Социально-педагогическое сопровождение детей, лаказавшихся в трудной жизненной ситуации
методическая разработка на тему
Представленная работа - это выдержка из диплома, написанного на примере работы в ГБОУ СОШ №512 Невксого района Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.3.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
2.3 Технология сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению.
Понятие «технология» используется в разных назначениях. С одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности. С другой стороны, технология - это практическая деятельность, которая характеризуется рациональной последовательностью использования инструментария с целью достижения качественных результатов труда.
Целью данного параграфа является разработка технологии социально-педагогической деятельности по работе с подростками, склонными к девиантному поведению.
Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности, вследствие которой происходит изменения поведения подростков. В такой деятельности, как правило, выделяются определенные этапы действий, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной цели. Технология социально-педагогической деятельности по работе с подростками, склонными к девиантному поведению, может включать в себя четыре этапа:
- диагностичекий;
- подготовительный;
- деятельностный;
- рефлексивный
Диагностический этап:
Целью диагностического этапа является выявление подростков, склонных к девиантному поведению.
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у детей, важное место занимает своевременное выявление подростков, склонных к девиантному поведению.
Для этого существуют следующие методы – наблюдение за поведением и внешним видом подростка, мониторинг успеваемости и посещаемости, беседа, анкетирование, тестирование, социальный портрет подростка.
Своевременное выявление подростков, склонных к девиантному поведению достигается путем взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников, психолога и социального педагога.
Под пристальное наблюдение службы сопровождения могут попасть подростки:
- имеющие большое количество пропусков учебных занятий по неизвестной и неуважительной причине;
- имеющие проблемы во взаимодействии со сверстниками/педагогами;
- неуспевающие по учебным дисциплинам;
- не выполняющие правила внутреннего распорядка школьников образовательной организации.
- с серьезными поведенческими проблемами;
- с проявлениями депрессивного состояния и так далее.
О вышеперечисленных проявлениях девиантного поведения у подростка службе сопровождения может сообщить классный руководитель, педагог-предметник, родители другие, кто вступает во взаимодействие с данным подростком. Кроме того выявление подростка склонного к девиантному поведению осуществляется в процессе систематически проводимой диагностики.
После выявления подростка, склонному девиантному поведению, социальный педагог и педагог психолог могут приступить к подготовительному этапу.
Подготовительный этап включает в себя сбор информации, которая будет указывать на причину девиантного поведения разработку плана индивидуальной социально-педагогической деятельности с подростком, склонным к девиантному поведению.
Схема сбора информации:
- беседа с учителями-предметниками и с классным руководителем;
- беседа с родителями/законными представителями или иными взрослыми, которые принимают участие в воспитании подростка, склонного к девиантному поведению;
- изучение школьного анамнеза;
- сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;
- анализ взаимодействий учащихся внутри класса;
- анкетирование родителей.
На основе анализа полученной информации социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуальной социально-педагогической деятельности по работе с подростками, склонными к девиантному поведению. Этот план должен включать в себя несколько этапов:
- взаимодействие подростка и педагога-психолога, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважить чувства других;
- организация досуга подростка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции);
- помощь в преодолении трудностей в учёбе;
- помощь в выборе образовательного маршрута;
- сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
- обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов социальной и материальной помощи;
- защиту прав подростка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
Особое внимание уделяется включению детей в социально-значимую деятельность школьного и внешкольного уровней для профилактики асоциальных форм поведения, в том числе табакокурения, алкоголизма, наркомании и пр. Очень важным является интеграция усилий социального педагога и школьной службы сопровождения в целом.
Бывают случаи, когда школа в одиночку не может справится с решением проблемы подростка, склонного к девиантному поведению. В этом случае предоставить подростку специализированную помощь вне школы. Социальный педагог является в таком случае посредником. Своевременное обращение в ППМС-центр в необходимо случаях:
- появления серьезных поведенческих проблем;
- наличия серьезных социально-эмоциональных проблем;
- употребления или возможного употребления спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ;
- кризисных состояний в семье;
Следующим этапом в реализации технологии социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, является деятельностный этап. Этот этап предполагает непосредственную работу социального педагога с подростком, склонным к девиантному поведению, которая осуществляется по составленному плану индивидуального сопровождения. Так как работу необходимо проводить не только с самим подростком, но и с его семьей, социальный педагог организует свою деятельность по двум направлениям:
1. Работа непосредственно с подростком, на которого воздействуют негативные социальные факторы;
2. Работа с семьей подростка и его ближайшим окружением.
Для плодотворной социально-педагогической деятельности обязательно должна организовываться работа с подростка, имеющего комплекс проблем с педагогом-психологом для коррекции поведения подростка, склонного к девиантному поведению, в школе с одноклассниками и учителями, и дома – с родителями. Следующая составляющая социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, - это организация помощи в решении проблем в обучении. Для ребенка проводятся дополнительные занятия по предметам. При этом необходимо постоянное наблюдение за посещаемостью подростка и за динамикой успеваемости по предметам. Кроме того одной из важненейших уровней организации социально-педагогической деятельности по пработе с подростками, склонными к девиантному поведению является организация свободного времени подростка. Организованный досуг является важной формой профилактики безнадзорности и правонарушений, а также способствует положительному разрешению проблем ребенка, а также его самореализации в определенном занятии. В ГБОУ СОШ №291 особое внимание уделяется организации досуга учащихся. На базе школы, как говорилось ранее, функционируют множество кружков и секций, в которых дети могут заниматься в соответствии со своими предпочтениями.
Кроме того, сопровождение родителей является неотъемлемой составляющей социально-педагогической работы, отправной точкой взаимодействия, так как дает возможность прогнозировать поведение ребенка, предупредить деструктивные изменения, ответить на вопросы о причинах дезадаптации и сформировать обоснованные подходы в организации социально-педагогической деятельности.
Целью работы с родителями в системе социально-педагогической деятельности является создание комплекса социальных и психолого-педагогических условий, позволяющих сформировать единый подход для социализации подростка, склонного к девиантному поведению.
Социально-педагогическая деятельность с родителями включает в себя следующие элементы:
- Регулярное проведение в родителями общешкольных и классных собраний по просвещению родителей в области ЗОЖ, а также консультирование родителей по вопросам воспитания и сохранения здоровья, по предупреждению вредных привычек среди учащихся с участием врачей-специалистов;
- Родители активно участвуют в организации и проведении туристических слетов, экскурсий и дней здоровья;
- Оказывается помощь в организации санаторно-курортного и оздоровительно-профилактического лечения детей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, и из семей, имеющих ребенка-инвалида;
- Контрольное посещение семей, состоящих на внутришкольном контроле и семей группы риска;
- Постановка на учет семей, требующих особого педагогического внимания;
- Первичное обследование жилищно-бытовых условий асоциальных семей и семей, вновь поставленных на учет;
- Принятие мер административного характера к родителям, недобросовестно выполняющим или не выполняющим родительские обязанности по воспитанию детей;
- Организация и проведение комплексных социально-педагогических патронажей совместно с субъектами профилактики;
- Изъятие детей из социально-опасных семей, оформление документов на лишение прав, ограничение прав;
- Вызов родителей на заседание школьного Совета по профилактике правонарушений, заседания территориальной КДН и ЗП;
- Проведение бесед с родителями, вынесение официальных предупреждений о недопустимости халатного отношения к детям;
- День открытых дверей для родителей с презентацией студий, кружков и секций, посещение открытых уроков, консультации;
- Анкетирование родителей об интересах и потребностях детей в системе поддерживающего досуга и культурно-досуговой деятельности;
- Праздничные концертные программы;
- Совместные коллективные творческие дела в классах;
- Совместная организация последнего звонка и выпускного вечера;
- Таким образом, система позволяет планомерно решать вопросы профилактики негативного, девиантного поведения у подростков.Кроме того, социально-педагогическое сопровождение родителей в рамках социально-педагогической помощи позволяет восстановить утраченные связи семьи и школы, семьи и ребенка.
- Последний этап - рефлексивный этап
- Получение положительных результатов работы требует времени. Работа проводится до тех пор, пока у ребенка не сформируется чувство защищенности, стремление к самореализации, а также стойкое желание улучшить свой социальный статус. По результатам работы поведение ребенка должно иметь положительную социальную направленность. Родители ребенка должны осознавать важность гармонизации семейных отношений. А
- При получении неудовлетворительного результата необходимо провести вторичную диагностику, выявить причины неуспеха проведенных мероприятий и откорректировать деятельность в соответствии с выявленными недостатками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...
РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономический кризис 1990-х годов в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...
«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...
Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...
Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...
Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...