Музыкально-поэтическая гостиная для старших дошкольников «Что я знаю о Есенине».
план-конспект на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-поэтическая гостиная для старших дошкольников
«Что я знаю о Есенине».
Авторы: учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад № 89»
Балакирева Любовь Сергеевна и Розова Наталья Владимировна.
В летних зорях, в золоте осеннем,
В каждом зарождающемся дне
Скачет по святой Руси Есенин
На крылатом розовом коне.
В.Чибриков.
Говорят, никто из поэтов прошлого века не пользуется такой известностью в мире, как Сергей Александрович Есенин. Если это и преувеличение, то небольшое. Переводы на многие языки, экранизации, легион подражателей – всё это факты неоспоримые. Даже для людей далёких от литературы имя Сергея Есенина – синоним милосердия, любви ко всему живому, к красоте русской природы и родного края.
Мы считаем, что любовь ко всему прекрасному, к поэзии, к малой родине нужно прививать с детства. Поэтому, в нашем саду стало доброй традицией проводить праздники, посвящённые творчеству знаменитого поэта.
При организации таких мероприятий, необходимо учитывать специфику работы с детьми с ограниченными возможностями в развитии. Наш детский сад посещают воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи. Действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Лирические произведения С. А. Есенина хорошо запоминаются, поэтические образы открывают и объясняют красоту природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, формируют эмоциональную сферу и воображение, дают прекрасные образцы русского литературного языка. Весь материал подбирается с учётом возрастных и речевых особенностей каждого ребёнка.
Цель: воспитание любви к малой Родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями родного края через призму поэтического творчества С.А. Есенина.
Залогом успеха достижения поставленной цели служит тесная взаимосвязь между учителями-логопедами, воспитателями, музыкальным руководителем, физкультурным работником и родителями.
Задачи:
- систематизировать знания детей о жизни и творчестве С. Есенина;
- воспитывать интерес и любовь к поэтическому наследию поэта;
- формировать эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения, любимые Сергеем Есениным;
- развивать просодическую сторону речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи.
- обучать выразительному чтению и актёрскому мастерству;
- выявлять творческие способности детей с ОВЗ;
- создавать условия для совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Оборудование: книги С. Есенина, фотографии и слайды поэта и природы с. Константиново, фонотека песен на слова С. Есенина и его любимых музыкальных произведений, русские народные костюмы для детей и взрослых, оборудование для проведения подвижных игр «Перетяни канат», «Карусель», «Жмурки», музыкальный центр, проектор, самовары, музыкальные народные инструменты.
Вся работа разделена на несколько этапов.
Подготовительный этап.
Он является самым сложным и трудоёмким. На данном этапе проводятся беседы о жизни и творчестве С. Есенина, заучиваются стихотворения поэта, прослушиваются произведения на стихи поэта и песни Рязанского народного хора. На основе полученных знаний о жизни и творчестве земляка-поэта организуется фотовыставка «Есенинские деревья» и выставка-конкурс детских рисунков «Моя малая родина».
Основной этап – проведение музыкально-литературного вечера «Что я знаю о Есенине».
Примерное содержание:
Звучит тихая музыкальная композиция на стихи Сергея Александровича Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер». Взрослые и дети в русских народных костюмах входят в зал.
Ведущий: Каждый год 3 октября жители нашего города и Рязанской области отмечают день рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. В этот день в каждом уголке нашей необъятной Родины и за её пределами звучат стихи и песни, устраиваются литературные гостиные, поэтические вечера.
Много нового и интересного о жизни и творчестве поэта узнают поклонники его таланта.
Ведущий: В самом сердце России, под Рязанью, на берегу реки Оки, раскинулось живописное село Константиново – родина нашего земляка-поэта. И мы гордимся, что родились и выросли на этой земле.
(Слайд-шоу с видами с. Константиново. Звучит стихотворение В. Чибрикова «Да, это чудо из чудес Рязанское раздолье…»).
Ведущий: С самого детства Есенина окружала русская природа с её бескрайними полями, лесами, реками и озёрами.
(Слайды рязанской природы).
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот, почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
Ведущий: Так писал о приокском крае, своей родине, Сергей Александрович. Красоту родной природы особенно остро чувствуют люди творческих профессий: писатели, композиторы, художники, музыканты. Поэт видит родную природу как живое существо: даже неподвижный камень у него может смеяться от тепла или страдать от зимней стужи.
Ведущий: А берёзки у него, словно девушки, носят сарафанчики, серёжки, перешёптываются, водят хороводы.
(Слайды берёзовой рощи. Звучат стихотворения С. А. Есенина «Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан...», «Белая береза», девочки подготовительной группы исполняют танец с платочками «Берёзка»).
Ведущий: В своих произведениях поэт описывает природу в разное время года. Его стихи очень нежные, напевные. Их читают и взрослые, и дети, а многие композиторы сочинили музыку на эти стихи, и получились песни мелодичные, напевные. Вот как эта, послушайте.
(В исполнении педагогов ДОУ звучит песня «Отговорила роща золотая», ребёнок читает стихотворение С. А. Есенина «Нивы сжаты. Рощи голы.», дети старшей группы водят «Осенний хоровод»).
Ведущий: Серёжа рос озорным и подвижным мальчиком. Среди сверстников он был коноводом и большим драчуном, и всегда ходил в царапинах.
(Слайды с фотографиями юного Есенина. Ребёнок читает стихотворение «Худощавый, низкорослый…»).
Ведущий: В детстве и юности будущий поэт очень любил бывать на ярмарках, слушать песни, прибаутки, смотреть на весёлых скоморохов, мериться силой со своими односельчанами.
Выбегают два скомороха.
Скоморох: Расступись, честной народ,
Сюда ярмарка идёт!
Скоморох: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости –
Давно вас ждут, друзья!
(Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»).
Скоморох: Собирайся, народ, интересное вас ждёт!
Скоморох: На печи не лежи, свою удаль покажи!
(Игра «Перетяни канат»).
Скоморох: Расступись честной народ,
Карусель детей зовёт!
Скоморох: Подходи, не зевай,
Себе место выбирай!
(Проведение аттракциона - «Карусель»).
Ведущий: Сергей очень любил игры и всегда был заводилой. Вот и мы сейчас поиграем в русские народные игры.
Скоморох: А ну, ребята, а ну, девчата!
Скоморох: Выходи рядком и играть начнём!
(Проведение русской народной игры «Плетень», «Жмурки»).
Ведущий: С. Есенин очень любил животных и написал о них много стихотворений: о собаке, корове. Послушайте, как интересно рассказал поэт о зайчиках в осеннем лесу.
(Педагог читает стихотворение С. А. Есенина « В ожидании зимы...»).
Ведущий: С детства Серёжа любил уклад крестьянской жизни, наблюдал за трудными повседневными заботами простых людей. Летом с ребятами он любил ходить в ночное и слушать интересные рассказы старших. А зимой, долгими вечерами, удобно устроившись на полатях, дети наблюдали, как женщины при свете лучины пряли пряжу и напевали грустные мелодии русских народных песен. С тех пор одной из любимых песен Есенина стала песня «Лучина».
(Слайды, изображающие внутреннее убранство дома-музея Есениных. Слушание русской народной песни «Лучина»).
Ведущий: Поэт часто бывал за границей, но всегда вспоминал свой родной дом, друзей и близких, свою маму.
(Слайды: семейные фотографии Есениных. Ребёнок читает стихотворение
«Гой ты, Русь моя родная...»).
Ведущий: Возвращаясь на родину, он одаривал своих односельчан подарками: баранками, пряниками, сушками, свистульками, деревянными ложками. Родные и соседи устраивали праздники, отмечая возвращение знаменитого земляка. Пели песни, водили хороводы, играли на народных инструментах.
(Музыкальная композиция детского ансамбля «Ложкари»).
Ведущий: В семье Есениных очень любили пить чай, и часто засиживались допоздна. Уютно и спокойно было в это время, а за околицей весёлая молодёжь пела песни и водила хороводы.
(Общий хоровод «Как пошли наши подружки»).
Ведущий: Прошло уже 120 лет. Миновал век со дня рождения великого русского поэта. Но время не властно над его творчеством. Многие современные писатели, поэты посвятили свои произведения жизни и творчеству Есенина.
(Педагог читает стихотворение О. Тарасовой «К юбилею С. Есенина»).
Для меня Есенин – буйство красок,
Буйство звуков, запахов и чувств.
И пейзажи в стиле русских сказок,
Где берёзки, да рябины куст.
Он воспел закаты и восходы,
Родину, что искренне любил.
Красоту родной своей природы
Для потомков в виршах сохранил.
Был московским озорным гулякой,
Только сердце доброе имел.
Умилялся он зверушкой всякой,
Мужика-крестьянина жалел.
Гениальный лирик и философ
В наши дни шагнул с далёких лет.
До сих пор на многие вопросы
В его стихах ищу ответ.
После окончания праздника выходит педагог в русском народном костюме. В руках поднос с угощением.
Хлебом солью привечаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем
И беседу мы ведём.
На заключительном этапе для детей с родителями организуется экскурсия на родину С. А. Есенина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"
Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...
Литературная гостиная «Они были молодыми…» ( Музыкально-поэтическая композиция)
Литературная гостиная «Они были молодыми» предшествовала изучению литературы периода Великой Отечественной войны и мотивировала учащихся на активное исследов...
Музыкально-поэтическая гостиная "Осенняя пора"
Музыкально-литературная гостиная "Осенняя пора" 1-6 классы...
Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»
Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...
Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»
Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....
Музыкально-поэтическая гостиная «English Poetry-Music Party»
Коллеги,предлагаю вашему вниманию разработку мероприятия для недели иностранного языка.Ведущими могут быть обучающиеся старших классов или учителя английского языка.Яркое мероприятие приблизительно на...
Методическая разработка музыкально-поэтического урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)...
- Мне нравится (1)