.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой
план-конспект урока (литература, 11 класс) на тему

Яруллина Венера Гумеровна

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её жизненной трагедии  и трагедии творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.cvetaeva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературной гостиной

«Красною кистью

рябина зажглась...»,

 посвященной жизни и творчеству М.Цветаевой.

      Цели мероприятия:

    Образовательные: знакомство учащихся с трагедией жизни и творчеством      поэтессы.

    Воспитательные:  формирование эстетического восприятия поэзии; развитие    культуры речи и поведения перед аудиторией.

    Коррекционные:    приобретение чувственного опыта; расширение опыта речевого общения.

Оформление и оборудование:  портрет М. Цветаевой спроецирован на экран,  горит свеча; учащиеся сидят полукругом, ведущие за журнальным столиком; ваза с ветками рябины украшает столик; фонограммы.

Звучит фонограмма песни «Аве Мария» в исполнении А. Герман.

1-й ведущий.  26 сентября 1892 года в семье И.В. Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Музея изящных искусств, и М.А. Мейн родилась дочь Марина.    

***

                             Красною кистью                         Мне и доныне

Рябина зажглась.                        Хочется грызть

                            Падали листья.                            Жаркой рябины

                            Я родилась.                                  Горькую кисть.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

                                                 Иоанн  Богослов.

   

 2-й ведущий.  Шло  время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета     крыжовника превратилась в  невысокую  светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке, который с детства привила ей мать, постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком.

Чтец 1. 

В зале

Над миром вечерних видений

 Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим!  Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и крадется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни...

 Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

1-й ведущий.   «Музыка обернулась лирикой», - писала поэтесса.

Стихотворения Цветаевой напоминают маленькие пьесы, романсы.

Звучит фонограмма романса «Под лаской плюшевого пледа» из к/ф «Жестокий романс».

Чтец 2.   

Бабушке

Продолговатый и твердый овал,

Черного платья раструбы...

Юная бабушка! Кто целовал

Ваши надменные губы?

             

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли...

По сторонам ледяного лица

Локоны, в виде спирали.

Темный, прямой и взыскательный взгляд.

Взгляд к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько?

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

  - Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..

Чтец 3.                               

***

                                            Цыганская страсть разлуки!

                                            Чуть встретишь – уж рвешься прочь.

                                            Я лоб уронила в руки

                                            И думаю, глядя в ночь:

                                            Никто, в наших письмах роясь,

                                            Не понял до глубины,

                                            Как мы вероломны, то есть –

                                            Как сами себе верны.

2-й ведущий.  Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений.

Чтец 4. 

Из «Стихов к Пушкину» (Отрывок 1)

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен

Пушкин – в роли монумента?

Гостя каменного? – он.

Скалозубый, нагловзорый

Пушкин – в роли Командора?

Критик –ноя, нытик – вторя:

«Где же пушкинское (взрыд)

Чувство меры?» Чувство моря

Позабыли о гранит

Бьющегося? Тот, соленый

Пушкин – в роли лексикона?

Две ноги свои – погреться-

Вытянувший и на стол

Вспрыгнувший при самодержце

Африканский самовол –

Наших прадедов умора –

Пушкин – в роли гувернера?

Черного не перекрасить

В белого – неисправим!

Недурен российский классик,

Небо Африки – своим

Знавший, невское – проклятым.

Пушкин – в роли русопята?

Ох, брадатые авгуры!

Задал, задал бы вам бал

Тот, кто царскую цензуру

Только с дурой рифмовал...

Чтец 5. 

Из «Стихов к Пушкину» (Отрывок 4)

Косности русской –                                    

Пушкинский гений?

Пушкинский мускул

Преодоленье

На кашалотьей

Туше судьбы –

Мускул полета,

Бега,

Борьбы.

С утренней негой

Бившийся – бодро!

Ровного бега,

Долгого хода –

Мускул. Побегов

Мускул степных,

Шлюпки, что к брегу

Тщится сквозь вихрь.

Не онедужен

Русскою кровью –

О, не верблюжья

И не воловья

Жила (усердство

Из-под ремня!) –

Конского сердца

Мышца – моя!

ольше балласту –

Краше осанка!

Мускул гимнаста

И арестанта,

Что на канате

Собственных жил

Из каземата –

Соколом взмыл!

Пушкин с монаршьих

Рук руководством

Бившийся так же

Насмерть – как бьется

(Мощь – прибывала,

Сила - росла)

С мускулом вала

Мускул весла.

Кто-то на фуру

Несший: «Атлета

Мускулатура,

А не поэта!»

То – серафима

Сила – была:

Несокрушимый

Мускул – крыла.

2-й ведущий.  Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру, Александру Блоку.

Чтец 6.   

Из «Стихов к Блоку»

                             

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно – единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет нам его в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, - ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок

1-й ведущий.  В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому мужу, другу будут посвящены лучшие стихи М. Цветаевой.

Чтец 1.

Попытка ревности

Как живется вам с другою,

Проще ведь? – Удар весла! –

Линией береговою

Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове

(По небу – не по водам!)

Души, души! – быть вам сестрами,

Не любовницами – вам!

Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед),

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?

«Судорог да перебоев –

Хватит! Дом себе найму».

 Как живется вам с любовью –

Избранному моему!

Свойственнее и съедобнее –

Снедь? Приестся – не пеняй...

Как живется вам с подобием –

Вам, поправшему Синай!

Как живется вам с чужою,

Здешнею? Ребром – люба?

Стыд Зевесовой вожжою

Не охлестывает лба?

Как живется вам –здоровится –

Можется? Поется – как?

С язвою бессмертной совести

Как справляетесь, бедняк?

Как живется вам с товаром

Рыночным? Оброк – крутой?

После мраморов Каррары

Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен

Бог – и начисто разбит!)

Как живется вам с стотысячной –

 Вам, познавщему Лилит!

Рыночною новизною

Сыты ли? К волшбам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиной, без шестых

Чувств?

             Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин –

Как живется, милый? Тяжче ли?

Так же ли, как мне с другим?

Чтец 2                  

«С.Э.»

Я с вызовом ношу его кольцо!

  • Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

  • Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Звучит фонограмма романса М. Цветаевой «Мне нравится» из к/ф «Ирония судьбы...» .

I-й ведущий.  Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – все, что так или иначе составляло радость бытия, - неожиданно подверглось нападению демонических сил. Империалистическая война,  уход Эфрона на фронт, предчувствие близких  перемен,  без понимания – к лучшему они шли или к худшему.  И, наконец,  революция…Муж с белыми, она в «красной» столице, где ее духовное одиночество становится невыносимым. Все истрепала, изорвала, только осталось, что «два крыла»…

Чтец 3                            

***

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

                               А я серебрюсь и сверкаю!

                               Мне дело – измена, мне имя – Марина,

                               Я – бренная пена морская.

                               Кто создан из глины, кто создан из плоти –

                              Тем гроб и надгробные плиты...

                             - В купели морской крещена – и в полете

                             Своем – непрестанно разбита!

                             Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

                             Пробьется мое своеволье.

                             Меня – видишь  кудри беспутные эти? –

                             Земною не сделаешь солью

                               Дробясь о гранитные ваши колена,

                              Я с каждой волной – воскресаю!

                              Да здравствует пена – веселая пена –

                              Высокая пена морская!

 

2-й ведущий.  Время шло. В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил вечер «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения.

Публика заметно скучала. Как вдруг, словно из темноты студеной ночи явилась взору настороженного притихшего зала женщина в черном, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом.

Чтец 5 

Я расскажу

I-й ведущий. В мае 1922 года  Марина Цветаева вместе с дочерью покинула Россию, направившись в Прагу, где находился Сергей Эфрон, порвавший с белым движением и ставший студентом университета. Начались долгие годы эмиграции. М. Цветаева, находясь за границей, постоянно думала о России. В полной мере тоска по Родине отразилась в стихотворениях «Рельсы», «Орфей». Здесь и горькое чувство безысходности, и чувство сопричастности ко всему происходящему, близости к тем кого ураган перемен разбросал по всей Европе, лишив многих надежды когда-либо вернуться в Россию.

Чтец I.

Рельсы

В некой разлинованности нотной

Нежась наподобие простынь –

Железнодорожные полотна,

Рельсовая режущая синь!

Пушкинское: сколько их, куда их

Гонит! (Миновала – не поют!)

Это уезжают – покидают,

Это остывают – отстают.

Это – остаются. Боль, как нота

Высящаяся... Поверх любви

Высящаяся... Женою Лота

Насыпью застывшие столбы...

Час, когда отчаяньем, как свахой,

Простыни разостланы. – Твоя! –

И обезголосившая Сафо

Плачет, как последняя швея.

Плач безропотности! Плач болотной

Цапли... Водоросли – плач! Глубок

Железнодорожные полотна

Ножницами режущий гудок.

Растекись напрасною зарею,

Красное, напрасное пятно!

...Молодые женщины порою

льстятся на такое полотно.

2-й ведущий.  Годы летят один за другим.  Муж, Сергей Эфрон, разоблачен. Он сотрудничал с НКВД и бежал в СССР вместе с дочерью Ариадной. Цветаева возвращается в Россию в 1939 году, чтобы быть рядом с мужем и дочерью. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али, начало войны, высылка в далекую провинциальную Елабугу, постоянная тревога за жизнь близких ей людей, полная духовная изоляция и думы…, думы…, испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

31 августа 1941 года Марина Цветаева приняла решение уйти из жизни…Как Заболоцкий, Клюев, Пильняк и другие писатели, она стала жертвой сталинского режима.

Чтец 4. 

Пригвождена...

1

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою – за счастьем

Пересмотрите все мое добро,

Скажите – или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке – лишь горстка пепла!

И это все, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это все, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

Звучит фонограмма романса «Гори, гори моя звезда» в исполнении А. Герман. Задувается свеча. Ведущие и чтецы выходят на поклон.

           

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Литературная гостиная,посвящённая творчеству М.И.Цветаевой

Работа,посвящена творчеству Марины Ивановны Цветаевой....

Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Оскара Уайльда

Конспект внеклассного мероприятия (с презентацией) для 7х классов школ с углублённым изучением английского языка о жизни и творчестве знаменитого британского писателя Оскара Уайльда...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Николая Рубцова «Путник на краю поля…»

Цели:Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве русского поэта XX века Н.М.Рубцова; обратить внимание на разнообразие тематики стихотворений Н.М. Рубцова; раскрыть незаурядну...

Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...