«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения
статья по математике (9 класс)
Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
Педагогическая мастерская «Софизмы в математике», проведенная мной для учителей района легла в основу Круглого стола, а затем этот опыт был обобщен в сборнике НМЦ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Софизмы в математике»
Педагогическая мастерская
Сапрыкина М.Ю.
ГОУ № 177
Педагогическая мастерская
как разновидность проблемного метода обучения
Интересное исследование было проведено среди студентов гуманитарных факультетов, причем большинство исследуемых окончили школу с хорошими оценками по математике. Исследование показало:
- Определения математических понятий, даже таких основных, как понятия функции, иррационального числа, логарифмов, через 2-3 года после окончания школы исчезают из памяти выпускников полностью
- Неосознанные навыки быстро утрачиваются (навыки в выполнении тождественных преобразований тригонометрических выражений, в решении квадратных уравнений и т.п.). Лишь те навыки, которые были доведены до автоматизма или сохранили теоретическую основу, надолго остались действенными (приведение подобных членов, умножение многочлена на одночлен)
- Многие выпускники не обнаружили умения проводить самостоятельно простейшие математические рассуждения.
«Именно потому, что большинство учеников не будут использовать математику в своей профессии, именно потому, что, быть может, от учителя они слышат последние в своей жизни математические фразы, именно потому важно, чтобы они имели преставление о математике как о науке. И через математику можно передать детям научный стиль деятельности, прежде всего критичность, самостоятельность, добросовестность и ответственность» Это цитата из книги В.И. Рыжика «30000 уроков математики»
В программе по математике идет речь о знаниях и умениях, о навыках. Вводятся различные нормы, критерии, уровни, стандарты. «Высокий статус умения провоцирует школьную математику на обилие упражнений. Все правильно, ученик должен что-то уметь. И одна из бед нашей профессии в том, что «доведение до умения» поглощает практически все время, а на всякие «красивости» и «высокие материи» его почти не остается». Ведь школьный учитель большую часть урока вынужден заниматься подготовкой к контрольной, к ЕГЭ, к вступительным экзаменам – от этого зависит его профессиональная репутация. Однако каждый из нас отдает себе отчет, что дальнейшая учеба выпускника школы, его карьера, профессиональный рост зависят не от количества накопленных знаний, а от его интеллектуальных способностей, умения самостоятельно работать, творческого отношения к знаниям. И именно на уроках математики ребёнок получает ничем не заменимую возможность для естественной и регулярной деятельности преодоления интеллектуальных трудностей, связанных с абстрактным мышлением. Именно математика удовлетворяет двум важнейшим потребностям развивающегося ребенка: потребности в компетентности и потребности в преодолении трудностей. Отсюда, вполне очевидная и очень трудновыполнимая задача учителя: на каждом уроке организовать такую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.
Обычно, говоря о воспитании творческих способностей, имеют в виду проблемное обучение, эвристические приёмы в работе. Педагогическая мастерская является разновидностью проблемного метода обучения. Это такая форма обучения, которая дает возможность каждому участнику получать новые знания и умения в процессе самостоятельного или коллективного открытия. Творческий процесс в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний. В урочной системе, как правило, проблемы определяются учителем. На обычном уроке ученик приводится учителем к новому понятию логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, а в системе мастерских учитель исподволь так организует работу учащихся, что они, сталкиваясь с проблемой, вынуждены сами искать пути её решения. В мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому. Озарение – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. «Озарение» - необходимый и важнейший элемент мастерской, её ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика. Затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению или мыслительному восхождению. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях рождает с одной стороны интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из которого стимулирует творческий процесс. Но при этом задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющийся опыт, т.е. предлагаемый для постановки проблемы материал должен быть в зоне понимания учащихся. В общем алгоритме проведения мастерских этап появления какой-либо проблемы или противоречия называется фазой индукции.
После постановки какой-либо задачи, столкновения с противоречием начинается анализ материала, индивидуальная или групповая работа с ним, поиск ответов на появившиеся вопросы. Очень важным качеством мастерской является сотрудничество её участников и их совместное творчество, самым ценным качеством мастерской является диалог всех её участников. Обсуждаются все идеи и пути решения, происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий всех его участников в совместный поиск, это главный принцип взаимодействия, сотрудничества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп. Диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения, осознания новых знаний. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в диалоге рождается коммуникативная культура. Этот этап в работе мастерской носит название социализация. На этом этапе мастерской дети учатся искать в других работах положительные, интересные, отличные от их собственных наблюдений и выводов, моменты. Задача руководителя мастерской - создание такой атмосферы в процессе работы, чтобы каждый её участник чувствовал себя комфортно и свободно, осознавал себя способным, равноправным и понимал, что каждый внес свой посильный вклад в общее дело.
Деятельность каждого участника мастерской имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по строгим правилам мастерской. Вот как их формулирует Мухина И.А.:
- Равенство всех участников, включая педагога
- Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности
- Отсутствие оценки
- Отсутствие соперничества, соревнования
- Чередование индивидуальной и групповой работы
- Важность не столько результата творчества, Сколько самого процесса
- Разнообразие используемого материала
- Ответственность каждого за свой выбор
Соблюдение этих правил гарантирует нравственную работу каждого участника мастерской и создает условия необходимые для творчества.
В психологии различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков, и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек. В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально) В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и её последующего осознания. Это сближает данный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека. На этапе рефлексии участники рассказывают о своих чувствах и впечатлениях, делятся положительными и отрицательными эмоциями. Одно из замечательных качеств мастерской – то ощущение свободы, творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают её участники. У детей повышается мотивация, интерес к предмету, развивается креативное мышление. Подробнее о педагогических мастерских можно прочитать в работах Окунева
Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
Педагогическая мастерская «Софизмы в математике», проведенная мной для учителей района легла в основу Круглого стола, а затем этот опыт был обобщен в сборнике НМЦ
Аннотация к педагогической мастерской «Софизмы в математике»
В начале 13 века в городе Пиза жил большой знаток всевозможных соотношений между числами и весьма искусный вычислитель Фибоначчи. Фибоначчи составил такой ряд из натуральных чисел, который впоследствии оказался полезным в науке: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,…
Закон образования членов этого ряда очень прост: первые два члена – единицы, а каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. Любая пара соседних чисел ряда Фибоначчи удовлетворяет одному из уравнений:
x2- xy - y2=1 или x2- xy -y2= -1
Ряд Фибоначчи известен не только математикам, но и природоведам. Если листья на ветке сидят одиноко, то они всегда располагаются кругом стебля, но не по окружности, а по винтовой линии. При этом для каждого растения характерен свой угол расхождения двух соседних листьев, который, как утверждают ботаники, сохраняется также в расположении веток, почек, чешек, цветов. Так, у липы и вяза угол расхождения листьев составляет окружности; у бука - , у дуба и вишни - , у тополя и груши - .
Ряд числителей и ряд знаменателей здесь - числа Фибоначчи.
С числами Фибоначчи косвенно связан занятный геометрический парадокс. Совершенно очевидно, что если какую-либо плоскую фигуру разрезать на несколько частей, затем, прикладывая полученные части друг к другу (но не накладывая одну на другую), образовать новую фигуру, то по форме новая фигура может отличаться от первоначальной, но площадь ее должна остаться прежней. Это очевидное утверждение считается в геометрии одним из тех первичных положений, на которых строится вся теория измерения площадей.
Используемая литература:
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: Наука, 1965
Рыжик В.И. 3000 уроков математики. М.: Просвещение, 2003
План проведения мастерской.
1.Участники мастерской получают квадрат со стороной 8см., разрезанный на два равных треугольника и на две равных трапеции. Учитель предлагает составить простейшие геометрические фигуры, используя все четыре части квадрата и найти площадь составленных фигур.
2.Учитель обращает внимание учащихся на разные значения площадей полученных фигур.
3.Учитель предлагает учащимся объяснить появление лишней единицы в значении площади прямоугольника.
4.Рассматриваются различные способы доказательства того, что линии EHP и EFP- ломаные.
5.Учитель задает вопрос о разрешимости этой задачи. Можно ли разделить квадрат на части так, чтобы его площадь совпала с площадью прямоугольника?
Только при таком иррациональном отношении частей x и y стороны квадрата на два равных треугольника и две равные трапеции возможно полноценное превращение квадрата в прямоугольник. При рациональных значениях x и y разность между площадями не может равняться нулю. При целых значениях x и y наименьшая возможная разность между площадями 1. Эта наименьшая разность достигается, если в качестве значений x и y брать пару рядом стоящих чисел Фибоначчи (в данном случае x=5, y=3), так как именно они удовлетворяют одному из уравнений
x2- xy -y2=1 или x2- xy -y2= -1
Данная мастерская может быть применена при изучении различных тем школьного курса геометрии.
РЯД ФИБОНАЧЧИ И ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
1. О СВЯЗИ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ С РЯДОМ ФИБОНАЧЧИ
Природа как бы решает задачу сразу с двух сторон и складывает полученные результаты. Как только получает в сумме 1, то осуществляет переход в следующее измерение, где начинает строить все сначала. Но тогда она и должна строить это золотое сечение по определенному правилу. Природа не пользуется золотым сечением сразу. Она его получает путем последовательных итераций и для порождения золотого сечения пользуется другим рядом, - рядом Фибоначчи.
Задание для самостоятельной работы
Постарайтесь объяснить появление «лишнего» квадрата.
Предварительный просмотр:
«Софизмы в математике»
Педагогическая мастерская
Сапрыкина М.Ю.
ГОУ № 177
Педагогическая мастерская
как разновидность проблемного метода обучения
Интересное исследование было проведено среди студентов гуманитарных факультетов, причем большинство исследуемых окончили школу с хорошими оценками по математике. Исследование показало:
- Определения математических понятий, даже таких основных, как понятия функции, иррационального числа, логарифмов, через 2-3 года после окончания школы исчезают из памяти выпускников полностью
- Неосознанные навыки быстро утрачиваются (навыки в выполнении тождественных преобразований тригонометрических выражений, в решении квадратных уравнений и т.п.). Лишь те навыки, которые были доведены до автоматизма или сохранили теоретическую основу, надолго остались действенными (приведение подобных членов, умножение многочлена на одночлен)
- Многие выпускники не обнаружили умения проводить самостоятельно простейшие математические рассуждения.
«Именно потому, что большинство учеников не будут использовать математику в своей профессии, именно потому, что, быть может, от учителя они слышат последние в своей жизни математические фразы, именно потому важно, чтобы они имели преставление о математике как о науке. И через математику можно передать детям научный стиль деятельности, прежде всего критичность, самостоятельность, добросовестность и ответственность» Это цитата из книги В.И. Рыжика «30000 уроков математики»
В программе по математике идет речь о знаниях и умениях, о навыках. Вводятся различные нормы, критерии, уровни, стандарты. «Высокий статус умения провоцирует школьную математику на обилие упражнений. Все правильно, ученик должен что-то уметь. И одна из бед нашей профессии в том, что «доведение до умения» поглощает практически все время, а на всякие «красивости» и «высокие материи» его почти не остается». Ведь школьный учитель большую часть урока вынужден заниматься подготовкой к контрольной, к ЕГЭ, к вступительным экзаменам – от этого зависит его профессиональная репутация. Однако каждый из нас отдает себе отчет, что дальнейшая учеба выпускника школы, его карьера, профессиональный рост зависят не от количества накопленных знаний, а от его интеллектуальных способностей, умения самостоятельно работать, творческого отношения к знаниям. И именно на уроках математики ребёнок получает ничем не заменимую возможность для естественной и регулярной деятельности преодоления интеллектуальных трудностей, связанных с абстрактным мышлением. Именно математика удовлетворяет двум важнейшим потребностям развивающегося ребенка: потребности в компетентности и потребности в преодолении трудностей. Отсюда, вполне очевидная и очень трудновыполнимая задача учителя: на каждом уроке организовать такую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.
Обычно, говоря о воспитании творческих способностей, имеют в виду проблемное обучение, эвристические приёмы в работе. Педагогическая мастерская является разновидностью проблемного метода обучения. Это такая форма обучения, которая дает возможность каждому участнику получать новые знания и умения в процессе самостоятельного или коллективного открытия. Творческий процесс в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний. В урочной системе, как правило, проблемы определяются учителем. На обычном уроке ученик приводится учителем к новому понятию логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, а в системе мастерских учитель исподволь так организует работу учащихся, что они, сталкиваясь с проблемой, вынуждены сами искать пути её решения. В мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому. Озарение – психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. «Озарение» - необходимый и важнейший элемент мастерской, её ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика. Затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению или мыслительному восхождению. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях рождает с одной стороны интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из которого стимулирует творческий процесс. Но при этом задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющийся опыт, т.е. предлагаемый для постановки проблемы материал должен быть в зоне понимания учащихся. В общем алгоритме проведения мастерских этап появления какой-либо проблемы или противоречия называется фазой индукции.
После постановки какой-либо задачи, столкновения с противоречием начинается анализ материала, индивидуальная или групповая работа с ним, поиск ответов на появившиеся вопросы. Очень важным качеством мастерской является сотрудничество её участников и их совместное творчество, самым ценным качеством мастерской является диалог всех её участников. Обсуждаются все идеи и пути решения, происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий всех его участников в совместный поиск, это главный принцип взаимодействия, сотрудничества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп. Диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения, осознания новых знаний. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в диалоге рождается коммуникативная культура. Этот этап в работе мастерской носит название социализация. На этом этапе мастерской дети учатся искать в других работах положительные, интересные, отличные от их собственных наблюдений и выводов, моменты. Задача руководителя мастерской - создание такой атмосферы в процессе работы, чтобы каждый её участник чувствовал себя комфортно и свободно, осознавал себя способным, равноправным и понимал, что каждый внес свой посильный вклад в общее дело.
Деятельность каждого участника мастерской имитирует метод «проб и ошибок», но реализуется по строгим правилам мастерской. Вот как их формулирует Мухина И.А.:
- Равенство всех участников, включая педагога
- Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности
- Отсутствие оценки
- Отсутствие соперничества, соревнования
- Чередование индивидуальной и групповой работы
- Важность не столько результата творчества, Сколько самого процесса
- Разнообразие используемого материала
- Ответственность каждого за свой выбор
Соблюдение этих правил гарантирует нравственную работу каждого участника мастерской и создает условия необходимые для творчества.
В психологии различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков, и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек. В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально) В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и её последующего осознания. Это сближает данный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Рефлексия является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека. На этапе рефлексии участники рассказывают о своих чувствах и впечатлениях, делятся положительными и отрицательными эмоциями. Одно из замечательных качеств мастерской – то ощущение свободы, творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают её участники. У детей повышается мотивация, интерес к предмету, развивается креативное мышление. Подробнее о педагогических мастерских можно прочитать в работах Окунева
Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
Педагогическая мастерская «Софизмы в математике», проведенная мной для учителей района легла в основу Круглого стола, а затем этот опыт был обобщен в сборнике НМЦ
Аннотация к педагогической мастерской «Софизмы в математике»
В начале 13 века в городе Пиза жил большой знаток всевозможных соотношений между числами и весьма искусный вычислитель Фибоначчи. Фибоначчи составил такой ряд из натуральных чисел, который впоследствии оказался полезным в науке: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13,…
Закон образования членов этого ряда очень прост: первые два члена – единицы, а каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих. Любая пара соседних чисел ряда Фибоначчи удовлетворяет одному из уравнений:
x2- xy - y2=1 или x2- xy -y2= -1
Ряд Фибоначчи известен не только математикам, но и природоведам. Если листья на ветке сидят одиноко, то они всегда располагаются кругом стебля, но не по окружности, а по винтовой линии. При этом для каждого растения характерен свой угол расхождения двух соседних листьев, который, как утверждают ботаники, сохраняется также в расположении веток, почек, чешек, цветов. Так, у липы и вяза угол расхождения листьев составляет окружности; у бука - , у дуба и вишни - , у тополя и груши - .
Ряд числителей и ряд знаменателей здесь - числа Фибоначчи.
С числами Фибоначчи косвенно связан занятный геометрический парадокс. Совершенно очевидно, что если какую-либо плоскую фигуру разрезать на несколько частей, затем, прикладывая полученные части друг к другу (но не накладывая одну на другую), образовать новую фигуру, то по форме новая фигура может отличаться от первоначальной, но площадь ее должна остаться прежней. Это очевидное утверждение считается в геометрии одним из тех первичных положений, на которых строится вся теория измерения площадей.
Используемая литература:
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: Наука, 1965
Рыжик В.И. 3000 уроков математики. М.: Просвещение, 2003
План проведения мастерской.
1.Участники мастерской получают квадрат со стороной 8см., разрезанный на два равных треугольника и на две равных трапеции. Учитель предлагает составить простейшие геометрические фигуры, используя все четыре части квадрата и найти площадь составленных фигур.
2.Учитель обращает внимание учащихся на разные значения площадей полученных фигур.
3.Учитель предлагает учащимся объяснить появление лишней единицы в значении площади прямоугольника.
4.Рассматриваются различные способы доказательства того, что линии EHP и EFP- ломаные.
5.Учитель задает вопрос о разрешимости этой задачи. Можно ли разделить квадрат на части так, чтобы его площадь совпала с площадью прямоугольника?
Только при таком иррациональном отношении частей x и y стороны квадрата на два равных треугольника и две равные трапеции возможно полноценное превращение квадрата в прямоугольник. При рациональных значениях x и y разность между площадями не может равняться нулю. При целых значениях x и y наименьшая возможная разность между площадями 1. Эта наименьшая разность достигается, если в качестве значений x и y брать пару рядом стоящих чисел Фибоначчи (в данном случае x=5, y=3), так как именно они удовлетворяют одному из уравнений
x2- xy -y2=1 или x2- xy -y2= -1
Данная мастерская может быть применена при изучении различных тем школьного курса геометрии.
РЯД ФИБОНАЧЧИ И ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
1. О СВЯЗИ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ С РЯДОМ ФИБОНАЧЧИ
Природа как бы решает задачу сразу с двух сторон и складывает полученные результаты. Как только получает в сумме 1, то осуществляет переход в следующее измерение, где начинает строить все сначала. Но тогда она и должна строить это золотое сечение по определенному правилу. Природа не пользуется золотым сечением сразу. Она его получает путем последовательных итераций и для порождения золотого сечения пользуется другим рядом, - рядом Фибоначчи.
Задание для самостоятельной работы
Постарайтесь объяснить появление «лишнего» квадрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: «Именем святой Екатерины наша жизнь навек освящена» (из опыта применения проблемного метода обучения)
Представлена методическая разработка урока-конспекта по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" с использованием метода проблемного обучения....
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...
Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".
Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....
Тема самообразования : Проблемный метод обучения
Раскрываются цели, задачи, этапы проблемного обучения на уроке....
Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»
В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии. Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...
"Использование проблемного метода обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида"
Данный материал содержит опыт работы по использованию проблемного метода обучения на уроках професионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Может быть интересен учителям трудового о...