Логопедическая спартакиада "Ловкий грамотей"
методическая разработка (5 класс) на тему

Логопедический праздник, направленный на ликвидацию имеющихся пробелов в области фонетико-фонематических умений,закрепление фонетических знаний, на развитие дыхания и голоса, фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lovkiy_gramotey.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Верх – Ирменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида

      Ловкий грамотей

    (логопедическая спартакиада)

                                               Учитель-логопед  Бородина О.А.

                                             

                                   

 

        

В сценарии отражена взаимосвязь работы учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Актуальность занятия в том, что, активно воздействуя на учащихся  специфическими для каждого специалиста средствами, можно строить работу не обособленно, а дополняя и углубляя ее, реализуя межпредметные связи. Совместная коррекционно-педагогическая помощь направлена на формирование и развитие двигательных и речевых навыков учащихся.
Усилия учителя-логопеда направлены на ликвидацию имеющихся пробелов в области фонетико-фонематических умений, закрепление фонетических знаний, на развитие дыхания и голоса, фонематического слуха.
Усилия инструктора физкультуры направлены на формирование правильных двигательных умений и навыков, развитие общей моторики, координацию движений, ловкости.
   Учащимся спартакиада приносит много положительных эмоций, уверенность в себе, желание участвовать в коллективных мероприятиях.
Детям предлагаются 5 эстафет в чередовании с различными игровыми и музыкальными разминками.
Задания не превышают требований программы.

Ожидаемый результат:

  • Положительная динамика речевого, физического и общего развития учащихся, мотивация к занятиям.
  • Проявление заинтересованности, активности родителей в мероприятиях, проводимых в школе.

Задачи:

  • Образовательные 

Закрепить умения различать гласные 1-го и 2-го ряда, парные звонкие и глухие согласные, соотносить расположение частей букв в пространстве, осуществлять слоговой анализ слов, запоминать цепочки речевых звуков и слогов.

  • Развивающие

Способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Создать условия для развития умения действовать коллективно, самостоятельно.

  • Коррекционные

Развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.

 *    Воспитательные

Воспитывать у учащихся познавательный интерес, чувство коллективизма, доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности.
Создать благоприятный эмоциональный фон у учащихся  при  участии в спартакиаде, пробудить  желание активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в школе

Оборудование:

    Буквы С и О, разрезанные на шесть частей, 20 картинок, в названии которых по два и по три слога; 12 карточек с парными звонкими и глухими согласными; 20 лучиков с гласными буквами; таблицы для конкурса «Шифровальщики»; изображения деревьев; два резиновых мяча; две корзины ;;два комплекта мягкого оборудования; два гимнастических обруча; две скамейки; два мягких туннеля.  

                                        Ход занятия.

  1. Орг. Момент

- подготовка атрибутов для оформления зала;

- комплектование команд;

- подготовка эмблем для команд, грамот, медалей.

  1. Основная часть

Физрук. Дорогие участники и гости спартакиады!

В 2014 году в России, в г. Сочи, будут проходить Олимпийские игры – главные спортивные соревнования планеты. Но, чтобы попасть в олимпийскую сборную, необходимо многие годы усиленно тренироваться и иметь спортивный талант. Поэтому в Олимпийских играх принимают участие лишь единицы.

Логопед. Сегодня мы в нашей школе проводим игры здоровья, в которых стать чемпионом может каждый из вас. Ведь здоровье – это не отсутствие болезней. Это – использование всех потенциальных психических и физических резервов организма.

Веселый смех – это здоровье.

Физрук. Красивые глаза – это здоровье.

Логопед. Стройная фигура – это здоровье.

Физрук. Хорошая память – это здоровье.

Логопед. Светлый ум – это здоровье.

Физрук. Улыбка – это здоровье.

Логопед. Красивый, чистый голос – это тоже здоровье.

Физрук. Реакция, координация, гибкость – это все здоровье.

Логопед.. Спартакиада у нас сегодня, дорогие ребята и уважаемые взрослые, не простая, а логопедическая. Вы должны показать не только навыки физической подготовленности, но и умение производить звуковой анализ слов, различать звонкие и глухие согласные и т.д

Физрук. Сегодняшние участники спартакиады – команды учащихся 3 – его и 4 –х классов А судить состязания будут педагоги и медсестра.

Логопед. Команда «Здоровячок», команда «Молодцы-удальцы» под марш «Олимпиада, спорт, Москва» выходят на парад.
Мы открываем нашу спартакиаду музыкальным прологом. Пусть он воодушевит каждого из вас и даст духовные силы для победы над собой. Ибо девиз нашей спартакиады:
«Здоровым и грамотным должен быть каждый!».
Звучит фрагмент из песни «Марш смелых».Команды приветствуют друг друга.

Команда «Здоровячки» :

С витаминами мы дружим

И здоровыми растем

Никогда не унываем,

Очень весело живем.

Команде «Молодцы – удальцы» физкульт-привет!

Команда «Молодцы – удальцы»

Мы ребята боевые –

Любим мы сражаться.

И в сегодняшней игре

Будем соревноваться!

Команде «Здоровячки» физкульт-привет!

Физрук. Прежде чем начать наши соревнования, вспомним кодекс поведения.

Кодекс поведения

1. Поддерживать радостное настроение.
2. Не употреблять ругательств, неприличных намеков и жестов.
3. Уважать других, быть вежливым.
4. Не причинять боль и неудобство другому участнику.
5. Уметь слушать, не кричать, не выставлять себя напоказ.
6. Не обвинять, не осуждать.
7. Высказывать свое мнение.
8. Быть ответственным, не лгать.
9. Следовать общей цели.
10. Помогать друг другу.

Разминка под музыку.

Скачет лягушонок (хлопок в ладоши) –
Ква-ква-ква!
(Прыжки на месте.)
Плавает утенок
(хлопок в ладоши) –
Кря-кря-кря!
(Руки к груди и в стороны.)
Прыгает козленок
(хлопок в ладоши) –
Ме-ме-ме!
(Руки на поясе, наклон вперед.)
А за ним ягненок
(хлопок в ладоши) –
Бе-бе-бе!
(Приседание.)
Вот мы на зарядке
(хлопок в ладоши) –
Раз, два, три!
(Прыжки на месте.)
Все вокруг стараются
(хлопок в ладоши),
Спортом занимаются!
(Ходьба на месте.)

Логопед.

1. Эстафета «Собери букву»

По команде «марш!» первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу, кладет мяч в обруч, берет из него одну часть буквы С или О, разрезанные на 6 частей, и выкладывает на мольберте, берет мяч, бежит обратно, передает мяч следующему и т.д.

Физрук.

2. Эстафета «Солнышко»

По команде «марш!» первый с обручем в руках бежит до разметки, кладет на нее обруч и бежит обратно, передает эстафету касанием. Каждый следующий участник бежит к корзинам, в которых разложены 10 гласных, и выбирает: 1-я команда – гласные 1-го ряда, 2-я команда – гласные 2-го ряда. Берет лучик с гласным звуком и выкладывает к обручу.

Логопед.

Звуковая разминка.

Дети становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, опустив руки вдоль туловища, и повторяют хором подсказку:

Эй, ребята, не зевать!
Будем звуки повторять,
Будем звуки повторять,
Будем весело играть!

Руки так: А-А-А!

(Медленно поднимают обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой.)

И вот так: О-О-О!

(Постепенно опускают руки в исходное положение.)

Выше, выше: и-И-И!

(Поднимают обе руки перед собой вверх, ладошками вниз.)

Ниже, ниже: У-У-У! 

(Опускают руки вниз, в исходное положение.)

Руки так: Э-Э-Э!

(Соединяют обе руки перед собой, слегка округляя их в локтях, сцепив пальцы замочком, поднимают обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спинку.)

Вместе, вместе: И-И-И!

(Медленно опускают сцепленные руки вниз и слегка наклоняются вперед.)

Отдохнули: У-У-У!

(Расцепляют руки и опускают их в и.п.)

3. Эстафета «Найди парные согласные» 

По команде «марш!» первый перепрыгивает через мягкий бум, подлезает под препятствие, подбегает к корзине, в которой находятся 6 пар звонких и глухих согласных и 2 пары неправильных, выбирает нужную пару и выкладывает на мольберт, бежит обратно по прямой; эстафету передает касанием руки.
Проверка результатов выполнения.

Логопед. Слоговая разминка.

(Дети становятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, опустив руки вдоль туловища, и повторяют хором подсказку.)

Эй, ребята, не зевать!
Будем слоги повторять,
Будем слоги повторять,
Будем весело играть!

(Не спеша, хлопая на каждый слог в ладоши, вместе с педагогами повторяют.)

Хло-пай! Хло-пай! По-ско-рей!
Хло-пай! Хло-пай! Ве-се-лей!
А-а! А-а! А-а-а!
О-о! О-о! О-о-о!
У-у! У-у! У-у-у!
И-и! И-и! И-и-и!

(Подняв руки на уровень плеч ладошками к партнеру, в быстром темпе хлопают одновременно обеими ладошками по ладошкам партнера, произнося звуки в указанном порядке.)

Ау! Ау! У! У! У!
Ию! Ию! Ю! Ю! Ю
Оя!Оя! Я! Я! Я!
Эо! Эо! О! О! О!
Ой-да! Ой-да! Да! ДА! ДА!
Ух ты! Ух ты! Ты! ТЫ! ТЫ!

Физрук.

4. Эстафета «Слоговое дерево»

По команде «марш!» первый прыгает на гимнастическом мяче до обруча, кладет мяч в обруч, берет из корзины картинки: 1-я команда – с тремя слогами, 2-я команда – с двумя слогами – выкладывает на мольберт, обратно прыгает на мяче, передает мяч следующему.

5. Эстафета «Шифровальщики»

По команде «марш!» первый перепрыгивает через скамью с опорой на руки, пролезает в тоннель, бежит к мольберту с таблицей и дописывает 2 буквы в таблицу, чтобы получилось слово, бежит обратно по прямой, передает эстафету касанием.

Итоговое слово жюри. Награждение команд.

Приложение к эстафете «Шифровальщики»

Для детей        

А

А

А

...

А

...

...

А

...

...

А

...

        

О

О

О

...

О

...

...

О

...

...

О

...




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Специфика логопедической работы на уроках обучения грамоте детей с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.

В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отста­лостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. В тесно...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Презентация материала, используемого для логопедических занятий по обучению детей грамоте.

Знакомство детей с гласным звуком А и буквой А в игровой форме с использование ИКТ...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...