Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина
методическая разработка (10 класс) на тему

Алёшина Елена Владимировна

Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_sergey_esenin.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Тебе в залог я сердце оставляю…"

Звучит песня на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…” Демонстрируются слайды: времена года, портреты Есенина разных лет.

ВЕД.   Тоскуют, тоскуют березы,
Осенним исходят дождем
И желтые листья, как слезы,
Роняют и ночью и днем.

Дрожат от мороза под утро,
И вдруг замирают в забвенье,
И шепчут тоскливо кому-то:
“Есенин, Есенин, Есенин…”( Татьяна Смертина )

ВЕД. Что мы знаем о Сергее Есенине, для которого стихи были лучшей, главнейшей частью его жизни?

Его поэтические произведения – это вся его жизнь и его биография.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.

Если каждое или почти каждое стихотворение Есенина – художественное целое, то жизнь его – раздерганную, странную, противоречивую – понять сложно.

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?

Он – певец Руси! В его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”.

"Эта улица мне знакома" (Фанкина Ирина 9с)

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,

Годы буйных, безумных сил.

Вспомнил я деревенское детство,

Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,

Я с тщетой этой славы знаком.

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

Голос громкий и всхлипень зычный,

Как о ком-то погибшем, живом.

Что он видел, верблюд кирпичный,

В завывании дождевом?

Видно, видел он дальние страны,

Сон другой и цветущей поры,

Золотые пески Афганистана

И стеклянную хмарь Бухары.

Ах, и я эти страны знаю -

Сам немалый прошел там путь.

Только ближе к родимому краю

Мне б хотелось теперь повернуть.

Но угасла та нежная дрема,

Все истлело в дыму голубом.

Мир тебе - полевая солома,

Мир тебе - деревянный дом!

ВЕД. У него счастливое детство. Любимец в семье. Живой, спокойный, веселый, умный, общительный. Хорош собой. На него стали рано заглядываться девушки. С отличием закончил Константиновское четырехклассное училище (1909), вышел “учителем школы грамоты”. (Демонстрируются слайды).

Летом 1912г. Сергей Александрович Есенин переехал в Москву, служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец, работал в книгоиздательстве, в типографии. В этот период примкнул к революционно настроенным рабочим, оказался под надзором полиции. Занимался на историко-философском отделении университета Шанявского (1913г. – 1915г.).

Печататься начинает в 1914 году в московских журналах . Весной 1915г. приезжает в Петроград, где знакомится с А.Блоком, С.Городецким, сближается с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние.

Крестьянин Рязанской губернии. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные.

 Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого.

"Исповедь хулигана" (Косовский Александр 10л)

Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.

Сие есть самая великая исповедь,
Которой исповедуется хулиган.

Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы.
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.

Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать,
Которым наплевать на все мои стихи,

Которым дорог я, как поле и как плоть,
Как дождик, что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш, брошенный в меня.

Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь Бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!

Вы ль за жизнь его сердцем не индевели,
Когда босые ноги он в лужах осенних макал?
А теперь он ходит в цилиндре
И лакированных башмаках.

Но живет в нем задор прежней вправки
Деревенского озорника.
Каждой корове с вывески мясной лавки
Он кланяется издалека.
И, встречаясь с извозчиками на площади,
Вспоминая запах навоза с родных полей,
Он готов нести хвост каждой лошади,
Как венчального платья шлейф.

Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней испачканные морды

И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен вспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
Карабкаясь по сучьям, воровал!
Все тот же ль он теперь, с верхушкою зеленой?
По-прежнему ль крепка его кора?

А ты, любимый,
Верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери и где хлев.
О, как мне дороги все те проказы,
Когда, у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы с тобой ее по разу,
Ни капельки друг другом не погребав.

Я все такой же.
Сердцем я все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

Спокойной ночи!
Всем вам спокойной ночи!
Отзвенела по траве сумерок зари коса…
Мне сегодня хочется очень
Из окошка луну обоссать.

Синий свет, свет такой синий!
В эту синь даже умереть не жаль.
Ну так что ж, что кажусь я циником,
Прицепившим к заднице фонарь!
Старый, добрый, заезженный Пегас,
Мне ль нужна твоя мягкая рысь?
Я пришел, как суровый мастер,
Воспеть и прославить крыс.
Башка моя, словно август,
Льется бурливых волос вином.

Я хочу быть желтым парусом
В ту страну, куда мы плывем

ВЕД. Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви, рассказать о красоте, окружающей его.

Город восторгался им. Появились лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот город должен его погубить. (Звучит песня на стихи С.Есенина “Отговорила роща золотая”, демонстрируются слайды).

(Логинова Валерия 9с)?????

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Этот прекрасный и неподдельный поэт по-своему отобразил эпоху и обогатил ее песнями, по-новому сказал о любви, о синем небе, упавшем в реку, о месяце, который ягненком пасется в небесах, и о цветке неповторимом – о самом себе.

Первый сборник стихов Есенина “Радуница” (1916г.) – восторженно принят критикой. Последующие “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов” все (1918г.) и др. – в стихах складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.

В начале 1918г. Есенин переезжает в Москву.

Застенчивая, счастливая улыбка не сходила с его лица. Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, – синеглазый”.

Он - любимец женщин.

 Первой женой Есенина была аристократка Зинаида Райх.

У Есенина был друг Мариенгоф, который ненавидел Зинаиду, как, впрочем, и она его... В

одном из скандалов, Есенин что-то сказал в пользу друга, и Зинаида Николаевна ушла от Есенина. Он очень скучал по детям: Тане было 3 годика, а Косте 1,5... После разлуки с женой он сказал: «Я женюсь на такой аристократке, что все рот разинут!» Когда его спросили: «Почему на аристократке?» Он ответил: «Я хочу, чтобы мой сын был

знаменитей меня». Есенин не забывал своих детей, заботился о них. Несмотря на то, что Зинаида вышла замуж за директора театра, он очень любил свою первую жену, тосковал о ней.

Ей же, Зинаиде Николаевне Райх, посвящено любимое многими стихотворение «Собаке Качалова».(Ильичева Дарья 8с)

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

В конце 1921 г. в Россию приехала Асейдора Дункан и с первого взгляда влюбилась в поэта, да и Есенин не остался к ней равнодушным. Она организовала школу танцев для детей. Это была величественная женщина со светло бронзовыми волосами. Она напоминала только что сошедшую со сцены королеву. Асейдора была старше Есенина, но

выглядела намного моложе. Вскоре Есенин и Дункан уехали в Париж. Там он второй раз

зарегистрировал свой брак. Вернулся в Москву изнуренным и больным. Его замучила тоска по Родине... Гастроли Дункан не давали Есенину писать. Она не отпускала его ни на шаг от себя. Он пытался даже удрать от нее. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922г. – август 1923г.), сопровождалось шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их “взаимопонимание”, усугублявшееся отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора знала несколько десятков русских слов). Для свободолюбивого Есенина это была невыносимая жизнь и он убедился, что его жена в семейной жизни настоящая собственница. Сергей Есенин у шел от нее.

("Письмо к женщине" Силов Станислав 11л)

Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля - корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...

. . . . . . . . . . . . . . .

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне...

Я знаю: вы не та

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

С е р г е й Е с е н и н.

Вед. В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра Августой Миклашевской. Она  стала счастливой соперницей Дункан. Именно Августе Миклашевской Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана".  Одно из них – «Заметался пожар голубой». Звучит песня на стихи С.Есенина в исполнении Афанасьевой Анастасии

ПесняЗаметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз темно-синий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти, чтоб не смог к другому.

Поступь легкая, сильный стан,
Если б знал ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И охоту навеки б я бросил.
Только б теплой касаться руки
И волос твоих иссиня черных.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Вед.В начале 20-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы “развороченного бурей быта” (распался брак с Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, окружает его “чужой и хохочущий сброд” (сборники “Исповедь хулигана”, 1921г., “Москва кабацкая”, 1924г.).

(Чугунова Алина 10л)

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и корябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути, –
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Он все больше ощущает себя певцом “золотой бревенчатой избы”, поэзия которого “здесь больше не нужна”. Эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы, подведение итогов, прощания.

("Синий туман" Костанян Екатерина 8с)

Синий туман, снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.
Сердцу приятно с тихою болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Снег у крыльца, как песок зыбучий.
Вот при такой же луне без слов,
Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
Тайно покинул я отчий кров.

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,
Старый хозяин своей избы.

Молча я комкаю новую шапку,
Не по душе мне соболий мех.
Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.

Все успокоились, все там будем,
Как в этой жизни радей не радей,—
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.

Вот отчего я чуть-чуть не заплакал
И, улыбаясь, душой погас,—
Эту избу на крыльце с собакой
Словно я вижу в последний раз.

ВЕД. Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей.

Где бы ни был он, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам, к доброй, светлой улыбке матери. Высвечивается портрет матери и звучит стихотворение

("Письмо от матери" Каргаполова Полина 9с)

Чего же мне
Еще теперь придумать,
О чем теперь
Еще мне написать?
Передо мной
На столике угрюмом
Лежит письмо,
Что мне прислала мать.

Она мне пишет:
«Если можешь ты,
То приезжай, голубчик,
К нам на святки.
Купи мне шаль,
Отцу купи порты,
У нас в дому
Большие недостатки.

Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился

С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я качала.

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут.

Любимый сын мой,
Что с тобой?
Ты был так кроток,
Был ты так смиренен.
И говорили все наперебой:
Какой счастливый
Александр Есенин!

В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горьше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Чтоб за стихи
Ты денег брал побольше.

Хоть сколько б ты
Ни брал,
Ты не пошлешь их в дом,
И потому так горько
Речи льются,
Что знаю я
На опыте твоем:
Поэтам деньги не даются.

Мне страх не нравится,
Что ты поэт,
Что ты сдружился
С славою плохою.
Гораздо лучше б
С малых лет
Ходил ты в поле за сохою.

Теперь сплошная грусть,
Живем мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,  

То было б все,
И при твоем уме —
Пост председателя
В волисполкоме.

Тогда б жилось смелей,
Никто б нас не тянул,
И ты б не знал
Ненужную усталость.
Я б заставляла
Прясть
Твою жену,
А ты как сын
Покоил нашу старость».
............
Я комкаю письмо,
Я погружаюсь в жуть.
Ужель нет выхода
В моем пути заветном?
Но все, что думаю,
Я после расскажу.
Я расскажу
В письме ответном...

("Письмо  к матери" Киселева Екатерина  7с)

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

В конце ноября 1925г. измученный скитальчеством и бивуачным бытом попадает в психоневрологическую клинику. Одной из последних поэм “Черный человек” (“Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен…”), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря… (Демонстрируются слайды).

Кому писал Есенин кровью в самый последний час? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который еще не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, а Есенин – песнями. Есенин осознавал свою внутреннюю незащищенность, потому в его творчестве присутствует мотив Смерти…

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свидания, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.

Сергей Есенин открыл перед читателями те стороны души переломной эпохи, которые не находили места в поэзии его современников.

Его стихи были созвучны настроениям молодежи, он один из первых в советской поэзии почувствовал необходимость раскрыть духовный мир своего читателя (современника). Писал искренне, правдиво, не скрывая своих сомнений, колебаний, заблуждений.

(""Все живое особой метой" Антонова Полина 7с)

Все живое особой метой

Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».

В исполнении старшего школьного хора звучит песня на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Литературный журнал, посвящённый 120-летию со дня рождения С.Есенина.

Данный материал можно использовать на уроках по изучению творчества С.Есенина, начиная со средних классов. А также можно ппровести внеклассное мероприятие в рамках недели литературы. К журналу подгото...

Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...

Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летию С. Есенина

Литературная гостиная. Вечер, посвященный 120-летию С. Есенина...

Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов

Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...