Музыкально-поэтическая гостиная "Осенняя пора"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Андронова Елена Анатольевна

Музыкально-литературная гостиная "Осенняя пора" 1-6 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya_osennyaya_pora_dlya_attestacii.docx536.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)                                                             общеобразовательная школа № 34 Невского района Санкт – Петербурга

Музыкально-литературная гостиная

 «Осеняя пора»

1-6 классы.

Учитель ГБС(К)ОУ№34

        Андронова Елена Анатольевна

Музыкально-литературная гостиная

 «Осеняя пора»

1-6 классы.

Цель мероприятия –  воспитание у детей чувства прекрасного как одно из направлений для   формирования  высококультурной, нравственной, духовной  Личности.

В ходе мероприятия решались следующие задачи:

  1.  Образовательные:
  • повысить воспитательную роль обучения;
  • снижение числа случаев механического заучивания материала;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
  • показать взаимосвязь музыки и литературы
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать эмоциональную устойчивость для  коррекции  психического развития и эмоционально-волевой сферы;
  • развивать  память, внимание, восприятие, скорость аналитико-синтетической деятельности детей;
  • выявлять индивидуальные способности и возможности учащихся.

  1. Воспитательные:
  • воспитывать у учащихся нравственные качества, формировать  свойства   духовно- развитой    личности;
  • формировать у учащихся навыки и привычки культурного поведения, соответствующие нормам общества;
  • развивать у учащихся навыки сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах.
  • формировать позитивные стандарты общения, гуманистическое восприятие  окружающего мира, что является составляющими компонентами  удачной социализации детей в современном обществе;  
  • Воспитывать любовь к русской классической музыке и поэзии.

Используются различные средства и   элементы методов психокоррекции, что незаменимо при обучении и воспитании детей  с ОВЗ:

  • элементы арт-терапия - метод психотерапии, использующийся для лечения и психокоррекции, художественные приёмы и творчество, такие как музыка, фотография, книги
  • музыкотерапия – один из ведущих приёмов в психотерапии, решающий коррекционные задачи в нашей школе для детей с ограниченными возможностями. Этот приём помогает стабилизировать психические процессы, когда в эмоциональном состоянии ребенка преобладают стресс, напряжение и тревога.

Мероприятие состоит из следующих этапов:

  1. Организационный ( настрой на успешную деятельность, мотивация деятельности, установка на культурное поведение);
  2. Основная часть
  3. Заключительный этап (обобщение полученных знаний и мотивация учащихся на дальнейшую деятельность вне школы в кругу семьи).

А так же, используются следующие технические средства:

  • ноутбук (мультимедийная   презентация – возможность заинтересовать учащихся);  
  • Аудио и видео аппаратура


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

 (Презентация 1 слайд)

П.И.Чайковский «Времена года» «Ноябрь. На тройке»  

Учитель музыки: Здравствуйте, рада вас приветствовать в музыкально-литературной гостиной, тема которой звучит так – «Осеняя пора». Сегодня мы послушаем стихи разных авторов, увидим ваши подготовленные номера. А также продолжим слушать музыку П.И.Чайковского, которая посвящена этому прекрасному времени года. Напоминаю, на прошлой музыкальной гостиной звучала музыка из цикла «Времена года» весенние пьесы – «Март», «Апрель», «Май».

Библиотекарь: Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. Сегодня мы с вами поговорим о таком времени года, как осень. И прежде чем вспоминать, какие образы осени создавали писатели и поэты, мы вспомним какие приметы осени вы знаете. И чтобы помочь вам, я загадаю вам простые загадки об осени.

                      (Загадки).

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

                                            (Осень)

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

Пыль поднимает.

                                  (Ветер)

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала.

Солнышко застлала.

                                  (Туча)

Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

То прятаться начнут.

                                     (Дождь)

Летел Егорка,

Упал в озёрко,

Гусей не согнал

И сам не пропал.

                               (Лист дерева)

 (Презентация 2 слайд)

Осень – богатое время года. Как вы думаете почему?                  

Ребята, какие месяцы входят в осеннее время года? Какой сейчас месяц? (Ответы детей)

 

Знаете ли вы, как раньше назывался этот месяц?                          

Древнее его наименование - от  слова ''груда''- мёрзлая земля. Предназначение ноября - соединить глубокую осень  с устойчивой  зимой. Это месяц последней живой воды и молодого звонкого льда.

Издавна на Руси первый день ноября был проводами осени, встречей зимы. Про него и пословица сложена: «Сентябрев внук, октябрев сын, а зиме – родной батюшка!»

А каких авторов: поэтов или прозаиков вы могли бы назвать среди тех, кто писал об осени? (Ответы детей).

В литературе об осени говорили Пушкин и Некрасов, Фет и Тютчев, Плещеев и Бунин, Есенин и Пастернак, и многие, многие другие.

                                                                                                 

Сейчас мы с вами послушаем стихотворение А.Н.Майкова об осени в исполнении ученицы 5 «Б» класса.

(Презентация  3 слайд)

   

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

“Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!”

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под тёмной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нём сила для новой весны.  

Учитель музыки: Ноябрь — это последний месяц осени! Пышная и нарядная, она сменяется другой — серой, невидной, в лоскутьях опадающей листвы, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами птиц, улетающих на юг, — словом, превращается в ту "Золушку", которая зовется у нас в России поздней осенью.

                                                                                                   

Сейчас мы приглашаем на сцену 4 «А» класс, ребята вам покажут пантомиму. А как она называется, вы отгадаете сами.

 (Презентация - 4 слайд)
Пантомима «Осенний субботник» (4 «А» класс) Музыка П.И.Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года»

Что показали ребята 4 «А» класса? Как же тогда называется пантомима, которую мы только что увидели? (Ответы детей)

   (Презентация - 5 слайд)

А кто из вас, друзья, видал,
Как все в лесу переменилось?
В лесу был дан осенний бал!
Деревья все принарядились:
Кто в пестрый шелк, а кто в атлас —
Лишь сосны строгие да ели
Свой хвойный бархат — радость глаз —
Опять снимать не захотели.
Нагладив желтый свой батист,
Пришла красавица березка
И вдруг стряхнула первый лист,
Как тонкий волос у прически.
Явившись раньше всех на бал,
Оркестром ветра оглушенный,
С рябиной ясень танцевал,
На удивленье приглашенных.
И, позабыв про этикет,
Так громко клен в ладоши хлопал,
Что сбросил золотой манжет
И сделался чуть-чуть растрепан.
А старый дуб, качавшись в такт,
Не в силах был остановиться.
А вы хотели б тоже так                                                                    

В осеннем вальсе закружиться?
Н. Асран

На сцену приглашаются ребята 2 «Б» класса с осенним танцем!

 (Презентация - 6 слайд)
Танец с листочками  2 «Б»                                                  

  (Презентация - 7 слайд)

Библиотекарь: А сейчас, ребята, давайте послушаем, как красиво написал об осени прозаик С.Аксаков. Ученица 6 «А» класса прочитает нам отрывок из его зарисовки “Осень”.

 Аксаков «Осень»      (под музыку П.И.Чайковского Интермеццо)

«Я люблю осень даже самую позднюю, но не ту, которую любят все.

Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветреные дни; я люблю тёплые, серые, тихие и, пожалуй, дождливые дни.

Мне противна резкость раздражительного сухого воздуха, а мягкая влажность, даже сырость атмосферы мне приятна; от дождя, разумеется, не проливного, всегда можно защититься.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны, становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца…»

  (Презентация - 8 слайд)

Осень очень любил А.С. Пушкин. Он посвятил ей много прекрасных стихов.


 (Презентация - 9 слайд)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора —
Стоял ноябрь уж у двора.

Учитель музыки: Или всем известное стихотворение

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.

Библиотекарь: Вот как красиво можно описать осень словами... А теперь давайте послушаем, как в музыке можно выразить необычность, яркость и пейзажность этого времени года.

  (Презентация - 10 слайд)

Учитель музыки: У композитора — звуки, у художника — краски, у поэта — слово. И каждый из них по-своему описывает это необыкновенное время года.

Осенние дни рождают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный — отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый — рождают, светлую радость. Сейчас послушаем, как композитор П.И. Чайковский с помощью музыки передает красоту осенней природы.

   (Презентация - 11 слайд)

И так, слушаем «Осеннюю песнь» из цикла «Времена года»

Звучит "Осенняя песнь"  П.И. Чайковского из цикла "Времена года".

  (Презентация  12-45 слайд (Картины осенней природы))

Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно — и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлет — и снова падение. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный. Короткие музыкальные фразы успокаивают, уговаривают, утешают.

А о чем рассказала нам эта музыка? (Ответы детей).

Да, осень это самое яркое время года, природа удивляет нас богатством своих красок!

Ребята, мы знаем, что птицы улетают на юг, а как вы думаете, изменяется ли что-нибудь в жизни животных в осеннее время года? (Ответы детей)

                       

 (Презентация - 46 слайд)

Давайте послушаем песню в исполнении ребят, называется она «Белочки» из неё мы сможем узнать, как эти милые и шустрые животные проводят осенние деньки.
  Исполнение песни «Белочки» (1-3 классы)

Вот оказывается, что делают белочки осенью. Как они готовятся к зиме? (Ответы детей)

                                                                                                   

 (Презентация - 47 слайд)

Молодцы! Вы сегодня все активно работали, спасибо ребятам, которые выступали на сцене.         К сожалению, наша встреча сегодня подошла к концу. До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтический час "Стрежневская осень"

Времена года – круг человеческой жизни. То быстро, то медленно течёт время, оседая в кристаллах слов. У каждого художника слова своя палитра....

Музыкально-поэтический час "Вышла из войны"

Данный урок знакомит  учащихся с творчеством поэтессы  Ресенчук М.А., с основными темами ее поэзии, воспитывает способность воспринимать прекрасное через поэзию, воспитывает любовь к родному...

Николай Шелепи - чувашский народный поэт (музыкально-поэтическая композиция)

У каждого народа своя история, язык и литература. Есть и были творческие личности, перед которыми мы преклоняем. головы. Среди известных чувашских поэтов таким почестям достоин Николай Полоруссов-Шеле...

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Музыкально - поэтические композиции к праздникам.

Здесь представлены композиции,в которых использованы стихи и песни в исполнении учащихся нашего хора....

"Цветы мне нежно улыбались". Музыкально - поэтический вечер.

На музыкально - поэтическом вечере учащиеся познакомятся с музыкальными произведениями, легендами, стихами о цветах....

Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"

Данный урок является обобщающе-повторительным.  Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...