Сценарий литературного вечера "Жизнь и смерть пророка", посвящённого Ф.М.Достоевскому
методическая разработка (10, 11 класс)
Литературный вечер способствует: - расширению знаний учащихся о жизненном, творческом пути Ф.М.Достоевского и его личности; - повышению интереса к творческому наследию писателя; - воспитанию любви и бережного отношения к русской классической литературе и к художественному слову; - совершенствованию навыков выразительного чтения учащихся; - развитию творческих способностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zazhgi_svechu.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерова Любовь Фёдоровна –
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №6 г.Кушвы Свердловской области
Сценарий литературного вечера «Жизнь и смерть пророка…»
(Фёдору Михайловичу Достоевскому посвящается – 1821 – 1881)
Цель: углубить знания учащихся о жизненном, творческом пути Ф.М.Достоевского и его
личности; повысить интерес к творческому наследию писателя;
воспитывать любовь и бережное отношение к русской классической литературе
и к художественному слову, совершенствовать навыки выразительного чтения
учащихся, развивать их творческие способности.
Оформление сцены: портрет Ф.М.Достоевского, стол, свеча, два стула
Оборудование: мультимедийная презентация (название литературного вечера; эпиграф;
фотографии Достоевского, его близких и родных; портреты
писателей; виды городов, населённых пунктов, связанных с именем
Достоевского; репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»);
музыкальное сопровождение вечера: Глинка, Бетховен, Мендельсон.
Я в старой Библии гадал,
И только жаждал и вздыхал,
Чтоб вышла мне по воле рока
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка.
Огарёв
Ведущий:
- Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие», - попросил Фёдор Михайлович. Анна Григорьевна давно уже привыкла к этому – когда на мужа накатывало сомнение, он открывал наугад то своё, заветное, «каторжное», Евангелие и читал первые строки, стараясь отыскать в них ответ на мучающие его вопросы. Открылось Евангелие от Матфея: «Иоанн же удерживал его… Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».
-Ты слышишь: не удерживай – значит, я умру,- сказал он, закрывая книгу. Попрощался с детьми, жену попросил остаться рядом.
Ведущий:
Она расплакалась, чувство ничем не восполнимой, безысходной душевной сиротливости вдруг овладело ею, но она постаралась справиться с нахлынувшим, всё ещё заставляла себя верить в обещание профессоров и, видя, что муж устал, посоветовала ему поспать, не тревожить себя грустными мыслями, хотя и видела: переход в иной мир, к которому он готовился столь определённо, не страшит его.
Ведущий:
Конечно, не всегда же он был велик, чаще бывал простым, обычным человеком, со своими недостатками, больной, нервный, даже капризный временами, нуждающийся в утешении, как ребёнок, не приспособленный к жизни. Да он и был для неё большим, самым дорогим в мире ребёнком, которому хотела быть и была твёрдой опорой, к которой он всегда мог смело прислониться исстрадавшимся сердцем и знать – не пошатнётся.
Ведущий:
Он, кажется, спал, но внутренняя работа мысли и души не затихала и во сне. Просыпался, смотрел угасающим взглядом на своё последнее прибежище в этом безжалостно ускользающем мире… Вот и пройден путь… И он вдруг явственно ощутил, что уже почти и не здесь, и не почувствовал ни страха, ни отчаяния – только тихую боль за остающихся. И вдруг себя увидел снова, со стороны – и, кажется, вся жизнь пронеслась перед ним. Что увиделось, что вспомнилось ему тогда?
Ведущий:
Фёдор Михайлович Достоевский родился 11ноября (30 – ого октября по старому стилю) 1821 года. Отец его, Михаил Андреевич, незадолго перед этим вышел из военной службы и стал врачом больницы для бедных. Нищеты семья не знала, но бедность стояла у самой колыбели будущего писателя. Отец хотел создать детям обеспеченное положение – и не мог. Он сам испытал лишения, изо всех сил выбивался в верхние круги общества. Это наложило отпечаток на его характер: он был молчалив, угрюм, суров. Накопление и смирение были основными чертами семейного быта в тесной квартирке на Божедомке. Наконец, Михаил Андреевич заслужил честь быть занесённым вместе с сыновьями в книгу московского потомственного дворянства.
Ведущий:
Фёдор Михайлович вспоминал, что держали детей строго и рано начали учить. Его уже четырёхлетним садили за книжку и твердили «Учись!» Учили французский, латинский языки, закон божий. А по вечерам устраивались чтения в общем семейном кругу. За сказками в мир мальчика Достоевского войдут Жуковский и Державин, Вальтер Скотт и Шиллер. Ещё через некоторое время придут Гомер, Шекспир, Гоголь… Пушкина чуть не всего знал наизусть… А «История государства Российского» Карамзина была настольной книгой Фёдора. «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам нам читал отец»,- напишет позже Достоевский. Кроме книг, запомнились из детства посещение церквей да летние прогулки с родителями в Марьину рощу.
Ведущий:
Мать, Мария Фёдоровна, скрашивала семейную жизнь весёлым, радушным характером. Она была в высшей степени доброй и религиозной. Маленький Фёдор любил вечера, когда брат маменьки приходил в гости, попеть с Марией Фёдоровной песни и романсы, до которых брат и сестра были большие охотники.
Романс «Не искушай меня без нужды…» (муз. М.Глинки, сл. Боратынского)
Ведущий:
«С начала нового 1837 года ухудшилось состояние маменьки, а с февраля она совершенно слегла в постель… Это было самое горькое время в детский период нашей жизни », - вспоминал позже Фёдор Михайлович. Когда маменьки не стало, ей было всего36 лет.
Ведущий:
Вскоре будущего писателя настигла новая роковая весть: «Солнце нашей поэзии закатилось: Пушкин скончался…» Засветят ещё миру в романах Достоевского незабвенные глаза Марии Фёдоровны, его матери. Маменьки… И Пушкина пронесёт он через всю жизнь – станет он его вечным спутником. Удивительно устроен человек: маменьки нет, Пушкин убит, и разве можно жить после этого? Как же так? Какая тайна даёт человеку силы жить, когда жить нельзя? Как разгадать загадку? А жить было нужно.
Ведущий:
Было Достоевскому уже 16 лет, и пришла пора подумать о будущем. Был окончен курс обучения в пансионе, и отец решил определить старших сыновей, Михаила и Фёдора, в Петербург, в Инженерное училище. «По-моему, это была ошибка», - писал позднее Достоевский. У братьев не было ни призвания, ни охоты к военной службе и инженерной профессии. Но по воле отца почти шесть лет провёл Достоевский в стенах мрачного Михайловского замка, где помещалось Военно – инженерное училище.
Ведущий:
Нелегко давалась служба мечтательному, углублённому в себя, в мировые проблемы юноше. «Во всём училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Достоевский. Движения его были какие-то угловатые… Мундир сидел неловко. А ранец, кивер, ружьё-всё это казалось какими-то веригами, которые временно он обязан был носить и которые его тяготили»,- свидетельствовал товарищ по училищу.
Ведущий:
Нравственно он тоже отличался от своих товарищей и сам сознавал своё умственное и моральное превосходство. Начитанность его изумляла окружающих. Он читал. Читал напряжённо, страстно. Ещё в пансионе овладел французским языком, и ему известна была вся французская литература. Но непрерывно страдало самолюбие: мучило постоянное безденежье, фактически – нищета. В полной мере испытал он переживания человека, который выбился из разночинской среды и не пристал к дворянам. Уединение было для него единственным выходом, одиночество стало защитным оружием. «Задумчивый, скорее, угрюмый, замкнутый, никогда нельзя было его видеть праздным или весёлым» – таким запомнился Фёдор воспитанникам училища.
Группа учащихся:
-Да он необщителен!
- Он выше нас всех по развитости!
- Достоевский чудаковат!
- Вы видите: он не от мира сего!
- Сегодня ночью я опять видел его у столика сидящим за работою!
Ведущий:
Восемнадцать лет было Достоевскому, когда пришло в Петербург известие о скоропостижной смерти отца. Потрясение было столь сильным, что с Фёдором случился припадок – предвестник будущего жестокого недуга – эпилепсии. Мучили мысли о судьбе младших…
Ученик – «пишет» письмо:
«…Есть ли в мире несчастнее наших бедных братьев и сестёр? Михаил, меня убивает мысль, что они на чужих руках будут воспитаны…Что мне сказать тебе о себе…Одна моя цель – быть на свободе. Для неё я всем пожертвую. Я уверен, что святые надежды сбудутся. Душа моя больше недоступна прежним бурным порывам. Всё в ней тихо, как в сердце человека, затаившего глубокую тайну; учиться, что значит человек и жизнь – в этом довольно успеваю я. Я в себе уверен. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…О брат! Милый брат! Скорее к пристани, скорее на свободу! Свобода и призванье – дело великое».
Ведущий:
Теперь он был другим: со смертью отца юность осталась в прошлом. Несчастье рано заставило его ощутить себя взрослым человеком, которому приходится рассчитывать только на себя. Наконец, Достоевский был выпущен из училища в чине инженер – подпоручика и определён на службу в чертёжной при инженерном департаменте. А вскоре по прошению был уволен в отставку. Но жизнь сразу дала понять, что свободу он получил ещё не полную, а на пути к призванию надо преодолевать препятствия.
Ведущий:
Теперь Достоевский всё чаще бродил один по Петербургу, вглядываясь в лица прохожих, размышляя. Почему трагедии великих становятся известными всему миру, а трагедии «маленьких» остаются безвестными, терпеливо наполняя собою бездонную мирскую чашу страданиями? И в сознании возникали планы повестей и романов. Достоевский не сомневался: его повесть «Бедные люди» должна стать литературным событием.
Инсценировка фрагмента из повести «Бедные люди»
Талант Достоевского был признан, превознесён. Успех «Бедных людей» открыл перед Достоевским двери редакций. За три года он напечатал двенадцать романов, повестей, рассказов. «Цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!» - эти слова Белинского Фёдор Михайлович запомнил навсегда, а встречу с ним считал одной из самых решающих встреч в своей жизни. Безвестный ещё вчера мечтатель вдруг в одночасье стал знаменитостью. Сам Белинский назвал его талантом необыкновенным. Великого критика покорила вера в простого человека, в богатство его души. Повесть так верно изображала жизнь обездоленных низов городского общества.
Ведущий:
Ко времени знакомства с Достоевским у Белинского уже сформировалось революционно – демократическое мировоззрение. «Я страстно принял тогда всё учение его»,- утверждал Фёдор Михайлович. Но уже вскоре с кружком Белинского у писателя наметились разногласия. Особенно непримиримо относился он к атеизму Белинского, отрицавшего бессмертие души, божественное происхождение Христа и его величие.
Ведущий:
Но и после этого связи Достоевского с передовым общественным движением не прерывались. Он познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел Петрашевским и становится постоянным посетителем его «пятниц». На собраниях обсуждались политические, философские, социально-экономические вопросы. Достоевский читал здесь знаменитое письмо Белинского к Гоголю, вольнолюбивые стихи Пушкина, высказывался за немедленную отмену крепостного права, ратовал за освобождение русской литературы от цензурного гнёта. Он стремился найти путь искоренения общественных зол, желал быть полезным своей Родине и своему народу.
Ведущий:
Иногда любители словесности и музыки собирались и у Сергея Дурова. А однажды их охотно посетил сам Михаил Глинка. Он давно уже обещал навестить молодых людей, вот он здесь, среди них, и уже сидит за роялем, и глаза его полуприкрыты, и пальцы его уже слышат мелодию…
Романс «В крови горит огонь желанья…» (муз.М.Глинки, сл.А.Пушкина)
Ведущий:
В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по приказу Николая 1 Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провёл писатель в сыром каземате Алексеевского равелина, самого страшного застенка царской России. Но ни ужасы тюремного заключения, ни болезни не сломили духа писателя. Во время следствия Достоевский держал себя с достоинством, отрицая все обвинения, которые были предъявлены ему. Однако это не помешало Военному суду признать Фёдора Михайловича виновным, и вместе с другими петрашевцами он был приговорён к расстрелу.
Ведущий:
Двадцать второго декабря в семь часов утра их вывели во двор крепости, посадили в полицейские кареты и повезли на Семёновский плац, где всё уже было готово к началу казни.
Ведущий:
Вот и грянул последний день его недолгой вечности, и он на пороге перед вратами неведомого. До смерти оставалось несколько минут. Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный… Но царь вынужден был отказаться от убийства на эшафоте, он вознаградил себя истязательской пыткой над заключёнными. Им прочитали смертный приговор, священник напутствовал их крестом, на головы несчастным надели балахоны, первую группу привязали к столбам, солдаты подняли ружья и прицелились. И в этот последний момент царский флигель – адъютант остановил расстрел. Для одного из приговорённых жест адъютанта оказался запоздавшим: он не выдержал пытки и сошёл с ума.
Ведущий:
За смертной тоской радость жизни была ни с чем не сравнима. После всего пережитого каторга не казалась столь ужасной. Достоевский был приговорён к четырём годам каторжных работ с последующей службой рядовым в Сибири. Но что всё это в сравнении со смертью! Все прежние замыслы хлынули в душу с огромной силой.
Ведущий:
Дорога, дорога… По Петербургской, Новгородской, Ярославской губерниям, по Владимирской, Казанской, Вятской… Урал встретил метельными заносами. Достоевский, по собственным словам, «промерзал до сердца», жгли открывшиеся ещё в Петропавловке на лице и во рту золотушные язвы. Однажды в страшную метель увидели столб, обозначающий границу Европы и Азии… И такая грусть нахлынула вдруг: прошедшее – всё в прошлом, впереди – Сибирь, неведомая судьба…
П.Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, часть 2
Ведущий:
Каторга в Омском остроге была страшна. Четыре с лишним года Достоевский день и ночь носил кандалы. Он оказался среди воров, убийц, разбойников. Страшен был каторжный мир, страшны лица, клеймённые палачом, с бритыми вполголовы черепами, страшны нравы тюрьмы с особой разбойничьей моралью, с грубейшей бранью, с драками и поножовщиной. Но прошли месяцы – и перед Достоевским стал открываться новый мир. Выделились в массе индивидуальные характеры. Выяснилось, что «Мёртвый дом» населён живыми людьми, и есть среди них простые, умные, талантливые люди.
Ведущий:
Под влиянием новых впечатлений шёл решительный пересмотр прежних идей. От прошлого писатель уходил постепенно, порывал с ним мучительно и долго. На каторге Достоевский не уставал читать и перечитывать Евангелие и с умилением говорил о посещениях тюремной церкви. Идеи изменились, а сердце осталось прежним: сочувствующим чужому горю и страданию. Прежним осталось и стремление глубоко проникнуть в душу человеческую.
Ведущий:
Ну, трогай! С Богом! В Россию! И пошли копыта кромсать дорогу, полетели вёрсты под колёса! За раздумьями не заметил, как добрались до Тюмени. Передохнули, и опять – от станции к станции. Сутки простояли в Екатеринбурге, накупили мелочи, разной всячины. И вот однажды к вечеру набрели на столб – на тот самый, границу Европы и Азии. А ведь казалось тогда, что нет дороги назад. Такая вот штука – жизнь…
Ведущий:
Наконец, Достоевский вернулся в Петербург. Столица встретила его радушно. С ним была слава петрашевца, мученический ореол каторжника, когда-то он был другом Белинского, Некрасова. Читатели вспомнили его прежние произведения, когда в свет вышли два тома его сочинений. Пользуются успехом «Село Степанчиково», «Хозяйка», «Неточка Незванова». Казалось бы, радость должна быть беспредельной, но так много душевных сил отдал он на борьбу за позволение вернуться в Петербург, что счастливым себя не почувствовал.
Ведущий:
… Чай в стакане давно остыл, чадила дешёвая свеча. Он завершал свои «Записки из мёртвого дома». Он писал не воспоминания, не физиологический очерк о неведомой миру стране – каторге. И пережитое, и быт, и нравы каторги - всё должно было стать документальной правдой о Мёртвом доме и его обитателе – погибшем народе. Это должно стать проповедью свободы. Такой, глубоко гуманной, книги ещё не бывало не только в русской, но и во всей мировой литературе.
Ведущий:
Читатели по достоинству оценили и роман Достоевского «Униженные и оскорблённые». С огромной художественной силой он изображает боль, горе, обиду «маленьких людей». Ужасны муки маленькой девочки Нелли, ставшей нищенкой, обречённой на гибель. Единственной защитой «униженных и оскорблённых» от жизненных невзгод является любовь и сострадание.
Инсценировка фрагмента из произведения «Униженные и оскорблённые»
Ведущий:
Достоевский считал себя призванным играть ведущую роль в русской журналистике. Он хотел иметь свой журнал, свою трибуну. И в 1861 году вместе с братом Михаилом писатель начинает издавать ежемесячный журнал «Время», который был сначала встречен радушно. Но вскоре стало ясно, что журнал Достоевского не может занять ведущее место в журналистике, потому что оно прочно и бесспорно занято «Современником».
Ведущий:
Когда «Время» было закрыто, стал выходить новый журнал - «Эпоха», который не имел успеха. После смерти брата всё редакционное дело легло на плечи Фёдора Михайловича. Для литературной работы не оставалось времени. Участились припадки болезни. Издание журнала завершилось финансовым крахом. Опутанный долгами, Достоевский прекратил издание и уехал за границу.
Ведущий:
Ещё в первый приезд в Европу его вдруг нестерпимо поманило испытать судьбу на рулетке в одном из игорных домов. Тогда, неожиданно для себя, он выиграл 10000 франков. С тех пор мысль о рулетке постоянно томила писателя. Он вдруг ощутил невозможность и даже нежелание противиться этой страсти: в ней была своя поэзия риска и поэзия надежды. Он чувствовал неодолимое желание пройти и ад рулетки, этой игры с жизнью. А ведь с миллионами можно многое сделать, главное – это свобода от постоянной нужды писать из-за куска хлеба.
Ведущий:
Поставил – и выиграл. Поставил ещё – ему явно везло. Но, коли везёт, зачем же бежать от судьбы? Поставил ещё и тут же спустил большую часть выигрыша. Он побеждён, но вот только раздобыть бы денег и не горячиться. Ему вдруг жадно захотелось жить и быть наконец счастливым. Какое оно, в чём оно, это его счастье?
Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, ми минор
Ведущий:
Когда стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной было предложено помочь известному писателю Достоевскому написать менее чем за месяц роман, она не смогла скрыть своей восторженной радости. Нет, дело не в пятидесяти обещанных за работу рублях, а в том, что она могла теперь жить собственным трудом. Но главное, что она должна была помочь любимому писателю – Фёдору Михайловичу Достоевскому.
Ведущий:
Она увидела пожилого, почти старого, среднего роста мужчину. Неужели это и есть сам Достоевский? Он не толст и без брюшка, но всё-таки он представлялся ей другим, более величественным или значительным. А он неказист, волосы гладко приглажены, смотрит странно. И лицо – бледное, болезненное, подёргивается, будто в судорогах или от постоянной брезгливости, кажется, ужасно злое. Неужели писателю нечего надеть, кроме изношенного синего жакета? А воротничок и манжеты белоснежные – странно всё это…
Ведущий:
Анна Григорьевна осторожно огляделась: комната довольно большая, в хмурые дни здесь, должно быть, жутковато; мягкий диван, покрытый непонятного цвета материей, круглый стол с лампой, зеркало в чёрной раме. На окнах две прекрасные китайские вазы, в углу – просторный письменный стол с двумя свечами, портрет женщины на стене – наверное, жена. Неужели так можно жить Достоевскому? И ещё писать при этом…
Ведущий:
Нет, напрасно он показался ей таким старым. Ему не больше тридцати семи… Лицо действительно очень больного и измученного человека, глубоко страдающего, одинокого, окружённого недобрыми к нему людьми. И вот он доверился ей, значит, посчитал её достойной своей исповеди, и ей вдруг стало просто с ним и хорошо. Служанка Федосья, прощаясь, однажды сказала Анне Григорьевне: «Бог вас наградит, Анна Григорьевна, за вашу доброту, потому что великому труженику помогаете».
Диалог (инсценировка):
- Зачем вы, Фёдор Михайлович, вспоминаете только о грустном да о несчастьях? Расскажите лучше, как вы были счастливы.
- Счастлив? Счастья у меня ещё как будто и не было – того счастья, о котором я всегда мечтал. Я его всё ещё жду, хоть и знаю, счастье – только мечта…
- Ну а почему бы вам не жениться? Вы бы не были так одиноки и, может быть…
- Жениться? Да никто не идёт за меня.
Ведущий:
Он сказал это с такой искренностью, что Анне Григорьевне стало жаль его. А он рассказал ей всё о своей первой жене. «Спросил бы он меня,- думала Анна Григорьевна,-я бы сказала, что люблю его и буду любить всегда».
Ведущий:
Она, по её собственному признанию, была почти подавлена громадностью счастья и долго ещё не могла в него поверить. А у него будто душа обрела пристанище, и стало ему покойно, но так, словно это не он сам схватил судьбу за руку, а она повернула его лицом к Анне Григорьевне, указала на неё перстом своим и шепнула: «Она, не сомневайся…»
Ведущий:
Он водил её по Сенной и её окрестностям, местам, где бродил его Раскольников, показал дом процентщицы, провёл по лестнице, по которой поднимался к ней студент. Три-четыре раза в неделю диктовал ей главы из «Преступления и наказания». На всю жизнь вкоренилась тогда в её сердце истина: даже в великом страдании есть своё счастье, но нельзя построить счастье за счёт страдания или гибели даже одного человека, пусть и последнего человека. Нельзя, если, конечно, ты Человек.
Инсценировка фрагмента романа «Преступление и наказание»:
(попытка Раскольникова объяснить Соне причины своего преступления)
Ведущий:
Анна Григорьевна пребывала в отчаянии. Она знала о его болезни, он всё рассказал ей. Она всем сердцем осознавала, как просто, в любое мгновение Россия может лишиться своего сына, так страстно болеющего её болями. Она впервые ослушалась его, отдала в залог чуть не всё принадлежащее ей приданое: мебель, рояль, меха, золотые украшения. Да и что за жертва, когда речь идёт об их счастье. Если уж она стала его женой, другом, нянькой даже, она обязана спасти – и его, и себя, и их любовь. Им нужно побыть одним. И в снежную, несмотря на весну, метель они выехали в Европу. Швейцария, Италия, Германия…
Ведущий:
В Дрезденской картинной галерее ничто не потрясло его так, как «Сикстинская мадонна » Рафаэля. Образ Богоматери с младенцем на руках ошеломил писателя. Фёдор Михайлович не мог оторвать взгляда от полного света и скорби глубоко затаённого страдания Мадонны – матери, прозревшей грядущий путь её сыну.
Читал Гюго, Диккенса, а по вечерам с Анной Григорьевной ходили слушать Бетховена и Вагнера.
Бетховен. Лунная соната
Ведущий:
А в России обсуждался новый роман Достоевского «Идиот». Большинство откликов свидетельствовало об огромном успехе произведения у читателей, и это главное, это по-настоящему радовало писателя. Его герой, князь Мышкин, явился в самый фантастический город, Петербург, чтобы объявить людям открывшуюся ему истину: «Красотою мир спасётся». Писателя всегда волновал вопрос: существует ли пророчество? «Всё в будущем столетии…Россия – новое Слово…» - записывает Достоевский в свою тетрадь. Нет, не мечом, но духом возродится мир, и Россия найдёт в себе силы сказать миру это великое слово - Возрождение…
Ведущий:
В романе «Идиот» (как позднее и в «Бесах»), по словам Салтыкова-Щедрина, Достоевский «…по глубине замысла, по широте задач нравственного мира…стоит… совершенно особняком. Он не только признаёт законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но…идёт далее, вступает в область предвидений, предчувствий».
Ведущий:
Наконец, они сели в поезд. Когда же пересекли границу, одно только сознание, что они едут по родной земле, делало их счастливыми. И они шутили, смеялись, словно торопились на званый обед, всё спрашивали друг друга: неужели правда, неужели мы, действительно, наконец, дома?
Ведущий:
На днях Достоевский получил письмо от собирателя русской живописи Павла Михайловича Третьякова – просит попозировать художнику Перову. Времени, конечно, в обрез, да и видеть своё изображение на выставках или тем более увековеченным для памяти потомков – этим его не соблазнишь. Но и отказать такому человеку, как Павел Михайлович, как-то совестно: удивительный человек. Великий подвижник, патриот. На людях такой вот закваски, кажется, и стояла всегда русская земля. Теперь вот задумал он создать целую портретную галерею лучших людей России. Значит, и его, Достоевского, ценит. Да и сам Перов любезен душе Фёдора Михайловича, а портретист он бесподобный.
На портрете кисти Перова писатель выглядит и мыслителем, и пророком.
Ведущий:
«Я так благоговейно чтил его, так поклонялся ему,- писал Третьяков о Достоевском,- что даже из-за этих чувств всё откладывал личное знакомство с ним…Это, помимо великого писателя, был глубоко русский человек, пламенно чтивший своё отечество, несмотря на все его язвы. Это был…пророк, это был всему доброму учитель, это была наша общественная совесть…»
Ведущий:
Из воспоминаний корректора Варвары Тимофеевой: «Да, вот оно, это настоящее лицо Достоевского! Как бы озарённое властной думой, оживленно-бледное…с проникновенным взглядом глубоких глаз, с выразительно-замкнутым очертанием губ…В эти мгновения лицо его больше сказало мне о нём, чем все его романы. Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он всё угадывал и всё понимал каким-то особым чутьём…» Иногда увлекался и вполголоса читал «Пророка» Пушкина. И сам делался похож на какого-то древнего провидца – глаза загорались, глуховатый голос напряжённо набирал высоту. «В эти минуты он внушал благоговение и любовь без границ».
Ученик читает стихотворение А.Пушкина «Пророк»
Ведущий:
Наконец-то у Фёдора Михайловича появилось время бывать с детьми: Любочкой и Фёдором, которые обожали отца. Купил им маленький детский органчик, под который, к немалому удивлению соседей, устраивал кадрили с дочерью. Но особенно хорош был в мазурке и даже гордился, что отплясывает её, как настоящий поляк. Иногда вальсировал с Анной Григорьевной.
Пара учащихся из танцевальной группы танцует вальс
Ведущий:
Анна Григорьевна открыла наконец глаза. Было около семи утра, 9 –ого февраля (28 – января по старому стилю) 1881 года. Фёдор Михайлович не спит, смотрит на неё спокойным своим взглядом, который она так любила у мужа, в редкие минуты его внутреннего гармонического, почти торжественного состояния.
- Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой?
- Знаешь, Аня, я уже часа три как не сплю и всё думаю, и вот теперь осознал ясно – я сегодня…уйду… - сказал он тихо.
Ведущий:
Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Рядом с могилами Карамзина и Жуковского оказалось свободное место. Похороны вылились едва ли не во всенародное шествие. Особенно много было молодёжи. Какая- то старушка спросила, крестясь:
- Никак генерала хоронят?
- Не генерала, а писателя, учителя.
- То-то, я вижу, сколько молодёжи-то. Значит, большой и хороший был писатель… Царствие ему небесное.
Литература:
1. Заславский Д.И. Ф.М.Достоевский. Критико-биографический очерк. М.,1956.
2. Селезнёв Ю. Достоевский. Жизнь замечательных людей. М., 1990.
3. Якушин Н.И. Жизнь и творчество Достоевского: материалы для выставки в школе
и детской библиотеке. М., «Детская литература», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой
Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...
Программа элективного курса "Жизнь и смерть пророка"
Данная программа посвящена жизненному пути и творчеству Ф.М.Достоевского и предназначена для учащихся 9 класса в качестве подготовительного курса перед изучением творчества писателя в 10 классе....
Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери
Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...
Сценарий литературного вечера памяти Ф.М.Достоевского.
Данный сценарий приурочен ко дню памяти великого русского писателя Ф.М. Достоевского....
Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина
Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....
Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира
Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира...
Сценарий литературной гостиной, посвященной Ф.М. Достоевскому «МАСТЕР ТРУДНОГО, НО УВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»
Данное мероприятие приобщает учащихся понять Ф.М. Достоевскоговедь творчество этого величайшего писателя наложило существенный отпечаток на мировую культуру и русскую литературу....