Сценарий поэтической гостиной " СТИХиЯ"
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Сценарий поэтической гостиной «СТИХиЯ»» разработан для обучающихся 13-17 лет. Участники мероприятия- обучающиеся театральных коллективов, литературных объединений, студий художественного слова, старшеклассники, обучающиеся по программам художественной направленности. Наличие регионального компонента в содержании мероприятия предоставляет возможность применения сценария для знакомства с творчеством магнитогорских поэтов, изучения литературных традиций города Магнитогорска. Участниками поэтической гостиной могут быть и родители обучающихся, т.к. данная форма неформального творческого общения является наиболее эффективным способом взаимодействия с семьями обучающихся. Сценарий поэтической гостиной направлен на развитие творческих способностей обучающихся средствами поэтического слова. Содержательная часть сценария нацелена на духовно- нравственные аспекты воспитания, единство знания, ассоциативного мышления, творческой деятельности, проявляющихся в наличии взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов и решение таких задач, как: - внедрение в образовательный процесс актуальных форм воспитательной работы в рамках реализации ДООП; -апробирование приемов творческого взаимодействия с родителями обучающихся; -формирование коммуникативной и сценической культуры; -развитие художественного вкуса и эстетических потребностей. Содержательный материал сценария способствует формированию навыков стихосложения, публичного выступления, речевой коммуникации, работы с поэтическим произведением, расширяет культурный кругозор, реализует потребности обучающихся в литературном творчестве. Данная сценарная разработка опирается на логику развития художественных способностей обучающихся старшего школьного возраста. С точки зрения педагогической целесообразности и отличительных особенностей, в содержательном материале учтены психофизиологические особенности данного возраста – представлено коллективное и индивидуальное творчество, синкретические виды художественной деятельности. Нашли свое отражения в сценарии и актуальные педагогические тенденции, доминантой которых является саморазвитие, самореализация, развитие творческих способностей, самосовершенствование личности ребенка, проблемы его социальной адаптации. Содержание разработано с учетом педагогических принципов гуманизации, природосообразности, увлекательности и творчества с применением приемов образовательных технологий личностно-ориентированного и гуманно- личностного обучения, технологии развития творческих способностей, КТД. Реализация сценария предполагает применение наглядных, словесных, практических методов обучения. Методологической основой сценария можно считать рассмотрение общих закономерностей соотношения искусства и литературного творчества. Участники: обучающиеся объединений, родители обучающихся, 2 ведущих (педагог и обучающийся). Материально-технические ресурсы для реализации сценария: актовый зал, микрофоны, мультимедийное оборудование, экран. Дидактическое и информационное сопровождение: карточки с заданиями, видеоролики, презентации; концертные номера творческих коллективов. Продолжительность мероприятия: 90 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_poeticheskoy_gostinoy_stihiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи» города Магнитогорска

                          СЦЕНАРИЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ

                                                       «СТИХиЯ»

                                        (для обучающихся  13-17 лет)

                                             Автор-составитель: Рыбалко Татьяна Геннадьевна,

                                                                               педагог-организатор

                                                 

                       

                             Сценарий поэтической гостиной

 «СТИХиЯ»

Звучит  музыка. На экране - слайд с названием мероприятия.

Звучит песня  «Осенний блюз» в  исполнении солистки  вокального ансамбля.

Ведущий 1:  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Мы рады приветствовать в нашем зале участников поэтической гостиной «Осенняя симфония».  Творческие встречи ребят и родителей в  нашем объединении   стали доброй традицией. Литературные, поэтические  гостиные   объединяют людей увлеченных, талантливых, творческих, которые любят и ценят художественное слово, пробуют себя в стихосложении, для который поэтическое кредо  стало  важной  и необходимой частью  их жизни.

Ведущий 2: Наша поэтическая гостиная  -  это место встречи творческих ребят и родителей,  прекрасная возможность поделиться своими мыслями, чувствами, встретить друзей, пообщаться, рассказать о своих творческих планах и достижениях, узнать об интересных событиях в культурной жизни города и уральского региона.

 Ведущий 1:  Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в  золотые  и багряные   цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как  осенью. Осень- симфония цвета,  музыки и поэзии. Это пора философского взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. И, конечно,  новый учебный год-  с новыми знаниями, успехами, открытиями и победами.

Ведущий 2:

Стихи, как музыка души,
Как крик отчаянья и боли,
        Как шанс счастливый из глуши
               Нам вырваться в строках на волю...

        Поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой. Поэзия рождает музыку, становится с ней одним целым и звучит в нашей душе необыкновенной мелодией.

(Выступление ансамбля авторской песни).

Ведущий 1:

                                    Дана загадка на века
                                   Гармонии необычайной-
                                   Поэзия живёт, пока
                                   Её возникновенье — тайна.

Сейчас мы и попытаемся разобраться в тайнах и загадках стихосложения.  Объявляется  поэтический турнир!

                                     Наши конкурсные задания —

                                     Поэтические состязания!

                                     Кто находчив, смел, активен?

                                     В стихотворчестве мобилен?

                                     Знает рифмы  и размеры,

                                     Импровизирует без меры?

                                     Все?

                                     Тогда попали вы сюда не случайно-

                                     Мы вам рады необычайно!

Итак, зал делится  на 2 команды; придумываем название своей команде.

Слева команда № 1_______________ ( Например, «Виртуозы слова»),

справа команда №2 _______________(Например, «Мастера пера»).

Куратором команды 1 назначается…, куратор команды 2-….

Задание 1: необходимо придумать как можно больше синонимов к слову «Поэт».

Подсказка: вспомните, как называли поэтов в давние времена и в разных странах (Варианты ответа: Менестрель, миннезингер, трубадур, пиит, баян, скальд, метроман, эпитафист, виршеплёт, лексист, циклист, кифаред, стихотворец, бард, творец, борзописец, кропатель, трувер, любимец муз, стихослогатель, бахши, акын, шаир, арион, парнас, служитель муз).

Задание 2: придумать  рифмы к словам:

«Вдохновение»

(Варианты ответа: достижение, умиротворение, постижение, удовлетворение, недоразумение, недоумение, уничтожение, воскрешение, хищение, разоблачение, перестроение, умозаключение, возвышение, предостережение, возмущение, воздвижение, обучение, возмущение...);

«Аббревиатура» (Варианты ответа: регистратура, номенклатура, микстура, купюра, клавиатура…)

Задание 3: командам предлагается сочинить акростих, используя слово «Листопад». (Можно каждой команде дать по 4 буквы).

Л__________

И__________

С__________

Т__________

О__________

П__________

А__________

Д__________

Время выполнения- 1 минута.

Подсказка: Акростих- графический прием, вследствие которого начальные буквы строк текста образуют  слово.  Например,

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями— не быть я создана.

***

Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас.

Задание 4: команда выбирает карточку со стихотворением,    своими словами    пересказывает его  соперникам, которые должны его узнать и прочесть оригинал.

Задание 5: Поиграем в  Буриме! На заданные рифмы команда сочиняет  стихотворение:

СТРАНА-ОДНА, ПОРА-МАСТЕРА;

ДРУЖНО-НУЖНО, КРАСИВО-ИГРИВО;

ПЕРО-МЕТРО, СНАРУЖИ-НЕ НУЖЕН;

ЧАЙ-НЕ УНЫВАЙ, СТРОЧЕК-ЛИСТОЧЕК;

ЛЕТИТ-МАГНИТ, ПУСТОЙ-ЗОЛОТОЙ;

ДАЛЬНИЕ-ХРУСТАЛЬНЫЕ, СЧАСТЬЕ-НЕНАСТЬЕ.

Подсказка: «Буриме»- означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. 

Ведущий 1: Итак!   В поэтическом турнире победили… Мастерство и Вдохновение! Наши замечательные команды  и их  наставники награждаются сладкими призами.

                               «Проба пера» удачно прошла!

                                Вы  поэты- просто класс!

                                Как порадовали нас!

                                Мы программу продолжаем,

                                Но тональность поменяем...

 Демонстрируется презентация или видеоролик об Урале, о г. Магнитогорске

Ведущий 2: Мой край! То нежный, то суровый,
                    С годами ставший дорогим,
                    Прими возвышенное слово,
                    Тебе пою я этот гимн.
                    Ты, словно друг, соединяешь
                    Восток и Запад меж собой
                    И над равнинами взлетаешь
                    Хребтами в дымке голубой.
                    Горит закат в озёрах синих,
                    И в домнах плавится металл.
                    Тебя взрастила мать Россия,
                    А силу дал отец Урал.

Ведущий 1:   Легендарная Магнитка... Это доблесть и слава трудовых побед,  это богатые  культурные традиции. Магнитогорские музыканты, художники, деятели искусства..  Их имена - золотой фонд отечественной культуры. Но уникальном брендом города, без сомнения, можно считать литературное братство Магнитки: Борис Ручьев и Нина Кондратковская,  Римма  Дышаленкова и Михаил Люгарин,  Владилен Машковцев и Александр Павлов, и многие, многие другие. Их творчество -это героика трудовых буден, проникновенная лирика, поэтические зарисовки уральской природы. Это пример беззаветной преданности своему делу и призванию, родному  городу  уральскому  краю. Сегодня мы будем читать стихи магнитогорских поэтов.

Поэзия- горячий цех,
В котором место есть для тех,
Кто ночью и при свете дня
Прожить не может без огня.

Мы приглашаем участников нашей гостиной к свободному микрофону. У вас есть прекрасная возможность быть услышанным (выступления участников). 

Ведущий 2: Спасибо всем участникам! Мы уверены- литературная история Магнитки  в надежных руках!

Стихи- стихия под пером,
   Эмоций, рвущихся на волю.
         Но будет стих с одним крылом,
                С читателем не разделивший долю.

        Стихи -как с Миром диалог...
       С душой написанные строки
       Не знают времени, дорог.
       Сердца хранят их смысл глубокий.

Ведущий 1: Дорогие друзья! Наша встреча подходит к своему завершению. Мы говорим всем большое спасибо, благодарим всех участников нашей гостиной! Хотелось бы нашу встречу закончить такими словами: «Творить- это посылать свет в глубину человеческой души, слушать сердце и двигаться по нити, протянутой им через каждую минуту нашей жизни. Творить- это проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее! Вот назначение поэта!»  

(Выступление ансамбля авторской песни).

Ведущие: До свидания и до новых встреч!

Литература

1. «Акростих в литературе»  [Электронный ресурс ] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/125/Акростих

2. «Что такое буриме»  [Электронный ресурс ] https://www.syl.ru/article/436291/chto-takoe-burime-i-chem-polezna-zabavnaya-igra

3.Краткий справочник «Магнитогорск литературный», 2017 https://www.ogbmagnitka.ru/images/docs/lib/writers-sprav.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина (к 115 – летию со дня рождения). «Я сердцем никогда не лгу …»

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина(к 115 – летию со дня рождения).«Я сердцем никогда не лгу …»...

Сценарий литературной гостиной "Марина Цветаева. Моим стихам..."

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству М. И. Цветаевой...

Поэтическая гостиная(сценарий)

Сценарий мероприятия на английском и немецком языках, посвящённое творчеству великих поэтов...

Сценарий поэтического вечера "Стихи рождённые войной"

·         На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;·          пробудить интерес к...

Сценарий мероприятия "Поэтическая гостиная - Уильям Шекспир"

quot;Поэтическая гостиная" - мероприятие для старшеклассников в рамках проведения Недели иностранных языков в гимназии....

Сценарий поэтического марафона в рамках региональной акции "Читаем стихи Олефиренко Владимира Васильевича"

В 2020 году мы отмечали 75-летие Победы советского народа  в Великой Отечественной войне.  Не случайно мы обращаемся к имени и творчеству нашего земляка, уроженца села  Кагальник, ...