Урок русского языка в 5 классе
материал по теме
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство, Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении и грамматических признаках.
ЦЕЛЬ:
- Общеобразовательная:
-формирование определения языковых признаков на основе анализа морфемной модели;
- обобщение знаний о морфемах;
- обобщение навыков обоснованно выделять морфемы, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
- совершенствование навыка морфемного разбора слова.
2. Развивающие:
- помочь учащимся осознать взаимосвязь морфемики и орфографии, сформировать умение устанавливать взаимосвязи языковых явлений, сравнивать, обобщать, сопоставлять;
- формирование навыков монологической устной речи научного стиля, логического мышления.
3. Воспитательные:
- воспитание культуры поведения.
ХОД УРОКА:
- Вступительное слово учителя.
Все на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичей или бревен, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала» - «кирпичиков» - морфем. И наша цель на уроке – подробно исследовать те самые «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово.
Для этого мы отправимся в небольшое путешествие по стране «Морфемика».
-А кто мне скажет, что такое морфемика? (Раздел лингвистики, в котором изучаются морфемы, называется Морфемикой).
II. «Мозговой штурм».
Но сначала надо проверить свои знания, чтобы не заблудиться в «Морфемике». Проведем «мозговой штурм» и решим несколько шарад.
1. Шарады (слайд №1):
А) Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале (оценка)
Б) Корень тот же, что в слове СКАЗКА, суффикс тот же, что в слове ИЗВОЗЧИК, приставка та же, что в слове РАСХОД (рассказчик)
В) Корень – из слова ПРИВЕТСТВИЕ, приставка – из слова ОТЛИЧНИК, суффиксы взяты из слов МУЖЕСТВО, ОТКРОВЕННЫЙ, СМЕЛОСТЬ (ответственность)
2. Кроссворд.
А сейчас решим кроссворд, чтобы проверить знания по теме «Однокоренные слова» (слайд №2):
1. Жилое здание
2.Маленький дом.
3.Слово с уменьшительно- пренебрежительным оттенком, образованное от слова дом.
4.Очень большой дом.
д | о | м | ||||
1.Учитель: С течением времени морфемный состав может меняться. А помогает нам узнать историю слов наука – этимология. Этимологический анализ раскрывает нам очень интересные и полезные знания.
Давайте послушаем историю об однокоренных словах капитан и капуста.
А знаете ли вы, что общего между словами капитан и капуста?
Если не считать их принадлежности к имени существительному, то между ними нет ничего общего. Но это не так. Данные этимологии говорят, что совпадение корня – КАП- в словах капитан и капуста не случайно, они состоят в родстве.
Капитан пришло к нам в древнерусскую эпоху саpitaneus-“главный», производное от лат саput- «голова» - глава, вождь.
Капуста пришло из праславянского языка-kaputium-кочан - головка капусты.
Путешествие в страну «Морфемика».
2.Учитель:
Мы проверили себя. Можем отправляться в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают новые испытания. А вот и первая остановка – я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов . Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту. –О какой морфеме идет речь?
«Столица Корень» (слайд №3)
Выходит ученик, в руках у которого «кирпичик» - морфема «КОРЕНЬ», он читает стихотворение:
Корень слова – главная, значимая часть,
Родственные связи Корню дарит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова
(ученик прикрепляет «кирпичик» - морфему на доску рядом с темой урока, садится на место)
Учитель:
Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.
(слова на слайде №3):
Род-ник, Род-ина, род-ить, народ, род-ня, род-инка, род-итель, род-ной
(учащиеся отвечают)
Учитель:
А вот как об этом размышлял лесник из произведения К.Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льется-течет через … всю Родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник правильно подсказал: у всех этих слов есть общий объединяющий смысл, общая часть – корень – род-.
2. Учитель:
Мы можем продолжить наше путешествие. А вот и вторая остановка -
«Приставочная гора» (слайд №4).
Выходит 2-й ученик, в руках у него «кирпичик» -морфема «ПРИСТАВКА», он читает стихотворение:
У Корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним (ученик прикрепляет «кирпичик»-морфему перед «корнем», садится на место)
Учитель:
Выпишите слова с приставкой ПО- (слова на слайде №4):
Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать (учащиеся записывают в тетрадь слова ПОДОИТЬ и ПОДЕРЖАТЬ, ПОДОРОЖНИК, называют выписанные слова учителю).
3.Учитель:
Вы справились с заданием, мы можем продолжить путешествие.
Следующая остановка – «Суффиксальное поле».
Выходит ученик с «кирпичиком» - морфемой «СУФФИКС», читает стих:
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратилась в речку,
Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.
(ученик прикрепляет свой «кирпичик» - морфему после «корня», садится на место)
Учитель:
Вот беда: на пути к «Суффиксальному полю» разрушился овраг, по одну сторону оврага остались суффиксы, а по другую – слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться, и сказать, какое значение вносит суффикс в слово (слайд №5):
-к- река, путь, рука, диван, заяц, лететь,
-ик- читать, лесной, паркет
-онк-
-ник-
-чик-
-тель-
-еньк-
-ищ-
(дети отвечают устно, 3-4 слова записывают в тетрадь)
4. Учитель:
И с этим заданием вы справились, молодцы! Путешествие свое мы можем продолжить.
Выходит ученик с двумя «кирпичиками» - морфемами «ОКОНЧАНИЕ» и «ОСНОВА», читает стих:
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
(ученик прикрепляет «кирпичик» - морфему после «суффикса», прикрепляет «основу» на нужное место, садится)
Учитель (слайд №6):
Выпишите слова с одинаковым окончанием (слова на слайде):
Дом-ов, коров, стол-ов, голов, степ-ей, ноч-ей, юнош-ей
Давайте проверим (слайд №7)
III. Объяснение нового материала.
Очень многое о слове можна узнать по морфемной модели, в которой указываются все значимые части слова, кроме корня.
-оват - ую рассказывет, что за ней скриты имена прилагательные со значением «немного» единственное число, ж.р. винительный падеж.
Кисловатую, горьковатую
-ист – ами- сущ. м. р. велосипедистами, хоккеистами- мн. ч. тв. п
-----ист-к- ой – сущ ж.р. 1 скл.- велосипедисткой, волейболисткой ед. ч тв. п
За каждой моделью скрыто большое количество слов.
КОРЕНЬ - общая часть всех родственных слов: лес, лесок, лесник, лесной.
IV. Закрепление изученного материала. (Слайд 6)Прочитайте, что объединяет эти слова ? - (суффикс). Запишите приемом поморфемного письма, то есть разделяя черточками.
1.----чик- -батон-
-вагон-
-карман-
-лимон-
-диван-
-графин-
-кувшин-
Корневая морфема заключает в себе общее значение родственных слов.
(Слайд 7).
1.Проговорите скороговорки. Докажите, что родственные слова имеют общность в лексическом значении.
Ткет ткач ткани на ткацком станке Тани. 2.Прилунился лунолет, в лунолете - луноход.3. Скороходы скоро ходят, скороварки им подходяят. 5 Варвара варенье варила, да не выварила.
2. Выпишите слово с оглушением. ( луноход(т))
V.Комплексный анализ текста.
Учитель:
Вы справились со всеми заданиями! Наше небольшое путешествие по стране «Морфемика» закончилось.
Как вы думаете, зачем мы изучаем морфемы и морфемику? (дети высказывают свое мнение)
Значение морфем нужно учитывать:
1.при морфемном разборе слов;
2. при выборе правильного написания морфем;
3.при определении частей речи.
Учитель:
Я согласна с вами. Более двух третьих орфографических правил опирается на умение анализировать слово по составу, выделять морфемы, т.е. морфемика помогает научиться грамотно писать. Вот сейчас мы и закрепим наши знания на практике (слайд №8).
1. Прочтите текст:
Однажды охотник встретил (на) л…сной дорог… мален(?)кую д…вчушку² (с)з…лотистыми² в…лосами. Это была доч(?)ка л…сника. Она с…бирала² (в)к…рзинку еловые шишки.
У девоч(?)ки были з…леноватые гл…за и (в)них отражался огонь осиновых лист(?)ев4.
Она пр…водила охотника (до)избушки л…сника.
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания и графически объясните их (на работу – 10 мин.; четыре ученика работают у доски самостоятельно: морфемный разбор слова, синтаксический разбор предложения) Давайте проверим (слайд №9)
А) разбор по составу: зеленоватые указать морфемную модель.
Б) транскрипция слова огонь ( гон*), фонетический разбор.
В) синтакстчекий разбор последнего предложения.
2.Проверим, как справились с заданием те, кто работал у доски самостоятельно (проверка)
3. Докажите, что это текст.
4. Укажите средства связи предложений.
5. Озаглавьте текст.
6. Укажите формы одного и того же слова.
7. Назовите слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какой частью речи они являются?
8. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает на данную форму глагола?
Учитель: А знаете ли вы, что…
1. Такое слово как задира и ссора однокоренные?
Корень задор - запальчивое, вызывающее поведение. Драка-ссора, сопровождаемая взаимными побоями. Это однокоренные слова происходят от – драть-
А среди вас есть задиры?
-Да.
Вы уже пятиклассники и должны быть дисциплинированными. Очень важно быть воспитанными и уметь себя вести в обществе.
2.Родня ли Гусеница Гусю? Шуточное стихотворение.
– Вы кто такие?
– Я гусь, это гусыня, это наши гусята
– А ты кто?
– А я ваша тетка – гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница (личинка бабочки)
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
- Петя возразил:
– Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
– Вы согласны с Петей? Почему?
Упр. 110. (устно)
VI. Тест по группам.
Учитель:
Вот мы и исследовали все «кирпичики» - морфемы, из которых построено слово (указывает на схему из «кирпичиков», которая появилась рядом с темой урока) Итогом нашего урока будет решение небольшого теста по морфемике (по группам: сильные и слабые), на выполнение которого я даю вам 5-7 минут
I группа
Найди лишнее слово:
А) горе;
Б) гористый;
В) горец;
Г) пригорок
2. Найди слово, у которого не может быть окончания:
А) спросил;
Б) поселок;
В) впереди;
Г) чист
3. Найди слова с О после шипящих в корне слова:
А) ж…лудь;
Б) печ…нка;
В) ш…в;
Г) крыж…вник
4. –ешь является окончанием:
Ф) сушествительного ж.р., 3 скл.;
Б) глагола I спр.,наст.вр.;
В) глагола I спр. наст. или буд.вр. , 2 л., ед.ч.;
Г) глагола в неопр.форме
5. Найди слова с буквой Ы после Ц:
А) ц…ркуль;
Б) ц…кнуть;
В) ц…ферблат;
Г) бледнолиц…й
6. Найди слова с приставкой без-:
А) бе…шумный;
Б) бе…жалостный;
В) бе…работный;
Г) бе…цветный
7. Найди слово, соответствующее схеме :
А) здоровье;
Б) сбросить;
В) поезд;
Г) подумали
8. Найди слово с И после Ц:
А) околиц…;
Б) столиц…;
В) ц…ркуль;
Г) нет такого слова
II группа
- Найди форму слова ТРУДНЫЙ:
А) трудному;
Б) труднейший;
В) потрудиться;
Г) трудность
- Найдите однокоренные слова к слову МЕЧТА:
А) мечты;
Б) мечтой;
В) мачтать;
Г) нет такого слова
- Найди слово с суффиксом –Н-:
А) мечтательный;
Б) крупный;
В) апельсиновый;
Г) караван
4.Найди слово с буквой О после шипящей в корне слова:
А) щ…лкнуть;
Б) ш…л;
В) ш…рох;
Г) ж…лудь
- Найди слово с буквой Ё после шипящей в корне слова:
А) ш…в;
Б) ч…рный;
В) крыж…вник;
Г) ш…колад
- Найди слово с Ы после Ц:
А) ц…ркуль;
Б) ц…ферблат;
В) ц…пленок;
Г) ц…рк
- Где слова однокоренные:
А. снег - снежный
Б) резать – резкий;
В) дом – домовитый;
Г) лес –лесной
- Домашнее задание (на доске), оценки за урок.
I группа - «Для чего надо изучать морфемику? »
II группа 104 (2 слова разбор слов по составу)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....