Конспект урока по ИЗО 4 класс - «Русский народный костюм»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Цель урока - формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм, создание эскизов русских народных костюмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok4kl._kostyum.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству в 4 классе. Учитель Собашникова Т.И.

Программа, название автора: Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Автор: Б.М. Неменский

Тема урока: «Русский народный костюм» 4 класс

Тип урока: Знакомство с новой темой.

         Цель: формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм, создание эскизов русских народных костюмов

          Задачи:

Образовательная: в своих практических работах учащиеся должны создать народный костюм(семейских Забайкалья) и украсить его вышивкой.

Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.

Воспитательная: Уважать мнение товарища.

          Планируемые результаты.

Личностные: осознание этнической и национальной принадлежности, формирование отношения к национальному костюму как к культурно-исторической ценности, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

регулятивные: умение определять и формулировать цель занятия, осуществлять оценку своих знаний и деятельности;

познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, умение доказывать своё мнение; логические: умение анализировать одежду с целью выделения признаков, делать выбор оснований для сравнения видов и элементов одежды, подводить под понятие признаки, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли слушать и понимать речь других, умение задавать вопросы, умение принимать чужую точку зрения, отличную от своей.

Предметные: умение ориентироваться в терминах: « рубаха», «сарафан», «лапти», «порты», косоворотка»,»станушка» умение показывать эти элементы одежды на картинах.

     Оборудование: СD диск: «Русские народные песни», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Русский национальный костюм»

     

       План урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3.Сообщение темы и цели урока.

4. Знакомство с новой темой.

5. Закрепление нового материала.

6. Физ. минутка.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов.

9.Рефлексия

10.Домашнее задание.

          Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин)

    1.Подведение к цели урока.

      Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

     Мотивация на урок

- Добрый день, ребята! Мы начинаем урок изобразительного искусства. Ребята, что лежит у вас на столах? Зачем они нам на уроке? Выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

2.Вводная беседа (5 мин)

      1. Создание мотивации, активизация мыслительных процессов форма: фронтальная работа (На фоне музыки)

О чем песня?

Что мы знаем о России?

Как называют людей ,которые живут в России?

Люди какой национальности преобладают в России? ( 81% из всех национальностей, это русские)

По каким признакам можно отличить людей разных национальностей? Посмотрите на доску и найдите русскую пару.

Почему мы не выглядим так, как эти мальчик и девочка?

Слушают песню. Песня о Росси

Язык, форма глаз, лица, цвет кожи, одежда.

Так раньше выглядели наши предки.

3.Сообщение темы и цели урока. (4мин)

Познакомиться с традиционным русским костюмом, а конкретно с семейским костюмом народов Забайкалья, его значением, украшением.

Метод: эмоциональное стимулирование

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение .

Тема урока: Русский народный костюм.

Сегодня мы с вами будем вести речь о русском народном костюме.

Давайте сформулируем цели нашего урока. Я вам помогу…

Узнать _________

Создать_________

(выходит ученица в семейском костюме )

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

4.Знакомство с новой темой.

(5 мин)

Заинтересовать материалом урока.

- Ребята, оказывается, у людей одной национальности может быть несколько видов костюмов.

И вид костюма зависел от места, в котором проживал человек. В каждом регионе (области) были свои особенности костюма, но в целом они были похожи.

Посмотрите, это все русские национальные костюмы ,но все же они отличаются.

- Рассмотрите внимательно рисунки.

Чем похожи костюмы и чем они отличаются?

Обратите внимание на цвет одежды, на рисунок (орнамент), место расположения рисунка.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.

Давайте представим, что мы в музее национальной одежды. Итак, заходим в мужской зал.

- Давайте, посмотрим на первую витрину. Что находится внутри? Как называется это часть костюма? (рубаха).

- Ребята, посмотрите на рубаху что в ней особенного, чем она отличается от современной? (у нее нет воротника)

- Как вы думаете для чего нужен этот разрез? (для украшения, может застегивалась на пуговицу)

- Какого цвета рубаха? (белая)

- А если был праздник, то какие цвета могли быть? (красный и синий)

- Итак, ребята, мы с вами разобрали и посмотрели мужской костюм.

Русский мужской костюм, распространенный

повсеместно.

Рубаха являлась основой для женского костюма. У семейских она называлась станушкой

Переходим в женский зал.

Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.

- Посмотрите, что расположено в витрине? (женская рубаха) .Еще ее называли сорочка, станушка.

- Давайте рассмотрим ее. Что она представляет из себя? (она длинная, длинные рукава, круглый ворот)

- Какого цвета сорочка (белого)

- А у семейских верх рубахи( цветной и шился из атласа.)

- Чем украшена сорочка? (украшена вышивкой)

- Что одевали поверх сорочки? (сарафан) правильно.

- Что нет у сарафана посмотрите? (нет рукавов, вместо них лямки0

- какого цвета сарафан? (красный)

- А мог ли быть сарафан других цветов? (да)

Женский костюм не мыслим без головного убора. В старину волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы,

укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (показ).

Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см.

Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности костюмов

Алёша Кауров: Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии.

Лапти – плетенная обувь из лыка.

Панькова Вероника: - Основа женского костюма – рубаха.

Рубаху шили из цельного полотнища льняного холста, длинной до ступней. Ее носили с нешироким поясом, рукава, ворот, подол рубахи украшали вышивкой красными нитками

Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном. Сарафан носили поверх рубахи. Он держался на коротких плечевых лямках и подвязывался под грудью. По центру сарафан украшали вертикальной полосой .

Смолин Рома: Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи

Плюснина Вика: Большое внимание уделяли вышивке на костюме.

Вышивка располагалась по подолу сарафана, по середине сарафана, на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин:

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

5.Закрепление нового материала. (3мин)

создание мотивации, активизация мыслительных процессов

6.Физ. минутка (1мин)

отдых обучающихся.

- Ребята, в старину люди на праздники надевали свои лучшие костюмы и дружно водили хороводы. Давайте сейчас повторим эту традицию.

Выполняют задание учителя

7.Самостоятельная работа

(20 мин)

закрепление навыков рисования.

Форма: фронтальная

Метод: индивидуальный- А теперь, я предлагаю вам самим попробовать нарисовать русский национальный семейский костюм.

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору (мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека. А можно самому нарисовать человека в русском национальном костюме. Самим придумать орнамент.

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма

8. Подведение итогов.

обобщение полученных знаний.

Разместим наших кукол вокруг березы.

-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

- Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Удачно ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию. Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет … (имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.

9. Рефлексия

Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.

Выразите свое настроение , с которым вы заканчиваете урок.

 .

Домашнее задание: раскрасьте картинку

Подготовить рассказ о любом другом национальном костюме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

Урок в 5 классе "Русский народный костюм"

Разработака урока в 5 классе по  теме "Русский народный костюм" по ФГОС...

Разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный костюм"

Данный материал представляет собой разработку урока  для 5 класса по теме "Русский народный костюм" и вкючает конспект урока, презентацию и рабочую тетрадь.В нем используются элементы и...

конспект урока в 5 классе "Русский праздничный костюм"

Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.Задачи:Обучающие:Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.Научить пользоваться шаблонами.Рассказат...

Конспект урока по изобразительной деятельности "Русский народный костюм"

Конспект урокапо изобразительной деятельности "Русский народный костюм"...

конспект урока в 5 классе "Русская народная вышивка"

Полотенце играло в народной жизни главную роль.Оно сопровождалочеловека всю жизнь от самого рождения до глубокой старости как бы отмечая главные моменты в жизни. Как нарядно узорочье вышитых полотенец...