Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
статья
Социально-педагогическая деятельность важна для общества, ведь она помогает найти детям своё место в жизни, правильный путь и стать полноценным гражданином. Многие проблемные, безнадзорные дети, воспитанники детских домов, дети, из неблагополучных семей,в се они не получают правильного полноценного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
Учреждение интернатного типа – организация, которая осуществляет уход за детьми – сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки, детьми с ограниченными возможностями, в исключительных случаях – за детьми из малообеспеченных семей и многодетных семей, детьми с асоциальным поведением и детьми из населенных пунктов, где нет соответствующих школ. Система воспитания в интернатном учреждении предусматривает групповую форму ухода за ребёнком.
Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы, представляет собой систему различных типов учреждений, таких как дома ребёнка, дошкольные детские дома, школы-интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты. Каждый тип учреждений рассчитан на определенное количество и возраст.
По мнению Л. Мардахаева интернат – это особый мир жизни ребенка, отличный от семьи. Он представляет некую искусственность,
лабораторность, призванную заменить ребенку семью. В своей деятельности интернатное учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовым положением об общеобразовательной школе-интернате.
Интернатное учреждение призвано обеспечить нормальные для ребенка условия жизни, способствовать его развитию, социализации, воспитанию и обучению. В его социокультурной среде воспитанник живет, развивается, социализируется, приобретая определенное мировоззрение, усваивая культуру среды, социальные нормы и ценности. Сложный процесс социализации предполагает формирование главных структур личности ребенка:
- мировоззрения, включающего соответствующие социальные знания (о социальном назначении и роли человека, семье, профессиональном самоопределении, ценности жизни человека, ребенка);
- усвоения социокультурных ценностей, норм и правил общения, поведения в обществе;
- духовного богатства личности;
- подготовленности к самостоятельной жизни;
- состоятельности как личности, способности делать осознанный выбор и добиваться его в жизни.
Государственная система опеки и воспитания детей, лишенных родительской заботы, представляет собой систему различных типов учреждений, таких как дом ребёнка, дошкольные детские дома, школы – интернаты, интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы – интернаты для детей с отклонением в развитии, приюты. Каждый тип рассчитан на определённое количество и возраст.
Рассмотрим подробнее каждый из указанных типов учреждений:
#1064;кола-интернат – образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи в семье, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Слово интернат произошло от латинского(internus)внутри.
Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей и для людей.
Главные задачи:
1. Формирование социально-активной и творческой личности воспитанника согласно ФГОС и особенностям интернатного учреждения.
- Воспитание ценностного восприятия жизни.
- Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни.
- Воспитание ответственности в каждом из детей, а так же способности контролировать свою жизнь и решать возникающие проблемы самостоятельно.
- Организация досуговой деятельности детей, формирование умений коммуникативного общения.
- Помощь в профессиональном самоопределении выпускников, формировании креативности и творчества.
Задачи педагогического коллектива школы-интерната :
- Повышение профессиональной компетенции классных руководителей и воспитателей.
- Укрепление связи с общественными организациями, привлечение их к совместной работе со школой-интернатом.
- Создание условий для психологического сопровождения
воспитанников
- Выстраивание деловых и межличностных взаимоотношений в
коллективе.
Виды школ- интернатов в России:
Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:
Школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Гимназии-интернаты, лицеи-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные школы - интернаты.
По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются на:
школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
специальные школы-интернаты для "трудных" детей, не достигших
совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих предположить, что это дело времени.
На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот насчитывалось 150, для детей с ограниченными возможностями– 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах – 342 тысячи человек.
В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах интернатах называются воспитанниками.
В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, которые нуждаются в помощи государства, в том числе и дети одиноких матерей, малообеспеченных семей, дети, которые находятся под опекой.
По просьбе родителей директор может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресенье и праздничные дни.
За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей взимается плата в установленном порядке.
#1044;етский дом семейного типа–это воспитательное учреждение, которое создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством РФ.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов не должно превышать 12 человек.
На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.
Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.
Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, имеет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей - сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот.
3. Дом ребёнка – учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, и
др.
#1044;етский дом – социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования.
#1064;кола-интернат для детей сирот – государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей с неполных семей, а также детей, которые требуют помощи от государства вследствие болезни родителей, потери с ними связи, лишения прав, в котором дети могут воспитываться и обучаться от 3 до 17 лет.
Задачей является не только обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания, детей с ограниченными возможностями, а также социальной адаптации детей.
Одна из главных задач социальной помощи ребёнку – устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом из конкретных случаев.
#1057;пециальная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии– общеобразовательное учебное заведение 1-2, 1-3 степеней с медицинским профилем, он обеспечивает реализацию прав детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации.
#1055;риют–благотворительное учреждение для призрения, воспитания и обучения детей – сирот, покинутых родителями и беспризорных детей в возрасте от 3-14 лет. Так назывались в дореволюционное время детские дома. Сегодня так стали называть «детские распределители», куда поступают беспризорные дети для временного проживания до определения их дальнейшей судьбы. Сегодня приюты называют детские гостиницы, где дети, ушедшие из дома, могут переночевать, попросить о помощи, и получить психологическую поддержку.
8.Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних — являются специализированными учреждениями, они созданы в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания несовершеннолетних детей в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации, а так же осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении в той или иной трудной жизненной ситуации.
Особенности детей разных возрастов, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа:
Дети дошкольного возраста: имеют сниженную познавательную активность, отстают в развитии речи, имеют замедленное психическое развитие, у них отсутствуют навыки общения, возникают конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.
Дети-дошкольники переживают стрессовые и кризисные ситуации, проявляют чувство беззащитности и незащищенности. Обнаружить данные проявления сложно, так как оно проявляется нетипично. Проявлением таких чувств могут быть различные соматические симптомы, болезни.
Таким образом мы определили, что учреждение интернатного типа– это организация, осуществляющая уход за детьми-сиротами, лишённых родительской опеки, с ограниченными возможностями, из малообеспеченных семей и многодетных семей, а также детьми с девиантным поведением.
А также выявили основные виды учреждений интернатного типа, такие как: школа-интернат, детский дом семейного типа, дом ребёнка, детский дом, специальная школа-интернат для детей сирот, приют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...
Проект:Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
в презентации преведен алгоритм работы с детьми девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....
Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».
представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...
Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с ограниченными возможностями здоровья...
Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа
В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...
«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»
Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....