КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС"
план-конспект урока по теме

Черникова Нина Геннадиевна

В конспекте прослеживается интергация с образовательными областями "Познание". "Чтение художественной литературы", "Здоровье", "Музыка", Физическая культура", что соответствует ФГТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  «Детский сад   комбинированного вида №2 «Сказка» п. Троицкий

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС.

(подготовительная группа компенсирующей направленности)

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция с образовательными областями: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка».

Учитель-логопед:

 Черникова Нина Геннадиевна.

2012.

Цель:   уточнять и расширять знания детей о признаках весны, развивать умение использовать свои знания в предметно- практической и игровой  деятельности.

Задачи: образовательные –  обогащать словарный запас, развивать речь, умение связно и последовательно составлять рассказ с опорой на картинки о весне, учить узнавать и называть  признаки весны, весенние цветы; развивать  интерес к окружающему миру природы и познавательную активность;

 развивающие – совершенствовать  грамматический строй речи: упражнять  в употреблении детьми глаголов с частицей не; развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, зрительную память и слуховое внимание, мышление,  общую  и мелкую моторику (общие двигательные навыки), переключаемость и координацию движений, дыхание, мимические мышцы лица;

воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки сотрудничества, умение работать друг с другом.

Предварительная работа: проведение  бесед  о весне, знакомство с ее основными признаками в НОД  по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной работе; проведение экскурсий и наблюдений за изменениями в природе с приходом весны; закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.

Оборудование: мультимедийный  проектор, экран,  компьютер, презентация на тему «Весна»,  билеты на поезд ( для каждого ребенка), доска,    большой макет проталины ,  3 маленьких  макета проталинок с капельками,  плоскостные изображения весенних цветов ( крокус, медуница, хохлатка, подснежник, пролеска, примула), семена фасоли, прищепки, желтого цвета,  изображение   солнца без лучей  из картона, солнце из пластилина,  середина солнца  и лучи связанные  из ниток на липучках; магнитофон, кассета с записью музыки; конверт с письмом от Весны, кружочки разного цвета, для составления звуковых схем на каждого ребенка , картинки – символы весны на каждого ребенка ,  «кирпичики» со словами о весне для составления предложений ( на каждого ребенка), мячики су-д-жок, для развития мелкой моторики.        

Ход НОД: 

Логопед: Ребята, я получила по почте один предмет. Угадайте, что это?

- Сначала П', потом  И, потом С', потом М, потом О.

(На мультимедийном экране  слайд №2с изображением нескольких предметов – письмо, посылка,…  Дети  выбирают нужную картинку.)

Логопед: Правильно. Это письмо. Оно от весны. Вот оно.

( Логопед читает письмо). «Дорогие ребята, волшебница зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку  снегами непроходимыми., закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите, мне выбраться, выполните задания. Тогда оживет и проснется природа».

Логопед:  Ну, что, ребята, готовы помочь Весне?

Дети: Готовы.

Логопед: Мы отправляемся с вами в путешествие.  Чтобы  выручить  Весну, нам предстоит попасть в  весенний лес. На каком транспорте  мы можем доехать до  леса?

Дети: На автобусе, на поезде.

Логопед (заглядывает в конверт) : Ой , да тут билеты на поезд.

 (На билетах геометрические фигуры, дети должны найти  сиденье с такой же фигурой.)

 Каждый должен занять  место в вагоне в соответствии с билетом.

(Дети находят  и  занимают места   в вагоне. В это время логопед спрашивает у них: «Какое место ты Максим займешь? И т. д. )

Логопед:    Гудок к отправке дан, пора!

                    Наш поезд тронулся, ура!.

Дети сидят на стульчиках. Логопед просит их спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить У-У

 Логопед вместе с детьми:

Чух-чух, чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

(Дети энергично двигают  согнутыми в локтях руками вперед).

Чух-чух, чух-чух!

Паровоз гудит

У-у-у-у-х!

(Гудят, наклоняются, расслабив руки.)

Логопед: Вот наша станция, но до леса нам нужно пройти пешком по тропинке. Постройтесь друг за другом.

(Логопед вместе с детьми шагают и проговаривают слова)

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Мы  высоко так шагали ─
Не споткнулись, не упали.

Беседа по теме.

Логопед: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку.  (На мультимедийном  экране картинка  с изображением зимней полянки. Слайд №4) Но посмотрите, здесь что –то не так.

 (Дети отвечают.)

1-й ребенок: Солнышко не светит.

2-й ребенок: Снег не растаял и лежит повсюду.

3-й ребенок: Не распустились  первые  весенние  цветы.

4-й ребенок: На деревьях нет почек и листочков.

5-й ребенок: Не видно  перелетных птиц.

Логопед: Ребята, здесь есть весна?

6-й ребенок: Здесь нет весны.

Логопед: Ребята, скажите,  что такое Весна?

Дети: Весна – это время года.

Логопед: Какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето, осень

Логопед: Какое время года наступает после зимы?

Дети. После зимы наступает весна.

Логопед: Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?

Дети. Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается.(Слайд № 5)

Развитие мелкой моторики рук, мимики лица.

Логопед:  (Слайд № 6 ) Посмотрите, ребята, Зима спрятала солнышко за снежную тучку. Не может оно направить свои горячие лучики на землю. Давайте  поможем солнышку. Подойдите к столам. Работаем парами. Но прежде чем мы возьмемся за работу давайте с вами разомнем наши ручки. Возьмите шарики.

(Дети совместно с логопедом выполняют упражнение)

Этот шарик непростой. (показывают друг другу шарики)

Весь колючий он такой.

Меж ладошками кладем (кладут шарик между ладонями)

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем. (катают шарик между ладошками)

Наши ручки разминаем.

 Логопед: А теперь добавим  солнышку лучи.

1 пара детей выкладывает солнышко  из палочек и кружочка на бархатной бумаге;

2 пара детей выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе;

3 пара детей собирает солнышко из прищепок.  ( Звучит спокойная музыка)

Логопед: Молодцы, ребята. Как стало ярко и тепло у нас. Да и солнышко мы разбудили. Давайте с ним поиграем. Встаньте в круг.

(Логопед выполняет массаж вместе с детьми)

 Самомассаж «Солнышко»

Солнца лучик золотой

Протянуло нам с тобой.

Дети стоят в кругу, протягивают руки вперед.

Носики подставили,

Гладят носик.

Щечки все поджарили,

Гладят щечки

Зажмурили глазки

Зажмуривают глаза

И оказались в сказке.

Открывают глаза.

(Логопед обращается к детям.)

Логопед: Ребята, что будет, если солнце будет сильно греть?

Дети: Все кругом может растаять.

Логопед: Правильно. От солнечного тепла буквы в слове растаяли. Нам нужно из капелек составить звуковую схему слова.  Пройдите на места.

Послушайте загадку и отгадайте ее.

Островок я вижу странный,
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружён не океаном,
А подтаявшим снежком. (Слайд № 7)

Что это?

Дети : ПРОТАЛИНА.  

Логопед: Составьте звуковую схему этого слова.

 (Дети берут цветные кружочки и составляют схему).

Логопед: Сколько в этом слове слогов?

Дети: Четыре.

Логопед: Назовите первый слог, затем второй и т. д.

Логопед:  Вы молодцы! Хорошо справились с заданием. А теперь  отправимся дальше по весеннему лесу. Встаньте и подойдите ко мне.

Слово мы собрали ловко!

На поляне остановка.  ( Дети подходят к столу, где расположен макет весенней проталины с цветами).

Мы с вами  на цветочной  поляне.  Возьмите  по одному цветку и назовите  их .  

(Дети называют цветы).

1-й ребенок:  Я сорвал пролесок.

2-й ребенок:  Я сорвал подснежник.

3-й ребенок: А я сорвал крокус.

4-й ребенок:  А у меня медуница и т. д.

Дыхательная гимнастика.

Логопед:  Ах, как чудесно пахнет. Давайте понюхаем эти  цветы.

Носом вдох, а выдох ртом, ( повторяют 2 раза)

Дышим глубже, а потом по тропинке мы пойдем.

( Дети вместе с логопедом продолжают путешествие)

Логопед: Ребята, посмотрите, перед  нами три проталинки.

(На столе  лежат три макета  проталинок. На  каждой   определенное количество капелек).

Логопед:А проталинки не простые,

А проталинки слоговые.

Сколько в названии цветка слогов, столько капелек на проталинке.

Чтоб найти свою проталинку, надо поделить на слоги  названия цветка.

Раз, два, три – каждый цветок свою проталинку найди.

(Дети делят на слоги названия цветков и сажают цветы  на проталинки.)

1-й ребенок: Я посажу свой цветок  на проталинку, где 2 капли, потому что в слове  крокус два слога.

2-й ребенок: Я посажу свой цветок на проталинку с тремя каплями, потому что в слове пролеска три слога.

3-й ребенок: Я  тоже посажу подснежник на проталинку,  где три капельки, потому что в  этом слове  три слога.

4-й ребенок: Я посажу свой цветок  на проталинку с тремя каплями, потому что в слове при-му-ла три слога.

5-й ребенок: Я посажу ме-ду-ни-цу на проталинку, где  четыре капли, потому что в этом названии 4 слога.

6-й ребенок: Я посажу свой цветок  на проталинку, где 3 капли, потому что в слове хохлатка 3 слога.

 Логопед: Вы молодцы. Отправляемся дальше  по весеннему лесу искать приметы весны.

Развитие общей моторики. (Логопед вместе с детьми выполняют упражнение на координацию речи с движением).

В лес весенний мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Дети идут маршевым шагом.

Топают ножки

По прямой дорожке.

Шагают по всей стопе.

И поскачут ножки

По прямой дорожке.

Делают подскоки.

Скакали, скакали

И встали. Стоп!

Останавливаются.

(Звучит запись журчания ручья. На экране река. Слайд №8)

Логопед:

Пред нами река звенящая .

Она нас ждет,

Но не пройти ее нам вброд.

Сложите в мостик кирпичи,

Чтоб через реку нам пройти.

Логопед: Пройдите за столы.  Возьмите кирпичики . На кирпичиках написаны слова.  Нужно положить кирпичики так, чтобы  слова на кирпичиках подружились.  ( Дети составляют из слов предложения и прочитывают их.)

На               деревьях                            появляются                                листочки.

Весной       солнце         греет            жарче.      Ребята        рады        весне.        

С   крыш      капает  капель.            Небо       чистое      и         голубое.

С         юга           прилетают            птицы.

Логопед: Мост построили правильно. Можно смело  переправляться через реку.  Встаньте друг за другом.

Развитие связной речи.

По тропинке всемером,

Друг за другом мы идем.

Посмотрите, что-то блестит на тропинке.

Это зима – проказница разбросала свои льдинки.

Нужно льдинки все собрать,

Чтобы зимушку прогнать.

( На тропинке разбросаны картинки, на которых нарисованы  символы, обозначающие приметы весны).

Логопед: - Возьмите по одной льдинке. Посмотрите, на них нарисованы рисунки.  Как вы думаете, что обозначают эти рисунки?

Дети: Эти рисунки обозначают приметы Весны.

Логопед: Давайте  по этим рисункам составим рассказ, тогда зима точно уйдет и наступит долгожданная Весна.

(Дети  прикрепляют картинки – символы на доску и по цепочке составляют рассказ о весне).

1-й ребенок: Наступила весна. Солнце светит ярче и греет теплее.

2-й ребенок: Небо  голубое, чистое, высокое. Облака пушистые и легкие.

3-й ребенок:  Тает снег. На земле появляются проталины. На проталинах расцветают подснежники.

4-й ребенок:  На деревьях появляются почки, из них первые листочки.

5-й ребенок: С юга прилетают птицы. Они чирикают , ищут корм, вьют гнезда.

6-й ребенок: Животные просыпаются после зимы. У них рождаются детеныши.

4-й ребенок. Люди одеваются в весеннюю одежду. Все вокруг рады весне.

По окончанию рассказа на экране появляется картинка с изображением  Весны и слышится перезвон. (Слайд № 9)

Итог занятия.   Логопед:  Вы молодцы. Вот мы и помогли  вернуть Весну, а за это она приготовила каждому из вас подарок. Но есть одно условие – подарок получите тогда, когда расскажите, что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии в весенний лес.

Дети рассказывают, что им больше всего понравилось в путешествии. Логопед достает из коробки изображения солнышек и дарит детям.

Логопед: А теперь нам нужно вернуться в наш детский сад. Я предлагаю вам занять места в вагоне и наш поезд доставит нас домой.

Логопед:    Гудок к отправке дан, пора!

                    Наш поезд тронулся, ура!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Путешествие по сказкам"

Цель занятия: развивать речь детей через элементы театрализации с использованием русской народной сказки «Заюшкина избушка»...

Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА «Всех друзей мы соберём, в теремок позовём».

Конспект интегрированного занятия для детей  с НОДА младшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 7 года жизни "Животные России, Севера, жарких стран. Путешествие шахматного Короля."

Занятие направлено на закрепление знания о диких животных, активизировать словарь по теме;образование сложных прилагательных; развивать: навык деления слов на слоги, звукового анализа и синт...

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями «Котёнок Том и его друзья». ________________________________________

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями «Котёнок Том и его друзья».Цель: - актуализация словаря детей подготовитель...

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему: «В гостях у Царицы Грамматики»

Цели и задачи:Коррекционно-образовательныеЗакреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения составлять предложе...