Методическая разработка музыкально-поэтического урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin_11_klass.doc | 79.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ с. Спартак
Методическая разработка
урока литературы в 11 классе
(К 125-летию рождения С. А. Есенина)
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Спартак
МР Ермекеевский район
Республики Башкортостан
Набиуллиной Ольгой Николаевной
2020 год
Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством поэта, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений; рассмотреть циклы стихов о любви поэта к Родине, женщине, матери с целью открыть глубину чувств лирического героя; определить тему печали в творчестве поэта, постараться осознать причины трагедии в жизни поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к произведениям русской литературы.
Задачи:
1. Показать величие поэта, исключительность его дарования.
2. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству С.А.Есенина и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения, интеллект.
3.Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.
Оборудование: портрет С.Есенина, иллюстрации, презентация творчества С.Есенина, оформление доски – эпиграфы: «Я сердцем никогда не лгу», «На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за все благодарю», «С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несет нас рок событий»,
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, (эвристический метод), метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворений наизусть).
Ход урока:
Слайд 1 (Портрет поэта)
Вступительное слово учителя (на фоне мелодии и стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…» («Исповедь хулигана») 2 мин.
В поисках истины гений может ошибаться, заблуждаться, отрицать самого себя, сжигать за собой мосты…Гений не может одного – изменить своей Родине, своему народу. На него каждый раз возлагается священная миссия быть совестью своего времени…Удивительная судьба гениального поэта С.А.Есенина – блистательное тому подтверждение. За тридцать лет, отпущенных ему на этой земле, поэт успел так много, словно прожил огромную жизнь…
Сеглдняшний урок, я надеюсь, поможет вам это увидеть, понять и прочувствовать.
ЮЛЯ: К вершинам своей поэзии С.Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанская земля, где мужики косили и сеяли свой хлеб, стала страной его детства.
ЛЁША: Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…»
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
Слайд 2.
МАША: Село Константиново….Привольно раскинулось оно на высоком холмистом берегу Оки. Отсюда открывается вся красота родного края: необъятный простор заливных лугов, утопающих в цветах, зелёные перелески, убегающие вдаль, синяя дымка лесов… Здесь 3 октября 1895 года, 125 лет назад, родился великий русский поэт С.А.Есенин.
Слайд 3. (Дом – музей)
Гузель: «Матушка в купальницу по лесу ходила…»
Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая с подтыками по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
Слайд 4 ( Есенин с матерью у самовара)
Денис: Благотворное влияние на будущего поэта оказала мать Есенина, Татьяна Фёдоровна, вынужденная жить вдали от сына. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, она обладала и редким мастерством исполнения русских народных песен. Любовь к своей матери С.Есенин сохранил и пронёс через всю свою жизнь. В трудные минуты он обращался к ней как к самому верному и преданному другу. Жил С.Есенин у бабушки Натальи Евтеевны, которая заботилась о нём по-матерински.
Романс «Письмо матери» из фильма «Калина красная» - видео (1 мин.40 сек.)
Снова слайд 4
Учитель: - Я надеюсь, вы узнали из какого фильма вы сейчас просмотрели отрывок?
Такое простое стихотворение, и всякий раз, когда его слышишь, сжимается сердце. Отчего?
БАХТИЕР: Это стихотворение касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут «возвращения блудного сына» независимо, известный он или скромный, бедный или богатый, здоровый или больной. Щемяще нежные слова нашел поэт для матери.
Учитель: Между прочим, ни одной из многочисленных возлюбленных он не посвятил стихов такой лирической силы.
Слайд 5. ( Природа)
ЖЕНЯ: Красота родной земли и русского слова, песни матери и сказки бабушки, стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова – всё это способствовало раннему поэтическому пробуждению С.Есенина, которого природа-мать щедро наделила драгоценным даром песенного слова. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр, и тихая речушка, и земля с ромашковыми полями и берёзовыми рощами – вся красота родного края вылилась в стихотворения С.Есенина, яркие, нежные, голосистые, полные огромной любви к родной земле…
Слайд 6 (Природа)
МАША: Стихотворение «Край любимый!..»
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть
.
Слайд 7. ( храм)
Учитель: В стихотворениях С.Есенина - вся жизнь поэта, его гражданская позиция, огромная любовь к своей Родине, тревожные раздумья о её будущем, обеспокоенность завтрашним днём всего человечества. Великий Сын своего Отечества, С.Есенин обладал умением «собирать» в едином звуке всю Россию. О чём бы ни писал поэт, светлый образ Родины согревал его душу. Она дорога и близка ему. Здесь он свой, родной…И эта земля для Есенина священна… «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине!» - с гордостью говорил поэт.
Слайд 8. (Церковь с. Константиново)
ЖЕНЯ: Стихотворение «Запели тёсаные дроги …»
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.
Слайд 9. (Есенин и Блок)
МАЙРАМ: К каждому человеку хоть раз в жизни приходит своя весна, единственная и неповторимая. Такой незабываемой и счастливой стала для С.Есенина весна 1915 года. Он ехал в Петербург…Ехал без денег, без рекомендательных писем, с одним-единственным багажом – стихотворениями. Сразу же пошёл к А.А.Блоку. «Блока повидать – первое дело» Поначалу С.Есенин сильно волновался. Но вскоре волнение прошло. Он стал читать свои стихотворения, свежие, чистые, голосистые…. Есенин вспоминал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».
Отрывок из х/ф «Есенин» Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» читает С.Безруков 1 м.
Снова Слайд 9. (Есенин и Блок)
Учитель: Блок оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта – самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями и ввёл в большую литературу. Литературный Петербург с неподдельным восторгом приветствовал явление самобытного таланта. В нём искренне хотели видеть живую, солнечную Россию, в любви к которой поэт не уставал объясняться.
Слайд 10 (Природа)
БАХТИЁР: Стихотворение «Тебе одной плету венок…»
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стёжку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далёкая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветёт болотная купель,
Куга зовёт к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты — смирна и ливан
Волхвов, потайственно волхвующих.
Слайд 11 (сборник стихотворений С.Есенина «Радуница»),
Слайд 12 (Природа)
Учитель: В 1915 году вышел первый сборник стихотворений С.Есенина «Радуница». Природа зазвенела в стихотворениях голосами птиц, шепотом листьев, говором ручейков, шумом дождей, заиграла бесчисленными огнями радуги. Все стихотворения поэта проникнуты чувством благоговения перед этой нетленной красотой земли с её буйным цветением трав, праздничным звоном лесов, небывалой пестротой полей. Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть, с часовнями и поминальными крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.
МАЙРАМ: стихотворение «Троица»
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по берёзкам белый перезвон.
Слайд 13 (Есенин)
ГУЗЕЛЬ: Время С.Есенина – время крутых поворотов в истории России. Ему было предназначено рассказать вместе с другими поэтами о рождении на земле человека нового мира. Все думы поэта – о судьбе Родины и народа.
С.Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта в те годы…Ему было тесно и не по себе…он исходил песенной силой. Кружился в творческом неугомоне. С обезумевшим взглядом Есенин декламировал свою замечательную «Инонию». Поэта волнует судьба Родины, народа и крестьянства в бурную революционную эпоху… На его глазах умирала старая, патриархальная Русь. Что ждёт её в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».
ФАДИС: Стихотворение «Я последний поэт деревни…»
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
Учитель: Всё чаще в стихотворениях С.Есенина появляются нотки, полные душевной боли, смятения, тревоги…
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Учитель: В жизни поэта Сергея Есенина были и взлеты и падения. Огромную и решающую роль сыграли в его судьбе любимые женщины. Все они оставили свой неповторимый след в жизни Сергея Есенина. Всем им он посвятил свои прекрасные стихи. Это тема отдельного урока. Сегодня я хочу вам напомнить лишь об одной.
Слайд 14. (Есенин и Дункан)
ЖЕНЯ: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Ее жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из легких. Она родилась в Сан-Франциско, мама ее преподавала музыку, отец древние языки. Только упорным трудом ей удалось добиться всемирного признания. В голодном 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве она познакомилась с Есениным, который был моложе ее на 18 лет.
Просмотр отрывка из х\ф «Есенин» (Знакомство с Дункан) 2 мин.
Слайд 15. (Есенин и Дункан)
Учитель: Есенин произвел на Айседору Дункан неизгладимое впечатление, перевернул всю ее душу, заставил забыть обет безбрачия: в мае 1922 года она вышла за него замуж и они вместе уехали за границу. Супруги совершили несколько поездок за границу, в том числе и в США, а осенью 1923 года их брак распался – слишком уж «неравным» он был. В последнем письме к Айседоре Есенин признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе». Айседора пережила поэта на два года – кончина наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.
ФАДИС: Особой любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С.Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире, - это всё-таки Москва, – писал поэт. – Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод… Зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!» С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в социалистическое строительство. Возвращение на Родину, в страну берёзового ситца, было для поэта огромной радостью. Преодолевая грусть, С.Есенин встаёт на новый путь. С гражданским мужеством, самозабвенно говорит он о любви к иной России.
Слайд 16. (Природа)
ЮЛЯ: Стихотворение «Стансы»
Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи - не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может -
О девушке, о звездах, о луне...
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне.
Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР.
Учитель: Всем сердцем поэт готов воспеть иную красоту, иную Русь…
Но в жизни С.Есенина наступает полоса душевного кризиса. Пресловутые друзья, завидуя ему, пытаются создать ему славу скандального поэта.
Звучит песня «Забава» в исполнении А.Малинина, клип из фильма 3 мин. 23с.
Учитель: Всё, о чём мечтал С.Есенин, идёт прахом. Много сил требовалось поэту, чтобы не упасть с кручи и до конца дней сохранить сыновнюю любовь к своей Родине.
Слайд 17. (пшеница)
ДЕНИС: стихотворениие «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Слайд 18.
Звучит песня «Отговорила роща золотая…» в исполнении Марии Митряшкиной
Слайд 19 (Портрет)
Учитель: Русь…Родина…Страна берёзового ситца…Сюда, на Родину С.Есенина, в село Константиново, каждый год 3 октября идут и идут люди…Здесь, на Рязанской земле, отшумело его детство, прошла его юность, написаны первые стихотворения…И мог ли кто тогда представить, что пройдут годы и этот рязанский паренёк, принёсший А.Блоку в деревенском платочке свои стихи, станет великим поэтом России.
Слайд 20
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Слайд 21
Заключительное слово учителя:
Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А.Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Факел Есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30, когда декабрьской ночью оборвалась его молодая жизнь... Несмотря ни на что, пламя его творчества светило и светит многим поколениям читателей. Его читают и любят миллионы людей.
Это и есть самостояние человека, величие его души. Вот почему, покидая, С.Есенин не покинул нас…Он с нами…
Клип «Какая ночь! Я не могу. Не спится мне…» 3 мин.40 сек.
Домашнее задание на выбор обучающихся:
- Анализ любимого стихотворения С.А. Есенина.
- Сочинение-миниатюра «признание в любви…»
- Нарисовать иллюстрации к стихотворениям С.А.Есенина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Живите так, как Вас ведёт звезда...» (по творчеству С.А.Есенина)
Литературно-музыкальная гостиная «Живите так, как Вас ведёт звезда...» (по творчеству С.А.Есенина)...
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...
Методическая разработка к уроку литературы в 11 классе "Система поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина"
Данная разработка представляет собой анализ поэтических образов в пейзажной лирике С. А. Есенина. Во вступлении работы говорится о том, что все богатство словесной живописи у Есенина подчинено одной ц...
Сценарий литературного вечера «В наших сердцах останешься ты на века…» (в память Сергея Есенина)
Мероприятие посвящено жизни и творчеству С.Есенина...
Митинг, посвящённый 115-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина
Сценарий митинга, посвященного 115-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина...
Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)
Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...
Беседа: 125 лет со дня рождения Сергея Есенина
1заинтересовать обучающихся личностью поэта, обратить внимание на глубокую лиричность его поэзии, любовь к Родине, природе;Задачи:Образовательные– познакомиться с духовным миром поэта, эпох...