Музыкально-поэтическая гостиная "Осенняя пора"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Музыкально-литературная гостиная "Осенняя пора" 1-6 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya_osennyaya_pora_dlya_attestacii.docx | 536.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 34 Невского района Санкт – Петербурга
Музыкально-литературная гостиная
«Осеняя пора»
1-6 классы.
Учитель ГБС(К)ОУ№34
Андронова Елена Анатольевна
Музыкально-литературная гостиная
«Осеняя пора»
1-6 классы.
Цель мероприятия – воспитание у детей чувства прекрасного как одно из направлений для формирования высококультурной, нравственной, духовной Личности.
В ходе мероприятия решались следующие задачи:
- Образовательные:
- повысить воспитательную роль обучения;
- снижение числа случаев механического заучивания материала;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
- показать взаимосвязь музыки и литературы
- Коррекционно-развивающие:
- развивать эмоциональную устойчивость для коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы;
- развивать память, внимание, восприятие, скорость аналитико-синтетической деятельности детей;
- выявлять индивидуальные способности и возможности учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся нравственные качества, формировать свойства духовно- развитой личности;
- формировать у учащихся навыки и привычки культурного поведения, соответствующие нормам общества;
- развивать у учащихся навыки сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах.
- формировать позитивные стандарты общения, гуманистическое восприятие окружающего мира, что является составляющими компонентами удачной социализации детей в современном обществе;
- Воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии.
Используются различные средства и элементы методов психокоррекции, что незаменимо при обучении и воспитании детей с ОВЗ:
- элементы арт-терапия - метод психотерапии, использующийся для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как музыка, фотография, книги
- музыкотерапия – один из ведущих приёмов в психотерапии, решающий коррекционные задачи в нашей школе для детей с ограниченными возможностями. Этот приём помогает стабилизировать психические процессы, когда в эмоциональном состоянии ребенка преобладают стресс, напряжение и тревога.
Мероприятие состоит из следующих этапов:
- Организационный ( настрой на успешную деятельность, мотивация деятельности, установка на культурное поведение);
- Основная часть
- Заключительный этап (обобщение полученных знаний и мотивация учащихся на дальнейшую деятельность вне школы в кругу семьи).
А так же, используются следующие технические средства:
- ноутбук (мультимедийная презентация – возможность заинтересовать учащихся);
- Аудио и видео аппаратура
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
(Презентация 1 слайд)
П.И.Чайковский «Времена года» «Ноябрь. На тройке»
Учитель музыки: Здравствуйте, рада вас приветствовать в музыкально-литературной гостиной, тема которой звучит так – «Осеняя пора». Сегодня мы послушаем стихи разных авторов, увидим ваши подготовленные номера. А также продолжим слушать музыку П.И.Чайковского, которая посвящена этому прекрасному времени года. Напоминаю, на прошлой музыкальной гостиной звучала музыка из цикла «Времена года» весенние пьесы – «Март», «Апрель», «Май».
Библиотекарь: Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. Сегодня мы с вами поговорим о таком времени года, как осень. И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавали писатели и поэты, мы вспомним какие приметы осени вы знаете. И чтобы помочь вам, я загадаю вам простые загадки об осени.
(Загадки).
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает.
(Ветер)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала.
Солнышко застлала.
(Туча)
Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
То прятаться начнут.
(Дождь)
Летел Егорка,
Упал в озёрко,
Гусей не согнал
И сам не пропал.
(Лист дерева)
(Презентация 2 слайд)
Осень – богатое время года. Как вы думаете почему?
Ребята, какие месяцы входят в осеннее время года? Какой сейчас месяц? (Ответы детей)
Знаете ли вы, как раньше назывался этот месяц?
Древнее его наименование - от слова ''груда''- мёрзлая земля. Предназначение ноября - соединить глубокую осень с устойчивой зимой. Это месяц последней живой воды и молодого звонкого льда.
Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: «Сентябрев внук, октябрев сын, а зиме – родной батюшка!»
А каких авторов: поэтов или прозаиков вы могли бы назвать среди тех, кто писал об осени? (Ответы детей).
В литературе об осени говорили Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев, Плещеев и Бунин, Есенин и Пастернак, и многие, многие другие.
Сейчас мы с вами послушаем стихотворение А.Н.Майкова об осени в исполнении ученицы 5 «Б» класса.
(Презентация 3 слайд)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!”
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.
Учитель музыки: Ноябрь — это последний месяц осени! Пышная и нарядная, она сменяется другой — серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг, — словом, превращается в ту "Золушку", которая зовется у нас в России поздней осенью.
Сейчас мы приглашаем на сцену 4 «А» класс, ребята вам покажут пантомиму. А как она называется, вы отгадаете сами.
(Презентация - 4 слайд)
Пантомима «Осенний субботник» (4 «А» класс) Музыка П.И.Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года»
Что показали ребята 4 «А» класса? Как же тогда называется пантомима, которую мы только что увидели? (Ответы детей)
(Презентация - 5 слайд)
А кто из вас, друзья, видал,
Как все в лесу переменилось?
В лесу был дан осенний бал!
Деревья все принарядились:
Кто в пестрый шелк, а кто в атлас —
Лишь сосны строгие да ели
Свой хвойный бархат — радость глаз —
Опять снимать не захотели.
Нагладив желтый свой батист,
Пришла красавица березка
И вдруг стряхнула первый лист,
Как тонкий волос у прически.
Явившись раньше всех на бал,
Оркестром ветра оглушенный,
С рябиной ясень танцевал,
На удивленье приглашенных.
И, позабыв про этикет,
Так громко клен в ладоши хлопал,
Что сбросил золотой манжет
И сделался чуть-чуть растрепан.
А старый дуб, качавшись в такт,
Не в силах был остановиться.
А вы хотели б тоже так
В осеннем вальсе закружиться?
Н. Асран
На сцену приглашаются ребята 2 «Б» класса с осенним танцем!
(Презентация - 6 слайд)
Танец с листочками 2 «Б»
(Презентация - 7 слайд)
Библиотекарь: А сейчас, ребята, давайте послушаем, как красиво написал об осени прозаик С.Аксаков. Ученица 6 «А» класса прочитает нам отрывок из его зарисовки “Осень”.
Аксаков «Осень» (под музыку П.И.Чайковского Интермеццо)
«Я люблю осень даже самую позднюю, но не ту, которую любят все.
Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю тёплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.
Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя, разумеется, не проливного, всегда можно защититься.
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны, становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.
Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца…»
(Презентация - 8 слайд)
Осень очень любил А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов.
(Презентация - 9 слайд)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора —
Стоял ноябрь уж у двора.
Учитель музыки: Или всем известное стихотворение
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Библиотекарь: Вот как красиво можно описать осень словами... А теперь давайте послушаем, как в музыке можно выразить необычность, яркость и пейзажность этого времени года.
(Презентация - 10 слайд)
Учитель музыки: У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.
Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают, светлую радость. Сейчас послушаем, как композитор П.И. Чайковский с помощью музыки передает красоту осенней природы.
(Презентация - 11 слайд)
И так, слушаем «Осеннюю песнь» из цикла «Времена года»
Звучит "Осенняя песнь" П.И. Чайковского из цикла "Времена года".
(Презентация 12-45 слайд (Картины осенней природы))
Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно — и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет — и снова падение. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный. Короткие музыкальные фразы успокаивают, уговаривают, утешают.
А о чем рассказала нам эта музыка? (Ответы детей).
Да, осень это самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок!
Ребята, мы знаем, что птицы улетают на юг, а как вы думаете, изменяется ли что-нибудь в жизни животных в осеннее время года? (Ответы детей)
(Презентация - 46 слайд)
Давайте послушаем песню в исполнении ребят, называется она «Белочки» из неё мы сможем узнать, как эти милые и шустрые животные проводят осенние деньки.
Исполнение песни «Белочки» (1-3 классы)
Вот оказывается, что делают белочки осенью. Как они готовятся к зиме? (Ответы детей)
(Презентация - 47 слайд)
Молодцы! Вы сегодня все активно работали, спасибо ребятам, которые выступали на сцене. К сожалению, наша встреча сегодня подошла к концу. До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"
Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра....
Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"
Данный урок знакомит учащихся с творчеством поэтессы Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...
Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)
У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...
Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"
Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...
Музыкально - поэтические композиции к праздникам.
Здесь представлены композиции,в которых использованы стихи и песни в исполнении учащихся нашего хора....
"Цветы мне нежно улыбались". Музыкально - поэтический вечер.
На музыкально - поэтическом вечере учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, легендами, стихами о цветах....
Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"
Данный урок является обобщающе-повторительным. Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...