Программа элективного курса "Жизнь и смерть пророка"
элективный курс по литературе (9 класс) по теме
Данная программа посвящена жизненному пути и творчеству Ф.М.Достоевского и предназначена для учащихся 9 класса в качестве подготовительного курса перед изучением творчества писателя в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_dlya_uchashchihsya_9_klassa.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса для учащихся 9 класса
«Мир литературных открытий. Жизнь и смерть пророка»
(По творчеству Ф.М.Достоевского)
Автор Домашенко Лариса Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОКУ «Партизанская СОШ»
с. Троицкое Республики Калмыкия
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Жизнь и смерть пророка», посвященная жизненному пути Ф.М.Достоевского, ориентирована на изучение в течение 35 часов учащимися 9 класса.
Программа составлена на основании Приказа МО РК от 19.01.2004 года № 29 с целью реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Программой предусматривается систематическое проведение занятий 1 академический час 1 раз в неделю.
Материал, изучаемый в данном курсе, выходит за рамки школьной программы и расширяет знания учащихся о творчестве писателя.
Программа содержит интересный, познавательный материал практической направленности и рассчитана на выработку у учащихся умения вдумчивого чтения и умения анализировать прочитанное и подготавливает учащихся к восприятию творчества писателя в 10 классе.
Материал, изучаемый в рамках данной программы, ранее использовался во время уроков как дополнительный и вызвал интерес у учащихся, способствуя формированию эстетического вкуса. Именно это и послужило основой для принятия решения по составлению отдельной программы.
В соответствии с программой часы, отведенные для изучения курса, делятся на знакомство с биографией писателя, изучение некоторых произведений, не включенных в школьную программу по литературе, и практические занятия (защита рефератов, написание творческих работ).
Цели и задачи программы
Целью программы является повышение интереса учащихся к русской литературе и развитие творческих способностей, культурного уровня учащихся; обучение культуре чтения и нравственное воспитание учащихся.
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить учащихся с биографией Ф.М.Достоевского, решение которой поможет глубже понять особенности его творчества;
- знакомство учащихся с художественными приемами, используемыми писателем;
- знакомство учащихся с критической литературой по творчеству писателя;
- знакомство учащихся с христианскими традициями в русской литературе;
- обзор исторической ситуации в современной Достоевскому России;
- изучение роли творчества писателя в современной кинематографии, театре.
Развивающие:
- обучение правильному и рациональному пользованию словарями, справочниками и другой специальной литературой;
- развитие умение писать сочинения различных жанров;
- совершенствование монологической речи учащихся;
- обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- формирование умения аналитического чтения;
- формирование умения интерпретировать прочитанное
- воспитание в учащихся устойчивого интереса к чтению.
Тематическое планирование
Программа рассчитана на 35 часов и включает в себя теоретические и практические занятия.
- Вводное занятие.
- «Истоки». Детство: образы и впечатления; инженерное училище: «монах Фотий».
- «Самая восхитительная минута». Становление литературного таланта и признание гения.
- Повесть «Бедные люди»: традиции Пушкина и новаторство автора.
- ПР Письмо литературному критику.
- «Искушение»: Белинский и Петрашевский. «Воскресение из мертвых».
- «В несчастии яснеет истина». Каторга и ссылка.
8-9. ПР Подготовка и защита реферата на литературную тему.
10-11. «Меня спасла каторга…» Символ веры: смена убеждений. «Полное прощение вины моей…» Достоевский в России и Европе.
12. «И путник усталый на Бога роптал…» Обретение «пристани»: отношения с А.Г.Сниткиной.
13-14. «Красотой мир спасется». Пятикнижие Достоевского.
15. ПР Интерпретация рассказа «Крокодил».
16. «Великий грешник, ставший пророком». Последние годы жизни Достоевского.
17. «Напоследок…» Постскриптум: недосказанное.
18. «Отчего страдает дитё?..» Детская тема в творчестве Достоевского. «Неточка Незванова».
19. ПР Дебаты литературных критиков.
20. Достоевский в кино и театре.
21-23. Кинозал. Просмотр фильмов «Достоевский» и «Преступление и наказание».
24. ПР Рецензия на фильм «Преступление и наказание».
25. «Три любви Достоевского»
26. ПР Литературная зарисовка «Портрет писателя»
27-29. Подготовка литературной выставки.
30. ПР Эссе «С Христом или с истиной…»
31-33. ПР Подготовка и проведение устных журналов, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского, для учащихся разных классов.
34-35.ПР Итоговая читательская конференция «Мой Достоевский»
Ожидаемые педагогические результаты
- Расширение кругозора учащихся в области литературы
- Умение анализировать прочитанное и интерпретировать его
- Навыки написания сочинений различных жанров
Умения учащихся можно оценивать по творческим работам.
Методика преподавания
На занятиях необходимо установить межпредметные связи с русским языком и историей, МХК и ОПК, кино.
Виды занятий
Теоретические:
- беседа
- рассказ учителя
- работа со специальной литературой
Практические:
- написание сочинений различных жанров
- защита рефератов
- конференция
- выставка
Список литературы, использованной при подготовке к занятиям
- Белов С. Жена писателя. М.,1986
- Белов С. Достоевский. М., 1990
- Гроссман Л.П. Достоевский. ЖЗЛ. М., 1962
- Достоевская А.Г. воспоминания. М., «Художественная литература» 1971
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах
- Селезнев Ю.И. Достоевский. ЖЗЛ. М., «Молодая гвардия» 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Сценарий литературного вечера "Жизнь и смерть пророка", посвящённого Ф.М.Достоевскому
Литературный вечер способствует: - расширению знаний учащихся о жизненном, творческом пути Ф.М.Достоевского и его личности; - повышению интереса к творческому наследию писателя; - воспитанию любви и б...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...