Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Русский народный костюм»
план-конспект по обществознанию
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Тема «Русский народный костюм» Разработала Гончарова Е.Н воспитатель МКДОУ 420
г. Новосибирск
Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде.
Задачи:
- обогащать знания детей о русском народном костюме, его элементах;
- развивать познавательную активность, любознательность, кругозор;
- воспитывать чувство патриотизма;
- формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, трудовой деятельности.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийная презентация, содержащая иллюстративный материал.
- Куклы в русском народном костюме (девочка и мальчик).
- Сундук.
- Элементы русского костюма: рубаха, пояс, порты, сарафаны, рубашка, кокошник.
- Дидактическая игра «Четвертый лишний».
- Бумажные куклы, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей карандаш, фломастеры.
- ТСО: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи русской народной музыки.
- Атрибуты к игре «Где был, Иванушка?»
Предварительная работа:
- Разучивание музыкальных номеров.
- Беседы о русских народных традициях.
- Чтение пословиц и поговорок.
Ход совместной деятельности
Мотивационно – ориентировочный, организационный
Заходят скоморохи
1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
2-й скоморох.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь сложные задания, забавные свидания,
Давно вас ждут, друзья!
Вместе.
Народ собирается,
Наша ярмарка начинается.
Дети заходят в зал с песней «Ярмарка»
Основной этап
1-й скоморох.
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо – чудное!
Гляди не моргай, рот не раззевай!
Ворон не считай!
Какой красивый сундучок!
И закрыт он на замок.
Если ключик мы найдем,
В прошлый век мы попадём!
Игра «Четвертый лишний»
А ключ находится под картинкой, на которой изображена одежда не похожая на остальную.
- Объясните, чем эта одежда отличается от другой.
На этой картинке изображена русская народная одежда, в которой ходили наши предки в давние времена.
- Кто такие предки?
Люди, которые жили раньше - прабабушки, прадедушки.
А вот и ключик (под картинкой в конверте берет ключ и открывает сундучок)
Сундучок открылся. Что это в нём? Посмотрим? (достаёт из сундучка по одному элементу русской национальной одежды)
- Как называется эта одежда? Правильно. Рубаха – косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?
Вырез и застёжка находятся сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек.
- Что ещё есть в сундуке? Что это? Пояс.
- А зачем нужен пояс?
Рубаху носили на выпуск и подпоясывали узким поясом или шнурком. А еще пояс служил карманом, положить нож или другой инструмент.
- А, что это за предмет одежды?
Правильно, брюки, но раньше их называли порты.
Ну, а это картуз. Какой головной убор он вам напоминает?
Кто носил всю эту одежду? (показ слайда)
У русских мужской костюм состоял из рубахи навыпуск, портов, пояса, головной убора - картуза, лаптей или сапог.
Сейчас мы Максима оденем в русский народный мужской костюм
Тары-бары – растабары,
А теперь честной народ,
Вместе станем в хоровод.
Русская народная хороводная игра «Где был, Иванушка?»
Реквизит. В руках у Иванушки – корзина, с надувными игрушками: курочкой, уточкой, барашком, коровушкой.
Ход инсценировки:
Пружинящим шагом выходят дети. Первым идет Иванушка, за ним идут дети. Дети выстраиваются полукругом.
1. Где был, Иванушка? ( Поют дети)
На ярмарке. ( Поет Иванушка).
Что купил, Иванушка? (Поют дети)
Курочку. (Поет Иванушка, показывая курочку)
Припев:
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет. (Дети показывают движениями рук, как курочка клюет зернышки)
Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)
Иванушка идет по кругу с курочкой. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.
2. Где был, Иванушка? ( Поют дети)
На ярмарке. ( Поет Иванушка).
Что купил, Иванушка? (Поют дети)
Уточку. (Поет Иванушка, показывая уточку)
Припев:
Уточка по лужице,
По лужице плывет. (Дети показывают движениями рук, как уточка плывет)
Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)
Иванушка идет по кругу с уточкой. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.
3. Где был, Иванушка? ( Поют дети)
На ярмарке. ( Поет Иванушка).
Что купил, Иванушка? (Поют дети)
Барашека. (Поет Иванушка, показывая барашека)
Припев:
А барашек в садике
Травушку жует. (Дети показывают движениями рук, как барашек жует траву)
Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)
Иванушка идет по кругу с барашком. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.
4. Где был, Иванушка? ( Поют дети)
На ярмарке. ( Поет Иванушка).
Что купил, Иванушка? (Поют дети)
Коровушку. (Поет Иванушка, показывая коровушку)
Припев:
Коровушка деткам
Молочко дает.
Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)
Иванушка идет по кругу с коровушкой. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.
2-й скоморох.
У дядюшки Якова
Товару хватит всякого.
Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары
Ребята, у меня в корзине тоже много товара. Предлагаю рассмотреть вам и его. Что же это?
Сарафан. Само название обозначает «одетый с головы до ног»
До земли – подол роскошный,
Ноги целиком закрыл.
Женщинам пришёлся
Сарафан – по нраву,
В нём - и на работу,
В нём - и на забаву.
Для повседневности простые сарафаны надевали, а для праздников – нарядные. (показ слайда) Праздничные сарафаны шили из дорогих тканей. Их украшали узорами и яркими лентами, пуговицами. (показ слайда)
На узорах — травы, кони, птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала -
Нечисть и болезни отгоняла.
Молодые девушки носили яркие сарафаны, а женщины предпочитали носить сарафаны темных цветов.
- Как вы думаете, что под сарафан одевали девушки? (достает рубашку).
Сарафан с рубахой
Встретились недаром,
Женская рубаха
Чем ему не пара?
Такая рубаха, длиной равная длине сарафана, называлась «стан».
А, что надевали на голову женщины? (показ слайда)
Кокошник - русский головной убор в виде полумесяца вокруг головы. Украшали его орнаментом из живых цветов, камней, стекла, золотых нитей. Кокошник надевали только в праздники.
Предлагаю девочкам примерить сарафаны.
Девочки встали в хоровод,
Собирается народ,
Сарафаны, сарафаны
Разбежались по поляне,
Разгорелись, как цветы,
Небывалой красоты.
Народная мудрость накопленная в течение многих лет дошла и до нас в виде пословиц и поговорок:
1. Делай другим добро - будешь сам без беды.
2. У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
3. Родителей не только уважай, а и помогай им.
4. При солнышке тепло, при матери добро.
5. Добрым быть - долго жить.
1-й скоморох
Кто на ярмарку пойдет,
Много полезного найдет,
А кто не пойдет,
Тот со скуки помрет.
Продуктивная деятельность - аппликация
(Достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах)
Куклы к ярмарке готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняные
Мальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Хотят с вами подружиться,
Вместе петь и веселиться.
А во что нарядились наши куклы?
Во что одета Марья?
А Иван?
У Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды.
Не танцует, не поет
Наш игрушечный народ.
Сарафан у них простой-
Белый, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят куколки детей.
- Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки.
Дети проходят к столам и украшают кукол.
А теперь ребята, вместе со своими куколками встаньте в хоровод.
Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод.
А сейчас, я предлагаю Вам поиграть в русскую народную игру «Заря, зарница».
Игра «Заря - заряница»
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
1,2,3-не воронь
А беги как огонь.
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
Рефлексивно-оценочный этап
Девочкам в старину завязывали на голову цветные ленточки, а мальчикам подвязывали рубашку поясом. Выберите себе ленту по цвету. Красного цвета – если вам на ярмарке понравилось, зеленого – были задания, которые вызвали трудности в работе, синего – ничего не понравилось, вам было скучно.
Дети выбирают ленточки
Итог:
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили?
- О каких костюмах вы сегодня узнали?
- Из чего состоит женский костюм?
- А мужской?
- Как называется женский головной убор?
- А мужской?
- А почему вы все выбрали красные ленточки?
Давайте дети скажем спасибо нашим скоморохам и всем гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В конспекте представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В занятии...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС"
В конспекте прослеживается интергация с образовательными областями "Познание". "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Музыка", Физическая культура", что соответствует ФГТ....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро» Коррекционно-образовательные цели: • вспомнить биографию и творчест...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР: "В гостях у Смешариков"
Комплексное занятие по закрепления знаний детей, полученных за год....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Приключение Колобка» (знакомство с цифрой 0)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе (ФЭМП и введение в информатику).Тема занятия:«Приключение Колобка» (знакомство с цифрой 0)...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»
обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности, по пройденному материалу за учебный год....
Конспект урока по ИЗО 4 класс - «Русский народный костюм»
Цель урока - формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и ...