Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Русский народный костюм»
план-конспект по обществознанию

Воспитатель высшей категории МКДОУ Д/С № 420 Гончарова Елена Николаевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Тема «Русский народный костюм»  Разработала  Гончарова Е.Н воспитатель МКДОУ 420

Описание: H:\дет.сад фото\IMG_2648.JPG

 

 

г. Новосибирск

 

Цель: формирование уважительного отношения к русской традиционной одежде.

Задачи:

- обогащать знания детей о русском народном костюме, его элементах;

- развивать познавательную активность, любознательность, кругозор;

- воспитывать чувство патриотизма;

- формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой, трудовой деятельности.

Материалы и оборудование:

- Мультимедийная презентация, содержащая иллюстративный материал.

- Куклы в русском народном костюме (девочка и мальчик).

- Сундук.

- Элементы русского костюма: рубаха, пояс, порты, сарафаны, рубашка, кокошник.

- Дидактическая игра «Четвертый лишний».

- Бумажные куклы, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей карандаш, фломастеры.

- ТСО: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, аудиозаписи русской народной музыки.

- Атрибуты к игре «Где был, Иванушка?»

Предварительная работа:

- Разучивание музыкальных номеров.

- Беседы о русских народных традициях.

- Чтение пословиц и поговорок.

 

Ход совместной деятельности

Мотивационно – ориентировочный, организационный

Заходят скоморохи

1-й скоморох.

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет! 

2-й скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь сложные задания, забавные свидания,

Давно вас ждут, друзья! 

Вместе.

Народ собирается,

Наша ярмарка начинается.

 

Дети заходят в зал с песней «Ярмарка»

Основной этап

 

1-й скоморох.

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Диво дивное, чудо – чудное!

Гляди не моргай, рот не раззевай!

Ворон не считай!

Какой красивый сундучок!

И закрыт он на замок.

Если ключик мы найдем,

В прошлый век мы попадём!

 

Игра «Четвертый лишний»

А ключ находится под картинкой, на которой изображена одежда не похожая на остальную.

  • Объясните, чем эта одежда отличается от другой.

На этой картинке изображена русская народная одежда, в которой ходили наши предки в давние времена.

  • Кто такие предки?

Люди, которые жили раньше - прабабушки, прадедушки.

А вот и ключик (под картинкой в конверте берет ключ и открывает сундучок)

Сундучок открылся. Что это в нём? Посмотрим? (достаёт из сундучка по одному элементу русской национальной одежды)

  • Как называется эта одежда? Правильно. Рубаха – косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?

Вырез и застёжка находятся сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек.

  • Что ещё есть в сундуке? Что это? Пояс.
  • А зачем нужен пояс?

Рубаху носили на выпуск и подпоясывали узким поясом или шнурком. А еще пояс служил карманом, положить нож или другой инструмент.

  • А, что это за предмет одежды?

Правильно, брюки, но раньше их называли порты.

Ну, а это картуз. Какой головной убор он вам напоминает?

Кто носил всю эту одежду? (показ слайда)

У русских мужской костюм состоял из рубахи навыпуск, портов, пояса, головной убора - картуза, лаптей или сапог.

Сейчас мы Максима оденем в русский народный мужской костюм

 

Тары-бары – растабары,

А теперь честной народ,

Вместе станем в хоровод.

 

Русская народная хороводная игра «Где был, Иванушка?»

Реквизит. В руках у Иванушки – корзина, с надувными игрушками: курочкой, уточкой, барашком, коровушкой.

Ход инсценировки:

Пружинящим шагом выходят дети. Первым идет Иванушка, за ним идут дети. Дети выстраиваются полукругом.

1. Где был, Иванушка? ( Поют дети)

На ярмарке. ( Поет Иванушка).

Что купил, Иванушка? (Поют дети)

Курочку. (Поет Иванушка, показывая курочку)

Припев:

Курочка по сеничкам

Зернышки клюет. (Дети показывают движениями рук, как курочка клюет зернышки)

Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)

Иванушка идет по кругу с курочкой. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.

2. Где был, Иванушка? ( Поют дети)

На ярмарке. ( Поет Иванушка).

Что купил, Иванушка? (Поют дети)

Уточку. (Поет Иванушка, показывая уточку)

Припев:

Уточка по лужице,

По лужице плывет. (Дети показывают движениями рук, как уточка плывет)

Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)

Иванушка идет по кругу с уточкой. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.

3. Где был, Иванушка? ( Поют дети)

На ярмарке. ( Поет Иванушка).

Что купил, Иванушка? (Поют дети)

Барашека. (Поет Иванушка, показывая барашека)

Припев:

Описание: H:\дет.сад фото\IMG_2690.JPGА барашек в садике

Травушку жует. (Дети показывают движениями рук, как барашек жует траву)

Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)

Иванушка идет по кругу с барашком. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.

4. Где был, Иванушка? ( Поют дети)

На ярмарке. ( Поет Иванушка).

Что купил, Иванушка? (Поют дети)

Коровушку. (Поет Иванушка, показывая коровушку)

Припев:

Коровушка деткам

Молочко дает.

Иванушка в горенке песенки поет. (Поют дети)

Иванушка идет по кругу с коровушкой. Возвратившись на свое место с окончанием последней музыкальной фразы.

 

2-й скоморох.

У дядюшки Якова

Товару хватит всякого.

Тары-бары-растабары,

Расторгуем все товары

Ребята, у меня в корзине тоже много товара. Предлагаю рассмотреть вам и его. Что же это?

Сарафан. Само название обозначает «одетый с головы до ног»

До земли – подол роскошный,

Ноги целиком закрыл.

Женщинам пришёлся

Сарафан – по нраву,

В нём - и на работу,

В нём - и на забаву.

Для повседневности простые сарафаны надевали, а для праздников – нарядные. (показ слайда) Праздничные сарафаны шили из дорогих тканей. Их украшали узорами и яркими лентами, пуговицами. (показ слайда)

На узорах — травы, кони, птицы...

Выводили тонко мастерицы.

Вышивка людей оберегала -

Нечисть и болезни отгоняла.

Молодые девушки носили яркие сарафаны, а женщины предпочитали носить сарафаны темных цветов.

  • Как вы думаете, что под сарафан одевали девушки? (достает рубашку).

Сарафан с рубахой

Встретились недаром,

Женская рубаха

Чем ему не пара?

Такая рубаха, длиной равная длине сарафана, называлась «стан».

А, что надевали на голову женщины? (показ слайда)

Кокошник - русский головной убор в виде полумесяца вокруг головы. Украшали его орнаментом из живых цветов, камней, стекла, золотых нитей. Кокошник надевали только в праздники.

 

Предлагаю девочкам примерить сарафаны.

 

Девочки встали в хоровод,

Собирается народ,

Сарафаны, сарафаны

Разбежались по поляне,

Разгорелись, как цветы,

Небывалой красоты.

Народная мудрость накопленная в течение многих лет дошла и до нас в виде пословиц и поговорок:

Описание: H:\дет.сад фото\IMG_2674.JPG

1. Делай другим добро - будешь сам без беды.

2. У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.

3. Родителей не только уважай, а и помогай им.

4. При солнышке тепло, при матери добро.

5. Добрым быть - долго жить.

 

1-й скоморох

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет.

 

Продуктивная деятельность - аппликация

(Достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах)

Куклы к ярмарке готовы,

Посмотрите на обновы –

Сарафаны расписные

Да рубашечки льняные

Мальчика зовут Иван

А на Марье сарафан.

Хотят с вами подружиться,

Вместе петь и веселиться.

А во что нарядились наши куклы?

Во что одета Марья?

А Иван?

У Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды.

Не танцует, не поет

Наш игрушечный народ.

Сарафан у них простой-

Белый, а не расписной.

Не украшена рубашка –

Нет и вышивки на ней.

Все исправить, все украсить

Просят куколки детей.

- Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки.

 

Дети проходят к столам и украшают кукол.

 

А теперь ребята, вместе со своими куколками встаньте в хоровод.

Расступись, честной народ!

На лужайке у ворот

Закружился, завертелся

Разноцветный хоровод.

 

А сейчас, я предлагаю Вам поиграть  в русскую народную игру «Заря, зарница».Описание: H:\дет.сад фото\IMG_2679.JPG

Игра «Заря - заряница»

 

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

1,2,3-не воронь

А беги как огонь.

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

 

Рефлексивно-оценочный этап

 

Девочкам в старину завязывали на голову цветные ленточки, а мальчикам подвязывали рубашку поясом. Выберите себе ленту по цвету. Красного цвета – если вам на ярмарке понравилось, зеленого – были задания, которые вызвали трудности в работе, синего – ничего не понравилось, вам было скучно.

Дети выбирают ленточки

Итог:

Воспитатель:

  • О чем мы сегодня говорили?
  • О каких костюмах вы сегодня узнали?  
  • Из чего состоит женский костюм?
  • А мужской?
  • Как называется женский головной убор?
  • А мужской?
  • А почему вы все выбрали красные ленточки?

 

Давайте дети скажем спасибо нашим скоморохам и всем гостям.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В конспекте представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в непосредственной образовательной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.В занятии...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС"

В конспекте прослеживается интергация с образовательными областями "Познание". "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Музыка", Физическая культура", что соответствует ФГТ....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «По дорогам сказок Шарля Перро» Коррекционно-образовательные цели:     •   вспомнить биографию и творчест...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР: "В гостях у Смешариков"

Комплексное занятие по закрепления знаний детей, полученных за год....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Приключение Колобка» (знакомство с цифрой 0)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе (ФЭМП и введение в информатику).Тема занятия:«Приключение Колобка» (знакомство с цифрой 0)...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний  детей через организацию различных видов деятельности,  по пройденному материалу за учебный год....

Конспект урока по ИЗО 4 класс - «Русский народный костюм»

Цель урока - формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и ...