Сценарий педагогической мастерской по профориентации старшеклассников "Будущий учитель растет в школе?!"
материал (9 класс)
Данный материал поможет педагогам в подготовке и проведении профориентационных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 26.06 КБ |
карточки с заданиями | 15.99 КБ |
тест на склонность к педагогической профессии | 15.24 КБ |
презентация | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое мероприятие
в форме педагогической мастерской
Тема: «Будущий учитель растет в школе? (!)»
Дата: 21.11.2021
Место: МБОУ СОШ №16 г. Усолье -Сибирское
Цель: формирование интереса к профессии учителя.
Задачи:
- способствовать актуализации знаний о профессии учителя
- способствовать развитию навыков командной работы
- способствовать формированию собственной точки зрения и аргументированному высказыванию
- способствовать формированию уважительного отношения к профессии учителя
Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов психолого – педагогического класса МБОУ СОШ №16
Методы и приемы: проблемный диалог, мини – дискуссия, прием «Синквейн», прием «С великим - запросто»
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, тесты, листы, ручки
1. Индукция (создание эмоционального настроя).
- Добрый день! Рада приветствовать вас. Меня зовут Ольга Александровна Калашникова. Я – преподаватель филиала Ангарского педагогического колледжа в г. Усолье – Сибирское.
Сегодня наша встреча состоится в форме педагогической мастерской. Главные правила работы педмастерской – это активное погружение в работу, открытость в обсуждении ваших идей, отсутствие «правильных» и «неправильных» оценок, активное командное и творческое взаимодействие.
Для того, чтобы определить тему, которой посвящена сегодняшняя встреча предлагаю узнать ваши представления об учительстве. Вам необходимо составить синквейн к слову «учитель». Все ли из вас знают, что такое синквейн и как его составлять?
Синквейн это стихотворение, состоящее из 5 строк.
- Название синквейна . В нашем случае «Учитель»
- Два прилагательных, отражающих основную мысль
- Три глагола, описывающие действия
- Короткое предложение, в котором автор высказывает сове отношение
- Одно слово существительное, в котором автор выражает свои чувства
Составим вместе синквейн, например, к слову «школа».
Школа
Любимая, родная
Радуемся, познаем, общаемся
В школе мы учимся
Второй дом
Теперь ваши варианты синквейна к слову «Учитель».
Спасибо за интересные ответы.
Если на основе ваших синквейнов составить собирательный образ учителя, то какой он? (ответы записываю на флипачрте).
В продолжении темы предлагаю послушать причту. Послушайте внимательно.
Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.
Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.
Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.
Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.
На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.
Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне. И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.
В условиях современных технологий, актуально ли это утверждение? А может быть можно учиться в школе и без учителя?
2. Деконструкция
Давайте представим школу далекого будущего в которой нет учителей, а есть, например, интерактивные помощники в обучении по каждому учебному предмету.
Предлагаю поработать с таблицей индивидуально.
Задание1
Цель: проанализировать преимущества и недостатки обучения в он – лайн и оф-лайн формате.
Содержание задания: Запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Прошу озвучить ваши варианты.
Какой можно сделать вывод из того, что вы услышали? (варианты ответов).
Безусловно школа без учителя никогда не будет по - настоящему живой, теплой, доброй.
Как вы думаете, на какой главный вопрос мы будем искать ответ во время работы педагогической мастерской? (варианты ответов записываю на флипчарте).
Размышляя над темой сегодняшней встречи «Будущий учитель растет в школе? (!)», обратимся к цитатам великих педагогов. Но только не в оригинале, а немного измененном виде. Попробуем по-разному взглянуть на их рассуждения о разных жизненных ценностях и ориентирах.
Задание 2 (вариант приема «С великим – запросто»)
Цель: анализ ценностных приоритетов.
Содержание задания: Перед вами цитаты, в которых некоторые слова пропущены. Предложите свой вариант заполнения пропусков. И обоснуйте.
Индивидуальная работа с карточками.
-Человек таков, каково его представление о… (счастье). В.А. Сухомлинский
-Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему ….(дети). Тот, кого любят________, — настоящий человек.
-Дети должны жить в мире ___________(красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества).
-Смысл жизни — в….( служении людям).
- Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно_____________ (воспитывает), а тот, кто ___________ (помогает) тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)
- Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно —_______________ (указать) _______________ (дорогу). (Ричард Олдингтон)
- Посредственный учитель излагает. Хороший учитель___________ (объясняет). Выдающийся учитель____________ (показывает). Великий учитель____________ (вдохновляет). (Уильям Уорд)
Интересные поучились вариации цитат. Спасибо за ваши мысли и аргументы.
3. Социализация
Обращаясь к словам немецкого педагога Фридриха Дистерверга: «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт».
«Педагог, наставник, учитель – это особый дар от рождения независящий от стажа и возраста и без которого нет должного воспитания и преподавания».
Предлагаю поразмышлять над следующими утверждениями:
- Учителем надо родиться.
- Учителем надо стать.
Ребята, которые находятся в аудитории, вам необходимо привести как можно больше доводов и аргументов в пользу первого утверждения. Вы можете работать в группе.
Ребята, которые работают дистанционно, приведите свои доводы в пользу второго высказывания.
5 минут на подготовку. Затем вы озвучите свои варианты.
В продолжении нашей мини-дискуссии хочется вспомнить стихотворение Роберта Рождественского
Учителям
«…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого — стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель — профессия дальнего действия,
Главная на Земле!»
Согласны ли вы с утверждением «Учителем надо родиться и только после этого стать?»?
Каждый из нас с самого детства так близко находится рядом с профессией педагога, как, наверное, ни с какой другой. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы знакомы с данной профессией. Игра называется верно –неверно.
Игра «Верно – неверно»
Играть будут 2 команды: команда телезрителей и команда знатоков. Знатоки – это ребята из педагогического класса, а команда телезрителей те, кто работает дистанционно.
По – очереди я буду задавать вопросы одной из команд. Ваша задача озвучить вариант ответа: «верно или не верно». За каждый правильный ответ команда получает балл. Команда телезрителей – ваша задача отвечать громко и четко. Чей ответ услышу первым, тот и засчитается.
Задание 3. Игра
- Вопрос для команды знатоков
Верно ли что первыми учителями были жрецы? (верно)
- Вопрос для команды телезрителей
Верно ли, что слово «педагог» в древней Греции обозначало слово «воспитатель»? (верно)
- Верно ли, что обучение в афинских школах было в основном письменное? (не верно, устное)
- Верно ли что в средневековых школах учителями были в основном монахи? (верно)
- Верно ли, что в церковных школах существовали классы? (нет. Все учились в одном)
- Верно ли, что домашние учителя и наставники назывались гувернерами? (верно)
- Верно ли, что день учителя отмечает более 100 государств? (верно)
- Верно ли, что отпуск учителей в России составляет в общей сложности 64 календарных дня? (верно)
- Верно ли что отцом педагогики называют Яна Амоса Коменского? (верно)
- Верно ли, что для того, чтобы быть успешным учителем нужно интересоваться ее с детства? (верно)
Спасибо за ответы. Подведем итог.
Игра показала, что так или иначе мы слышим, видим, запоминаем информацию о профессиях произвольно и непроизвольно. А кто из вас играл в школу с игрушками в детстве? Многие девочки играют в учителя. Таким образом, неосознанно с самого детства мы пытаемся прикоснуться к этой профессии.
Для дальнейшего погружения в профессию учителя предлагаю выполнить следующее задание.
Задание 5. Письмо в будущее. Работа в малых группах
Напишите письмо будущему учителю, который в настоящее время является учеником любой из школ нашего города. Возможно, он еще не догадывается кем станет в будущем. Но по «легенде» вы знаете, что именно он когда-то будет учить детей.
Что бы вы пожелали ему? На что бы посоветовали обратить внимание во время учебы в школе? Какие качества необходимо развивать в себе и над чем работать будущему учителю, по вашему мнению?
4.Афиширование
Предлагаю все письма, которые вы написали сохранить в капсуле для будущих учеников профильного педагогического класса.
5.Осмысление
Какое открытие вы сделали сегодня для себя? Удалось ли по-новому взглянуть на профессию учителя, переосмыслить свои взгляды?
Рефлекия. Неоконченные предложения
- Сегодняшнее занятие помогло понять мне…
- Сегодня я задумлася (лась) о том, что…
- Профессия учителя представляется мне….
И прошу ответить на главный вопрос встречи: Будущий учитель растет в школе?
Я благодарю всех за работу. От себя всем хочу сказать: дерзайте, творите, мечтайте какую бы вы не выбрали профессию! Все в ваших руках! До свидания!
Предварительный просмотр:
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Задание1
запишите основные характеристики школы будущего в которой есть учителя и школы в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? + и – таких школ.
Школа с учителями | Школа без учителей |
Предварительный просмотр:
Тест на предрасположенность к педагогической работе.
Ответьте на предложенные утверждения в соответствии с вашим мнением о себе следующим способом:
да – д; скорее да – сд; скорее нет – сн; нет – н.
- Мне интересно узнавать новое почти обо всем.
- Я получаю удовольствие, когда научу кого-либо тому, что сам знаю и умею.
- Меня интересует мой основной учебный предмет по выбранной специальности.
- Пожалуй, я могу выслушать, понять собеседника и посмотреть на ситуацию его глазами.
- Я чувствую себя довольно уверенной в разных ситуациях, я чаще нравлюсь себе, чем не нравлюсь.
- Мне доставляет удовольствие общаться с детьми школьного возраста.
- Я способна проявить терпение в общении и занятиях с людьми.
- Я умею сказать или объяснить что-либо точно, коротко, понятно, правильно и даже красиво.
- Я умею отнестись к себе с юмором, критически, посмотреть на себя со стороны, глазами других.
- Я умею организовать, если надо, людей в каком-либо деле, в котором я достаточно разбираюсь.
Оцените свои ответы следующими баллами: д – 3; сд – 2; сн – 1; н – 0.
Посчитайте сумму.
Высокий уровень предрасположенности к педагогической профессии, если у вас 21 – 30 баллов. Средний уровень, если вы набрали 11 – 20 баллов. Низкий уровень, если 0 – 10 баллов.
Проанализируйте, каких качеств вам не хватает, найдите средства их развития.
В тесте вы оцениваете в себе следующие качества: познавательный интерес, интерес к обучению других, интерес к вашей академической специальности, способность к эмпатии, уверенность в себе (положительная самооценка), интерес к работе с детьми, терпение, уровень развития речи, самокритичность, организаторские способности (быть лидером).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СИНКВЕЙН – стихотворение, состоящее из 5 строк: Название синквейна. В нашем случае «Учитель» Два прилагательных, отражающих основную мысль Три глагола, описывающие действие Короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение Одно слово существительное, в котором автор выражает свои чувства
УЧИТЕЛЬ
ЗАДАНИЕ 1 Запишите основные характеристики школы будущего, в которой есть учителя и школы, в которой учителей нет. Какой вы ее себе представляете? Определите + и - таких школ. Школа с учителями Школа без учителей
ЗАДАНИЕ 2 Перед вами цитаты, в которых некоторые слова пропущены. Предложите свой вариант заполнения пропусков и обоснуйте его. 1. Человек таков, каково его представление о _____________. 2. Я твёрдо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему _______. Тот, кого любят ______, - настоящий человек. 3 . Дети должны жить в мире______, ________, _______,_______. 4 . Смысл жизни в ____________ __________. (В.А. Сухомлинский)
Что такое призвание? Призвание - это ответы на вопросы: -зачем все это? -ради чего я выбираю ту или иную профессию? -какая от меня польза миру (людям)? -в чем моя уникальность? -что меня вдохновляет? -какой смысл в том, что я делаю? -в чем моя реализация? 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию. 2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием. (Словарь С.И. Ожегова)
ЗАДАНИЕ 3 « Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт». «Педагог, наставник, учитель – это особый дар от рождения, независящий от стажа и возраста, и без которого нет должного воспитания и преподавания». (Фридрих Дистерверг) Учителем надо родиться ? Учителем надо стать
ЗАДАНИЕ 4 Игра «Верно – неверно» 1. Верно ли, что первыми учителями были жрецы? 2. Верно ли, что слово «педагог» в Древней Греции обозначало слово «воспитатель»? 3. Верно ли, что обучение в афинских школах было в основном письменное? 4. Верно ли, что в средневековых школах преподавали в основном монахи? 5. Верно ли, что в церковных школах существовали классы для разных возрастов детей? 6. Верно ли, что домашние учителя и наставники назывались гувернерами?
ЗАДАНИЕ 4 Игра «Верно – неверно» 7 . Верно ли, что День учителя отмечают более 100 государств? 8. Верно ли, что отпуск учителей в Российской Федерации составляет в общей сложности 64 календарных дня? 9. Верно ли, что «отцом педагогики» называют Яна Амоса Коменского? 10. Верно ли, что для того, чтобы стать успешным учителем нужно интересоваться этой профессией с детства?
ЗАДАНИЕ 5 Письмо будущему учителю… Напишите письмо будущему учителю, который в настоящее время является учеником любой из школ нашего города. Возможно, он еще не догадывается кем станет в будущем. Но по «легенде» вы знаете, что именно он когда-то будет учить детей. Что бы вы пожелали ему? На что бы посоветовали обратить внимание во время учебы в школе? Какие качества необходимо развивать в себе и над чем работать будущему учителю, по вашему мнению?
Тест «Предрасположенность к педагогической деятельности» Ответьте на предложенные утверждения в соответствии с вашим мнением о себе следующим способом: да – д; скорее да – сд; скорее нет – сн; нет – н. Мне интересно узнавать новое почти обо всем. Я получаю удовольствие, когда научу кого-либо тому, что сам знаю и умею. Меня интересует сфера общения и взаимодействия с людьми. Пожалуй, я могу выслушать, понять собеседника и посмотреть на ситуацию его глазами. Я чувствую себя довольно уверенной в разных ситуациях, я чаще нравлюсь себе, чем не нравлюсь.
6. Мне доставляет удовольствие общаться с детьми школьного возраста. 7. Я способна проявить терпение в общении и занятиях с людьми. 8. Я умею сказать или объяснить что-либо точно, коротко, понятно, правильно и даже красиво. 9. Я умею отнестись к себе с юмором, критически, посмотреть на себя со стороны, глазами других. 10. Я умею организовать, если надо, людей в каком-либо деле, в котором я достаточно разбираюсь
Оцените свои ответы следующими баллами: д – 3; сд – 2; сн – 1; н – 0. Посчитайте сумму. Высокий уровень предрасположенности к педагогической профессии, если у вас 21 – 30 баллов. Средний уровень , если вы набрали 11 – 20 баллов. Низкий уровень , если 0 – 10 баллов. Проанализируйте, каких качеств вам не хватает, найдите средства их развития. В тесте вы оцениваете в себе следующие качества: познавательный интерес, интерес к обучению других, интерес к вашей академической специальности, способность к эмпатии, уверенность в себе (положительная самооценка), интерес к работе с детьми, терпение, уровень развития речи, самокритичность, организаторские способности (быть лидером).
Подведём итоги: Сегодняшнее занятие помогло понять мне… Сегодня я задумалась /задумался о том, что… Профессия учителя представляется мне…
Быть учителем – это призвание или работа ?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая мастерская для учителей физической культуры.
Разработки открытых уроков....
Педагогическая мастерская учителя математики
Педагогическая мастерская- описание опыта работы по применению в образовании и воспитании различных технологий....
Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика
В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...
Тема : Урок по ФГОС. Педагогические мастерские для учителей «От идеи до реализации»
Методологической основой ФГОС является системно - деятельностный подход, призванный обеспечить: - готовность к саморазвитию и непрерывному обучающихся.Системно-деятельностный по...
Сценарий педагогической мастерской "Сохраним здоровье педагога"
навыки сохранения здоровья....
«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения
Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...
Педагогическая мастерская учителя биологии
В работе представлена презентация внеклассной работы учителя биологии по организации работы школьного лесничества...