«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».
статья по теме
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovacionnyh_tehnologiy_v_vospitatelnoy_rabote.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. А. Ларченко
Воспитатель высшей квалификационной категории
Белгородской специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 23 II, III, IV и VI видов
(г. Белгород)
Слайд 1
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».
Слайд 2
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской
Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Слайд 3
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4
В своей профессиональной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширяю свои знания по проблеме воспитания детей с ОВЗ, в частности детей, с нарушением слухового восприятия, обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовлю презентации. В начале сентября провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.
Слайд 5
Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, метод контроля, мультимедийные презентации.
Я использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Часто провожу занятия в нетрадиционной форме. Это игра-путешествие, тест-викторина, миниспектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. Я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.
Слайд 6
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, направленных на включение развития остаточного слуха, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои воспитанники с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих глаз.
Слайд 7
Для эффективного использования времени на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке использую разнообразные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников
свободного выбора активные самопознание и саморазвитие
(свободная беседа, (ученики в роли учителя, (интеллекта, эмоций,
выбор действия, обучение действием, общения, воображения,
его способа, обсуждение в группах, самооценки и взаимо-
выбор приемов ролевая игра, дискуссия, оценки)
взаимодействия, ученик – исследователь)
свобода творчества)
Слайд 8
Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях, гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
- элементы ИКТ;
При проведении внеклассных занятий во второй половине дня использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений слухового восприятия, устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.
Слайд 9
Уверенно владею ИКТ, пользуюсь интернетом, создаю презентации, активно размещаю материалы на сайтах
http://pedsovet.org/forum/member33290.html
http://nsportal.ru/larchenko-73/
http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=135382
имею свой персональный сайт: http://larchenko-73.moy.su
Слайд 10
Для повышения эффективности уровня воспитанности использую нестандартные формы обучения. При проведении таких занятий применяю ИКТ. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности мои воспитанники учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к предлагаемым воспитанникам темам и поддерживать его в дальнейшем.
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Нахожусь в постоянном поиске, использую новые педагогические технологии, которые положительно соотносятся с потребностями моих воспитанников.
Практикую проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность выполнения их. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.
Слайд 11
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса провожу психолого-педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.
«Ранжирование»- выявление учебно-воспитательных интересов обучающихся.
«Ассоциации»- определение позитивных или негативных ассоциаций, связанных со школой.
«Что у меня на сердце»- узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.
«Три желания» - выяснить направленность (личную, общественную).
Хочется также отметить, что в моей работе решение учебно-воспитательных и коррекционных задач с помощью различных инновационных технологий, встраивается в систему общей коррекционно-воспитательной работы школы-интерната в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями каждого воспитанника.
Слайд 12
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
Применение на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Слайд 13
Литература и источники:
1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. :
Дрофа, 2007. – 213 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические
основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие
для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. учреждений 1 и 2
вида /Д. Ю.Алексеевских и др.; под ред. Е. Г.Речицкой. – М.: Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 295 с. – (Развитие и коррекция).
4. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре
коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья. Интернет публикация. (http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1334)
5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных
презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.
Сборник материалов научно-практической конференции:
Санкт- Петербург, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в образовательном процессе
Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...
Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».
представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...
«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »
«Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ »...
Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования
Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...
Методическая тема, над которой работает учитель звучит так:«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования».
Тема самообразования учителя за 2017-2018 учебный год....
Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ».
Тема:«Использование коррекционно -развивающих технологии в учебно - воспитательном процессе в работе с детьми с ОВЗ ». Подготовила:учитель русского языка и литературыВорникова Т...
Статья «Проектная технология - инновационная технология учебно-воспитательного процесса»
Сегодня в все активнее используется проектная технология, как одна из инновационных технологий учебно-воспитательного процесса. Сущность которой заключается в стимулировании интереса учащихся к опреде...