Урок русского языка в 5 классе
материал по теме

Иванишина Нина Федоровна

сценарий для интересного урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya_v_5_kl.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА  В 5 КЛАССЕ

ТЕМА: Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство, Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении  и грамматических признаках.

ЦЕЛЬ:

  1. Общеобразовательная:

-формирование определения языковых признаков на основе анализа морфемной модели;

        - обобщение знаний о морфемах;

        - обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

        - совершенствование навыка морфемного разбора слова.

2. Развивающие:

        - помочь учащимся осознать взаимосвязь морфемики и орфографии, сформировать умение устанавливать взаимосвязи языковых явлений, сравнивать, обобщать, сопоставлять;

        - формирование навыков монологической устной речи научного стиля, логического мышления.

3. Воспитательные:

        - воспитание культуры поведения.

ХОД  УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя.

        Все на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичей или бревен, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала» - «кирпичиков» - морфем. И наша цель на уроке – подробно исследовать те самые «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово.

        Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по стране «Морфемика».

-А кто мне скажет, что такое морфемика? (Раздел лингвистики, в котором изучаются морфемы, называется Морфемикой).

II. «Мозговой штурм».

        Но сначала надо проверить свои знания, чтобы не заблудиться в «Морфемике». Проведем «мозговой штурм» и решим несколько шарад.

1. Шарады (слайд №1):

А) Корень мой находится в ЦЕНЕ,

        В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

        Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

        Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)

Б) Корень тот же, что в слове СКАЗКА, суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК, приставка та же, что в слове РАСХОД (рассказчик)

В) Корень – из слова ПРИВЕТСТВИЕ, приставка – из слова ОТЛИЧНИК, суффиксы взяты из слов МУЖЕСТВО, ОТКРОВЕННЫЙ, СМЕЛОСТЬ (ответственность)

2. Кроссворд.

А сейчас решим кроссворд, чтобы проверить знания по теме «Однокоренные слова» (слайд №2):

1. Жилое здание

2.Маленький дом.

3.Слово с уменьшительно- пренебрежительным оттенком, образованное от слова дом.

4.Очень большой дом.

д

о

м

1.Учитель: С течением времени морфемный состав может меняться. А помогает нам узнать историю слов наука – этимология. Этимологический анализ раскрывает нам очень интересные и полезные знания.

Давайте послушаем историю  об однокоренных словах капитан и капуста.

А знаете ли вы, что общего между словами капитан и капуста?

 Если не считать их принадлежности к имени существительному, то между ними нет ничего общего. Но это не так. Данные этимологии говорят, что совпадение корня – КАП-  в словах капитан и капуста не случайно, они состоят в родстве.

Капитан пришло к нам в древнерусскую эпоху саpitaneus-“главный», производное от лат саput- «голова» - глава, вождь.

Капуста пришло из праславянского языка-kaputium-кочан - головка капусты.

Путешествие в страну «Морфемика».

2.Учитель:

Мы проверили себя. Можем отправляться в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают новые испытания. А вот и первая остановка – я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов . Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту. –О какой морфеме идет речь?

«Столица Корень» (слайд №3)

Выходит ученик, в руках у которого «кирпичик» - морфема «КОРЕНЬ», он читает стихотворение:

Корень слова – главная, значимая часть,

Родственные связи Корню дарит власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова

 (ученик прикрепляет «кирпичик» - морфему на доску рядом с темой урока, садится на место)

Учитель:

Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.

(слова на слайде №3):

Род-ник, Род-ина, род-ить, народ, род-ня, род-инка, род-итель, род-ной

(учащиеся отвечают)

Учитель:

        А вот как об этом размышлял лесник из произведения К.Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льется-течет через … всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник правильно подсказал: у всех этих слов есть общий объединяющий смысл, общая часть – корень – род-.

        2. Учитель:

        Мы можем продолжить наше путешествие. А вот и вторая остановка -

«Приставочная гора» (слайд №4).

        Выходит 2-й ученик, в руках у него «кирпичик» -морфема «ПРИСТАВКА», он читает стихотворение:

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка.

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним (ученик прикрепляет «кирпичик»-морфему  перед «корнем», садится на место)

Учитель:

Выпишите слова с приставкой ПО- (слова на слайде №4):

Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать (учащиеся  записывают в тетрадь слова   ПОДОИТЬ и ПОДЕРЖАТЬ, ПОДОРОЖНИК, называют выписанные слова учителю).

3.Учитель:

Вы справились с заданием, мы можем продолжить путешествие.

Следующая остановка – «Суффиксальное поле».

Выходит ученик с «кирпичиком» - морфемой «СУФФИКС», читает стих:

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.

(ученик прикрепляет свой «кирпичик» - морфему  после «корня», садится на место)

Учитель:

Вот беда: на пути к «Суффиксальному полю» разрушился овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, а по другую – слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться, и сказать, какое значение вносит суффикс в слово (слайд №5):

-к-                                                река, путь, рука, диван, заяц, лететь,

-ик-                                        читать, лесной, паркет

-онк-

-ник-

-чик-

-тель-

-еньк-

-ищ-

(дети отвечают устно, 3-4 слова записывают в тетрадь)

4. Учитель:

И с этим заданием вы справились, молодцы! Путешествие свое мы можем продолжить.

Выходит ученик с двумя «кирпичиками» - морфемами «ОКОНЧАНИЕ» и «ОСНОВА», читает стих:

Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

(ученик прикрепляет «кирпичик» - морфему  после «суффикса», прикрепляет «основу» на нужное место, садится)

Учитель (слайд №6):

Выпишите слова с одинаковым окончанием (слова на слайде):

Дом-ов, коров, стол-ов, голов,  степ-ей, ноч-ей, юнош-ей

Давайте проверим (слайд №7)

III. Объяснение нового материала.

        Очень многое о слове можна узнать по морфемной модели, в которой указываются все значимые части слова, кроме корня.

-оват - ую   рассказывет, что за ней скриты имена прилагательные  со значением  «немного» единственное  число, ж.р. винительный падеж.

Кисловатую, горьковатую

-ист – ами- сущ. м. р. велосипедистами, хоккеистами- мн. ч. тв. п

-----ист-к- ой – сущ ж.р. 1 скл.- велосипедисткой, волейболисткой ед. ч тв. п

За каждой моделью скрыто большое количество слов.

КОРЕНЬ - общая часть всех родственных слов: лес, лесок, лесник, лесной.

IV. Закрепление изученного материала. (Слайд 6)Прочитайте, что объединяет эти слова ? - (суффикс). Запишите приемом поморфемного письма, то есть  разделяя черточками.

        

1.----чик-                                 -батон-

                                                -вагон-

                                                -карман-

                                                -лимон-

                                                -диван-

                                                -графин-

                                               -кувшин-

Корневая  морфема  заключает в себе общее значение родственных слов.

(Слайд 7). 

1.Проговорите  скороговорки. Докажите, что родственные слова имеют общность в лексическом значении.

Ткет ткач ткани на ткацком станке Тани. 2.Прилунился лунолет, в лунолете - луноход.3. Скороходы скоро ходят, скороварки им подходяят. 5 Варвара варенье варила, да  не выварила.

2. Выпишите слово с оглушением. ( луноход(т))

V.Комплексный анализ текста.

Учитель:

        Вы справились со всеми заданиями! Наше небольшое путешествие по стране «Морфемика» закончилось.

        Как вы думаете, зачем мы изучаем морфемы и морфемику? (дети высказывают свое мнение)

Значение морфем нужно учитывать:

1.при морфемном разборе  слов;

2. при выборе  правильного написания морфем;

3.при определении частей речи.

Учитель:

        Я согласна с вами. Более двух третьих орфографических правил опирается на умение анализировать слово по составу, выделять морфемы, т.е. морфемика помогает научиться грамотно  писать. Вот сейчас мы и закрепим  наши знания на практике (слайд №8).

1. Прочтите текст:

                Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог…  мален(?)кую  д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами. Это была доч(?)ка  л…сника. Она с…бирала² (в)к…рзинку еловые шишки.

                У девоч(?)ки были з…леноватые гл…за и (в)них отражался огонь осиновых лист(?)ев4.

                Она пр…водила охотника (до)избушки л…сника.

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания и графически объясните их (на работу – 10 мин.; четыре ученика работают у доски самостоятельно: морфемный разбор слова, синтаксический разбор предложения) Давайте проверим (слайд №9)

А) разбор по составу: зеленоватые указать морфемную модель.

Б) транскрипция слова огонь (         гон*), фонетический разбор.

В) синтакстчекий разбор последнего предложения.

2.Проверим, как справились с заданием те, кто работал у доски самостоятельно (проверка)

3. Докажите, что это текст.

4. Укажите средства связи предложений.

5. Озаглавьте текст.

6. Укажите формы одного и того же слова.

7. Назовите слова  с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какой  частью речи они являются?

8. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?

            Учитель: А  знаете ли вы, что…

        1.  Такое слово как задира  и ссора однокоренные?

        Корень задор - запальчивое,  вызывающее поведение. Драка-ссора,   сопровождаемая взаимными побоями. Это однокоренные слова происходят от  – драть-

А среди вас  есть задиры?

-Да.

Вы уже пятиклассники  и должны быть дисциплинированными. Очень важно быть воспитанными и уметь себя вести в обществе.

 2.Родня ли Гусеница Гусю? Шуточное стихотворение.

– Вы кто такие?
– Я гусь, это гусыня, это наши гусята
– А ты кто?
– А я ваша тетка – гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница (личинка бабочки)

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
- Петя возразил:

– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

– Вы согласны с Петей? Почему?

Упр. 110. (устно)

VI. Тест по группам.

Учитель:

        Вот мы и исследовали все «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово (указывает на схему из «кирпичиков», которая появилась рядом с темой урока) Итогом нашего урока будет решение  небольшого теста по морфемике (по группам: сильные и слабые), на выполнение которого я даю вам 5-7 минут

I группа

Найди лишнее слово:

А) горе;

Б) гористый;

В) горец;

Г) пригорок

2. Найди слово, у которого не может быть окончания:

А) спросил;

Б) поселок;

В) впереди;

Г) чист

3. Найди слова с О после шипящих в корне слова:

А) ж…лудь;

Б) печ…нка;

В) ш…в;

Г) крыж…вник

4. –ешь является окончанием:

Ф)  сушествительного ж.р., 3 скл.;

Б)  глагола I спр.,наст.вр.;

В)  глагола  I спр. наст. или буд.вр. , 2 л., ед.ч.;

Г) глагола в неопр.форме

5. Найди слова с буквой Ы после Ц:

А) ц…ркуль;

Б) ц…кнуть;

В) ц…ферблат;

Г) бледнолиц…й

6. Найди слова с приставкой без-:

А) бе…шумный;

Б) бе…жалостный;

В) бе…работный;

Г) бе…цветный

7. Найди слово, соответствующее схеме                                         :

А) здоровье;

Б) сбросить;

В) поезд;

Г) подумали

8. Найди слово с И после Ц:

А) околиц…;

Б) столиц…;

В) ц…ркуль;

Г) нет такого слова

II группа

  1. Найди форму слова ТРУДНЫЙ:

А) трудному;

Б) труднейший;

В) потрудиться;

Г) трудность

  1. Найдите однокоренные слова к слову МЕЧТА:

А) мечты;

Б) мечтой;

В) мачтать;

Г) нет такого слова

  1. Найди слово с суффиксом –Н-:

А) мечтательный;

Б) крупный;

В) апельсиновый;

Г) караван

4.Найди слово с буквой  О после шипящей в корне слова:

А) щ…лкнуть;

Б) ш…л;

В) ш…рох;

Г) ж…лудь

  1. Найди слово с буквой  Ё после шипящей в корне слова:

А) ш…в;

Б) ч…рный;

В) крыж…вник;

Г) ш…колад

  1. Найди слово с Ы после Ц:

А) ц…ркуль;

Б) ц…ферблат;

В) ц…пленок;

Г) ц…рк

  1. Где слова однокоренные:

А. снег - снежный

Б) резать – резкий;

В) дом – домовитый;

Г) лес –лесной

  1. Домашнее задание (на доске), оценки за урок.

I группа - «Для чего надо изучать морфемику? »

II группа 104  (2 слова  разбор слов по составу)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...