Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»
план-конспект урока на тему

Коломиец Елена Дмитриевна

Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»

ЦЕЛЬ: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

Цель и задачи для детей: сегодня, мы с вами познакомимся с понятием романс, узнаем историю его появления, и какие виды романсов бывают.

ЗАДАЧИ:

познакомить учащихся с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками;

совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;

развивать представления о музыкальных инструментах;

развивать творческое мышление и певческие навыки;

обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.

ТИП МЕРОПРИЯТИЯ: интегрированный.

ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: музыкально-поэтическая гостиная.

ТЕХНОЛОГИИ, используемые на мероприятии: ИКТ; здоровьесберегающая; художественно, нравственного–эстетического познания музыки; театрализация.

МЕТОДЫ: анализ; наблюдение; развитие у детей чувства прекрасного; формирование высоких эстетических чувств через музыку; развитие творческой личности на уроке; словесно – иллюстративный; художественно, нравственного – эстетического познания музыки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на мероприятии: театрализация, вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, музыцирование на музыкально-шумовых инструментах.

ОБОРУДОВАНИЕ:

музыкальный центр, мультимедийный проектор и экран, синтезатор “YAMAHA”, детские музыкально-шумовые инструменты;

видеоклипы романсов, иллюстрации картин, кроссворд, загадки, таблички с названием женских голосов, краски, бумага, бумажные цветы, эмблемы.

БЕСЕДА ПО ТЕМЕ:

понятие романса;

история появления романса;

М.И.Глинка;

Н.Кукольник;

жанровые признаки романса;

репродукция картин;

беседа о романсе “Ночь светла” и его разучивание;

чтение стихов о романсе;

романс 19-21 века; - романс в кинофильмах.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Романс “Как упоительны в России вечера” (неизвестного автора);

Романс “ Под маской плюшевого пледа” (М.Цветаева – А.Петрова); - мелодия.

Романс “ Свеча” (В.Долина – В.Долина);

Романс “Только раз бывает в жизни встреча” (П.Гермона – Б.Фомина) – мелодия.

Романс “ Жаворонок ” (Н.Кукольник - М,Глинка );

“Вальс” (И.Штраус – оркестр Джеймса Листа);

Романс “Ночь светла” ( слова: Л.Г. - М.Языков – музыка: Николай Шишкин);

Романс “А на последок я скажу” (Б.Ахмадулина – А.Петров);

Романс “Дорогой длинною”, “Две гитары” ( К. Подревского - Б. Фомина) в исполнении цыганского ансамбля “Ромалэ”.

Романс “Кибитка” (Д. Даньков).

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

Илларион Прянишников. “Жестокие Романсы”;

Василий Тропинин. "Гитарист";

Сергей Судейкин. “Романс Глинки”.

Видеоролики романсов:

“Как упоительны в России вечера”, “А на последок я скажу”, “Дорогой длинною”, “Кибитка”.

ВЗАИМОСВЯЗЬ: Музыка, литература, живопись.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

“Люблю я слушать, в негу погружаясь,

 Романсов пылких вздохи огневые”.

(С. Данилов)

1. Организационный момент

Дети входят в актовый зал под романс “Как упоительны в России вечера” (слова и музыка неизвестного автора).

Рассаживаются на свои места и слушают песню в исполнении группы “Белый Орел”, смотрят на экране клип этой песни.

У - Здравствуйте, ребята. Я приглашаю сегодня Вас в музыкально - поэтическую гостиную. Думаю, это будет интересно Вам и нашим гостям, которые пришли послушать вместе с нами прекрасную музыку.

2. Сообщение темы урока

У - Ребята, скажите, пожалуйста, что за музыка звучала, когда вы входили в класс? (песня)

- А что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов). Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим! разгадав наш кроссворд ( на примере загадок, учащиеся отгадывают кроссворд).

КРОССВОРД

Приложение 1

Загадки:

1.

Он церковный наш служитель.

 Был для Баха вдохновитель.

 Целый оркестр он заменит один.

 Как называется тот господин? (Орган)

2.

Я стою на трёх ногах,

 Ноги в чёрных сапогах.

 Зубы белые, педаль.

 Как зовут меня?.. (рояль)

3.

В руки ты ее возьмешь,

 То растянешь, то сожмешь!

 Звонкая, нарядная,

 Русская, двухрядная.

 Заиграет, только тронь,

 Как зовут ее? (Гармонь)

4.

А всего-то три струны

 Ей для музыки нужны.

 Всех игрою веселит всех и на танец пригласит

 Кто такая? Отгадай-ка...

 Это наша... (Балалайка)

5.

Сам пустой, голос густой,

 Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

6.

Как ясен звуков перелив,

 В них радость и улыбка.

 Звучит мечтательный мотив,

 Его названье... (скрипка).

У – Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде? РОМАНС

“Романса – трепетные звуки” на фоне звучит мелодия романса “Под маской плюшевого пледа” (М.Цветаева – А.Петрова).

Выберите тему, наиболее подходящую нашему мероприятию, где встречается слово романс:

1.“Музыка вокруг нас”

2.“Романса трепетные звуки...”

3.“Нам песня строить и жить помогает” (слайд)

После того, как ребята выберут тему урока, появляется слайд с темой:

3. Знакомство с новой темой

Тема нашего сегодняшнего мероприятия “Романса трепетные звуки”

У – как вы думаете, ребята, что означает слово трепет? (Ответы детей).

Слово “трепет” означает чувство внутреннего состояния души, которое отражается на нашем настроении. Оно бывает разное счастливое, радостное, вдохновленное, а может быть наоборот тревожное, печальное, грустное, полное переживаний и страданий в зависимости от ситуации. По словарю русского языка Ожогова Сергея Ивановича слово “трепет” означает сильное волнение, напряженность чувств от каких - нибудь переживаний.

Какое чувство затронула в ваших душах музыка, которая прозвучала в начале урока? (чувство волнения, вдохновения). Такое состояния души выражается не только в музыке, песнях, но еще в стихах и афоризмах, так как искусство берет свое начало из жизни. В одном из таких афоризмов, Сергей Данилов, выразил свое чувство к жанру романса, давайте прочитаем его: “Люблю я слушать, в снегу погружаясь, романсов пылких вдохи огневые” (слайд).

Цель урока:

У – сегодня мы поближе познакомиться с понятием романс с его происхождением и жанровыми признаками, а так же познакомиться с композиторами и поэтами, которые их сочиняли. (слайд)

У – как вы считаете, какой музыкальный жанр прозвучал в начале урока?

Д – песня, романс.

У – правильно, вы не ошиблись в своих ответах, так как романс это и есть песня.

У – а как вы думаете, о чем поется в этих песнях? Д – о любви. У – правильно, у этого жанра под названием романс, есть свои особенности и закономерности, о которых мы сегодня с вами будем говорить.

У - а как вы считаете, какая должна быть обстановка и атмосфере при исполнении романсов?

Д – обстановка и атмосфера должна быть романтическая, так как романс это песня о любви.

У - какие предметы придают обстановке романтическое настроение?

Д – свечи, затемненные окна.

У – в народе существует поверье, что горящая свеча очищает от всего плохого, тяжелого, что пока горит свеча, есть надежда на лучшее. А еще тусклый свет свечей придают романтическую и непринужденную обстановку. Пусть же такая атмосфера царит на нашем сегодняшнем уроке.

Зажигаются свечи.

(звучит песня “Свеча” (В.Долина), учитель зажигает свечи и подносит к гостям подсвечники). На экране появляется слайд (свеча).

Музыкальное сопровождение к уроку.

У

- Свечу зажгла. И жизнь её горенье.

 Она затмила тьму. Какое наслажденье!!!

Свеча маяк нам светит на пути.

 Где свет горит, там пишутся стихи.

На этом я не ставлю точку

 Стихам пока даю отсрочку

 Вам продолжать стих о свече,

 А что получится, прочтём в конце

По слову, по крупице в добрый час.

 Скажите: ЧТО СВЕЧА ДЛЯ ВАС?-

Ответы детей: горящая свеча дает покой и наслаждение. При свечах звучит романтическая музыка, исполняются любовные песни и читаются стихи о любви.

У - если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Так как хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка.

На фоне звучит мелодия романса “Только раз бывает в жизни встреча” (П.Германа – Б.Фомина).

У

- Сегодня я нисколько не боюсь

 С двадцать первым веком временно расстаться,

 Позвольте, я в любви вам объяснюсь

 Высоким слогом русского романса.

Легенда о романсе:

Когда-то давным-давно влюблённый юноша играл на гитаре лирический мотив и напевал песню любви для своей возлюбленной. Эта песня очень понравилась девушке, и она просила повторять её вновь и вновь. Песня не была похожа на другие, привычные песни. Она была более мелодична, более ласковая и в ней не было припева. Так зародился романс. (слайд) –

На самом деле “романс” возник в Испании в Средневековье в 15 веке. (слайд)

В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах. (слайд)

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары. (слайд)

Романс действительно очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров. Давайте вместе попробуем это выяснить.

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Во все века во всех странах существовали лирические песни, песни о любви. Их пели и простые деревенские девушки и нежные городские барышни. (слайд) Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми и у тех и у других, особенно в “галантном” XVII веке. Даже само название “песня” говорило о чем-то совершенно не возвышенном. К этому времени в России появляется новое название лирической песни под названием романс, который становиться популярным среди аристократического общества.

В России более всего популярна была такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс. (слайд)

Городской романс – это всё равно, что народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни. (слайд)

Ну а с авторским романсом всё понятно у него были конкретные авторы.

Первыми стихи-романсы стали писать: Жуковский, Пушкин, Баратынский, Кукольник (слайд), а Глинка, Алябьев, Даргомыжский (слайд) начали писать на них музыку.

Приложение 2

Романсы писали образованнейшие и грамотные люди, знавшие языки, поэзию.

Одним из таких великих композиторов начала XIX века был Михаил Иванович Глинка – основоположник русской музыкальной классики. (слайд)

В совершенстве знавший пять иностранных языков. Первооткрыватель русской оперы и русского классического романса. Его романсы разнообразны по содержанию и характеру. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические романсы Глинки - это своего рода исповедь его души. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта. (слайд)

В романсах Глинка обобщил всё лучшее, что было создано его предшественниками и современниками - авторами бытового романса.

Глинка является основоположником русской школы вокального пения, сам он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса. Неудивительно, что форму романса - (слияние музыки и текста) он сумел довести до высокого совершенства в единое поэтическое целое, из которого черпали все последующие русские композиторы.

Романсы и песни Глинки – гордость русской классики.

У - Ребята, давайте сейчас расслабимся, закроем глаза, и послушаем музыкальную композицию. (Звучит романс “Жаворонок” М.Глинки).

Этот романс сочинил М.И. Глинка, который называется “Жаворонок”, а текст к этому романсу написал поэт Нестор Васильевич Кукольник.

У - можем ли мы сказать, о чем это произведение?

Д – о том, как красиво и звонко поет свою песню Жаворонок, своей возлюбленной, признаваясь ей в любви; через своею песню он передает свои трепетные чувства своей возлюбленной; а еще в этой песне поется о красоте русской природы; о ветре, который несет песню Жаворонка на дальние расстояния; о надежде сладкой, которая живет в наших мечтах и чувствах.

У - можно ли назвать это произведение песней? Почему? (присутствует музыка и текст). Кто исполняет это произведение? (женщина). Высокий или низкий голос у этой исполнительницы? (высокий). Как называется высокий женский голос? (дети смотрят на таблички с названиями голосов, развешены по стене, дети находят среди них правильный ответ) СОПРАНО!

- А каков характер этого произведения? (спокойный, задушевный).

- Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да)

- Как вы определили, что это романс, а не просто песня? (по жанровым признакам, который имеет романс: в этой песне лиричное содержание, любовное переживание и нет припева). Молодцы!

На фоне звучит мелодия романса “Под маской плюшевого пледа” (стихи М.Цветаевой, музыка А.Петрова)

В русском романсе в первую очередь заключается душа, суть русского дворянства с его понятиями о чести, трепетным отношением к женщине, готовностью к жертве. Пленительные звуки романса вдохновляли не только музыкантов, но и художников. (слайд) Приложение 3

- Как вы считаете, какая из этих картин больше всего подходит к романсу Глинки “Жаворонок”?

- Какой инструмент сопровождает вокал в песне? (пианино)

У – понравилось вам исполнение романса? (Да). А вы умеете петь романсы? Да.

Давайте сейчас подготовим ваши голоса к исполнению и распоемся.

1. Упражнения дыхательной гимнастики.

Глубокий вдох, постепенный выдох.

Упражнения для голоса:

- ми-мэ-ма-мо-му – (по одной ноте постепенно повышая).

- ля-ля-ля-ля-ля – (быстрое исполнение звуков по пентатонике ).

- до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до - (гамма в восходящем и низходящем движении).

У – а сейчас для Вас хор 5 “А” класса исполнит романс “Ночь светла”! (музыка Шишкина, слова Языкова). Встречайте!

У - Бурные аплодисменты. Ваше выступление было замечательным.

У – о чем вы спели этот романс?

Д – о любви к другу, который находиться далеко от своей возлюбленной.

У - какое настроение было в музыке?

Д - грустное, печальное.

У – о каких чувствах идет речь в этом романсе?

Д – чувства грусти, волнения и трепета.

4. Антракт (физ. пауза)

У – ребята, скажите, а что обычно исполняют на балах? Танцы.

У – а сейчас я приглашаю всех вас и наших гостей заглянуть в прошлое и отправиться на бал. Танцуют все. (звучит фрагмент “Венского вальса” И.Штрауса).

5. Продолжение знакомства с темой

У

- Не довольно ли нам пререкаться

 Не пора ли предаться любви?

 Чем старинней наивность романса

 Тем живее ее соловьи.

 То ль в расцвете судьбы,

 То ль на склоне

 Что я знаю про век и про дни?

 Отвори мне калитку в былое

 И былым мое время продли.

У – А сейчас давайте вспомним и почитаем стихи о романсах.

Дети читают стихи (на фоне звучит романс “Гори, гори моя звезда”)

1.

Когда звучит напев старинный,

 Он будто призывает нас

 Уйти за ним дорогой длинной

 Туда, где встретит нас романс.

2.

Он истомит и очарует,

 Заставит верить и любить,

 Где сердце заново тоскует,

 И вечер дивный не забыть.

3.

Потом неистово и страстно

 Достигнет он таких вершин,

 Где будет многое подвластно,

 И ты не сможешь быть один...

4.

В цыганский табор, вслед за ними

 И за кибиткой кочевой,

 Петь их романсы удалые,

 И слиться в пляске огневой!

5.

Ах, романс, наш старинный романс -

 Недосказанность главных событий,

 В те века тебе слава пришлась,

 А теперь ты почти позабытый...

6.

Ах, романс, наш душевный романс -

 Размягчил огрубевшие чувства

 Так, что страсть из души полилась,

 Унося повседневные грусти.

7.

Ах, романс, наш любовный романс -

 Растревожил до трепета душу,

 Даже муза тобой восторглась,

 Рвётся истинно сердце наружу.

8.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

 В этом мире всё так преходяще,

 Оставайся навечно для нас

 Воплощением чувств настоящих.

В 19-20 веке романс окреп в России и стал популярным жанром в музыке.

В конце 19-го начале 20-го века главенствует так называемый городской романс. Тут и знаменитые романсы Вертинского “Над розовым морем”, и Только раз бывает в жизни встреча” Германа, и романсы на стихи Блока, Есенина, Булгакова. (слайд)

В начале 20 века романсы писали такие композиторы как: С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов, Д.Д. Кабалевский и другие композиторы – на стихи Тютчева, Бунина, Б.Пастернака, М.Цветаевой, Б.Ахмадулиной и др. (слайд)

Многие режиссеры для более яркого выражения чувств использовали в своих фильмах различные песни - романсы. Есть замечательный фильм режиссера Н.Михалкова, который называется “Жестокий романс”, где жанр романса ярко выражен и играет главенствующую роль в фильме. Один из романсов этого фильма мы сейчас с вами послушаем и посмотрим. Романс “А на последок я скажу” на слова Б.Ахмадулиной, музыка А.Петрова.

Грустит романс тревожно и светло, и к вам непостижимо в слове каждом. Приходит откровение само, как вы в мою судьбу вошли однажды.

У – о чем пелось в романсе? ( о том, как девушка была сильно влюблена, но взаимной любви она не получила от своего возлюбленного. Она прощается с ним, говоря, что любить не обязуйся, хотя от своей любви она сходит сума , не слыша не запахов, не звуков. Какие вы испытали чувства, слушая этот романс? (чувства волнения, переживания, печали, грусти).

 

Романсы это песни, которые до глубины души затрагивают наши души, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет нас плакать и смеяться.

В цыганский табор, вслед за ними и за кибиткой кочевой,

 Петь их романсы удалые, и слиться в пляске огневой!

Из всех романсов национальной тематики, именно цыганская тема стала особенно популярна в России.

Цыганский романс – это особый вид русского романса. Для него характерны неповторимые интонации, в которых слышится страстная любовь народа к свободе, к воле, без которой невозможна цыганская жизнь. Этими особыми национальными нотами цыгане украшали исполняемые ими романсы, музыку и стихи которых писали для них русские композиторы и поэты. Цыганские романсы до глубины души задевают сердце и душу русского народа. Ведущий инструмент цыганских романсов это гитара, которая имеет 6 – 7 струн.

Цыганский романс “Дорогой длинною” (слова К. Подревского. музыка Б. Фомина) прозвучит в исполнении ансамбля “Ромалэ”.

У – о чем исполнялось в песне? Каков был характер и настроение исполняемого романса?

У – в начале урока мы с вами не зря повторили музыкальные инструменты, а вы умеете на них ? Да.

У – сейчас мы это проверим. Ваша задача озвучить цыганский романс, с помощью музыкально – шумовых инструментов, который называется “Две гитары” (слова Аполлона Григорьева – музыка Иван Васильева).

И так на сцене музыканты 5 “А” класса с концертным номером. Браво!

У – скажите, какой характер этого романса? Лирический, задушевный.

 

 

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

- У – сейчас я предлагаю вам взять краски и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.

Под музыку романса “Кибитка” Д.Данькова дети рисуют и крепят свои рисунки на доску. Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс? А почему, как вы думаете?

Д – у романса разный характер.

- У – и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально-поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.

Вопросы для закрепления:

- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).

- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).

- Назовите композиторов и поэтов сочинявших их.

- Назовите жанровые признаки романса.

- Сегодня на уроке мы слушали с вами “Романсов трепетные звуки...” Действительно ли эти звуки трепетны? Почему? (Да, потому романс затрагивает наше чувство, душу и сердце).

- Могли бы романсы звучать без слов? Нет, потому что музыка без литературы была бы менее выразительна. Поэзия и романс неотделимы друг от друга.

- У – так в чем же сущность русского романса?

- Д – сущность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, Он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота.

- У – Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью и задушевностью.

У

- Не забывайте песен старых,

 Они о многом расскажут вам,

 Их пели под гармонь и под гитару,

 И просто так, и просто так.

 Их разнесло по свету ветром,

 Но в наши годы, в наши дни

 Для радости и грусти светлой

 Друзьями к нам придут они.

За ваше выступление я хочу вас поблагодарить и подарить вам вот такие красивые ромашки и эмблемы, в память о нашей встречи. Я желаю вам, побольше слушать хороших, добрых песен, таких как романсы. До свиданья! До новых встреч!

(Звучит музыка, дети выходят из зала).



Предварительный просмотр:

Анализ урока.

Музыка – это средство, которое помогает формированию души ребёнка, воспитывать его чувства и эмоции.

Данный урок из раздела «Музыка и литература» по теме «Жанры в музыке» взят из I четверти и совмещен с разделом «Музыка и живопись» III четверти по программе Д.Б.Кабалевского для 5 класса. Урок рассчитан на 40 -45 минут. Совместив эти два раздела и включив в урок творческую деятельность учащихся, с элементами театрализации мне пришлось расширить материал самого урока и переименовать его в музыкально – поэтическую гостиную,     которая рассчитана на 50 минут.

Тема мероприятия: «Романса трепетные звуки…»

Тип мероприятия: интегрированный, комбинированный.Усвоения знаний, формирования умений и навыков.

Цель данного мероприятия: знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.  

Структура мероприятия строиться  с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения, отражающих логику процесса обучения. Этим определяется наиболее общая дидактическая структура самого мероприятия. Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока) являются:

-  актуализация прежних знаний и способов действий;

-  формирование новых понятий и способов действий;

-  применение, формирование умений и навыков.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- углубить знания учащихся вокального жанра романса, ознакомить с его происхождением и жанровыми признаками;

- совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

- проследить связь музыки, литературы, изобразительного искусства;

- развивать представления о музыкальных инструментах;

- развивать творческое мышление и певческие навыки;

- развивать творческую личность;  

- наблюдать и развивать у детей чувства прекрасного;

- обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный,  художественный и эстетический вкус.  

Для достижения поставленных целей и задач использовались технологии:   

использование информационных технологий, здоровьесберегающие, художественно, нравственно – эстетического познания музыки, театрализации, рисование, работа с репродукциями, развивающего обучения, критического мышления все это отражают метапредметный подход и междисциплинарную связь и прослеживается через различные приемы и методы:

1. Использование информационных технологий очень важно. На протяжении данного занятия используется мультимедийная презентация. Это помогает формировать у обучающихся:

-  образное мышление;

-  развивает зрительную память;

-  способствует лучшему усвоению материала.

2. Вход детей в класс именно под музыку, помогает наблюдать, размышлять, рассуждать и определять взаимосвязь с темой урока, а так же видеть контраст между жанрами песни и романса.

3. Кроссворд разработан не только с целью, подвести учащихся к теме урока, но и проверить их знания о музыкальных инструментах, необходимых для дальнейшей работы на уроке, где ярко выражается исполнительская деятельность.

4. Дети из предложенных тем выбирают ту, которая больше соответствует уроку – этот прием способствует развитию творческого мышления.

5. На определенном этапе ярко прослеживается ситуация неожиданности «зажигание свечей», которая способствует развитию эмоциональной сферы, а так же чувство прекрасного. Все это придает спокойную, непринужденную, романтическую обстановку на данном мероприятии. В такой атмосфере учащиеся с интересом и желанием начинают мыслить, чувствовать и воспринимать музыку.    

6. Слушание песни с закрытыми глазами (арт – тарапия), является очень эффективным приемом для развития образного мышления, творческих способностей и снятия стрессового состояния. Придает особое чувство, расслабление, воспитывает художественно - образное мышление, помогает понять характер и настроение данной песни.  Слушанье произведения с вокальной партией помогает осознать роль музыки в литературе.

7. Зрительный ряд в виде трех репродукций помогает проследить взаимосвязь музыки и живописи. Репродукция картин дает представление о изобразительном искусстве, развивает художественно – образное мышление учащихся на уроке.

8. Дыхательная гимнастика способствует развитию здоровьесберегающих технологий.

9. Распевка по основным звукам мажорного трезвучия способствует развитию голосового аппарата, поднятию настроения и задает эмоциональный настрой.

10. Исполнение романса детьми развивает их вокальные возможности певческих и интонационных навыков, через разучивание они учатся наблюдать, размышлять о музыке, проживать само содержание текста в песни, учатся правильно   интонировать.

11. Физминутка дает учащимся отдых и расслабление, а так же снятие умственного напряжения. Исполнение вальса в бальных платьях, дает представление о прошлом времени, когда царила другая мода, когда дамы танцевали на балах в красивых длинных платьях, о манере поведения аристократического общества, об ухаживании кавалеров за дамами. Благодаря такому приему погружению в прошлые века, формируется нравственное воспитание личности ребенка, развивается эстетический вкус.

13. Чтение стихов самими детьми дает учащимися развитие художественно – образного  мышления, развитие чувства прекрасного.

14. Просмотр видио - роликов способствует четкому восприятию материала  самой темы урока.

15. Искусственные цветы и эмблемы, которыми дети поощряются за их деятельность, способствуют поднятию настроения. Этот прием также помогает воспитывать эстетическое и этическое поведение, культуру личности.

16. Рефлексия на заключительном этапе урока  - это своеобразная оценка деятельности не только обучающихся, но и учителя.

Перечисленные приемы, методы и упражнения помогли  реализовать поставленные цели и задачи.

Виды деятельности:  вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, сравнение, наблюдение, театрализация, импровизация, музыкально - пластические движения под музыку, игра на музыкально – шумовых инструментах, выполнение проблемно-творческих заданий.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор и экран, пианино, детские музыкально –шумовые инструменты.

Музыкальный материал:

- романс «Как упоительны в России вечера» (автор неизвестен);

- романс «Жаворонок» (Н.Кукольник – М. Глинка);

- вальс (И.Штраус в исполнении оркестра Джеймса Листа);

- романс «Ночь светла» (М.Языкова – Н.Шишкина);

- романс «А на последок я скажу» (Б.Ахмадулина – Б.Фомина);

- романс «Дорогой длинною» (К.Подревского – Б.Фомина);

- романс «Две гитары» (А. Григорьев - И. Васильев).

Зрительный ряд:

- Илларион  Прянишников. «Жестокие Романсы»;

- Василий  Тропинин. "Гитарист";

- Сергей  Судейкин. «Романс  Глинки».

Урок прошел в теплой игровой обстановке, в постоянном диалоге учителя и обучающихся.

Музыкальное воспитание очень важно для развития общих психических свойств, для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно эстетических потребностей, идеалов, т.е. для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

открытый урок "Романса трепетные звуки"

Урок  музыки в 6 классе, по программе  Критской....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)

2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...

Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...

Открытый урок "Романса трепетные звуки"

Открытый урок предназначен для проведения в 5 классе. Материал урока знакомит детей с жанром вокальной музыки - романсом и его отличительными чертами....