Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".
рабочая программа

Дулгаева Луиза Хамзатовна

 

Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель программы социально педагогического сопровождения детей в школе: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.

Содержание программы направлено на достижение следующих задач:

·        Изучить возможности и способности ребенка, его взаимодействие с взрослыми и сверстниками, для развития инициативы и творческой активности школьника;

·        Изучить социальный статус семьи ребенка, семейных взаимоотношений и его окружения.

·        Защитить права личности обучающегося, обеспечить его социальной, психологической и физической безопасностью;

·        Организовать социально-педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

·        Организовывать социально педагогическую помощь семьям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

·        Развить ключевые личностные компетенции (здоровый образ жизни, адаптивность, учебная компетенция, коммуникативность, организованность и т.д.);

·        Корректировать поведение детей, требующих особого педагогического контроля;

 

Таким образом создаются условия для успешной реализации личностно-ориентированного подхода в решении вышеуказанных задач.

Структура и содержание программы «социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» соответствуюттребованиям, предъявляемым к программам данного типа. Содержательная часть программы включает план профилактической работы.

В рамках предложенной программы представлены занятия, включающие разнообразные формы, методы, техники приемы, упражнения, направленные на обеспечение учащимися социально-коммуникативного комфорта и возможности саморазвития в адаптационный период на ступени обучения. Одной из наиболее эффективных форм работы автор определяет патронаж, изучение состава и причин возникшей трудной жизненной ситуации. Изучение личностных особенностей ребенка, его стремлений, целей, возможностей, мечты. Анкетирование детей-сирот, опекаемых, детей, оставшихся без попечения родителей, в трудной жизненной ситуации, с целью выявление их проблем. В процессе реализации программы учащиеся развивают свои внутренние ресурсы,учатся владеть механизмами межличностного общения, приобретаютспособность преодолевать трудности и адаптироваться к новым жизненнымситуациям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«социально-педагогическое сопровождение обучающихся,

находящихся в трудной жизненной ситуации».

Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации» в 2021 году

Номинация: «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в трудной жизненной ситуации»

Автор:Дулгаева Луиза Хамзатовна, социальный педагог МАОУ-СОШ№20 муниципального образования города Армавира Краснодарского края

2021

Армавир

  1. Пояснительная записка

Кризис института семьи является актуальной проблемой в современном мире, в следствии чего растет безнадзорность и беспризорность, преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, увеличивается количество детей сирот, опекаемых, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, требующих особого педагогического внимания. Все это усугубляется такими факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания.

          Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности.

Задача школы – социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. ( В.А. Сухомлинский). 

        Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:

1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов РоссийскойФедерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование изакрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предметасовместного ведения с Российской Федерацией;

2. Семейный кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях правребёнка в Российской Федерации";

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей отинформации, причиняющей вред их здоровью и развитию";

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях пореализации государственной социальной политики";

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года N 204 "Онациональных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации напериод до 2024 года";

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Обутверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года";

10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования", от 17 декабря 2010 N 1897 "Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования", от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования";

11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утвержденииОсобенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иныхработников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Данная программа, основана на программе воспитания и сопровождения МАОУ-СОШ № 20, утвержденная решением педагогического совета от 28.08.2020 г.

Программа ориентирована на оказание помощи обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, и сокращение их числа.

Цельпрограммы социально педагогического сопровождения детей в школе: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.

Объект исследования - процесс социализации ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.

Предмет исследования – направление организации социально педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  Задачи программы:

  1. Изучить возможности и способности ребенка, его взаимодействие с взрослыми и сверстниками, для развития инициативы и творческой активности школьника;
  2. Изучить социальный статус семьи ребенка, семейных взаимоотношений и его окружения.
  3. Защитить права личности обучающегося, обеспечить его социальной, психологической и физической безопасностью;
  4. Организовать социально-педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
  5. Организовывать социально педагогическую помощь семьям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  6. Развить ключевые личностные компетенции (здоровый образ жизни, адаптивность, учебная компетенция, коммуникативность, организованность и т.д.);
  7. Корректировать поведение детей, требующих особого педагогического контроля;

Программа рассчитана для работы с обучающимися 1-11 классов, на 34 занятия, по 1 часу в неделю.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2020-2021 учебный год (сентябрь – май).

Ожидаемые результаты

  • Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
  • Создание благоприятного климата в семье.
  • Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития обучающихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям.
  • Создание благоприятного климата в социуме.
  • Повышение уровень социальной защищенности.
  • Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Развитие своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
  • Уменьшение числа конфликтов и процента прогулов среди обучающихся.

Мониторинг

  • ежеквартальные статистические отчёты по школе;
  • аналитические справки в органы социального взаимодействия;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • наблюдение;
  • контрольные измерительные материалы.

  1. Содержательная часть

Тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Методы

Занятие «Спутник».

Знакомство с учениками, установление контакта.

Выяснение трудностей и проблем.

1 ч.

Беседа (метод прямого взаимодействия, установление отношений открытости).

Методика "Какой Я?", автор Р. С. Немова.

(Младший школьный возраст)

Методика исследования самооценки, авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин. (Старший школьный возраст)

1 ч.

Диагностический метод: анкетирование, тестирование, опрос.

Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных.

Изучение климата в семье: посещение на дому, диагностика детско-родительские отношений в семье, опрос соседей.

2 ч.

Метод интервью (с ребенком).

Метод наблюдения: диагностика семейных/ детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей.

Методика Эддой Клессмана «Три дерева» — зеркало семейных отношений. (Младший школьный возраст)

«Шкала семейного окружения» Методика ШСО была адаптирована С.Ю. Куприяновым в 1985 году. (Старший школьный возраст)

1 ч.

Метод субъективного шкалирования.

 Опросник.

Семейный челлендж «Я могу…».

Классный челлендж «Успех».

1 ч.

Метод взаимодействия. (родитель – ребенок, ученик – коллектив)

Исследование адаптации к школе:

Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова). (Младший школьный возраст)

Методика изучения мотивации учения старшеклассников.

1 ч.

Объективные тесты с выбором ответа.

Тренинги для обучающихся: «Эмпатия», «Учимся понимать друг друга», «Сотрудничество».

Анкета «Уровень комфортности в классе».

1 ч.

Игры, упражнения.

Методика «Направленность На Творчество». (Младший школьный возраст)

Методика «Креативность личности» Д.Джонсона.

(Старший школьный возраст)

1 ч.

Метод субъективного шкалирования.

Участие в индивидуально-творческих конкурсах: «А, ну-ка, парни», «А, ну-ка, девушки», для повышения самооценки и коммуникативности.

1 ч.

Социализация.

Формирование социально-коммуникативных навыков.

Классные часы:

«В мире гармонии и здоровья?»,

«Правонарушения – дорога в пропасть»,

 «Один за всех и все за одного».

2 ч.

Беседа (метод прямого взаимодействия).

Беседы по вовлечению обучающихся в кружки и секции «Моё увлечение», «Достижение успеха», «Чувство новизны».

2 ч.

Беседа, убеждение (метод прямого взаимодействия).

Спортивно-оздоровительные мероприятия:

-привлечение к участию в спортивных соревнованиях:

 «Веселые старты»;

«Папа, мама, я – спортивная семья»;

«День здоровья».

2 ч.

Социализация.

Работа ученического самоуправления «ШАНС»:

- проверка сменной обуви;

- проверка школьной формы;

- контроль за чистотой рук в столовой;

- контроль за курильщиками на территории школы;

- проведение тематических перемен.

Темы:

1. Поэтические.

2. Музыкальные.

3. Спортивные.

4. Творческие.

1 ч.

Еженедельно.

Метод взаимодействия.

Игры:

  1. Интеллектуально-правовая игра ««Закон и порядок»».
  2. Правовая игра «Мой взгляд».
  3. Игра «Азбука безопасности».

2 ч.

Метод взаимодействия.

Профилактические беседы, круглый стол:

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»,

«Разрешение конфликтов и проблем»,

«От безответственности до преступления один шаг»,

«Человек в мире правил»,

«Твои права и обязанности»,

«Безопасность»,

«У здоровья красивое лицо».

2 ч.

Беседа индивидуальная, групповая (метод прямого взаимодействия).

Дискуссии:

«Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»,

«Прекрасное и безобразное в нашей жизни»,

«Как найти свое место в жизни?».

2 ч.

Дискуссия (метод обсуждения и разрешения спорных вопросов поведения).

Родительские лектории: «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня»,

«Один дома»,

«Нравственные законы жизни»,

«Права и обязанности. Закон и ответственность»,

«О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

2 ч.

Информационное взаимодействие.

Родительские собрания – просмотр фильма «Колыбель 2011», основан на реальных событиях.

1 ч.

Метод взаимодействия.

Плановые акции и мероприятия, профилактической направленности.

2 ч.

Метод взаимодействия и социализации.

Просмотр короткометражных фильмов с семьей, с классным коллективом.

1 ч.

Метод взаимодействия.

Акция «Из рук в руки».

1 ч.

(Ежегодно и по необход-и)

Патронатный метод.

Акция «С заботой о наших детях».

1 ч.

Метод взаимодействия.

Акция «Социальный Новый Год».

1 ч.

(1 раз в год)

Патронатный метод, взаимодействия.

Трудоустройство несовершеннолетних достигших 14 лет.

Беседа «Делу время, потехе час».

1 ч.

(Каникулярное время)

Взаимодействия.

Контрольные измерительные материалы

Профилактика девиантного поведения.

1 ч.

Проблемная ситуация.

Заключение

На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.

Это система взаимодействия социального педагога (других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в обществе.

Литература

  1. Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ- 1011/08 «О методических рекомендациях».
  2. Кузина, И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие [Текст] / И.Г. Кузина – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.
  3. Бережная, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В. Бережная.- Ставрополь, 2005.
  4. Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы : метод. пособие для учителей / сост. Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей; руководитель проекта А. В. Гусев. – М. : Просвещение, 2017.
  5. Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ): полный текст документов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru (ресурс удаленного доступа).
  6. Хациева, Н.А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения [Текст] / Н.А. Хациева. – М.: Слово, 2012.        
  7. Лаврёнова Т.И., Лыгина М.А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. №3.
  8. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2004. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005.
  9. Содержание социально-педагогического сопровожденияобучающегося в образовательной организации: методическиерекомендации / сост. О.В. Неценко, ред. И.Р. Тамахина. –Выпуск 6 – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019 – 50 с.
  10. Образовательная социальная сеть «nsportal.ru» https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/01/15/sbornik-anket-dlya-raboty-sotsialnogo-pedagoga-s-obuchayushchimisya.
  11. Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/pravovaya-igra-podrostok-i-zakon-1216782.html
  12. ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА diagnostikavrabotesocial-nogopedagoga.pdf
  13. Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних». п. Красное Поле, 2019.
  14. «Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...

РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономический кризис 1990-х годов  в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...

Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении

Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии

Психолого-педагогическое сопровожение обучающегося направлено на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения....