Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира
методическая разработка по литературе (9 класс)

Ястребова Лариса Валерьевна

Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_400-letiyu_shekspira_nedorosl_12_mesyatsev.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира

Вступление.

   Великий английский драматург Вильям Шекспир родился очень давно, 23 апреля 1564 года в провинциальном городке Стретфорде.  Жизнь Шекспира протекала в бурную эпоху ломки феодального общества и возникновения новых буржуазных отношений. Творческое внимание мыслителей и художников эпохи Возрождения было сосредоточено на изучении человека. Это была эпоха рождения и величайшего расцвета реалистического искусства.

Начальное образование будущий драматург получил в грамматической школе. Уже с 14 лет он вынужден был помогать отцу, состоятельному ремесленнику и торговцу, в делах. В 18 лет он женился и отправился в Лондон в поисках заработка. Здесь он сменил несколько профессий и только в 1594 году окончательно связал свою жизнь с театром. Успех театра «Глобус» во многом зависел от его репертуара, который создавал Шекспир.

     О творчестве Шекспира.

    Наследие Шекспира составляют 37 пьес, несколько больших поэм и 137 сонетов. Среди самых известных его пьес «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь»,  «Венецианский купец».

    В пьесах Шекспира действуют живые люди. В его драмах раскрыты все характернейшие проявления человеческой природы: честность и преданность, благородство и низость, бескорыстие и зависть, любовь и ненависть, самоотверженность и коварство…

     Пьесы Шекспира, созданные 400 лет назад, живут до сих пор, потрясая воображение зрителей, лучшие театры мира, выдающиеся актеры считают для себя великой честью поставить и сыграть спектакль  Шекспира.

    О трагедии «Ромео и Джульетта».

   В атмосфере, полной дыхания юга, среди цветущих гранатовых деревьев под небом Италии двое молодых людей предъявили свое право на любовь, но этого права от окружавшего их общества не получили. Путь к счастью преградила им вражда знатных семейств, к которым они принадлежали. Влюбленные оказываются бессильными перед судьбой. Они гибнут в окружающем их жестоком мире, как гибнут в нем Гамлет, Отелло, Дездемона. Но гибель Ромео и Джульетты не бессмысленна. Она приводит к примирению враждующих семейств.

   О трагедии «Отелло».

 В любви Отелло и Дездемоны во многом повторяется тема Ромео и Джульетты. Любовь разрушает расовые преграды. Дездемона ослушалась отца, отвергла своих женихов ради любви к мавру Отелло, бросив тем самым вызов всему окружающему ее обществу. Яго – воплощение того хищного мира, что окружает Отелло. Ему нужно погубить Отелло, чтобы самому взобраться на его место и окончательно выти в люди. Яго добивается того, что в душе Отелло пробуждается ревность, и он убивает Дездемону.

   О трагедии «Гамлет»

Величайшей трагедией Шекспира является «Гамлет»

  Легенда о Гамлете впервые была записана Саксоном Грамматиком в конце 12 века. Шекспир под маской старинных и чужеземных времен показал картину современного ему общества.

Трагическая история о Гамлете, принце датском, рисует образ человека, томящегося в окружающем его жестоком и мрачном мире, как в тюрьме, смело обличающего ложь и преступление. Задача мести за отца перерастает для Гамлета в мысль об исправлении окружающей его жизни. Гамлет уничтожает своих врагов. Он гибнет в этой неравной схватке с морем зла, но гибнет как герой.

О трагедии «Король Лир»

Трагедия «Король Лир» посвящена сложным проблемам. Они охватывают жизнь частную и общественную. Семейные распри приводят к междоусобной войне. Две дочери Лира, притворившиеся добрыми и преданными, оказались злыми и неблагодарными, а третья Корделия, которая в глазах отца выглядела черствой и самолюбивой, на самом деле полна благородства и самоотверженности. В «Короле Лире» интересы человека и государства приходят в противоречие. Корделию убивают в тюрьме по тайному приказу интригана Эдмонда, простодушного Эдгара ищут, чтобы предать казни за государственную измену. Доносы, клятвопреступления, убийства следуют одно за другим и втягивают героев в круговорот ужасных событий.

В исторических пьесах Шекспир ставит и решает злободневные и одновременно общечеловеческие проблемы. К сюжетам исторических хроник он как бы прикладывает зеркало Истории. Его персонажи не хотят воспользоваться ее уроками и, даже добиваясь своих целей, терпят крушение. Ричард Глостер из хроники «Ричард Третий» становится королем, посчитав, что цель оправдывает средства. Однако, совершив множество злодеяний и придя у власти через кровь, он оказался в плену нравственных мук и на пороге смерти. Шекспир утверждает, что власть нельзя удержать кровавыми руками.

Шекспир писал не только трагедии, но и комедии: «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего». В них торжествует Природа, естественное начало, которое неистребимо и непобедимо.

Высокая поэзия любви, несущая гармонию, проявилась не только в драматических произведениях Шекспира, но и в поэтическом жанре сонета. Это стихотворение из 14 строк, где последние две рифмуются между собой и содержат вывод из того, что сказано в предыдущих 12 строках.

Современники считали сонеты Шекспира « сладкими, как сахар», но в них нет следов той идиллии, что царит в комедиях. Любовь порой чревата разрывом, в ней есть предчувствие неразделенности. Любовь физическая, чувственная  и любовь духовная вступают в сонетах в противоречие.

Исследователи сонетов считают, что первые 26 стихов обращены к богатому и красивому юноше, который был покровителем Шекспира. Поэт убеждает юношу жениться, чтобы не пропала его красота, а жила в его детях. Далее сонеты посвящены красивой и знатной даме, в которую был влюблен автор и которая предпочла ему другого.

 Сейчас мы с вами будем иметь возможность познакомиться с сонетами Шекспира, сравнить их со стихами современных поэтов, найти в каждом из них чувства, созвучные нашим. Начинаем конкурс чтецов сонетов Вильям Шекспира, жившего и творившего более 400 лет назад.

Представляем членов жюри конкурса:

                     Сценка из комедии Фонвизина «Недоросль»

Госпожа Простакова: Все ли с тобою, друг мой, Митрофанушка?

Митрофан : Да, уж не заботься!

Г-жа Простакова: Хорошо ли отдохнуть изволил, батюшка? Мы все в четвертой комнате на цыпочках ходили, чтобы тебя не побеспокоить. Позволь же, батюшка, потрудить Вас теперь такою просьбой. За молитвы родителей наших послал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтобы он у нас стал таков, как изволишь видеть. Не угодно ли теперь, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас обучен?

Стародум: О, до моих ушей дошло уже, что он только теперь отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею надобно быть, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил?

Г-жа Простакова: Всем наукам, батюшка.

Митрофан: Всему, чему изволишь.

Стародум: Чему бы, например?

Митрофан: Вот, грамматике. ( Подает ему книгу)

Стародум: Вижу, что грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительное, прилагательное…

Стародум: Дверь, например, существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Которая дверь?

Стародум: Вот эта, например. (Показывает на дверь рукой)

 Митрофан: Эта? Прилагательная.

 Стародум: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит еще не навешенная, так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

 Митрофан: И ведомо.

Г-жа Простакова: Что, каково, мой отец?

Стародум: Нельзя лучше! В грамматике он силен. Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова: То, мой, батюшка, он сызмала к историям охотник.

Стародум: А далеко ли вы в истории?

Митрофан: Далеко ль? Какова история? В иной залетишь за тридевять земель, за тридесятое царство.

Стародум: А, так этой истории учит вас Вральман?

Митрофан: Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает,  он сам их любит слушать, мы заставляем рассказывать истории скотницу Хавронью.

Стародум: Так не у нее ли вы учились географии?

Г-жа Простакова: Слышь, друг мой сердешный, это что за наука?

Митрофан: А я почем знаю?

Г-жа Простакова: Как, батюшка, назвал науку-то?

Стародум: География.

 Г-жа Простакова: Еоргафия! Да какая это наука-то? Сделай милость, растолкуй!

Стародум: Это описание земли. На первый случай служило бы тому, что если куда-то пришлось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова: Ах, батюшка, да извозчики-то на что? Это их дело. Это и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: вези меня туда и туда, свезут, куда изволишь. Мне, поверь, батюшка, все вздор, чего не знает Митрофанушка!

Картина вторая

Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя  Королева. Перед ней седобородый  Профессор  арифметики и чистописания, похожий на старинного астролога. Он в мантии, в докторском причудливом колпаке с кистью.

Королева. Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах!

Профессор. Ваше величество, осмелюсь попросить вас начертать еще четыре строчки.

Королева. Ладно уж, диктуйте.

Профессор:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Королева. Я напишу только "Травка зеленеет". (Пишет.) Травка зе-не...

Входит  Канцлер.

Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один указ.

Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать "зенелеет". Дайте сюда ваши бумажки! (Подписывает бумаги одну за другой.)

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо "казнить", либо "помиловать".

Королева (про себя). По-ми-ло-вать... Каз-нить... Лучше напишу "казнить" - это короче.

Канцлер берет бумаги, кланяется и уходит.

Профессор. Ах, ваше величество, чтó вы написали!

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать "кознить", что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово - и все-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева. Какую же?

Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева. Еще чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, ваше величество!

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума.Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются! Если вы не будете со мной соглашаться, я прикажу отрубить вам голову!

Профессор. Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если это вам не угодно!

Королева. Ну, хорошо. Тогда давайте продолжать наш урок. Спросите у меня что-нибудь. (Садится за парту.)

Профессор. Сколько будет шестью шесть, ваше величество?

Королева (смотрит на него, наклонив голову набок). Одиннадцать.

Профессор (грустно). Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?

Королева. Три.

Профессор. Правильно, ваше величество. А сколько будет...

Королева. Сколько да сколько! Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает... Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.

 Что-нибудь новогоднее... Ведь сегодня канун Нового года.

Профессор. Ваш покорный слуга. Год, ваше величество, состоит из двенадцати месяцев! Месяцы идут один за другим. Каждый месяц приносит нам свой подарки и забавы. Декабрь, январь и февраль - катанье на коньках, новогоднюю елку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, в апреле из-под снега выглядывают первые подснежники...

 Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель? Я очень люблю подснежники.

Профессор. Это невозможно, ваше величество.

Королева. Вы - опять?

Профессор (умоляюще). Это не я возражаю вашему величеству. Это закон природы.

Королева. Скажите, пожалуйста! Я издам новый закон природы! А вы садитесь за мою парту и пишите. Теперь я вам буду диктовать:

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Кто отрицать посмеет,

Что ласточка летит,

Что травка зеленеет

И солнышко блестит?

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не цветет!

"С Новым годом! С первым апреля!"

       УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Учебные пособия:

а) учебники русского языка 5 - 9 класс

б) учебники литературы 5 - 9 класс

в) учебники литературы 10 – 11 касс

    2. Папки:

         а) краеведческий материал к урокам русского языка в 5-11 кл.

         б) краеведческий материал к урокам литературы в 5-11 кл.

         в) краеведческий материал для контрольных диктантов

         г) методический материал для изложений по лит. текстам

         д) папка кружка «Художественное слово»

    3. Методические пособия для подготовки учителя к урокам

    4. Художественная литература для уроков литературы в 5-11кл.

                   

                              Объявление.

Конкурс чтецов к 400- летию со дня смерти              В.Шекспира

             состоится 17 февраля в 13.00.

Приглашаем принять в нем участие всех желающих.

Заявки на участие подавать в каб. 402  Ястребовой Ларисе Валерьевне.

Победителей ждут грамоты и призы.

           

2. Компьютерный стол 1шт.

3. Парты ученические 12шт.

4. Стулья ученические 24 шт.

5. Стулья мягкие 2шт.

6. Шкафы для книг 8 шт.

7.Доска школьная 1 шт.

8. Стенды 3 шт.

9. Компьютеры 2 шт.

10. Ноутбуки 2шт.

11. Laser Jet ProMFP M127fw 1шт.

Любим спорт и физкультуру:

 Будь всегда здорова, Тула!

Тяжело порой в ученье,

Кто-то даже слезы льет,

Но в бою, в любом сраженье

Тула вас не подведет!

Смелый, ловкий и умелый

Опираюсь на канат,

Словно сам я стал пират!

В сетке, будто в гамаке,

Покачаюсь налегке…

 Плавали пираты в море,

А теперь там Маша с Соней!

Не страшна мне высота,

Не боюсь свалиться,

Видней отсюда красота,

Есть в кого влюбиться!

           8В класс

                 РАСПИСАНИЕ УРОКОВ

Понедельник       Вторник                 Среда                       Четверг                       Пятница.            

1.Английский      1.Английский        1.Биология             1. Физ-ра                      1. Физ - ра

2.Математика       2.Информатика      2.Технология          2.Геграфия                  2.Химия

3.Музыка              3.Литература          3.География            3. Биология                 3.ИЗО

4.Русский             4.Химия                  4.Литература           4.История                   4.Биология

5.Общество.         5.Алгебра                5.Русский                5.Физика                    5.Геометрия

6.Физика              6.Русский                6.Физика                 6.Русский язык          6.История

7. ОБЖ                                                                                   7.Геометрия               7. Алгебра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного вечера, посвящённого 120-летию со дня смерти С.Есенина

Литературно-музыкальна композиция, посвящённая памяти Сергея Есенина для учащихся 8-11 классов....

Сценарий литературного вечера, посвящённого 450-летию Уильяма Шекспира "Певец любви и свободы", для учащихся старших классов

Предлагаемый сценарий литературного вечера "Певец любви и свободы" посвящен английскому поэту и драматургу Уильяму Шекспиру. Вечер проводился как открытое мероприятие для учащихся старших классов, учи...

Сценарий "Литературная гостиная к 100 - летию А.И. Солженицына"

Сценарий разработан для учащихся старших классов с целью ознакомления с творчеством писателя...

Сценарий литературной гостиной ,посвященной 120-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери

Данная методическая разработка может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках французского языка ,на занятиях внеурочной деятельности и  как внеклассное мероприятие...

Сценарий литературной гостиной ,посвященной 120-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери

Данная методическая разработка может быть использована на уроках французского языка,занятиях внеурочной деятельности , а также как самостоятельное внеклассное  мероприятие...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ, ПОСВЯЩЕННОЙ 190-ЛЕТИЮ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Литературная гостиная – общешкольное мероприятие, посвященное 190-летию одного из самых значительных романов А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В марте 1833 году вышло в свет его п...