Программа «социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»
проект
Актуальность программы связана с необходимостью создания условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся, оказавшихся в сложной ситуации.
Цель: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.
Задачи программы:
1. осуществить комплекс мероприятий на оказание социальной помощи и поддержки обучающемуся (в случае возникновения проблем и нахождения в ТЖС);
2. обеспечить социально-педагогическую поддержку семье в формировании личности обучающегося;
3. проводить профилактические мероприятия по предупреждению совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетним, находящегося в ТЖС, на профилактическом учете или проживающих в семьях, находящихся на различных видах учета, по профилактике асоциального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsalno-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey_tzhs.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Зотинская СШ»
Программа
«социально-педагогическое сопровождение обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации»
Актуальность обусловлена рядом факторов:
- Неблагоприятные социальные условия. Вследствие них появляется много детей с проблемами развития, отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.
- Кризис института семьи. Из-за него растут безнадзорность и беспризорность, преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, увеличивается количество детей-сирот, опекаемых, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
- Обеспечение государственной безопасности. Поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволяет реализовать условия позитивной социализации лиц, находящихся в потенциально опасном, кризисном положении: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, актуальность программы связана с необходимостью создания условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся, оказавшихся в сложной ситуации.
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.
Это система взаимодействия социального педагога (других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в обществе.
По словам В.А. Сухомлинского, задача школы – социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документах: Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейным кодексом РФ, Уставом и локальными правовыми актами школы.
Цель: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.
Задачи программы:
1. осуществить комплекс мероприятий на оказание социальной помощи и поддержки обучающемуся (в случае возникновения проблем и нахождения в ТЖС);
2. обеспечить социально-педагогическую поддержку семье в формировании личности обучающегося;
3. проводить профилактические мероприятия по предупреждению совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетним, находящегося в ТЖС, на профилактическом учете или проживающих в семьях, находящихся на различных видах учета, по профилактике асоциального поведения.
Целевая аудитория: учащиеся 1-11 кл, их родители.
Срок реализации: учебный год (сентябрь-май)
Ожидаемые результаты
- Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
- Создание благоприятного климата в семье.
- Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития обучающихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям.
- Создание благоприятного климата в социуме.
- Повышение уровень социальной защищенности.
- Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Развитие своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
- Уменьшение числа конфликтов и процента прогулов среди обучающихся.
Мониторинг
- статистические отчёты
-аналитические справки в органы социального взаимодействия;
- анкетирование;
- опрос;
- наблюдение;
- контрольные измерительные материалы.
План профилактических мероприятий
№ | Направление деятельности | Мероприятие | Срок | Ответственные |
1 | Организационная работа | - выявление семей и детей, находящихся в ТЖС | Сентябрь, В течении года при выявлении | Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, председатель Совета профилактики школы |
- организация индивидуальной работы с обучающимся | ||||
- составление социального паспорта ребенка, его семьи | ||||
- посещение по месту жительства | ||||
- проведение обследования социально-бытовых условий контингента | ||||
- диагностические мероприятия | ||||
- организация межведомственного взаимодействия (инспектор ПДН ОВД п. Бор, медицинские работники ФАП, администрация Сельского совета с. Зотино, районные специалисты опеки и попечительства, социальной защиты, специалисты Молодежного центра с.Зотино) | ||||
- обеспечение защиты прав обучающегося при реализации прав на получение льгот, социальную поддержку | ||||
- привлечение Совета профилактики школы | ||||
2 | Диагностическая работа | - психологическое анкетирование обучающегося и его родителей | В течении года, при необходимости | Социальный педагог, педагог – психолог |
- психолого-педагогическая диагностика | ||||
- социально-педагогическая диагностика ближайшего окружения обучающегося | ||||
- изучение состава и причин возникшей у обучающегося ТЖС, ситуации его семьи | ||||
- посещение по месту жительства | ||||
3 | Профилактическая работа с обучающимся | - изучение личных дел и документов обучающихся | В течении года в соответствии с планам специалистов, по необходимости | Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, председатель Совета профилактики школы, медработник, специалист по делам с молодежью, |
- контроль за поведением, посещаемостью, успеваемостью, занятость в свободное время, внеурочная деятельность | ||||
- индивидуальная работа, беседы, консультации | ||||
- психолого-педагогическое сопровождение | ||||
- профилактические мероприятия классные общешкольные по воспитательным планам | ||||
- организация встреч со специалистами межведомственного взаимодействия | ||||
- привлечение к общественной жизни села, мероприятий СДК, МЦ | ||||
- привлечение к участию в конкурсах, олимпиадах, соревнования различных уровней | ||||
- привлечение к профориентационным мероприятиям | ||||
- привлечение к занятиям в Дополнительного образования, кружкам, секциям | ||||
4 | Профилактическая работа с родителями | - индивидуальные профилактические беседы и консультации | В течении года, по необходимости | Социальный педагог, классный руководитель |
- родительское просвещение различной направленности | ||||
- привлечение родителей к мероприятиям класса и школы родного ребенка | ||||
- тематический родительский лекторий | ||||
- социально-правовая защита сеьи | ||||
- проведение встреч родителей с инспектором ПДН, участковым ОВД, мед. работниками | ||||
5 | Работа с педагогами | - индивидуальные консультации | В течении года, по планам, | Социальный педагог, классный руководитель, зам. директора школы |
- участие в семинарах, заседаниях объединения классных руководителей | ||||
- профилактические заседания Совета профилактики школы | ||||
- разработка памяток и рекомендаций для учителей | ||||
- поддержка связи и оказание помощи в работе с детьми и семьей | ||||
- работа по привлечению обучающегося и семьи в профилактические и воспитательные мероприятия, ДО |
Литература
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ- 1011/08 «О методических рекомендациях».
- Кузина, И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие [Текст] / И.Г. Кузина – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.
- Бережная, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В. Бережная.- Ставрополь, 2005.
- Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ): полный текст документов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru (ресурс удаленного доступа).
- Хациева, Н.А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения [Текст] / Н.А. Хациева. – М.: Слово, 2012.
- Лаврёнова Т.И., Лыгина М.А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. №3.
- Содержание социально-педагогического сопровожденияобучающегося в образовательной организации: методическиерекомендации / сост. О.В. Неценко, ред. И.Р. Тамахина. –Выпуск 6 – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019 – 50 с.
- Образовательная социальная сеть «nsportal.ru» https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/01/15/sbornik-anket-dlya-raboty-sotsialnogo-pedagoga-s-obuchayushchimisya.
- Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/pravovaya-igra-podrostok-i-zakon-1216782.html
- ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА diagnostikavrabotesocial-nogopedagoga.pdf
- Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних». п. Красное Поле, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...
РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономический кризис 1990-х годов в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...
Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети с ...
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...
Социально-педагогическое сопровождение детей, лаказавшихся в трудной жизненной ситуации
Представленная работа - это выдержка из диплома, написанного на примере работы в ГБОУ СОШ №512 Невксого района Санкт-Петербурга...
Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...
Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...