Правовой турнир "Я знаю!" (для учащихся 7-8 классов)
план-конспект занятия (8 класс)
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 - 8 классов, в рамках правовой недели в школе.
Цель: формирование правовой культуры подростков, изучение прав ребенка.Задачи : 1. В игровой форме проверить знания учащихся по правоведению и умение применять их на практике.
Воспитание уважения к правам и свободам человека, правовым нормам, институтам государства и гражданского общества.
Воспитание патриотизма, гражданственности, законопослушности у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoi_turnir.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»
ПРАВОВОЙ ТУРНИР
«Я знаю!»
(внеклассное мероприятие
для учащихся 7 — 8 классов)
Составила: Номоконова А.А.,
куратор учащихся 8 класса
Ведущие: Басова И.А.,
Номоконова А.А.
г. Биробиджан, 2014 г.
Цель: формирование правовой культуры подростков, изучение прав ребенка.
Задачи :
1. В игровой форме проверить знания учащихся по правоведению и умение применять их на практике.
- Воспитание уважения к правам и свободам человека, правовым нормам, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание патриотизма, гражданственности, законопослушности у учащихся.
Оборудование:
- Презентация «Правовой турнир».
- Карточки (сигналы) и жетоны для каждого участника.
- Распечатанные определения и термины для конкурса «Правовое лото».
- Распечатанный тест «Я знаю» для конкурса «Ловушка для подростков».
- Выставка лучших работ интеллектуальной викторины «Права человека».
Ход мероприятия
Ведущий 1: Дорогие участники правового турнира, мы приветствуем вас! Желаем удачи и новых знаний о правовой культуре.
Ведущий 2: Сегодня на турнире мы часто будем слышать слово - «ПРАВО», а знаете ли вы что такое право и в чем его отличие от морали?
(заслушивает ответы учащихся)
Ведущий 1: Право — это совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Тесная связь с государством - основное отличие права от морали.
Ведущий 2: Мораль – это система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.
Ведущий 1: Предлагаем первый конкурс нашего турнира - «Блиц-опрос».
Ведущий 2: Вам будут заданы вопросы, на которые необходимо будет ответить как можно быстрее использовав карточку, подняв ее вверх — это сигнал о том, что у вас есть ответ и вы готовы его озвучить. Будьте внимательны!
Ведущий 1: (зачитывает вопросы, а второй ведущий следит кто первым из участников поднимит карточку, чтобы ответить на поставленный вопрос — 15 мин.)
- Решение суда о виновности или невиновности подсудимого (Ответ: приговор).
- Мошенничество, обман, сомнительная сделка (Ответ: афера).
- Посредник в спорах не судебного характера (Ответ: арбитр).
- Крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз и насилия (Ответ: рэкет).
- В Западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела (Ответ: детектив).
- Место, где происходят конспиративные встречи (Ответ: явка).
- Морской разбойник, флибустьер (Ответ: пират).
- Лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права (Ответ: истец).
- Кем по профессии и образованию был главный противник Шерлока Холмса? (Ответ: профессор математики Мариарти).
- Назовите адрес Шерлока Холмса (Ответ: Бейкер-стрит, 221б, Лондон).
- Кем был доктор Ватсон до встречи с Шерлоком Холмсом? (Ответ: отставным врачом).
- Любимая фраза Шерлока Холмса? (Ответ: это же элементарно, Ватсон!).
- На каком инструменте играл Шерлок Холмс? (Ответ: на скрипке).
Ведущий 2: Молодцы! А теперь мы бы хотели узнать как вы помните сказки и не просто помните, а можете при помощи знаний, полученных на уроках истории и обществознания выяснить какие права героев нарушены в том или ином произведении. Итак, вперед по тропинкам любимых сказок!
Ведущий 1: Предлагаем второй конкурс «Литературно-правовой», в котором вам необходимо ответить на 8 вопросов. (Участники турнира работают с презентацией слайд № - № в течении 10 мин)
1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Ответ: «Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Ответ: три поросенка, зайка из русской сказки «Ледяная избушка»).
3. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? (Ответ: «Лягушка-путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»).
4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (Ответ: «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
5. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Ответ: Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»).
6.Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Ответ: Бременские музыканты, Семь гномов).
7. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (Ответ: «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
8. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Ответ: Золушка).
Ведущий 1: В современном мире очень много терминов, связанных с правовой культурой. Многие понятны только после того как заглянешь в словарь или воспользуешься Интернет-ресурсами.
Ведущий 2: Некоторым терминам дают определения учителя и учебники по истории и обществознанию.
Ведущий 1: Вот сейчас мы узнаем как вы знаете правовые термины. Предлагаем следующий конкурс «Правовое лото», в котором надо будет соединить термин с его объяснением. (Участники турнира работают с распечатками — 10 мин.)
1.Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (Эмансипация).
2. Выбор на лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления (Присяжный заседатель).
3. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
5. Правила, которые оценивают человеческое поведение с точки зрения добра и зла (Мораль).
6.Всеобщее голосование по какому-либо вопросу, решения которого имеют обязательную силу (Референдум).
7. Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности (Гражданство).
8.Терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции ( Толерантность).
Ведущий 2: Профессий в мире очень много. И все они разные, и все они очень важные и все они интересные.
Ведущий 1: С миром профессий мы уже с вами знакомились на кураторском часе «Радуга профессий», на котором дали характеристику многим профессиям, но вот об одной профессии без которой не возможно раскрыть преступление мы не говорили.
Ведущий 2: Об этой профессии вы много знаете из фильмов, рассказов, мультфильмов. И это профессия — сыщик!
Ведущий 1: Сыщиков много и каждый из них отличается характером, манерой одеваться. Каждый из них имеет хобби, свою манеру ведения расследований.
Ведущий 2: Предлагаем вам узнать сыщиков по словесному портрету в конкурсе «Словесный портрет знаменитых сыщиков» (ведущий зачитывает описание сыщиков, участники слушают и отвечают — 6 мин).
А: «Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов» (Ответ: Эркюль Пуаро).
Б:«Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Хобби – музыцирование» (Ответ: Шерлок Холмс).
Ведущий 1: А еще мы для вас подготовили ловушки. Предлагаем конкурс «Ловушки для подростков», в котором вы должны ответить на вопросы теста «Я знаю» (Участник выполняют тест — 6 мин):
Тест «Я знаю»
1. Что такое наркотики?
- лекарства;
- вещества, поражающие нервную систему человека; (+)
- яд.
2. С какого возраста наступает ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков?
- с 14 лет;
- с 16 лет; (+)
- с 18 лет.
3. На какое время может быть задержан несовершеннолетний при подозрении, что он совершил уголовное преступление?
- на 24 часа; (+)
- на 72 часа;
- на четверо суток.
4. Каким документом несовершеннолетний может подтвердить свою личность?
- паспортом; (+)
- справкой из школы;
- свидетельством о рождении;
- страховым полисом;
- распиской друга.
5. На какое время могут задержать несовершеннолетнего сотрудники органов правопорядка для установления его личности?
- на 1 час;
- не более 3 часов; (+)
- на сутки;
- на трое суток.
6. Адвокат – это…
- юрист, который может оказать профессиональную правовую помощь гражданам и организациям; (+)
- юрист, который выносит приговор;
- юрист, который следит за исполнением приговора.
Ведущий 2:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Ведущий 1:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
Ведущий 2:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
Ведущий 1: Наступает торжественный момент, когда мы объявим победителя правового турнира. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и мы надеемся, что эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
Ведущий 2: В заключении нашего турнира хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
(Подведение итогов. Награждение победителей интеллектуальной викторины «Права человека»)
Ведущий 1: Вот и закончилась наша игра. Спасибо всем участникам турнира и до новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интеллектуальная викторина «Права человека»
для учащихся 7 - 8 класса и их родителей
(проводится за неделю до мероприятия)
Уважаемые родители! Дорогие мои ученики! Прошу вас принять участие в интеллектуальной викторине «Права человека», которая состоит из трех частей (А,В,С). К каждой части приложен лист ответов, в которые вы внесете ответы на вопросы.
Ответы на вопросы викторины принимаются до 13 марта.
По результатам викторины будут выявлены победители и награждены дипломами 1,2 степени. Желаю удачи!
С уважением Анна Александровна.
Часть А: «Проверим знания» по теме Конституционное право.
ЛИСТ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЧАСТИ А:
Вопрос | Ответ |
1.Когда была принята действующая Конституция Российской Федерации? | |
2. Сколько раз подряд одно и тоже лицо может избираться Президентом Российской Федерации? | |
3.Какая форма правления закреплена в Российской Федерации? | |
4. Кем утверждается военная доктрина Российской Федерации? | |
5. Как называется российский парламент? | |
6. С какого возраста гражданин России может быть президентом? | |
7. Сколько субъектов федерации в Российской Федерации? | |
8. Что означает понятие суверенитет? | |
9. Кто формирует и возглавляет Совет безопасности России? | |
10.Какое количество представителей в Совете Федерации и депутатов в Государственной Думе? |
Часть В: «Покажем знания» по теме Гражданское право.
ЛИСТ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЧАСТИ В:
Тексты заданий | Ответ |
1. 9-летний Сережа сочинил стихотворение и хотел послать его в детский журнал. Но старший брат Дима сказал: «Напрасно посылаешь. Ты несовершеннолетний, не можешь быть автором, и поэтому твое стихотворение не напечатают». Прав ли Дима? | |
2. Григорий А., 16 лет, работал на заводе и получал минимальную зарплату , которая составляла 4500 рублей. Он купил у товарища компьютер за 18000 рублей в рассрочку на 4 месяца. Родители Григория обратились в суд с требованием признать сделку недействительной, так как она лишает Григория средств к существованию на 4 месяца. Какое решение должен вынести суд? | |
3.Двоюродный брат Марины подарил ей в день свадьбы свой цветной телевизор стоимостью 4500рублей, не оформив договора дарения в письменной форме. Но через год, ссылаясь на материальные затруднения , попросил вернуть подарок. Какое решение вынес бы суд, если ему пришлось рассматривать иск о возврате подарка? | |
4. Трое ребят нашли на пустынной дороге коробку, выпавшую из кузова грузовика. В коробке оказались детские игрушки. «Отнесем их в детский сад и подарим детям», - решили друзья. Оцените их поступок с точки зрения морали и права. | |
5.Собираясь переехать в другой город , бабушка подарила десятилетней внучке дом. Кто-то уговорил девочку обменять дом на красивую куклу. Девочка согласилась на обмен, потому что ей очень понравилась кукла, а дом был не нужен. Признает ли гражданское право такой обмен действительным? | |
6.После смерти К. открылось наследство, включающее квартиру и машину. Завещание К. не оставила. У К. был муж, совершеннолетние сын и дочь, а также несовершеннолетняя племянница, находившаяся на иждивении. Кто будет являться наследниками К.? | |
7.Как называется способность лица иметь права и нести обязанности? | |
8.Какие отношения регулирует гражданское право? | |
9.Как называется способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности? |
Часть С: «Мы знаем все» по различным отраслям права
- Обязательное правило поведения, выраженное в государственных актах, охраняемое государством, называется…
- Обязательным условием трудовых правоотношений является заключение...
- Кто является участником гражданского процесса?
- Какие правоотношения характеризует процесс усыновления ребенка?
- Правила поведения, которые возникают на основе представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, называются…
- Совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений называется…
- Кто является гарантом Конституции Российской Федерации?
- Как называется созданный государственными органами официальный документ, содержащий норму права?
- Назовите основных участников уголовного процесса?
- Нормы какого права нарушил ученик, сообщив заведомо ложную информацию о готовящемся теракте?
- С какого возраста гражданин Российской федерации может быть избран депутатом Государственной Думы?
- Как называется вошедшее в привычку народа правило, которому государство придает общеобязательное значение.
- Кем становится обвиняемый после передачи уголовного дела в суд?
- Как называются преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые государственной властью?
- Как называется форма правления российской Федерации?
- Как называется отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан?
- Кем является лицо, которому преступлением был причинен вред?
- Чем является Россия по признаку территориально-государственного устройства?
- Для какой избирательной системы характерно выдвижение кандидатов только политическими партиями?
- Нормами чего являются правила поведения, установленные государством?
- Как называется институт права, направленный на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов?
- Назовите отрасль права, которая определяет преступность и наказуемость деяний
- С какого возраста к гражданам Российской Федерации применяется административная ответственность?
- Нормы какой отрасли права регулируют отношения между работником и работодателем?
- Как называется поведение человека, не соответствующее любой из социальных норм?
- Какой срок давности имеют военные преступления и преступления против человечества в соответствии с нормами международного права?
- Назовите юридическую ответственность, установленную в трудовом праве?
- Понятие «грабеж» иллюстрирует нарушение какого кодекса?
- Какая отрасль права регулирует отношения , связанные с браком и кровно - родственные отношения?
- В каком государственном документе закреплены права и свободы человека и гражданина в России?
ЛИСТ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЧАСТИ С:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Литература:
- Н.Ф.Ромашина Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-9классы. М, Глобус, 2008г.
- Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое пректирование, изучение гуманитарного права Метод. пособие\сост. Г.В. Дмитронко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова.- М. Глобус, 2006г.
- Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя- Мир…» 5-8 классы. В помощь учителю. Сборник/И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз,
В.Ю. Выборнова и др.- М. 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов
Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Турнир смекалистых (для учащихся 5-6 классов)
Проведение недели математики давно стало хорошей традицией в общеобразовательной школе. Цель недели математики – повысить интерес учащихся к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции...
Правовой турнир "Страна правовых знаний"
Ориентирован на детей среднего школьного возраста....
Внеклассная работа "Турнир Знатоков" среди учащихся 6-х классов
Внеклассная работа...
7-9 класс Мероприятие "Правовой турнир"/ Турнир знатоков права
Мероприятие проводится в рамках правового воспитания школьников....
Игра-викторина «Правовой турнир» (Неделя правовых знаний)
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.Задачи:способствовать формированию с...