"Художественная культура Древней Африки. Открывая дверь в прошлое…" урок МХК
план-конспект урока по мхк (8 класс)

Спиричева Светлана Николаевна

Африканская культура всегда интересовала людей своей самобытностью. Она сохранила ее до наших дней. Материал этого урока позволяет кратко познакомиться с искусством Африки. Занятие интегрированное: на уроке нужна карта Африки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_kultura_drevney_afriki.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная культура Древней Африки.

Открывая дверь в прошлое…

Урок МХК в 8 классе

  1. Вводно-организационный этап

У –  Сегодня речь пойдет о стране, где нет зимы, где воды так мало, что люди не принимают душ и баню, где до сих пор живы племенные религии и обряды, где родился пирсинг и тату. Что это за страна? (Африка)

Смотрим карту Африки. Записываем название стран Африки со столицами:


Алжир (Алжир), Ангола (Луанда), Бенин (Порто-Ново), Египет (столица - Каир)
Замбия (Лусака), Зимбабве (Хараре), Кения (Найроби), Конго (Браззавиль), Ливия (Триполи), Маврикий (Порт-Луи), Мавритания (Нуакшот), Мадагаскар (Антананариву)
Мали (Бамако),
Марокко (Рабат), Мозамбик (Мапуту), Намибия (Виндхук), Нигерия (Абуджа), Сенегал (Дакар), Сомали (Могадишо), Судан (Хартум), Танзания (Додома)
Тунис (Тунис), Чад (Нджамена), Эфиопия (Аддис-Абеба), Южно-Африканская Республика (Претория).

  1. Операционно-содержательный этап.

НОВЫЕ ЗНАНИЯ:   ИСТОКИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

У любой страны есть свои традиции, своя культура. Культура Африки выделяется среди культур всех остальных стран мира. Она настолько богата и разнообразна, что через весь континент меняется от страны к стране. Африка – единственный единый континент, который сочетает в себе разные культуры и традиции. Вот почему Африка очаровывает и привлекает туристов со всего мира. Культура Африки основана на африканских этнических группах и их традициях. Все африканское искусство, музыка, литература отражают религиозные и социальные особенности африканской культуры.
Есть мнение, что человеческая раса зародилась на африканской земле 5-8 миллионов лет назад, значит, Африка считается колыбелью мировой цивилизации.

У – Какие артефакты позволяют нам говорить это? Что осталось в древнейших времен?

У – Да, это рисунки на стенах пещер, скал. Их называют петроглифы (с гр. петра-камень, глифо-рисую). Они являются древнейшими на земле и их возраст исчисляется 26-19 тысячами лет до н.э.!

У – Какие еще артефакты говорят о столь приличном возрасте? (останки черепов и человеческих костей).

У – По фрагментам черепов и костей в Восточной Африке ученые установили, что около 1,5 млн лет назад Homo erectus (Человек Прямоходящий) именно отсюда шагнул в будущее.

Многие тысячелетия назад из африканского континента люди расселялись по всей планете.

У – Что мы знаем о современной Африке? Какой там климат? (сухо, мало воды, пески Сахары).

Так было не всегда.

 

НОВОЕ ЗНАНИЕ: ДРЕВНЕЙШИЕ ФРЕСКИ

Посмотрим петроглифы из Африки, из пещеры Тассили         (слайды)

У – Что мы видим? Какая была Африка? (дети отвечают)

- Сахара тогда была цветущим садом, хорошо снабженным водой и изобиловала животными. Здесь водились слоны и носороги, крокодилы и жирафы, буйволы и др. животные, чьи изображения мы видим на петроглифах.

У - Постепенное изменение климата опустошило этот регион и погубило его обитателей. Древние реки и озера высохли. Пышная растительность сменилась жестким кустарником. Благодатные земли превратились в пустыню, исчезла дичь, люди были вынуждены переселиться в другие пригодные для жизни места. Опустошилась огромная территория Африки – пустыня Сахара.                         (слайды)

У - По краю Сахары протекает Нил, пограничная река между Египтом и др. африканскими странами. Слава Египта затмила все, что лежало за ее пределами. Тогда думали, что африканская цивилизация заканчивается в Египте. А что за Сахарой, никто не знал до 19 века.

Только в 19 веке путешественники смогли пересечь пустыню и мир узнал об уникальной африканской культуре.

НОВОЕ ЗНАНИЕ: БОЛЬШОЙ ЗИМБАБВЕ

Недалеко от восточного побережья Африки лежит Зимбабвийское плато. Здесь находится одно из чудес света — развалины удивительного архитектурного комплекса, названного Большой Зимбабве. Споры ученых о возрасте и назначении этого комплекса продолжаются с 1871 года, когда немецкий исследователь Африки Карл Маух нашел развалины многочисленных каменных кругов и хорошо сохранившееся сооружение Большой Крааль в виде эллипса.

Полемика вокруг Зимбабве бушевала почти столетие, но разгадка комплекса так и не найдена. Какой только фантазией не награждали археологи и историки это место — что это дом второй жены какого-то царя, что это копи царя Соломона и царицы Савской, что это ритуальный храм или крепость, что храм этот построен черным населением. Хотя этим утверждениям нет никаких письменных доказательств, как и нет захоронений на его территории.

НОВОЕ ЗНАНИЕ: БОЛЬШОЙ КРААЛЬ

Лишь в 80-х годах 19 века, когда окрестности Зимбабве удалось сфотографировать с вертолета, стало ясно, что Большой Крааль имел астрономическое назначение, а точнее он изобразил систему Сириуса. Сейчас – этот комплекс является музеем под открытым небом, его охраняет ЮНЕСКО – международное общество защиты памятников человеческой культуры на Земле.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Практическая работа (на 5 мин):

  1. Что общего между пирамидами в Египте и Большим Зимбабве?
  2. Почему стены Большого Крааля скруглены, нигде нет углов?
  3. Какие неблагоприятные условия губят Большой Крааль?

У – Продолжим урок. В Африке много удивительного. Особенна и скульптура НОК (слайды). Она выполнена из глины методом «потерянного воска» (объяснение).

У – Также удивительна скульптура ИФЕ (слайды). Она выполнена этим же методом из сплава бронзы с латунью.

У – Также посмотрим на уникальную скульптуру Бенина (слайды). Латунь.

У – А теперь посмотрим на слайды, как живет сейчас Африка (смотрим).

У – Как же живет Африка? Каково ее искусство? (дети рассуждают)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: приготовить сообщение про африканскую культуру.

Конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по ИЗО для 5 класса Художественная культура Древней Греции. Греческая вазопись

Урок   по  теме:   «Художественная культура Древней Греции.   Греческая   вазопись» с применением ИКТ.   Это  урок - закрепление ...

Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Урок содержит обобщающий материал по разделам "Архитектура", "Иконопись", "Изобразительное искусство", "Литература", "Музыка". К уроку прилагается электронная презентация в формате Power Point....

Презентация к уроку "Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Иллюстративный материал к обобщающему уроку "Художественная культура Древней и средневековой Руси" содержит разделы "Архитектура", "Иконопись", "Фрески", "Литература" и др....

Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека

Урок  по изобразительному искусству 4 класс, учитель высшей категории Лапа И.С. Тема урока: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека» Цели урока: ...

Художественная культура Древней Америки

Презентация "Художественная культура Древней Америки" предназначана для использования на урроках МХК. Рассматриваются следующие вопросы: Отражение мифологических представления индейцев науа, ацтеков...

проверрочная работа по теме "Художественная культура Древней Греции"

проверочная работа по теме "Художественная культура Древной Греции" . используется для итогового  контроля усвоения  соответствующей темы, в 1 классе художественного отделения  дши. сод...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...