Правовой турнир "Страна правовых знаний"
план-конспект занятия по праву на тему

Антонова Юлия Алексеевна

Ориентирован на детей среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoy_turnir.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский (подростковый) центр»

администрации муниципального образования Киреевский район

КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

ПРАВОВОЙ ТУРНИР

«СТРАНА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»

Антонова Юлия Алексеевна,

педагог доп. образования

2013 год

Тема: правовой турнир «Страна правовых знаний»

Цель: пропаганда конституционных ценностей, актуализация интереса к действующей Конституции РФ, популяризация правовых знаний в правовом демократическом государстве.

Задачи:

  • Формирование правового сознания, правой культуры детей, активной гражданской позиции подростков. 
  • Способствование сплочению детей путем групповой работы в команде;
  • Совершенствование работы по правовому воспитанию;
  • Реализация творческого потенциала детей;
  • Формирование правовой грамотности подрастающего поколения;
  • Формирование правовой компетентности гражданина;
  • Социализация личности подростка.

Форма проведения: правовой турнир

Время проведения: 12 апреля 2013 года

Место проведения: подростковый клуб «Алые паруса»

Участники: 24 человека, 13-15 лет

Оформление:надпись «Страна правовых знаний», плакат «Гимн РФ»,  флаг РФ

Музыкальное оформление: музыка природы, фонограмма «Звезда России».

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация «История становления права в России», презентация «Роль права в обществе», «Эрудит-кроссворд», карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: мероприятию предшествовала заочная викторина по правам человека, детям из подростковых клубов заранее сообщается домашнее задание: придумать название команде, девиз, выбрать капитана; изготовление карточек с заданиями, подготовка сценки «Истоки права», мини сценок.

Ожидаемые результаты: повышение информированности детей о правах человека, ребенка, совершенствование навыков коллективной работы при выполнении заданий; Формирование правовой грамотности и компетентности подростка; повышение правого сознания подростка и его гражданской активности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сценка «Истоки права»

(музыка природы)

Три охотника приносят маленького рогатого мамонта в 4-х тапочках, шубе и противогазе (или с гофрированной трубой от старого пылесоса в качестве хобота), ворча, выхватывая друг у друга, толкаясь и почёсываясь.

ТАРОМ - ДАРОМ: Моя добыча, я за ним гнался и первым поймал.

ПОКО - МОКО: Нее, моя! Мой нюх сделал дело!

БУКИ-ВЕДИ: Тихо, вождь идет!

(Входит Вождь с каменным топором).

Вождь: О, БОГИ, что я вижу! (осматривает мамонта, радуясь и потирая руки) Ужин! Не велик зверь и какой-то не стандартный, а делить будем согласно обычаю, по справедливости и согласно вкладу каждого в общее дело.

ТАРОМ - ДАРОМ: (ворчит под нос) Знаем мы вашу справедливость!

ВОЖДЬ: (даёт ему подзатыльник) Ты, доблестный ПОКО - МОКО - Длинный Нос, за то, что первым учуял добычу (и когда, наконец, мы собак приручим?), получаешь хобот!

(Замахивается топором, мамонт испуганно протягивает ему хобот. Вождь величественно отдаёт ПОКО - МОКО противогаз с «мамонта»).

ВОЖДЬ: Ты, ТАРОМ - ДАРОМ, - Быстрые Ноги, за то, что догнал и перегнал зверя, получаешь копыта! Учись подковывать заранее!

(вождь замахивается топором, но мамонт сам снимает тапочки и отдаёт вождю).

БУКИ – ВЕДИ: А мне?

ВОЖДЬ: А ты, БУКИ - ВЕДИ, Следопыт - не бывающий Дома, за то, что читать умеешь следы, получаешь...(думает) получаешь, во! - уши получаешь!

(вождь замахивается топором, мамонт сам отдаёт их. Вождь пытается вручить ему уши. Но БУКИ - ВЕДИ отмахивается, кричит «не надо мне уши!».Мне бы шкурку…

(вождь ворчит, но вытряхивает «зверя» из шубы, подаёт охотнику. Тот, красуясь, примеряет, «ах, какая прелесть!».

Играет музыка палок, барабанов.

ВОЖДЬ: А мне согласно обычаям, достается тушка!

 (поднимает руку кверху...все замолкают).

МАМОНТ: А ведь так можно и живота лишиться! Не успели порешить, а уже делят!

(Вскакивает и убегает. Охотники за ним).

ВОЖДЬ: Вернись, куда, это ж моя доля! Ох, тяжела ты, доля ВОЖДЯ!

(Вождь удаляется. Звучит насмешливая музыка).

Ведущий 1.

Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2.

Здравствуйте, уважаемые гости!

В1: Не зря мы нашу сегодняшнюю встречу начали со сценки, которая в переводе с древнекаменного на современногородской сленг  звучала бы возможно, так: «Законы в каменном веке». Мы попробовали приподнять покрывало истории и понять, откуда и когда появись первые задатки возникновения права.

В2: Оказывается, что в давние доисторические времена, первобытные люди руководствовались обычаями и традициями. Чтобы выжить, человек должен был разумно распределить добычу.

Это можно было узаконить только силой! Значит право, как и прочие достижения человечества, возникли в связи с необходимостью. Право получило свое название с латинского слова «justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело.

В1: Сегодня мы собрались с вами на правовой турнир «Страна правовых знаний». Мы проверим насколько хорошо вы знакомы с данной темой, знаете ли свои права и обязанности. Но для начала я представлю членов нашего жюри.

1.

2.

3.

В2: А теперь познакомимся с вами, участники сегодняшнего турнира. Вам давалось задание придумать название своей команде, выбрать капитана и подготовить девиз. Начнем! Первое слово для представления капитану команды__________________________________

(представление команд)

В1: Начнем мы наш турнир с презентации «История становления права в России».

(Презентация с текстом)

В2: Вы познакомились с историей возникновения права. А теперь назовите основные документы, где изложены права граждан, их свободы? (в Конституции, Декларации, Конвенции)

В1: Хорошо! Ну а теперь я озвучу задание первого этапа, который называется Знатоки.

Вам предстоит закончить предложения из статей, изложенных в Конституции РФ. Время выполнения задания 5 минут, максимум, что вы можете заработать 10 баллов.

1 ЭТАП - ЗНАТОКИ

Задание к этапу на листах:

1.   Статья 2. Человек, его права и свободы являются ... (высшей ценностью)

2.   Статья 19. Все равны перед законом и ....        (судом)

3.   Статья 21. Достоинство личности охраняется ....              (Государством)

4.   Статья 22. Каждый имеет право на свободу и ....    (личную неприкосновенность)

5.   Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту....             (своей чести и доброго имени)

6.   Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и ....    (слова)

7.   Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и ...    (медицинскую помощь)

8.   Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и ... (свобод)

9. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к ....        (природным богатствам)

10. Статья 118. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только ...   (судом)

В1: Время истекло, просим сдать листочки с ответами жюри. А пока будет производиться подсчет балов, для вас выступит______________________________________________

(выступление)

В2: Следующим этапом сегодняшнего турнира будет блиц-опрос. Задача заключается в быстром ответе участника с места. Ответы принимаются только с поднятой руки. За правильный, точный ответ начисляется 1 балл. А членов жюри попросим помочь в выборе первого, поднявшего руку и желающего дать ответ.

2 ЭТАП - БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНСТИТУЦИЯ РФ»

Вопросы:

1. Что имеет высшую юридическую силу? (Конституция Российской Федерации)

2. Сколько разделов и глав в Конституции Российской Федерации?    (два раздела и девять глав)

3. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации?      (многонациональный народ).

4. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?   (Президент)

5. Что подлежит официальному опубликованию? (Законы)

6. Кто имеет привилегии перед законом и судом? (все равны перед законом и судом)

7. Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ?  (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников)

8. С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет).

9. Что, по Конституции Российской Федерации, является высшей ценностью.

(человек, его права и свобода).

10. С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ? (основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения)

В1: На этом наши вопросы окончились, жюри подводит итоги, а вы, участники, немного отдохните. Для вас снова номер художественной самодеятельности.

В2: Встречаем пару ансамбля бального танца «Современник».

В1: В нашем государстве существуют нормативные документы, в которых четко отражены  права для ребенка. Вы, конечно же, должны их знать! А сейчас я приглашу ребят, которые уж точно знают свои права!

(выступления ребят со стихотворениями)

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуюсь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободны жить под  солнцем и луной

И восхищаться красотой зеленой.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет конституция, закон.

Перед законом, совестью равны,

Живут народы ни одной страны.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь морально люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

К ребенку нельзя относиться небрежно,

А только с любовью, заботой и нежно.

Ребенка нельзя как товар продавать

И от учебы его отрывать.

Права ребенка надо знать

Не только знать, но соблюдать

И всем ребятам надо знать,

Тогда была бы благодать.

В2: Вот такие вот у ребенка права. Хотя как вы знаете, это только некоторые из них. А теперь следующий этап нашей программы. Подросток и права! Вашему вниманию будут показаны миниатюры из жизни детей по очереди для каждой команды. А ваша задача размыслить над ситуацией и дают свою оценку поведению героев. Оценивается полнота ответа с доказательствами. За выполнение задания дается 5 баллов. Если будут дополнения у команд-соперниц, это может им принести 0,5 балла.

Итак, первая миниатюра для команды__________________

3 ЭТАП - ПОДРОСТОК И ПРАВА!

    Мама. Сынок, ты куда собрался?

      Сын. На каток!

      Мама. Да ты что, ты же еще за пианино не садился!

      Сын. Мам, мне так эта музыка надоела.

      Мама. Ничего не поделаешь! Марш за инструмент!

(право на отдых и досуг)

В1: Вы увидели первую сценку. Кто, по-вашему, прав? Было ли нарушение прав ребенка? Ответ обоснуйте.

       Мама. Милая, тебе пора спать. Уже десять часов, а завтра понедельник, опять с трудом вставать будешь.

       Дочь. Я еще не дослушала кассету, мне ее завтра надо отдавать Мишке. Я очень хочу ее дослушать!

(право на свободу выбора или право свободно выражать свои взгляды)

В1: Итак, что можно сказать, увидев данную сценку? Вам слово! Кто не прав в данной ситуации?

Дочь. (что-то ищет) Мам, где такая синяя тетрадочка? (находит на столе на кухни) как она оказалась на кухне? Мама! Ты что брала эту тетрадь? Это же мой дневник!

Мама. Да, я его вымела из под дивана и полюбопытствовала (возмущенно). И тут прочла кое-что интересное. Как ты такое можешь писать?!

Дочь. Ну, какое тебе дело? Есть разница между школьным и личным дневником ты не имеешь права читать мой личный дневник!

(право на личную жизнь, тайну переписки)

В1: Ваш ответ, команда ________________________ Чьи права нарушены?

       Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

       Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми.

(ребенок, конечно, не прав, у него есть и обязанности)

В1: Что вы можете сказать по данной ситуации?  Нарушено ли право ребенка?

Мама: Сходи в булочную за хлебом!

Дочь: Не имеешь право эксплуатировать ребенка!

Папа: Ну, посуду ты хоть вымой!

Дочь:

(ребенок, конечно, не прав, у него есть и обязанности)

В1: И последней отвечает команда____________________________ Ваше мнение!

В1: Молодцы! Справились с заданием! Ответы были полными, аргументированными.

  И какой получился вывод,  что у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются  права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А оказывается, мы это делаем не всегда, что нам только что и  продемонстрировали ребята.

 Даем несколько минут жюри для подсчета баллов. Приглашаем для выступления ______________________________________________

В2: Следующий конкурс для капитанов по теме «Становление права в России». Вы в начале турнира просмотрели презентацию, и теперь для вас прозвучат по вопросу, на подготовку ответа дается 2 минуты. Максимально вы можете заработать за ответ – 5баллов.

        

4 ЭТАП - КОНКУРС КАПИТАНОВ

(ответы на вопросы)

1. Что такое вече? Главные задачи.

2. Содержание свода законов «Русская правда».

3. Кем был введен судебник в 1550 году? Основные его положения.

4. Какой законодательный акт был разработан С. Витте? Какие права и свободы представлял?

В1: Итак команды, вы можете изменить свой счет с помощью предстоящего блиц-опроса по теме «Конвенция о правах ребенка». За быстрый и правильный ответ, только с поднятой руки вы получаете 1 балл.

5 ЭТАП - БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»

1.          На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2.          В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3.          В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4.          Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5.          Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6.          Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7.          С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8.      На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения

9.        В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

10.        Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

В1: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги блиц-опроса, для вас выступит Н. Конова с песней «Звезда России».

В2: А теперь вашему вниманию презентация о роли права в обществе. Будьте внимательнее и ответьте на вопросы.

6 ЭТАП – РОЛЬ ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ

(презентация с вопросами)

В1: Пришло время нашего последнего заключительного этапа эрудит-кроссворда.

По очереди отвечаем на вопросы и получаем по 1 баллу за ответ. В случае отсутствия ответа право передается командам-соперницам, за который они могут получить 0,5 балла.

7 ЭТАП - ЭРУДИТ-КРОССВОРД

(презентация)

Вопросы:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

1. Законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права       определенной области общественных отношений - КОДЕКС

2. Предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) - ПРЕСТУПЛЕНИЕ

3. Отсутствие каких-либо ограничений в чем-либо - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

4. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности нахождения обвиняемого или подозреваемого в момент совершения преступления как доказательство его невиновности - АЛИБИ

5. Возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению - ВЛАСТЬ

6. Международный договор, имеющий обязательную силу для стран, его подписавших - КОНВЕНЦИЯ  

7. Соглашение двух и более сторон, направленное на установление, изменение или

прекращение гражданских прав и обязанностей. Вид сделки - ДОГОВОР

ПО ВЕРТИКАЛИ

1. Деятельность судов, направленная на укрепление законности и порядка -      ПРАВОСУДИЕ

2. Это документ, в котором закрепляются общеобязательные, строгие по содержанию и

обеспеченные государством юридические нормы - ЗАКОН  

3. Международный договор, не имеющий обязательной силы - ДЕКЛАРАЦИЯ     (провозглашение)

4. Свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения - УСТАВ

5. Способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать

для себя обязанности - ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

6. Непричастность к преступлению - НЕВИНОВНОСТЬ

7. Грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества - ХУЛИГАНСТВО

8. Побуждение, побудительная причина, повод для действий или бездействия - МОТИВ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "От правового знания - к правовой компетентности"

Проект раскрывает систему создания правовой школьной службы....

Правовое просвещение. Единый День правовых знаний

Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...

Правовой час "Правовая ответственность, обязанности несовершеннолетних"

Цель: развитие правовой культуры школьников, способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.Задачи: 1. Знакомство уча...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

14, 21, 23 10. Т3. Правовые основы. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

1. Составьте конспект по главе 4,стр. 44 - 642. Перечислите признаки предпринимательской деятельности.3. Опираясь на текст главы, начертите схему "Источники предпринимательского права в РФ"...