Педагогическая мастерская учителя биологии
статья по биологии
В работе представлена презентация внеклассной работы учителя биологии по организации работы школьного лесничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_masterskaya.docx | 19.26 КБ |
nebolsina_n_v_ped_masterskaya.pdf | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Сл 1
Школьное лесничество как эффективная форма экологического образования в организации внеурочной деятельности обучающихся
Никто не будет оспаривать тот факт, что детские впечатления самые сильные, и остаются в памяти те, что вызывают сильные эмоции. Природа не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, поэтому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка.
Очень важную роль в этом процессе играет экологическое воспитание учащихся, которое предполагает ориентацию на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их решения; оно готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящихся к природным объектам.
Одним из вариантов организации внеурочной деятельности и дополнительного образования школьников экологического направления является школьное лесничество. Сл 2
Школьное лесничество позволяет «погрузиться» в современные ландшафты своей местности, что обеспечивает единство интеллектуального и эмоционально-ценностного познания экологических объектов, развитие знаний, чувств, впечатлений, эмоций, возникающих при изучении природных, общественных, процессов и явлений, происходящих в родном крае.
В программе ШЛ предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на материале школьного дендрария и Рахмановского лесничества, а также - междисциплинарность, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, ботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики.
Кружок лесничества посещают ребята с 3 по 9 класс. Т.е. - разновозрастная группа. Уровень знаний тоже различен, но объединяет ребят интерес к жизни леса.
В Работе лесничества используются различные формы организации деятельности обучающихся. СЛ 3
Коллективные (лекции, семинары, экскурсии, экологические практикумы, эколого-просветительские мероприятия, практические), индивидуальные (проектирование, экспериментальные наблюдения в природе, работа с научной литературой), акции, встречи с работниками лесного хозяйства, защита проектов, игры, конкурсы, конференции, лабораторное занятие, лекция, поход, праздник, рейд итд.
Практические занятия являются одним из видов работ учащихся.
Они способствуют осуществлению межпредметных связей, связи теории с практикой, развитию мыслительно-познавательной активности школьников, приобщению их к методам научного исследования, что имеет большое значение для профессиональной ориентации учащихся. сл 4
Как и к школьному уроку, к занятию тоже предъявляются определенные требования: он должен быть проблемным и развивающим – учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Учитель организует проблемные и поисковые учебные ситуации, активизирует деятельность учащихся, а вывод делают сами учащиеся. Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт. Например, при изучении разнообразия животных леса показать веретеницу, многие ее относят к змеям, ее опасаться не стоит, т.к. это ящерица. Но она охраняемая. Почему измерения диаметра дерева делают на высоте 1,30 м?
Структура практического занятия должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Например, при отработке навыков лесной таксации, ребята самостоятельно распределяют, кто ведет подсчет древостоя, кто работает с буссолью, высотомером, мерной вилкой. Сл.5
На занятиях активно используются информационные технологии. Ребята не только изучают жизнь леса, но и выполняют различные задания, решают олимпиады. Два года ребята участвуют в межрегиональной олимпиаде школьных лесничеств, всероссийском квесте «Есть такая профессия – лес защищать» Сл.6 В этом году мое руководство осуществлялось дистанционно, была на больничном. Мы с ребятами создали доску падлет, где обсуждали разгадывание ребусов, загадок, викторину, создание заметки о лесной профессии, ребята сняли ролик о лесных профессиях.
Формирование личностных результатов позволяет реализовать воспитательный потенциал занятий, направленных выстраивание системы ценностей, основанной на общечеловеческих, базовых национальных ценностях, а также ценностей, обеспечивающих прогресс самой личности, ценности изучаемого предмета, интереса к биологии. Сл. 7
Одним из самых перспективных и успешных способов формирования экологической культуры представляет собой эколого-просветительская деятельность. Сл 8
Объекты эколого-просветительской деятельности: организация и проведение конкурсов рисунков, аншлагов, информационных листовок, газет эколого-лесной тематики, проведение экологических игр и викторин, социологические опросы населения, экологические инициативы и акции.
Сл 9
Достижение метапредметных результатов обучения ориентированы на подготовку человека, владеющего умением самостоятельно добывать и применять знания в различных ситуациях, ставить познавательные и образовательные задачи, искать и находить новую информацию, осуществлять ее отбор и структурирование, использовать ее в практической деятельности, то есть связаны с формированием умения учиться. СЛ10
Этому способствуют исследовательская и проектная деятельность. Ребята защищают экологические проекты на различных конкурсах и конференциях. В Орехово-Зуевском ГГТУ в 2022, 23 году на конференциях, посвященных Дню Земли ребята занимали 2 и 3 места, принимали участие акции «Я гражданин» в номинации Экологические проекты. Неоднократно занимали призовые места на юниорском лесном конкурсе «Подрост», мы ежегодно участвуем в слетах школьных лесничеств Московской области. Сл.10
Призер Подроста Анна П принимала участие в профильной тематической смене для членов школьных лесничеств
Сл11
Неподдельный интерес у детей вызывают экскурсии. Являясь особой формой учебной и внеурочной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им обучаемых-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания детей. На экскурсиях обучающиеся проверяют на практике многие теоретические знания развивают свою функциональную грамотность.
Таким образом, работа школьного лесничества построена в логике системно-деятельностного подхода с использованием современных педагогических технологий (проблемного обучения, технология развития критического мышления, технологии интерактивного и дистанционного обучения), что обеспечивает
прогресс личности ребенка, ее саморазвитие – активность, трудолюбие, самоценность, критичность, творчество, самоопределение, самооценка и другие.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание педагогической деятельности учителя биологии
Описание педагогической деятельности учителя биологии 2010г...
Педагогическая мастерская учителя математики
Педагогическая мастерская- описание опыта работы по применению в образовании и воспитании различных технологий....
Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии
Текст самоанализа пед.деятельности для портфолио по аттестации,состоит из след.пунктов:1.самоанализ2.результаты пед.деятельности3.методическая деятельность4.инновационная деятельность5.внеурочная деят...
Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»
Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....
Аналитическая справка о педагогической деятельности учителя биологии и химии
данная работа знакомит с учебно- воспитательной деятельность учителя...
Описание инновационного педагогического опыта учителя биологии МБОУ "Хову-Аксынская СОШ" Очур-оол С.С.
Обобщение и систематизация педагогического опыта. Материал по технологии проектного обучения....
Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ
Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ...