Сценарий поэтического вечера "Стихи рождённые войной"
материал (8, 9 класс) на тему

Попова Наталья Юрьевна

·         На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;

·          пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.;

·         расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;

·         развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;

                            воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 70_let_so_dnya_voyny.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сценарий поэтического часа «Стихи, рожденные войной»   

 

Цели и задачи:

  • На более высоком уровне восстановить ранее полученные знания и углубить их;
  •  пробудить интерес к личности и творчеству поэтов-фронтовиков Симонова, Твардовского, Самойлова, Гудзенко и др.;
  • расширить представления о значении и роли поэзии времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;
  • развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;
  •  воспитывать уважительное отношение к историческому наследию нашей страны.

    Ход мероприятия

Звучит спокойная мелодия


Опять – «война», опять «блокада»….
 А может нам о них забыть?
 Я слышу иногда: не надо,
 Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали
 Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
 Стихов достаточно вполне.

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,                                                                                                                                                                Нам нужно, чтобы наши дети
 Об этом помнили, как мы!
 Я не напрасно беспокоюсь,
 Чтоб не забылась та война.
Ведь это – память, наша совесть,
 Она как силы нам нужна…

Ведущий:  Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает семидесятилетнюю  годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека! Наш сегодняшний поэтический вечер посвящен именно этой теме.

Ведущий:  Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

Ведущий:   Ещё до войны писатель Михаил Александрович Шолохов сказал: « Если враг нападает на нашу страну, мы, писатели, отложим перо и возьмём в руки другое оружие. Разгромив врага, мы напишем книги о том, как мы этих врагов били!

В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Александра Суркова – третьей, для Константина Симонова – второй.

« С первых дней годины горькой , в тяжкий час земли родной » наши писатели встали в строй борцов за бравое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе.

Ведущий: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Ольга Берггольц, Расул Гамзатов, Муса Джалиль, Михаил Дудин, Александр Зацепа  и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... Перелистаем же с вами  героические страницы...


Ты прости, что письмо, торопясь,
отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка, -
дневник
И как штурман - журнал...
Вот опять начинается...
Слышишь, во мраке кромешном
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл?
Ты не знаешь, мой друг,
что такое война...
Это вовсе не дымное поле
сражений,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое
отраженье.
Это изо дня в день лишь
блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного
обстрела,
Это боль головная, что ломит
висок,
Это юность моя, что в окопах
истлела.



Ведущий: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.


Ведущая: Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.


Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!


Ведущий: У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту. Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

Первая смерть

Ты знаешь,

    есть в нашей солдатской судьбе

первая смерть

       однокашника, друга...

Мы ждали разведчиков в жаркой избе,

молчали

     и трубку курили по кругу.

Картошка дымилась в большом чугуне.

Я трубку набил

       и подал соседу.

Ты знаешь,

      есть заповедь на войне:

дождаться разведку

      и вместе обедать.

«Ну, как там ребята?..

           Придут ли назад?..» —

каждый из нас повторял эту фразу.

Вошел он.

      Сержанту подал автомат.

«Сережа убит...

       В голову...

            Сразу...»

И если ты

      на фронте дружил,

поймешь эту правду:

            я ждал, что войдет он,

такой,

   как в лесах Подмосковья жил,

всегда пулеметною лентой обмотан.

Я ждал его утром.

         Шумела пурга.

Он должен прийти.

            Я сварил концентраты.

Но где-то

      в глубоких

             смоленских снегах

замерзшее тело

      армейского брата.

Ты знаешь,

      есть в нашей солдатской судьбе

первая смерть...

            Говорили по кругу —

и все об одном,

         ничего о себе.

Только о мести,

            о мести

                  за друга.

 

«Я был пехотой в поле чистом...»

Я был пехотой в поле чистом,

в грязи окопной и в огне.

Я стал армейским журналистом

в последний год на той войне.

Но если снова воевать...

Таков уже закон:

пускай меня пошлют опять

в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин

хотя бы треть пути,

потом могу я с тех вершин

в поэзию сойти.

«Перед атакой»

Когда на смерть идут — поют,

а перед этим

        можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою —

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв —

       и умирает друг.

И значит — смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

         идет охота.

Будь проклят

          сорок первый год —

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв —

        и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

       не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

                А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

         я кровь чужую.


Ведущий: О многом писали поэты в годы войны. Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа.

Звучит песня  на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера "Катюша".


Ведущий: Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...


Ведущий: Когда речь заходит о лучших лирических произведениях поэзии военных лет, мы, не задумываясь, называем "Землянку" Алексея Суркова и "Жди меня" Константина Симонова. Твардовский, строгий и даже придирчивый ценитель поэзии, сказал, что "именно эти стихи о самом главном, именно они являют собой "души откровенный дневник".

 
 На фоне музыки звучит грамзапись стихотворении «Жди меня, и я вернусь»


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.


Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.
Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.

Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Второй солдат (образ Василия Теркина):
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
- Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы - не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали - все вернем.

Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?

Ведущая: Подвиг русского народа в Отечественной войне  подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.

В тот день, когда окончилась
война
И все стволы палили в счет
салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далекой стороне
Под гром пальбы прощались мы
впервые
Со всеми, кто погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются
живые.

До той поры в душевной глубине
Мы не прощались так
бесповоротно.
Мы были с ними как бы наравне,
И разделял нас только лист
учетный.

Мы с ними шли дорогами войны
В едином братстве воинском
до срока.
Суровой славой их озарены,
От их судьбы всегда неподалеку.

И только здесь в суровый этот
миг,
Исполненный величьем и печали,
Мы отделялись навсегда от них,
Нас эти залпы с ними разлучали.


Ведущий: На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Минута молчания


Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.  Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

«Победа»

С земли встает туман голубоватый,

Грохочут танки, вытянувшись в ряд.

Как соколы отважные, крылаты,

Над крышей флаги красные парят.

Старушка обняла бойца за шею,

От радости заплакала она,

И, улыбаясь, свежие трофеи

Подсчитывает строгий старшина.

Как тень судьбы Германии фашистской,

На всех путях, куда ни кинешь взгляд,

На глцне развороченной и склизкой

Чернеют трупы вражеских солдат.


Ведущая: Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города.

«Разведчик»

Мы по дымящимся следам

три дня бежали за врагами.

Последний город виден нам,

оберегаемый садами.

Враг отступил.

Но если он

успел баллоны вскрыть,

                  как вены?

И вот разведчик снаряжен

очередной полдневной смены.

И это — я.

И я теперь

вступаю в город, ветра чище...

Я воздух нюхаю, как зверь

на человечьем пепелище.

И я успею лишь одно —

бежать путем сигнализаций:

«Заражено,

заражено»...

...И полк начнет приготовляться.

Тогда спокойно лягу я,

конец войны почуя скорый...

. . . . . . . . . . . . . . . .

А через час

войдут друзья

в последний зараженный город.

Ведущий: Военным корреспондентом Сурков работал в годы с 1939 по 1945. Он был корреспондентом  газет: "Красная звезда", "Боевой натиск". Сурков принимал участие в походах в Западную Белоруссию, участвовал в финской войне, был на фронтах Великой Отечественной войны. Он был участником обороны Москвы. Под Ржевом он написал несколько стихотворений. Алексей Сурков написал много популярных военных песен, таких, как "Бьётся в тесной печурке огонь ...", а также много других известных песен.

«Утро победы»

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!-

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день.

Расул Гамзатов «Говорят, что посмертно…»

Михаил Дудин «Соловьи»

Вольт Суслов  «Картошка».

Над городом — бомбежка,
Сирен протяжный вой.
…А там лежит картошка,
Вблизи передовой!
Хорошая картошка!
Лежит себе и ждет,
Когда же к ней Алешка
По снегу приползет?

И кажется Алешке,
Что словно бы вчера
Он песню о картошке
Горланил у костра,
В поход ходил с отрядом,
Устраивал привал…
И вовсе про блокаду
Никто тогда не знал.

Темнеет за окошком
Декабрьский рассвет.
В квартире нет ни крошки.
Алешка знает: нет.
Вчера еще доели.
Теперь до завтра ждать.
А там — ведь не успели
Картошку-то убрать!

Лежит себе картошка
У Пулковских высот
Ползет в снегу Алешка,
С поземкою ползет.
Свистят над ним снаряды.
Не сбиться бы с пути!
Алешке очень надо
Картошку принести.

Придет с завода мама,
Засветит огонек,
Картошки, вкусной самой,
Увидит котелок!..
В цеху она снаряды
Точила день и ночь,
И надо, очень надо
Сражаться ей помочь.

Извилистой дорожкой
Алешкин след пролег.
Ползет, ползет Алешка
И тянет котелок.
Врагов чего бояться!..
Авось и не убьют.
Вот наши, коль нарваться,
Немедленно вернут!

У них приказ на это:
Мальчишек не пускать!
Негоже всяким шкетам
Под пулями шнырять.
Понятно, что негоже.
Понятно, что запрет.
Но есть-то надо тоже!
А дома крошки нет.

Земля еще как камень!
Промерзла — просто жуть!
Попробуй-ка руками
Такую ковырнуть!
Но он лежит, копает
Под грохот канонад.
И Гитлера ругает,
И всех его солдат.

…Алешка ты, Алешка!
Мы помним этот год.
И мерзлую картошку,
И гордое: «Вперед!»
Ленфронт пошел на запад.
К победе прямиком!
Пусть не был ты солдатом,
Ты был — фронтовиком!

Александр Зацепа « Письмо к Богу»

            Послушай Бог... Еще ни разу в жизни

            С Тобой не говорил я, но сегодня

            Мне хочется приветствовать Тебя!

            Ты знаешь... с детских лет всегда мне говорили,

            Что нет Тебя, и я, дурак, поверил.

            Твоих я никогда не созерцал творений.

            И вот сегодня ночью я смотрел

            Из кратера, что выбила граната,

            На небо звездное: что было надо мной.

            Я понял вдруг, любуяся мерцаньем,

            Каким жестоким может быть обман.

            Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?

            Но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь!

            Не странно ль, что среди ужаснейшего ада,

            Мне вдруг открылся свет и я узрел Тебя!

            А кроме этого мне нечего сказать,

            Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

            На полночь мы назначены в атаку.

            Но мне не страшно, Ты на нас глядишь.

            Сигнал... Ну, что ж, я должен отправляться...

            Мне было хорошо с Тобой...

            Еще хочу сказать,

            Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

            И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

            И вот хоть до сих пор я не был Твоим другом,

            Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?!

            Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты видишь,

            Со мной случилось то, что ныне я прозрел.

            Прощай, мой Бог... Иду... И вряд ли уж вернусь.

            Как странно, – но теперь я смерти не боюсь.

Ведущий: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях.
Ведущий: Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться.
Ведущий: Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.
Ведущий: Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...


Звучит песня:  "Журавли"

Ведущий: Мы желаем всем мирного неба над головой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Стихи, рождённые войной"

Презентация к уроку "Стихи, рождённые войной"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!»

      Методическая разработка внеклассного мероприятия «Поэтическое посвящение героям войны 1812 года!» Цель: Углубление знаний об историческом событии в нестандартны...

Песни, рождённые войной

Сценарий школьного музыкально-патриотического конкурса инсценированной песни «Песни, рождённые войной…»...

Литературно-музыкальный фестиваль, посвященный 70-годовщине Победы Великой Отечественной войне «Строки рождённые войной»

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения в духе Памяти о Великой Отечественной войне.Эта сценка позволит зрителям совершить путешествие во времени и почувствовать атмосферу тех голодных...

Сценарий праздничной программы «Рождённое любовью слово «мама»

Цель:поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – Матери.Задачи:способствовать созданию тёплых семейных ...

Сценарий для школьного мероприятия к Дню Победы 2021"Песни,рождённые войной"

Сценарий для школьного мероприятия "День ПОбеды"...

Сценарий поэтического конкурса художественного чтения стихотворений о войне, посвящённого 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Когда бьют пушки, музы не молчат»

1.Вступительное слово       1.Чтение стихотворения В.С.Высоцкого «Песня о новом времени»В.С.Высоцкий, наш замечательный поэт, родившийся за три го...