Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни музыкальному творчеству композиторов, реально представляющих жизнь и действительность окружающего его мира. Сначала детство- насыщенное запахом свежеиспечённого хлеба, играми и забавами зимних детских утех, которое невозможно забыть и не вспомнить в творчестве , став великим поэтом своего времени, а затем более взрослая оценка жизни- противопоставление добра и зла , несправедливости и радости от невсегда лёгкой жизни.Здесь представлены разные жанры музыки и стихотворного творчества: от песенных циклов на музыку З.Компанеёца, до  частушек  в народном стиле самого поэта, от колокольного звона до сложной аранжировки симфонической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin.docx18.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально - поэтический вечер ,

посвящённый творчеству Сергея Есенина

«Памятью деревни я ль не дорожу»

        Сценарий разработала и провела

учитель музыки МБОУ «Гимназия №3»

 Чистопольского района г. Чистополя РТ

                                                                                                  Харчева М.В

В зале выставлены декорации быта деревенской избы (стол, на нём самовар, деревянные ложки, чугунок, веретено, в пяльцах вышивание; рядом печка, на ней висят лапти, на стене вышитое полотенце). Рядом письменный столик с пером и листами бумаги. Вторая половина зала оформлена в виде леса ( берёзы, ёлки и т.д).

Ход вечера:

  1. Звучит фрагмент вступления из оперы «Хованщина» М.П.Мусоргского «Рассвет на Москв - реке». Хор поёт «С добрым утром!» из вокального цикла на стихи Есенина З.Компанейца
  2. Есенин сидя за столиком пишет и одновременно читает  свою автобиографию: «Родился в 1895 году, 21 сентября, В Рязанской губернии, Рязанского уезда. Козьминской волости в селе Константинове. С двух лет был отдан  на воспитание  довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло  почти всё моё детство. Дядья мои были озорные и отчаянные. Трёх  с половиной лет  они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчижек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дед иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня дура ,его не трожь, он так будет крепче!»

По субботам меня мыли, стригли ногти, а гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень  не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое – то  неприятное чувство имею к субботе. Так протекло моё детство…»

  1. Забегают дети: Ваня и Таня и разыгрывают стихотворение «В хате»

- Пахнет рыхлыми драчёнами

      У порога в дежке квас,

      Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою-

      Шелуха сырых яиц.

      Мать с ухватами не сладится

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко. (гладит кошку)

-Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

- А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

(Вместе: Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.)

-Вань, а Вань! Слышко, колокольня звенит! Народ собирается!

Толпа ребят в дверях:

-Ванька. Танька, выходите балаганного деда смотреть, на санках кататься!

(Дети убегают на улицу)

  1. Колокольный звон становится громче. Звучит стих «Колокол» (звон затихает . а затем увеличивается)
  2. Звучит фрагмент из балета «Петрушка» И.Стравинского и стихотворение «На плетнях висят баранки»

Звуки ярмарочного балагана увеличиваются. Выходят девушки в ярких платках и поют.

  1. Звучат частушки:

-Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха

Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза.

То не струи озера свой выткали узор

Твой платок, шитьём украшенный¸ мелькнул за косогор.

Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Пусть послушает красавица прибаски жениха.

(Звучит ярмарочная тема и затем замолкает)

  1. Гаснет свет. Зажигаются свечи. Звучит песня «Бабушкины сказки» из цикла песен на ст. С.Есенина – З.Компанейца.
  2. Заходит бабушка, зажигает свечу. Берёт веретено. Забегают дети. Таня берёт вышивку, а Ваня берёт кота и гладит его.

- Бабушка, расскажи нам сказку!

-Расскажи!

- Ну¸ ладно! Слушайте!

(Инсценирование сказки «Сиротка»- бабушка ведущая)

-Бабушка, а ты слыхала, по лесу леший бродит- людей пугает. Сам он мохнатый, а пальцы как крючья! Как схватит, так и не отпустит!

Вбегает леший и поёт песню

«Леший» из вокального цикла на ст. Есенина - З.Компанейца.

(Леший бегает вокруг деревьев, поёт и убегает)

- Бабушка, расскажи ещё сказку!

- Пора вам спать! Завтра рано вставать!

-Последняя!

-Ну, тогда слушайте и живо спать потом!

(Стихотворение «Лебёдушка». В это время дети достают мини - сцену кукольного театра и начинают играть с игрушками коршуна, лебеди и лебедят).

- Ну, вот: утро вечера мудренее, а сейчас – спать!

Гаснут свечи и зажигается свет)

11.Есенин пишет и читает:

«А особенно, я люблю черёмуху, которая раскинула свои ветви под моим окном…»

Звучит песня «Черёмуха» из вокального цикла на ст. С.Есенина - З.Компанейца.

12. Звучит  «Романс» Г.Свиридова из драмы «Овод» и на фоне музыки Есенин встаёт медленно и читает стих «Я иду долиной».

Заканчивается вечер аккордами «Романса» (всё замирает, Есенин стоит в центре сцены)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Знакомый ваш, Сергей Есенин"

Композиция апробирована в МОУ "СОШ ст. Курдюм". Создана для учащихся 11 класса и при их непосредственном участии. Цель: 1. Продемонстрировать богатство лирики поэта С.А. Есенина. 2. Воспитать у ребят ...

Музыкально-поэтический вечер посвящённый открытию XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Музыкально-поэтический вечер посвящённый открытию XXII Зимних Олимпийских игр....

Сценарий музыкального вечера, посвящённого памяти Виктора Цоя "Последний герой"

Этот сценарий - результат совместной работы учеников 7 класса по изучению творчества Виктора Цоя. В него включены биография музыканта, обзор его самых популярных песен, исполнение песен под живой акко...

Интегрированный поэтический вечер, посвящённый творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж. Г. Байрона «У нас одна душа, одни и те же муки...»

Данный интегрированный поэтический вечер ( литература,  английский  язык ) разработан для учащихся первого курса ГБОУ СПО МО "Шатурское медицинское училище",  как открытое внеклассное м...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный поэту Сергею Есенину

Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина...

Поэтический вечер, посвящённый творчеству М. Цветаевой

Поэтический вечер, посвящённый творчеству М. Цветаевой....