Литературная гостиная «Они были молодыми…» ( Музыкально-поэтическая композиция)
проект по теме

Коротченкова Татьяна Николаевна

      Литературная гостиная «Они были молодыми» предшествовала изучению  литературы периода Великой Отечественной войны и мотивировала учащихся  на активное исследование предстоящей темы. Песни, стихи, прозвучавшие в композиции, помогли школьникам проникнуть в мир чувств и переживаний далёкого от них поколения советских людей, вынесшего на своих плечах суровые испытания. Работа над проектом литературной гостиной помогает учителю решать задачи:

-актуализировать жестокие  факты фашизма в годы Великой Отечественной войны;

- воспитывать чувство национальной гордости за российский народ, уважение к героическому прошлому Отечества;

- создавать условия для раскрытия индивидуальных качеств и развития творческих способностей школьников;

- организацией  сотрудничества в разновозрастной группе развивать чувство личной ответственности за общее дело.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._gost.oni_byli_molodymi._2010.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Железногорска Курской области

Литературная гостиная

«Они были молодыми…»

Музыкально-поэтическая композиция

                                                           Подготовила                                          

                                                  учитель русского языка и литературы                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                      Коротченкова Татьяна Николаевна

Цель:

-  актуализировать жестокие  факты фашизма в годы Великой Отечественной войны;

- воспитывать чувство национальной гордости за российский народ, уважение к героическому прошлому Отечества;

- создавать условия для раскрытия индивидуальных качеств и развития творческих способностей школьников;

- организацией  сотрудничества в разновозрастной группе развивать чувство личной ответственности за общее дело.

Оформление и материалы: свечи, макет походной печи образца военных лет, гитара, магнитофон, компакт-диск СD  с  записями   музыкальных произведений: вальс, песня «До свидания, мальчики», песня «Священная война» (А. Александров, В. Лебедев-Кумач);  запись диктора (голос Левитана) об объявлении войны 1941-1945 г.г., запись взрывов снарядов.

Участники: ученики 5, 8, 10, 11 классов

СЦЕНА ПЕРВАЯ

 Звучит мелодия вальса. На сцене танцующие пары.

 Выпускной вечер.

Юноши и девушки:

- Какое утро, какой рассвет. Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь.

- Как же хорошо, уже и птички просыпаются, и теплынь такая.

- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.

 - Может, кто и замуж выскочит.

- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.

- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.

- А я на учителя пойду, зачем нам в мирное время военные профессии?

- А я мечтаю приносить людям добро.

- А я мечтаю о любви…

Звучит «Священная война» (А. Александров, В. Лебедев-Кумач)

Диктор: (на фоне песни)

     От Советского Информбюро: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города.

Юноши и девушки (расходятся по сцене):

- Я мечтал…

- Я мечтала…

- Мы мечтали…

СЦЕНА ВТОРАЯ

Мама и дочка:

- Снова дралась во дворе?

- Ага!

Мама, но я не плакала!..

Вырасту – выучусь на моряка.

Я уже в ванне плавала!..

- Боже, не девочка, а беда!

Сил моих больше нету…

- Мама, а вырасту я когда?

- Вырастешь, ешь котлету…

- Мама, купим живого коня?.

- Коня?! Да что ж это делается?!

- Мама, а в летчики примут меня?

- Примут, куда они денутся?!

Ты же из каждого, сатана,

Душу сумеешь вытрясти!..

- Мама, а правда, что будет война,

И я не успею вырасти?

Звучит музыка Баха Токката адажио, фуга.

Ведущий:

      На войне детей не бывает. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать!

Ведущая  читает письмо узницы Кати Сусаниной:

                                        Дорогой папенька!

       Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет.

       Маму расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу, а когда она с гордостью говорила о тебе, он выстрелил ей в рот. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет., и если бы ты встретил меня, ты бы не узнал свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие.

       Здесь все люди бродят голодные, затравленные овчарками. Я, папа, рабыня немецкого барона: стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю 2 раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. «Русс была и будет свиньей»,- сказал барон. Я очень боюсь Клары. Это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

        Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа, дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу. Недавно я узнала, что хозяева уезжают в Германию и берут меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

       Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Отомсти за маму и за меня. Твоя дочь Катя Сусанина.

Мое сердце верит: письмо дойдет.

Ведущий:

       Вскоре после освобождения белорусского города Лозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов… был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В этом конверте оказалось письмо белорусской Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

      Доведенная до отчаяния. Катя в день своего 15-летия решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью она написала письмо своему отцу.

Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть по адресу, но оно дошло до сердец советских людей. Письмо было опубликовано в газете «Комсомольская правда» 27 мая 1944 года.

Ведущий:

Опять война,

Опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться,

Правы

И убедительны слова…

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она,

Как сила, нам нужна…

Ведущий:

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, - где, не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте…

Не продали мальчики совести и чести.

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой,

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты

Волгу – в сорок первом,

Шпрею – в сорок пятом…

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Включается запись взрывов, на ее фоне солдат в землянке пишет письмо, проговаривая вслух:

                                                    Милая Тонечка!

     Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой, жаркий, смертельный, танк подбит. Кругом нас фашисты, весь день отбиваем атаку. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем. Но мы не боимся умереть за Родину.                          

      Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек. Он помнит обо мне, думает, любит.

Ты не плачь. На могилу мою, наверное, ты не придешь, да и будет ли она – могила-то?

                                                                    Александр Голиков.

                                                                      28 июня 1941 года.

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

Звучит запись песни «До свидания, мальчики». Старшеклассники в военной форме выходят, встают спиной к залу, в руках свечи и письма.

(Или Звучит «Адажио» Альбиони.) По очереди разворачиваются и читают письма:

А: Завтра я умру, мама. Ты прожила 50, а я лишь 24. Мне хочется жить, ведь я так мало сделала… Они издевались надо мной, но я ничего не сказала…

Б: Здравствуй, моя Варя! Нет, мы не встретимся с тобой. Из трех танкистов остался я один. Придет время, люди залечат раны, вырастят новые сады, новые песни будут петь.

В: У вас, оставшихся в живых, будет такая красивая жизнь, как цветы, яркая-яркая! А мне было 24 ( бросает письмо и гасит свечу).

Г: Не плачь, мама! Я смерти не боюсь. Ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось еще пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… (Бросает письмо и гасит свечу).

Д: В будущем году соберемся снова все вместе: и папа, и я, и ты с Ленусей, тогда будет о чем поговорить. Крепко-крепко целую вас, самых дорогих и любимых… Не пришлось, мне было всего 20. (Бросает письмо и гасит свечу).

Е: Сегодня по приказу наркома мне присвоено новое воинское звание. Можешь встречать  меня  теперь старшим лейтенантом… Мне было 20. (Бросает письмо и гасит свечу).

Ребенок (вбегает):

        Помогите мне! Спасите меня! Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил… (Падает).

Ведущий:

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев тому сейчас причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, попробуй, перечисли.

Не сочтешь. А впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В сердце, в песне, постучавшейся в окно.

Исполняется песня «На безымянной высоте». М. Матусовский,

 В. Баснер.

Ведущий:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

 Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

 Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

 Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

 Ты послушай святую минуту молчанья.

Минута молчания.

Ведущий:

 Не обожженные сороковыми,

Сердцами, вросшими в тишину, -

Конечно, мы смотрим глазами иными

На нашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

Ведущий:

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

 Конечно, мы смотрим иными глазами –

Такими же, полными слез.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - литературное представление «Они были молодыми» о Великой Отечественной войне

Внеклассное мероприятие посвящено участником Великой Отечественной войны. В подготовке музыкально-литературной композиции использован краеведческий материал....

Музыкально-поэтическая гостиная "Осенняя пора"

Музыкально-литературная гостиная "Осенняя пора" 1-6 классы...

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима»

Музыкально-поэтическая гостиная «Волшебница-Зима» (Памятные даты русского поэта А.Фета и композитора Г.Свиридова) 1-6 классы...

Литературная гостиная № 2 "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"

Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...

Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»

Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Музыкально-поэтическая гостиная «English Poetry-Music Party»

Коллеги,предлагаю вашему вниманию разработку мероприятия для недели иностранного языка.Ведущими могут быть обучающиеся старших классов или учителя английского языка.Яркое мероприятие приблизительно на...

Музыкально - поэтическая, хореографическая композиция "И музыка в душе моей звучала..."

Работа  посвящена жизни и творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена. В композиции звучат известные произведения Ф.Шопена, а также стихи М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, Н.В.Кукольни...