Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина (к 115 – летию со дня рождения). «Я сердцем никогда не лгу …»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина
(к 115 – летию со дня рождения).
«Я сердцем никогда не лгу …»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyati_sergeya_esenina.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина
(к 115 – летию со дня рождения).
«Я сердцем никогда не лгу …»
Цели:
Обучающие: Углубить и расширить знания жизни и поэзии С. Есенина.
Развивающие: Развитие творческих способностей (декламация, театрализация, музыкальное исполнение).
Воспитательные: Воспитание любви к поэзии, к прекрасному, к Родине.
Оформление зала.
1. Портрет на столике, на доске.
2. Букеты осенних листьев, рябины.
3. Газеты, посвященные разным страницам жизни и поэзии.
4. Выставка книг о поэте, сборники стихов.
5. свеча в красивом подсвечнике.
6. Музыка Свиидова на стихи Есенина.
Присутствующие:
1. Два 11 класса (11А и 11Б – участники и зрители).
2. Приглашенные учащиеся 9-10 классов, учителя, родители.
3. Выбирается жюри, которое выберет:
1) самых талантливых чтецов;
2) самое лучшее музыкальное исполнение;
3) самых активных участников гостиной;
4) любой из присутствующих может читать стихи С. Есенина или о нем экспромтом.
В гостиной прозвучат стихи, песни на слова С. Есенина, отрывки из писем, воспоминаний современников, инсценировки его произведений и сцен жизни.
Ход мероприятия.
I.
Ведущий 1 (юноша). Добрый вечер, уважаемые любители поэзии Сергея Есенина! Я приветствую Вас в поэтической гостиной «Я сердцем никогда не лгу…», посвященный 115 годовщине со дня рождения поэта. В непринужденной обстановки любви к поэту мы перелистаем страницы жизни русского национального поэта, который уже при жизни стал поэтическим голосом России, откроем что-то новое, развеем мифы о его скандальности, легкости таланта, помня слова: «Моя биография в моих стихах».
Покажем свой талант в художественном чтении, исполнении песен на слова С. Есенина, в инсценировках его произведений и эпизодов жизни.
Ведущий 1 (девушка). Звучит стихотворение Т. Смертиной
Да кто ж так до сердца проймет?
Да кто же плакать так заставит?
Да кто ж так Русь свою поймёт
И сгоряча бел свет оставит?
Уже водица мерзнет в сенях.
Опять октябрь…
Грусть деревень…
Вспахали зябь …
Сергеев день …,
Хоть годы – счастливы, быстры,
Есенин …
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы,
Со всех берез русоволосых.
Заплакав, гуси даль пронзают,
Звенит осинник в синь дождей,
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Ведущий 1 Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия … Какое хорошее слово … и «росс» и «сила»… и «синее что-то»…» об этом чувстве говорят его стихи:
Чтецы: 1. «Гой, ты, Русь …»
2. «Край любимый»
3. «Запели тёсаные дроги»
Ведущий 2. Поэт часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. Именно не тема Родины, а чувство. Им пронизаны все без исключения стихи»
Чтец 4: «Спит ковыль, равнина дорогая…»
Ведущий 2. В стихах Есенин запечатлел прекрасный облик Руси.
Чтец 5: «Нивы сжаты»
«Когда она…»
Чтец 6: «Несказанное, синее, нежное …»
Ведущий 1. Любимый метафорический образ Руси – «страна березового ситца», которую он воспринимал чутким сердцем русского человека, буквально пел, предавал через образы природы состояние своей души. Стихи Есенина очень музыкальны.
Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении девушек.
Ведущий 2. Родина для поэта – это «низкий дом с голубыми ставнями», куда он возвращался после городской суеты, его кабинетом становились или сад, или баня, или сарай в саду, где отдыхал душой и писал свои удивительные стихи.
Чтец 7: «Низкий дом с голубыми ставнями»
«Я покинул родимый дом…»
Ведущий 1. Удивительной нежностью, огромной любовью, благодарностью сына, часто чувством раскаяния и вины проникнуты строки самому близкому человеку – матери – Татьяне Фёдоровне.
Чтец 8: «Разбуди меня завтра рано …»
Ведущий 2. Прозвучит романс на стихи поэта «Письмо матери».
Ведущий 1. Очень любил поэт своих младших сестер Шуру и Катю, он помог им перебраться в Москву, дать образование, давал мудрые советы, предостерегал от ошибок.
Вот отрывки из его писем сестре Екатерине из европы в 1922 году: «Вот что, госпожа хорошая: во-первых… поезжай учиться. Я тебе буду высылать пайки, ибо денег послать очень трудно… зря не транжирь. О посылках … не болтай.
Живи и гляди в оба. Всё, то бы ты ни сделала, будет исключительно плохо для тебя…
Ты только должна учиться, учиться и читать. Язык держи за зубами на всё исключительно, когда у тебя будут выпытывать, отвечай «не знаю». Помимо гимназии ты должна проходить школу жизни и помнить, что люди не всегда есть хорошие… думаю, что ты не дурра и поймешь, о чем я говорю…»
Им он посвятил стихи.
Чтец 9: «Я красивых таких не видел…»
Чтец 10: «Ты запой мне ту песню …»
Чтец 11: «Письмо сестре.»
Чтец 12: «Ах, как много на свете кошек …»
Ведущий 2. Сам поэт вроде завидовал молодости, красоте сестер, все чаще звучала в стихах грусть по уходящим годам юности.
Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении ученика (или в записи).
Ведущий 1. Родина для поэта – это и ее неповторимая, подчас трагическая история. Вашему вниманию представляется инсценировка монолога Хлопуши из поэмы «Пугачев» (ученик одет в костюм русского мужика: посконные штаны, рубаха, лапти, взлохмаченные волосы, борода).
Ведущий 2. Известно, что 1921 – 1923 годы – это годы глубочайшего духовного и творческого кризиса поэта, когда он попал в «узкий промежуток» «логово жуткое», связанное со вступлением в круг имажинистов, несогласием с тем, что принесла революция, поэт «уходит головой в кабацкий омут» кафе «Стойло пегаса». Атмосферу этого окружения и настроения в цикле стихов «Москва кабацкая» проиллюстрирует творческая группа 11 а класса.
Сцены из кабацкой жизни: звучат стих из цикла «Москва кабацкая».
Поэт, одетый с иголочки, в цилиндре, исполняет песни «Я московский озорной гуляка…» и «Мне осталась одна забава …»
Его окружают женщины кабака, эпатажно одетые (см. фото в приложении № )
Чтец 13: «Я обманывать себя не стану…»
Чтец 14: «Снова поют здесь, смеются и плачут …»
Чтец 15: «Пой же, пой на проклятой гитаре».
Ведущий 1. Самой неразгаданной и таинственной остаётся поэма «Чёрный человек», в которой поэт пытался разглядеть «черного человека», второе тайное «я» в себе.
Инсценировка отрывка монолога из поэмы «Черный человек». Ученик одет по моде: смокинг, цилиндр, бабочка, черная трость, зеркало.
Ведущий 2. Что же помогло поэту выбраться из «логова жуткого»? Порвать с имажинистами и стать великим поэтом? Поэт поминал, что у «собратьев по перу» нет «чувства Родины», они примазывались к его славе, деньгам, тяготился богемой, жаждал очищения души, возрождения светлых чувств.
Прозрение принесла и поездка в Европу и Америку, где он увидел бездуховность в искусстве, невозможность там остаться, возвращение домой. Он говорил: «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. » в его лирику вернулись бодрость, жизнелюбие, чистота чувств. Обновление души ярко чувствуется в стихах.
Чтец 16. «Синий май, заревая теплынь…»
Чтец 17: «Закружилась листва золотая…»
В сердце врывается новая любовь, музой стала актриса камерного театра Августа Леонидовна Миклашевская, которая была умным, тонким человеком, стала другом Сергею, сумела вылечить душу. О любви лечащей, возрождающей человека написан цикл стихов «Любовь хулигана».
Чтец 18: «Заметался пожар голубой …»
Чтец 19: «Дорогая, сядем рядом …»
Чтец 20: «Ты такая ж простая, как все …»
Ведущий 1. Гимном чистой, непорочной любви стал цикл «Персидские мотивы», вышедший в 1925 году. Помогут нам воссоздать красоту и колорит востока этого цикла учащиеся 11 а класса.
Сценка. Звучит восточная музыка, девушка исполняет восточный танец в восточном костюме. На фоне танца и музыки юноша (Чтец 21) исполняет стихотворение «Улеглась моя былая рана…»
Ведущий 2. Музой самого романтического цикла стала земная женщина, армянка Шаганэ Нарсесовна Тальян, учительница, любительница поэзии, с которой он познакомился в Баку в 1925 году. Прогулки, беседы, цветы, стихи породили любовь – дружбу, «строгую» восточную любовь, о которой звучит в каждом стихотворении.
Сценка. Юноша с тонкой книжечкой стихов «Москва кабацкая» (именно их подарил Шаганэ с дарственной надписью) и розой берет за руку девушку (Шаганэ) и читает стихотворение «Шаганэ ты, моя, Шаганэ …»
Чтец 22. «Глупое сердце, не бейся…»
Чтец 23 «Я спросил сегодня у менялы …»
Ведущий 1. В декабре 1925 года поэт пишет последний цикл стихов, названный «Зимним», туда вошли стихи: «Снежная равнина», «Эх вы, сани!», «Свищет ветер», «Клен ты мой опавший…»
Звучат некоторые стихи.
Самым известным стало стихотворение «Клен ты мой опавший…», ставшее русским романсом.
PS. По возможности он исполняется или звучит в записи.
Ведущий 2. Последним предсмертным стихотворением поэта стало «До свидания, друг мой, до свидания», написанное кровью в гостинице «Англетер» в Ленинграде 2 декабря и врученное Вольфу Эрлиху.
Чтец 24: «До свидания, друг мой,..»
Ведущий 2. Но не будем заканчивать на трагической ноте. Сергей Есенин, как и любой поэт, мечтал о памяти благодарных потомков, о скромном памятнике.
Чтец 25: «Пушкину»
Ведущий 1. Сбылась мечта поэта о славе. 85 лет его нет с нами, но его прекрасные стихи стали частью духовного мира миллионов россиян. По словам исследователей жизни поэта, они ничего лучше не читали о поэте, как статья Льва Троцкого в газете «Известия» в 1926 году на смерть поэта, до сих пор хранящейся в спецхране: «Мы потеряли Есенина – такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. Только теперь, после 27 декабря, можем мы все … до конца оценит интимную искренность есенинской лирики, где каждая почти строчка написана кровью пораненных жил. Тем острее горечь утраты. Пусть же в чествовании памяти поэта не будет ничего упаднического и расслабляющего. Умер поэт. Да здравствует поэзия! Да здравствует творческая жизнь, в которую до последней минуты вплёл драгоценные нити Сергей Есенин» Л. Троцкий. 18 января 1926 г. Москва.
Итог: Высказывания гостей.
Оценка жюри.
Поощрения.
Приложение: фото участников, сцен, газет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фильм "Памяти Сергея Есенина"
Интерес и необычность уроку может придать использование фильмов. Один из таких фильмов созданных мной называется "Памяти Сергея Есенина". Чтобы его посмотреть пройдите по ссылке http://y...
Георгий Свиридов "Поэма памяти Сергея Есенина".(Методическая разработка к 15 уроку в 5 классе "Что может изображать хоровая музыка?"по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)
Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и орат...
Литературный вечер посвященный памяти Сергея Есенина "Я сердцу никогда не лгу.."
Сценарий литературного вечера, посвященного памяти Сергея Есенина "Я сердцу никогда не лгу.."...
Презентация к мероприятию День памяти Сергея Есенина сентябрь 2015 год
120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина....
Литературно-музыкальная гостиная "Детство Сергея Есенина" (сценарий, презентация)
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Детство Сергея Есенина". Автор: учитель русского языка и илтературы Олейник Людмила Владимировна...
Литературная гостиная «Наш Маршак», посвященная 135-летию со дня рождения поэта.
Литературная гостиная «Наш Маршак», посвященная 135-летию со дня рождения поэта (для учащихся 5-7 кл., коррекционная школа)....