Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".
рабочая программа
Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Цель программы социально педагогического сопровождения детей в школе: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.
Содержание программы направлено на достижение следующих задач:
· Изучить возможности и способности ребенка, его взаимодействие с взрослыми и сверстниками, для развития инициативы и творческой активности школьника;
· Изучить социальный статус семьи ребенка, семейных взаимоотношений и его окружения.
· Защитить права личности обучающегося, обеспечить его социальной, психологической и физической безопасностью;
· Организовать социально-педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
· Организовывать социально педагогическую помощь семьям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
· Развить ключевые личностные компетенции (здоровый образ жизни, адаптивность, учебная компетенция, коммуникативность, организованность и т.д.);
· Корректировать поведение детей, требующих особого педагогического контроля;
Таким образом создаются условия для успешной реализации личностно-ориентированного подхода в решении вышеуказанных задач.
Структура и содержание программы «социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» соответствуюттребованиям, предъявляемым к программам данного типа. Содержательная часть программы включает план профилактической работы.
В рамках предложенной программы представлены занятия, включающие разнообразные формы, методы, техники приемы, упражнения, направленные на обеспечение учащимися социально-коммуникативного комфорта и возможности саморазвития в адаптационный период на ступени обучения. Одной из наиболее эффективных форм работы автор определяет патронаж, изучение состава и причин возникшей трудной жизненной ситуации. Изучение личностных особенностей ребенка, его стремлений, целей, возможностей, мечты. Анкетирование детей-сирот, опекаемых, детей, оставшихся без попечения родителей, в трудной жизненной ситуации, с целью выявление их проблем. В процессе реализации программы учащиеся развивают свои внутренние ресурсы,учатся владеть механизмами межличностного общения, приобретаютспособность преодолевать трудности и адаптироваться к новым жизненнымситуациям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа
«социально-педагогическое сопровождение обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации».
Краевой конкурс методических разработок «Социальный педагог в образовательной организации» в 2021 году
Номинация: «Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в трудной жизненной ситуации»
Автор:Дулгаева Луиза Хамзатовна, социальный педагог МАОУ-СОШ№20 муниципального образования города Армавира Краснодарского края
2021
Армавир
- Пояснительная записка
Кризис института семьи является актуальной проблемой в современном мире, в следствии чего растет безнадзорность и беспризорность, преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, увеличивается количество детей сирот, опекаемых, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, требующих особого педагогического внимания. Все это усугубляется такими факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности.
Задача школы – социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей, как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. ( В.А. Сухомлинский).
Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях закрепляют:
1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов РоссийскойФедерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование изакрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предметасовместного ведения с Российской Федерацией;
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РоссийскойФедерации"
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях правребёнка в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей отинформации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях пореализации государственной социальной политики";
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года N 204 "Онациональных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации напериод до 2024 года";
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Обутверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года";
10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования", от 17 декабря 2010 N 1897 "Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования", от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего общего образования";
11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. N 536 "Об утвержденииОсобенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иныхработников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Данная программа, основана на программе воспитания и сопровождения МАОУ-СОШ № 20, утвержденная решением педагогического совета от 28.08.2020 г.
Программа ориентирована на оказание помощи обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, и сокращение их числа.
Цельпрограммы социально педагогического сопровождения детей в школе: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни.
Объект исследования - процесс социализации ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации средствами социальной работы.
Предмет исследования – направление организации социально педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
- Изучить возможности и способности ребенка, его взаимодействие с взрослыми и сверстниками, для развития инициативы и творческой активности школьника;
- Изучить социальный статус семьи ребенка, семейных взаимоотношений и его окружения.
- Защитить права личности обучающегося, обеспечить его социальной, психологической и физической безопасностью;
- Организовать социально-педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
- Организовывать социально педагогическую помощь семьям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Развить ключевые личностные компетенции (здоровый образ жизни, адаптивность, учебная компетенция, коммуникативность, организованность и т.д.);
- Корректировать поведение детей, требующих особого педагогического контроля;
Программа рассчитана для работы с обучающимися 1-11 классов, на 34 занятия, по 1 часу в неделю.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 2020-2021 учебный год (сентябрь – май).
Ожидаемые результаты
- Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности.
- Создание благоприятного климата в семье.
- Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития обучающихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям.
- Создание благоприятного климата в социуме.
- Повышение уровень социальной защищенности.
- Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. Развитие своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
- Уменьшение числа конфликтов и процента прогулов среди обучающихся.
Мониторинг
- ежеквартальные статистические отчёты по школе;
- аналитические справки в органы социального взаимодействия;
- анкетирование;
- опрос;
- наблюдение;
- контрольные измерительные материалы.
- Содержательная часть
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Методы |
Занятие «Спутник». Знакомство с учениками, установление контакта. Выяснение трудностей и проблем. | 1 ч. | Беседа (метод прямого взаимодействия, установление отношений открытости). | |
Методика "Какой Я?", автор Р. С. Немова. (Младший школьный возраст) Методика исследования самооценки, авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин. (Старший школьный возраст) | 1 ч. | Диагностический метод: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных. | |
Изучение климата в семье: посещение на дому, диагностика детско-родительские отношений в семье, опрос соседей. | 2 ч. | Метод интервью (с ребенком). Метод наблюдения: диагностика семейных/ детско-родительских отношений. Метод совместного планирования работы с семьей. | |
Методика Эддой Клессмана «Три дерева» — зеркало семейных отношений. (Младший школьный возраст) «Шкала семейного окружения» Методика ШСО была адаптирована С.Ю. Куприяновым в 1985 году. (Старший школьный возраст) | 1 ч. | Метод субъективного шкалирования. Опросник. | |
Семейный челлендж «Я могу…». Классный челлендж «Успех». | 1 ч. | Метод взаимодействия. (родитель – ребенок, ученик – коллектив) | |
Исследование адаптации к школе: Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова). (Младший школьный возраст) Методика изучения мотивации учения старшеклассников. | 1 ч. | Объективные тесты с выбором ответа. | |
Тренинги для обучающихся: «Эмпатия», «Учимся понимать друг друга», «Сотрудничество». Анкета «Уровень комфортности в классе». | 1 ч. | Игры, упражнения. | |
Методика «Направленность На Творчество». (Младший школьный возраст) Методика «Креативность личности» Д.Джонсона. (Старший школьный возраст) | 1 ч. | Метод субъективного шкалирования. | |
Участие в индивидуально-творческих конкурсах: «А, ну-ка, парни», «А, ну-ка, девушки», для повышения самооценки и коммуникативности. | 1 ч. | Социализация. Формирование социально-коммуникативных навыков. | |
Классные часы: «В мире гармонии и здоровья?», «Правонарушения – дорога в пропасть», «Один за всех и все за одного». | 2 ч. | Беседа (метод прямого взаимодействия). | |
Беседы по вовлечению обучающихся в кружки и секции «Моё увлечение», «Достижение успеха», «Чувство новизны». | 2 ч. | Беседа, убеждение (метод прямого взаимодействия). | |
Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях: «Веселые старты»; «Папа, мама, я – спортивная семья»; «День здоровья». | 2 ч. | Социализация. | |
Работа ученического самоуправления «ШАНС»: - проверка сменной обуви; - проверка школьной формы; - контроль за чистотой рук в столовой; - контроль за курильщиками на территории школы; - проведение тематических перемен. Темы: 1. Поэтические. 2. Музыкальные. 3. Спортивные. 4. Творческие. | 1 ч. Еженедельно. | Метод взаимодействия. | |
Игры:
| 2 ч. | Метод взаимодействия. | |
Профилактические беседы, круглый стол: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», «Разрешение конфликтов и проблем», «От безответственности до преступления один шаг», «Человек в мире правил», «Твои права и обязанности», «Безопасность», «У здоровья красивое лицо». | 2 ч. | Беседа индивидуальная, групповая (метод прямого взаимодействия). | |
Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?». | 2 ч. | Дискуссия (метод обсуждения и разрешения спорных вопросов поведения). | |
Родительские лектории: «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня», «Один дома», «Нравственные законы жизни», «Права и обязанности. Закон и ответственность», «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». | 2 ч. | Информационное взаимодействие. | |
Родительские собрания – просмотр фильма «Колыбель 2011», основан на реальных событиях. | 1 ч. | Метод взаимодействия. | |
Плановые акции и мероприятия, профилактической направленности. | 2 ч. | Метод взаимодействия и социализации. | |
Просмотр короткометражных фильмов с семьей, с классным коллективом. | 1 ч. | Метод взаимодействия. | |
Акция «Из рук в руки». | 1 ч. (Ежегодно и по необход-и) | Патронатный метод. | |
Акция «С заботой о наших детях». | 1 ч. | Метод взаимодействия. | |
Акция «Социальный Новый Год». | 1 ч. (1 раз в год) | Патронатный метод, взаимодействия. | |
Трудоустройство несовершеннолетних достигших 14 лет. Беседа «Делу время, потехе час». | 1 ч. (Каникулярное время) | Взаимодействия. | |
Контрольные измерительные материалы | |||
Профилактика девиантного поведения. | 1 ч. | Проблемная ситуация. |
Заключение
На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации сопровождаемых на основе оказания необходимой социально-педагогической помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности.
Это система взаимодействия социального педагога (других специалистов) с ребенком и его семьей в процессе построения индивидуальной траектории его выхода из проблемной ситуации. Результатом такого взаимодействия становится успешная социализация ребенка и его интеграция в обществе.
Литература
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ- 1011/08 «О методических рекомендациях».
- Кузина, И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие [Текст] / И.Г. Кузина – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006.
- Бережная, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ О.В. Бережная.- Ставрополь, 2005.
- Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы : метод. пособие для учителей / сост. Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей; руководитель проекта А. В. Гусев. – М. : Просвещение, 2017.
- Федеральные законы и кодексы Российской Федерации (РФ): полный текст документов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru (ресурс удаленного доступа).
- Хациева, Н.А. Адаптация и социальная интеграция детей, лишенных семейного окружения [Текст] / Н.А. Хациева. – М.: Слово, 2012.
- Лаврёнова Т.И., Лыгина М.А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социосфера. 2011. №3.
- Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2004. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005.
- Содержание социально-педагогического сопровожденияобучающегося в образовательной организации: методическиерекомендации / сост. О.В. Неценко, ред. И.Р. Тамахина. –Выпуск 6 – Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019 – 50 с.
- Образовательная социальная сеть «nsportal.ru» https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/01/15/sbornik-anket-dlya-raboty-sotsialnogo-pedagoga-s-obuchayushchimisya.
- Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/pravovaya-igra-podrostok-i-zakon-1216782.html
- ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА diagnostikavrabotesocial-nogopedagoga.pdf
- Программа «Профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних». п. Красное Поле, 2019.
- «Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...
РОЛЬ школьного психолога в сопровождении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социально-экономический кризис 1990-х годов в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей, увеличение числа разводов супругов, что наиболее драматично ск...
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении...
План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»
План работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положенииМБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»...
Этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении
Понятие трудной жизненной ситуации и социально опасного положения.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Диагностический этап работы. Рекомендуемые диагностические методики для рабо...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии
Психолого-педагогическое сопровожение обучающегося направлено на выявление проблем и ресурсов для определения стратегий помощи в рамках комплексного сопровождения....