Конспект урока по ИЗО 4 класс - «Русский народный костюм»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Цель урока - формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм, создание эскизов русских народных костюмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok4kl._kostyum.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изобразительному искусству в 4 классе. Учитель Собашникова Т.И.
Программа, название автора: Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Автор: Б.М. Неменский
Тема урока: «Русский народный костюм» 4 класс
Тип урока: Знакомство с новой темой.
Цель: формирование интереса к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; создание целостного представления о роли игрушки в жизни русского народа и формирование художественного видения окружающего мира с передачей характера декоративных форм, создание эскизов русских народных костюмов
Задачи:
Образовательная: в своих практических работах учащиеся должны создать народный костюм(семейских Забайкалья) и украсить его вышивкой.
Развивающая: Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ.
Воспитательная: Уважать мнение товарища.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание этнической и национальной принадлежности, формирование отношения к национальному костюму как к культурно-исторической ценности, формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
регулятивные: умение определять и формулировать цель занятия, осуществлять оценку своих знаний и деятельности;
познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, умение доказывать своё мнение; логические: умение анализировать одежду с целью выделения признаков, делать выбор оснований для сравнения видов и элементов одежды, подводить под понятие признаки, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли слушать и понимать речь других, умение задавать вопросы, умение принимать чужую точку зрения, отличную от своей.
Предметные: умение ориентироваться в терминах: « рубаха», «сарафан», «лапти», «порты», косоворотка»,»станушка» умение показывать эти элементы одежды на картинах.
Оборудование: СD диск: «Русские народные песни», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Русский национальный костюм»
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3.Сообщение темы и цели урока.
4. Знакомство с новой темой.
5. Закрепление нового материала.
6. Физ. минутка.
7. Самостоятельная работа.
8. Подведение итогов.
9.Рефлексия
10.Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин)
1.Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Мотивация на урок
- Добрый день, ребята! Мы начинаем урок изобразительного искусства. Ребята, что лежит у вас на столах? Зачем они нам на уроке? Выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение
2.Вводная беседа (5 мин)
1. Создание мотивации, активизация мыслительных процессов форма: фронтальная работа (На фоне музыки)
О чем песня?
Что мы знаем о России?
Как называют людей ,которые живут в России?
Люди какой национальности преобладают в России? ( 81% из всех национальностей, это русские)
По каким признакам можно отличить людей разных национальностей? Посмотрите на доску и найдите русскую пару.
Почему мы не выглядим так, как эти мальчик и девочка?
Слушают песню. Песня о Росси
Язык, форма глаз, лица, цвет кожи, одежда.
Так раньше выглядели наши предки.
3.Сообщение темы и цели урока. (4мин)
Познакомиться с традиционным русским костюмом, а конкретно с семейским костюмом народов Забайкалья, его значением, украшением.
Метод: эмоциональное стимулирование
–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение .
Тема урока: Русский народный костюм.
Сегодня мы с вами будем вести речь о русском народном костюме.
Давайте сформулируем цели нашего урока. Я вам помогу…
Узнать _________
Создать_________
(выходит ученица в семейском костюме )
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
4.Знакомство с новой темой.
(5 мин)
Заинтересовать материалом урока.
- Ребята, оказывается, у людей одной национальности может быть несколько видов костюмов.
И вид костюма зависел от места, в котором проживал человек. В каждом регионе (области) были свои особенности костюма, но в целом они были похожи.
Посмотрите, это все русские национальные костюмы ,но все же они отличаются.
- Рассмотрите внимательно рисунки.
Чем похожи костюмы и чем они отличаются?
Обратите внимание на цвет одежды, на рисунок (орнамент), место расположения рисунка.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов.
Давайте представим, что мы в музее национальной одежды. Итак, заходим в мужской зал.
- Давайте, посмотрим на первую витрину. Что находится внутри? Как называется это часть костюма? (рубаха).
- Ребята, посмотрите на рубаху что в ней особенного, чем она отличается от современной? (у нее нет воротника)
- Как вы думаете для чего нужен этот разрез? (для украшения, может застегивалась на пуговицу)
- Какого цвета рубаха? (белая)
- А если был праздник, то какие цвета могли быть? (красный и синий)
- Итак, ребята, мы с вами разобрали и посмотрели мужской костюм.
Русский мужской костюм, распространенный
повсеместно.
Рубаха являлась основой для женского костюма. У семейских она называлась станушкой
Переходим в женский зал.
- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее.
- Посмотрите, что расположено в витрине? (женская рубаха) .Еще ее называли сорочка, станушка.
- Давайте рассмотрим ее. Что она представляет из себя? (она длинная, длинные рукава, круглый ворот)
- Какого цвета сорочка (белого)
- А у семейских верх рубахи( цветной и шился из атласа.)
- Чем украшена сорочка? (украшена вышивкой)
- Что одевали поверх сорочки? (сарафан) правильно.
- Что нет у сарафана посмотрите? (нет рукавов, вместо них лямки0
- какого цвета сарафан? (красный)
- А мог ли быть сарафан других цветов? (да)
Женский костюм не мыслим без головного убора. В старину волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы,
укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (показ).
Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см.
Слушают учителя, отвечают по ходу прослушивания нового материала, рассматривают отличительные особенности костюмов
Алёша Кауров: Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.
Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии.
Лапти – плетенная обувь из лыка.
Панькова Вероника: - Основа женского костюма – рубаха.
Рубаху шили из цельного полотнища льняного холста, длинной до ступней. Ее носили с нешироким поясом, рукава, ворот, подол рубахи украшали вышивкой красными нитками
Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном. Сарафан носили поверх рубахи. Он держался на коротких плечевых лямках и подвязывался под грудью. По центру сарафан украшали вертикальной полосой .
Смолин Рома: Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.
Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи
Плюснина Вика: Большое внимание уделяли вышивке на костюме.
Вышивка располагалась по подолу сарафана, по середине сарафана, на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин:
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
5.Закрепление нового материала. (3мин)
создание мотивации, активизация мыслительных процессов
6.Физ. минутка (1мин)
отдых обучающихся.
- Ребята, в старину люди на праздники надевали свои лучшие костюмы и дружно водили хороводы. Давайте сейчас повторим эту традицию.
Выполняют задание учителя
7.Самостоятельная работа
(20 мин)
закрепление навыков рисования.
Форма: фронтальная
Метод: индивидуальный- А теперь, я предлагаю вам самим попробовать нарисовать русский национальный семейский костюм.
На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору (мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека. А можно самому нарисовать человека в русском национальном костюме. Самим придумать орнамент.
Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма
8. Подведение итогов.
обобщение полученных знаний.
Разместим наших кукол вокруг березы.
-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".
- Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Удачно ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию. Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет … (имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?
дети располагают свои работы на коллективном панно. Вместе с учителем проводится анализ работ: что получилось, а что нет.
9. Рефлексия
Похвалить детей, выделить в каждой работе свою индивидуальность, выставить оценки за урок.
Выразите свое настроение , с которым вы заканчиваете урок.
.
Домашнее задание: раскрасьте картинку
Подготовить рассказ о любом другом национальном костюме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс
Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....
Урок в 5 классе "Русский народный костюм"
Разработака урока в 5 классе по теме "Русский народный костюм" по ФГОС...
Разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный костюм"
Данный материал представляет собой разработку урока для 5 класса по теме "Русский народный костюм" и вкючает конспект урока, презентацию и рабочую тетрадь.В нем используются элементы и...
конспект урока в 5 классе "Русский праздничный костюм"
Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.Задачи:Обучающие:Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века.Научить пользоваться шаблонами.Рассказат...
Конспект урока по изобразительной деятельности "Русский народный костюм"
Конспект урокапо изобразительной деятельности "Русский народный костюм"...
конспект урока в 5 классе "Русская народная вышивка"
Полотенце играло в народной жизни главную роль.Оно сопровождалочеловека всю жизнь от самого рождения до глубокой старости как бы отмечая главные моменты в жизни. Как нарядно узорочье вышитых полотенец...