Программа «социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»
проект

Краснопеева Наталья Александровна

Актуальность программы связана с необходимостью создания условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся, оказавшихся в сложной ситуации. 

Цель: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.

Задачи программы:

1. осуществить комплекс мероприятий на оказание социальной помощи и поддержки обучающемуся (в случае возникновения проблем и нахождения в ТЖС);

2. обеспечить социально-педагогическую поддержку семье в формировании личности обучающегося;

3. проводить профилактические мероприятия по предупреждению совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетним, находящегося в ТЖС, на профилактическом учете или проживающих в семьях, находящихся на различных видах учета, по профилактике асоциального поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Зотинская СШ»

Программа

«социально-педагогическое сопровождение обучающихся,

находящихся в трудной жизненной ситуации»

Актуальность обусловлена рядом факторов:

  • Неблагоприятные социальные условия. Вследствие них появляется много детей с проблемами развития, отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения. 
  • Кризис института семьи. Из-за него растут безнадзорность и беспризорность, преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, увеличивается количество детей-сирот, опекаемых, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. 
  • Обеспечение государственной безопасности. Поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволяет реализовать условия позитивной социализации лиц, находящихся в потенциально опасном, кризисном положении: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Таким образом, актуальность программы связана с необходимостью создания условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся, оказавшихся в сложной ситуации. 

На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.

Это система взаимодействия социального педагога (других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в обществе.

По словам В.А. Сухомлинского, задача школы – социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Программа разработана на основе нормативно-правовых документах: Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейным кодексом РФ, Уставом и локальными правовыми актами школы.

Цель: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.

Задачи программы:

1. осуществить комплекс мероприятий на оказание социальной помощи и поддержки обучающемуся (в случае возникновения проблем и нахождения в ТЖС);

2. обеспечить социально-педагогическую поддержку семье в формировании личности обучающегося;

3. проводить профилактические мероприятия по предупреждению совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетним, находящегося в ТЖС, на профилактическом учете или проживающих в семьях, находящихся на различных видах учета, по профилактике асоциального поведения.  

Целевая аудитория: учащиеся 1-11 кл, их родители.

Срок реализации: учебный год (сентябрь-май) 

Ожидаемые результаты

- Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности.

- Создание благоприятного климата в семье.

- Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития обучающихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям.

- Создание благоприятного климата в социуме.

- Повышение уровень социальной защищенности.

- Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Развитие своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

- Уменьшение числа конфликтов и процента прогулов среди обучающихся.

Мониторинг

- статистические отчёты

-аналитические справки в органы социального взаимодействия;

- анкетирование;

- опрос;

- наблюдение;

- контрольные измерительные материалы.

План профилактических мероприятий

Направление деятельности

Мероприятие

Срок

Ответственные

1

Организационная работа

- выявление семей и детей, находящихся в ТЖС

Сентябрь,

В течении года при выявлении

Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, председатель Совета профилактики школы

- организация индивидуальной работы с обучающимся

- составление социального паспорта ребенка, его семьи

- посещение по месту жительства

- проведение обследования социально-бытовых условий контингента

- диагностические мероприятия

- организация межведомственного взаимодействия (инспектор ПДН ОВД п. Бор, медицинские работники ФАП, администрация Сельского совета с. Зотино, районные специалисты опеки и попечительства, социальной защиты, специалисты Молодежного центра с.Зотино)

- обеспечение защиты прав обучающегося при реализации прав на получение льгот, социальную поддержку

- привлечение Совета профилактики школы

2

Диагностическая работа

- психологическое анкетирование обучающегося и его родителей

В течении года, при необходимости

Социальный педагог, педагог – психолог

- психолого-педагогическая диагностика

- социально-педагогическая диагностика ближайшего окружения обучающегося

- изучение состава и причин возникшей у обучающегося ТЖС, ситуации его семьи

- посещение по месту жительства

3

Профилактическая работа с обучающимся

- изучение личных дел и документов обучающихся

В течении года в соответствии с планам специалистов, по необходимости

Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, председатель Совета профилактики школы, медработник, специалист по делам с молодежью,

- контроль за поведением, посещаемостью, успеваемостью, занятость в свободное время, внеурочная деятельность

- индивидуальная работа, беседы, консультации

- психолого-педагогическое сопровождение

- профилактические мероприятия классные общешкольные по воспитательным планам

- организация встреч со специалистами межведомственного взаимодействия

- привлечение к общественной жизни села, мероприятий СДК, МЦ

- привлечение к участию в конкурсах, олимпиадах, соревнования различных уровней

- привлечение к профориентационным мероприятиям

- привлечение к занятиям в Дополнительного образования, кружкам, секциям

4

Профилактическая работа с родителями

- индивидуальные профилактические беседы и консультации

В течении года, по необходимости

Социальный педагог, классный руководитель

- родительское просвещение различной направленности

- привлечение родителей к мероприятиям класса и школы родного ребенка

- тематический родительский лекторий

- социально-правовая защита сеьи

- проведение встреч родителей с инспектором ПДН, участковым ОВД, мед. работниками

5

Работа с педагогами

- индивидуальные консультации

В течении года, по планам,

Социальный педагог, классный руководитель, зам. директора школы

- участие в семинарах, заседаниях объединения классных руководителей

- профилактические заседания Совета профилактики школы

- разработка памяток и рекомендаций для учителей

- поддержка связи и оказание помощи в работе с детьми и семьей

- работа по привлечению обучающегося и семьи в профилактические и воспитательные мероприятия, ДО

Литература

  1. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ- 1011/08 «О методических рекомендациях».
  2. Кузина, И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие [Текст] / И.Г. Кузина – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.
  3. Бережная, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В. Бережная.- Ставрополь, 2005.
  4. Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ): полный текст документов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru (ресурс удаленного доступа).
  5. Хациева, Н.А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения [Текст] / Н.А. Хациева. – М.: Слово, 2012.        
  6. Лаврёнова Т.И., Лыгина М.А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. №3.
  7. Содержание социально-педагогического сопровожденияобучающегося в образовательной организации: методическиерекомендации / сост. О.В. Неценко, ред. И.Р. Тамахина. –Выпуск 6 – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019 – 50 с.
  8. Образовательная социальная сеть «nsportal.ru» https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/01/15/sbornik-anket-dlya-raboty-sotsialnogo-pedagoga-s-obuchayushchimisya.
  9. Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/pravovaya-igra-podrostok-i-zakon-1216782.html
  10. ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА diagnostikavrabotesocial-nogopedagoga.pdf
  11. Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних». п. Красное Поле, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

Социально-педагогическое сопровождение детей, лаказавшихся в трудной жизненной ситуации

Представленная работа - это выдержка из диплома, написанного на примере работы в ГБОУ СОШ №512 Невксого района Санкт-Петербурга...

Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении

Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...