«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»
статья по теме
Статья к методическому объеденению воспитателей интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
социализации воспитанников учреждений интернатного типа | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение воспитателей
Тема: «Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»
Мы с вами знаем, что очень часто воспитанники детских домов и интернатов выходя за порог своих учреждений, с трудом социализируются во взрослой жизни. И зачастую сформировавшаяся в школьные годы роль сироты удерживает наших выпускников в инфантильно иждивенческой позиции. Иными словами, воспитанники интернатов, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают вычурной беспомощностью, не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы. Социальная дезадаптация детей-сирот является наиболее тяжелым вариантом и, как правило, включает предшествующую семейную и школьную дезадаптацию. К подростковому и юношескому возрасту, она определяется во многом сформировавшимися депривационными личностными нарушениями, а не органическими или психическими расстройствами. При отсутствии родительской поддержки, слабо сформированная, конформная (тяготеющая к групповому самосознанию) Я-концепция подростка-выпускника детского дома, приводит к тому, что в новой постинтернатной жизненной ситуации он постоянно проявляет социальную и психологическую беспомощность. У подростков-сирот более значительно, чем у их сверстников, имеющих семьи, повышена чувствительность к неблагоприятному воздействию социальной среды, давлению асоциальных, в том числе наркотизирующихся группировок несовершеннолетних и предприимчивых взрослых. Для их социальной дезадаптации характерны такие деструктивные формы, как бродяжничество; ранняя алкоголизация и токсикоманическое поведение; раннее начало половой жизни и связанные с этим формы сексуально-девиантного поведения, ранние беременности и материнство с отказами от детей, с жестоким обращением с детьми.
Как мы знаем, под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений.
Человек становится полноценным членом общества, когда он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества вместе с тем проявляет собственную активность, к саморазвитию, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д.
У ребенка, который воспитывается вне семьи, формируется ложное представление о своей социальной роли «роли сироты» и эта роль реализуется им в течение всей его жизни.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений
- они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум;
- воспитанник воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в воспитательном учреждении, как эталонные, при этом в качестве такого эталона выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создает трудности для адекватного социального развития;
- главной ценностью они считают силу человека, которая способна его защитить.
Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий.
Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные, отношения (что очень трудно сделать потому, что в интернате эти роли сводятся максимум к трем четырем: я воспитанник, я ученик, я друг, я одногруппник).
Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Осознанности каждым, ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив ближних и дальних в той деятельности, в которую ребенок включается, и которую он планирует в будущем. (Именно отсутствие планов и перспектив мы зачастую отмечаем в беседах с нашими детьми).
Три сферы, в которых происходит процесс становления личности:
- деятельность
- общение
- самосознание
1) в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация.
2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими
3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей.
На основе этого не трудно сделать вывод, что задачами нашей воспитательной работы являются:
- Развитие у детей задатков и способностей, и создание условий для их реализация.
Которые формируются: в досугово-развлекательной деятельности (досуговое общение), в художественном творчестве, в социальном творчестве (социально преобразующая добровольческая деятельность), в техническом творчестве, в трудовой (производственной) деятельности, в спортивно-оздоровительная деятельности, в туристско-краеведческой деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей, способности успешно взаимодействовать с окружающими.
Которое заключается: в формировании адекватных эмоционально-поведенческих реакций, навыков общения с разными людьми, способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его, умения соблюдать очередность в разговоре, умения применять навыки общения в повседневной жизни.
3.Развитие самосознания, понимания самого себя, и в развитие у ребенка правильной самооценки.
Заключается: в способности ребенка познавать себя, в способности к самоопределению, в устойчивости к неблагоприятным социальным воздействиям (автономности), в сохранении своих индивидуальных качеств, в сформированности жизненных установок и ценностей, в собственной социальной активности.
4.Формирование социально-бытовых навыков Развитие умения заботиться о себе.
Вроде бы задачи весьма понятны и всем нам известны. Однако мы с вами знаем, насколько тяжело они осуществимы, во взаимодействии с нашими ребятами мы натыкаемся на сопротивление всякому воспитательному воздействию. И не мудрено, ведь в семье воспитание происходит, как бы исподволь, на примере поведения родителей и других членов семьи, родственников, друзей, а в учреждении носит характер наставления или лекции. Трудно быть позитивно настроенным к постоянному зудению и назиданию.
Поэтому основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что воспитывать означает развивать потребности в усвоении знаний, умений, опыта.
Формирование личности человека и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
То, что делаем мы сами меняет нас больше, чем то что делают с нами
В этом заключается суть деятельностного метода в воспитании.
Resource id #1468
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование позитивного мышления обучающихся воспитанников учреждений интернатного типа. (реферат)
Позитивное мышление – это оптимистичное отношение к жизни, к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир. Мыслить позитивно – знач...
Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД
Данная презентация содержит материализ опыта работы по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)
Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...
Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».
Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...
Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности....
Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»
Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...