печку при помощи ухвата--------.Сказка «Волк и козлята»
5.Помешать кашу.----------------------------Сказка «Каша из топора».
6. Достать чугунок из печи.-----------------Сказка «Колобок»
2.конкурс-испытание: «Спеть колыбельную»
Часто в сказках мама наказывает девочке беречь братика, никуда не уходить Девочка должна была ухаживать за братиком- Играть, гулять с ним, кормить, укладывать спать, петь колыбельную песню.
Маленькие дети спали в колыбелях или люльках, мамы, бабушки или старшие сёстры пели им колыбельные песни.
Девочка садится рядом с люлькой, покачивает её и напевает «Колыбельную».
Сказочница №2(волшебные сказки)
Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна). Одним словом царевны
Танец «Царевны Забавы»
Стрелы встречаются в разных сюжетах волшебных сказок, и они
почти всегда связаны с добыванием невесты. «Иван-кобыльников сын» , «Королевичи его дядька», «Царевна-лягушка». В свадебных песнях жених обозначается через образ хищной птицы — сокола, которая охотится за лебедью (невестой). То, какие будут невесты, героям неизвестно: они при помощи стрел узнают только направление. Стрела сама приведет, а царевичам нужно лишь покориться судьбе: «Стреляйте, — говорит, —вверх. А на какой двор стрелка ляжет, там и невеста твоя»
3.конкурс-испытание: «Стрельба из лука»
Женихам наших королевств, пришла пора выбрать себе невесту, а какую узнаем при помощи стрелы пущенной из лука. К какому конверту стрела упадет, ту невесту и надо угадать, назвав имя и название сказки.
1невеста- она ленивая, невоспитанная, злая, плохая, вредная, ей присуще следующие качества - себялюбие, неряшливость и грубость, а ленивость ее проявляется в том, что она совсем не выполняет просьбы нянюшки, ей даже очень лень вытащить пирожки из печи, ей трудно нарвать яблок.
(Ленивица из сказки «Мороз Иванович»)
2невеста- жадная, глупая, наглая, ленивая, хвастливая, неблагодарная и недальновидная. Она хочет получить как можно больше, ничего не отдавая взамен. Приехала домой на свиньях и получила в награду за труд сундук ворон(Мачехина дочка из сказки «Морозко»).
3невеста Она умная, ловкая, хозяйственная, гордая, заботливая, добрая, скромная. Настоящая поддержка и советчица для мужа. Нет ничего такого, с чем бы не смогла справиться. Любое задание царя ей «по плечу». Захотел Царь-батюшка хлеб-коровай к утру от невестки получить? Не беда: пока муж отдыхает, она не просто создает вкуснейшую выпечку, но и украшает ее изысканными декорациями: замками с башнями, птицами и садами цветущими. (Василиса-Премудрая в сказке «Царевна лягушка»)
4 невеста Героиня русских волшебных сказок, дарящая свою любовь главному герою, который побеждает Змея или Кощея. Её главными чертами являются: верность, заботливость и решительность.В большинстве сказок героиня — дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. (Василиса Премудрая (Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Марья Искусница, Синеглазка из сказок «Морской царь и Василиса Премудрая», «Василиса Прекрасная»,
5 невеста старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».– популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому. живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
( Баба Яга «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста ясно сокола», «Марья Моревна», «Царевна Лягушка»)
6 невеста некрасивая женщина с маленькими глазами, тонкими губами и крючковатым носом. На ее лице могут быть бородавки. Волосы очень длинные. В них она вплетает тину и болотные растения. Одеваются обычно, в подобие сети. Так же она очень сильно любит различные меха, которые тоже использует как наряд. ( сказки «Василиса Премудрая и Иван-дурак»)
7 невеста рано осталась без матери, она делала всю работу по дому и помогала отцу, она была верной помощницей своему отцу. Когда в дом пришла мачеха со своей дочкой, ей стало жить очень тяжело, злая мачеха заставляла ее работь день и ночь. Она обладает всеми положительными качества, она трудолюбивая, верная, уважительно относится к старшим, послушная дочь и не перечит отцу.( Настенька Сказка «Морозко»)
8 невеста Она была сиротой и жила с чужими и жестокими людьми. И только коровушка была для нее другом и поддерживала девочку. Но даже плохое отношение к ней не уменьшили ее доброты, девочка трудилась и верила в лучшее была милой и доброй. (Сказка «Крошечка Хаврошечка»)
9 невеста девушка разумная, ответственная и добрая, она трудолюбива, скромна и обладает добрым сердцем. Она очень любит младшего брата и пытается уберечь его от бед и несчастий. Своей красотой, скромностью и приветливостью она покоряет с первого взгляда. Есть у нее один недостаток – она чересчур доверчива, поэтому колдунье и удалось её утопить. Но она и со дна реки пытается помочь братику, хотя сделать ничего не может.
( сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".)
В-. Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами.
1.Танец Бабок Ежек и появление избушки на курьих ножках.
4 конкурс «Летающая ступа».
Нужно взять обруч и накинуть на себя, держа его левой рукой, а в правую руку взять метлу и так передвигаться до избушки на курьих ножках и обратно. Победит та команда, которая первой выполнит задание.
В.- Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
5.конкурс-«Волшебный сундучок».
Каждое царство получает волшебный ларец в котором хранятся название чудесных сказочных средств, которые помогают главному герою преодолеть все испытания. Нужно соединить их названия.
Скатерть – самобранка
Русская народная сказка «Скатерть самобранка» (сказка про трех братьев)
«Скатерть-самобранка, кошелёк и двое из сумы»
«Два Ивана» русская народная сказка
Чудеса не понарошку…
Умные вещи…
Сказка о семи богатырях…
«Столик-сам-накройся, золотой осел и дубинка из мешка» сказка братьев Гримм
«Королевич и его дядька».
Ковер- самолет
«Сказка об Иване — гостином сыне», «Чудесная курица», «Рога», «Вещий сон», «Заколдованная королевна», «Царевна-лягушка», «Сказка о лягушке и богатыре», «Елена Премудрая», «Заколдованная королевна», «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре».
Шапка – невидимка
3. Русская народная сказка "Заколдованная королевна". Русская народная сказка «Безногий и слепой богатыри» Русская народная сказка «Вещий сон» 6. Русская народная сказка «Ночные пляски»
Сапоги -скороходы
«Вещий сон».
«Заколдованная королевна».
Кошелек-самотряс
«СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА, КОШЕЛЕК-САМОТРЯС И ДВОЕ ИЗ СУМЫ».
Гусли- самоигры
"Золотой конь" они называются гусли-самоигры.
"Кот, Дрозд и Петух"
"Чудесные гусли", "Гусли-самогуды"
6 конкурс-«По щучьему велению».
В.-Угадайте сказку и назовите главного героя.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И, за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(«По щучьему велению»)
В. Щука приготовила вам задания, которые вы должны выполнить в своих царствах, но чтобы их получить, представители царств должны выполнить щучьи задания и показать свою удаль.
Для конкурса нам потребуется по 3 участника из каждого царства. По сигналу участник берет удочку и ведерко и спешит к проруби , при помощи удочки с магнитом вытягивает рыбку, кладет в ведро и бежит в команду и передает снасти следующему игроку и так до тех пор пока вся рыба не будет выловлена. И только тогда можно вытянуть задания для вашего царства.
1.Собери картинку, назови сказку, вспомни часто повторяющуюся фразу из данной сказки.
Сказочница№3(сказки о животных)
Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку. Да и характер братьев наших меньших уподобляется человеческому: заяц - трусоват, волк - жаден, Баран всегда - упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен.
7 конкурс «Сказочные звери».
В.-Поскольку в сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному. То нашим участника придется перевоплотиться в сказочное животное и движениями, походкой передать их характер. Поэтому для конкурса нам потребуются самые артистичные ребята.
Участник бежит в сказочный лес срывает волшебный листок, на котором записано название животного, в которое он должен перевоплотиться и вернуться в команду в сказочном образе передавая характер героя походкой, жестами. А жители царства должны узнать героя и назвать как можно больше сказок с его участием.
ЛИСА ПЕТУХ МЕДВЕДЬ
VI. Подведение итогов. Награждение победителей.
1.Жюри подсчитывают баллы и называют царство, жители которого являются знатоками русских народных сказок.
2. Дети исполняют песню « Сказка гуляет по свету».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсно-игровая программа "Женщина. Весна. Любовь"
Разработка классного часа с родителями, позволяет сблизить работу "Семья" - "Школа"...
Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"
Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....
Сценарий конкурсно-игровой театрализованной программы «Весёлое путешествие с пиратами»
Сценарий конкурсно-игровой театрализованной программы для выпускного вечера в 4 кл. «Весёлое путешествие с пиратами»...
«Тайна красоты» Познавательная конкурсно – игровая программа.
«Тайна красоты» Познавательная конкурсно – игровая программа. Цель мероприятия: Учить детей бережному отношению к дикорастущим растениям (цветам).Задачи: 1.В игровой форме ...
Школьный музей, привет, ты открываешь двери!
Статья в газету...
"Художественная культура Древней Африки. Открывая дверь в прошлое…" урок МХК
Африканская культура всегда интересовала людей своей самобытностью. Она сохранила ее до наших дней. Материал этого урока позволяет кратко познакомиться с искусством Африки. Занятие интегрированное: на...
Сценарий мероприятия ко Дню открытых дверей "В мир творчества мы открываем двери"
В данном разделе опубликован сценарий на День открытых дверей...