РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
материал по психологии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnogo_psihologa_v_soprovozhdenii_dete1.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономический кризис 1990-х годов в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично сказалось на детях, выражаясь в деструктивном отношении к ним, дефиците родительского внимания, отчуждении родителей от детей.
Система российского образования также оказалась ввергнутой в период затяжного кризиса. Слом общественной воспитательной системы, ослабление воспитательной функции школы повлекло за собой снижение уровня качества обучения и воспитания.
Плохие семейные условия семейного воспитания, слабая воспитательная система школы стали основными причинами увеличения числа безнадзорных, беспризорных детей, которые не посещали школьные занятия, занимались бродяжничеством, совершением противоправных действий.
НАСИЛИЕ над ДЕТЬМИ - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха со стороны взрослого по отношению к ребенку.
Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:
- Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителями или лицом, осуществляющим уход или опеку (побои, встряхивания, ожоги, человеческие укусы, удушение, приводящее к синякам и рубцам, переломам, шрамам или внутренним повреждениям).
- Сексуальное насилие- это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
- Пренебрежение- это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигнувшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
- Психологическое жестокое обращение
Психологическое пренебрежение- последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
Психологическое жестокое обращение- хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.
Лишения и потери, которые переживают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых для него взрослых и ближайшего окружения. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания, относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым, нелюбимым.
К чему приводят физические наказания?
- преподают ребенку урок насилия.
-нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим.
-в них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
-физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего же собственного блага!» Мозг хранит эту информацию.
-они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.
-они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Изменить жизненную философию взрослого практически невозможно. Наиболее сензитивным периодом для - ее формирования являются дошкольный, младший и средний школьный возрасты.
Как предотвратить НАСИЛИЕ?
Наших детей можно защищать!
Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. И, конечно же, первым человеком, который оказывает поддержку, и помощь в школьной среде является ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ.
Организация деятельности психолого-педагогического сопровождения в условиях ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Козьмодемьянска»
Основной из перечисленных форм сопровождения является организации деятельности ПМПк, которая создается приказом директора школы- интерната. Деятельность консилиума регламентируется Положением о психолого-педагогическом консилиуме школы- интерната, письмом Министерства Образования РФ « О психолого - медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения №27/ 901/6 от 27.03.2000г.»
В организации работы специалистов мы выделяем ряд этапов:
На этапе диагностики происходит встреча специалистов с учителем, воспитателями, самим учеником. Каждый специалист проводит многоуровневую диагностику учащихся с целью определения уровня развития каждого ребенка.
По результатам диагностики заполняется заключение на учащегося.
Важную информацию дает социальный статус ребенка, его условия проживания и воспитания.
Мы выделяем 4 « ГРУППЫ РИСКА»:
1. Социально и педагогически запущенные дети и подростки
( трудно воспитываемые, труднообучаемые, находящиеся в
социально-опасном положении)
2. Несовершеннолетние правонарушители
3. Дети, находящиеся под опекой
4. Дети с нарушениями психосоматического и нервно- психического здоровья и функциональными отклонениями
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ блок работы:
Заключается в создании и соблюдении психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого сопровождаемого ребенка.
Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов психогимнастики и психотерапии.
Я осуществляю следующее сопровождение учащихся:
- это проработка эмоционально - личностных проблем
(в индивидуальных и групповых формах; индивидуальная коррекционная работа в кабинете для свободного самовыражения ребенка, с использованием арт - терапевтических методов).
- социальные игры в виде тренингов – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции.
- простраивание, нормализация отношений ученика с учителем, классом.
- занятия- тренинги по развитию навыков общения, по овладению приемам релаксации.
- обучение здоровому жизненному стилю, навыкам саморегуляции.
Основная идея работы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребенка, а помочь стать самим собой, осуществлять психологическую поддержку. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, использую различные методы и приемы, способствующие как много большего числа психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Далее даются рекомендации родителям, педагогам и ребенку, чтобы поддержать ребенка. Для этого необходимо:
1.Опираться на сильные стороны ребенка.
2.Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3.Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5.Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6.Проводить больше времени с ребенком.
7.Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8.Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9.Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Неблагополучные семьи и работа с ними:
1.Наблюдение и консультации учителю, родителям.
2.Проведение родительских собраний, бесед на темы воспитания.
3.Работа правового кружка «ВЫБОР» для учащихся 7-9 кл.
4.Консультирование ребенка в ПМПК по вопросам определения образовательного маршрута ребенка.
5.Обследование совместно с социальным педагогом и специалистами по охране детей жилищных условий.
6.Консультативная помощь психолога и психотерапевта.
7.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.
8.Возбуждение дела о лишении родительских прав( по необходимости)
9.Индивидуальная работа психолога с ребенком.
10.Помощь со стороны окружения семьи.
11.Вовлечение ребенка в кружки,библиотеку.
12.Помощь ребенку в планировании своего свободного времени. Помощь ребенку со стороны сверстников.
13.Совет профилактики школы.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?
Кто сказал, что воспитание человека - легкий процесс?
Готовых рецептов на каждый случай не существует, но мы можем помочь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и родителям сгладить временные трудности. Ведь дети - это наше зеркало, реальное отражение нашего к ним отношения и степени любви.
Педагог-психолог высшей кв. кат. ГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Козьмодемьянска" КОЗИКОВА В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...
Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...
Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии
Психолого-педагогическое сопровожение обучающегося направлено на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения....
Программа «социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»
Актуальность программы связана с необходимостью создания условий для успешной социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся, оказавшихся в сложной ситуации. Цель: создание педагогическ...