Программа профориентационной работы
рабочая программа
Программа профориентационной работы на 2023-2026 годы в условиях реализации Профминимума и Всероссийского проекта "Билет в будущее"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст программы | 45.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 598
с углубленным изучением математики, химии и биологии
Приморского района Санкт – Петербурга
«ПРИНЯТА» Педагогическим советом ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга протокол №__ от 23.05.2023 г. |
| «УТВЕРЖДЕНА» директором ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга приказ №____-а от 01.09.2023 г. ____________/ /
|
Программа профориентационной работы
«Путь к профессиональному самоопределению»
ГБОУ школы №598 Приморского района на 2023-2026 годы
Санкт-Петербург 2023
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название | Программа профориентационной работы «Путь к профессиональному самоопределению». |
Исполнители | Администрация ГБОУ школы №598 Приморского района Санкт-Петербурга социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители. |
Проблема | Средний уровень осознания учениками школы собственного выбора профессиональной направленности и будущей профессии. |
Цели |
|
Задачи |
|
Целевые группы | Обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники, администрация школы, социальные партнеры. |
Ожидаемый |
|
Краткое | Идея заключается в том, чтобы создать такие условия для профориентации обучащихся, которые позволят сформировать у них первый и второй уровни представления и знаний о мире труда и профессий; с помощью тестирования и диагностики, выявить их интересы, склонности, способности к той или иной профессиональной деятельности; обучающимся 1-11 классов попробовать себя в разных элективных курсах и определиться с выбором профильного класса и в дальнейшем с выбором профессиональной карьеры. |
Этапы реализации | I этап – организационный (2023-2024 учебный год) |
Введение
Профессиональное самоопределение-процесс принятия личностью решения о выборе будущей профессиональной деятельности- кем стать, к какой социальной группе принадлежать и с кем работать.
Во ФГОС второго поколения указывается на то, что профессиональное самоопределение школьника, наряду с личностным, является важной составной частью самоопределения жизненного пути. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российская Федерация указывается, что для развития рынка труда как важнейшей составляющей инновационной экономики необходимо развитие системы профессиональной ориентации, психологической поддержки населения, в т. ч. профессиональной ориентации школьников, повышении их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы в школе.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.
Профессиональная ориентация- это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизических особенностей, проведения психодиагностики, организацию элективных курсов. Таким образом, можно выделить следующие аспекты профориентации: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той ли иной сферы.
Экономический аспект-это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда, Атласа профессий).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способности к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи, как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Таким образом, программа профориентации представляет собой систему научно- обоснованных мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к сознательному, самостоятельному выбору профессии с учетом желания, возможностей личности и потребности рынка труда.
1.Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, цифровизация образования и производства существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число немотивированной на обучение и неработающей молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, часто молодые люди, закончившие вузы и сузы оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего профессионального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор собственной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Школа профессионального самоопределения».
- Цель и задачи Программы
Цель: создание системы действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей дальнейшему осознанному выбору собственной карьеры, формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации на рынке труда.
Задачи:
1. Разработать и внедрить систему профориентационной работы с учащимися через урочную и внеурочную деятельность.
2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор, профподбор и профконсультацию обучающихся.
3. Обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.
4. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
5. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и школы по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
6. Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников школы.
7. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
- Этапы реализации программы
Сроки реализации Программы: 2023 - 2026 годы
I этап: проектный – 2023 -2024 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать и утвердить программу по профориентации обучающихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2023-2024, 2024-2025 учебные годы.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогатить содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города, участвовать в реализации проектов «Билет в будущее», «Профессиональный минимум», «Проектория», «Успех каждого ребенка», «Россия-мои горизонты» и др..
II этап: аналитический – 2025-2026 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
- Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции последних изменений.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года /Распоряжение Правительства РФ от
17.11.2008 №1662-р/.
3. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1).
4. Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д)/.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/.
6. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 №03-51-157 ин/13-03/.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования в редакции последних изменений.
8. "Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации". Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. №47.
9. "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1.
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
11. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО).
- Основные направления системы программных мероприятий
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ | |||||
Профессиональное воспитание | Профессиональное просвещение | Профессиональная диагностика | Профессиональная консультация | Профессиональный подбор | Профессиональная адаптация |
Для повышения эффективности системы профориентации обучающихся школы в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
Профпросвещение педагогов, родителей, обучающихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Профвоспитание ставит своей целью формирование у обучающихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.
Профдиагностика и профконсультирование с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Профподбор и взаимодействие с предприятиями с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.
Профадаптация с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1. 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
2. 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре, включая участие в проектах «Профессиональный минимум»», «Билет в будущее», «Zасобой».
3. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профессионального направления в обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям, участие в проектах «Билет в будущее», «Профессиональный минимум», «Проектория», «Успех каждого ребенка», «Zасобой».
4. 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности, участие в проектах «Билет в будущее», «Профессиональный минимум», «Проектория», «Россия-мои горизонты».
- Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является администрация школы.
Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, социальные партнеры.
Структура деятельности педагогического коллектива по
проведению профориентационной работы в школе
- Директор:
- направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;
- контролирует всю профориентационную работу в школе.
- Заместители директора по ИКТ, УВР и методисты:
- создают учебно-методическую базу по профориентации;
- организовывают и проверяют деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;
- собирают, обобщают и распространяют передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;
- координируют профориентационную направленность проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
- организуют участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- организуют занятия обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- курируют преподавание профориентационного курса в ходе предпрофильной подготовки ― «Твоя профессиональная карьера» и других элективных курсов;
- организуют участие обучающихся в проектах «Билет в будущее», «Проектория», «Россия-мои горизонты»
- Заместитель директора по ВР:
- вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- содействует вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;
- поддерживает связи школы с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой школы;
- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);
- организует летние трудовые практики; осуществляет контролирующую функцию работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся.
- Классный руководитель:
- составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
- организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия; оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
- Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся.
- Заведующий библиотекой:
- регулярно подбирают литературу для учителей и обучающихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
- рекомендуют обучающимся литературу, помогающую в выборе профессии;
- организовывают выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
- обобщают и систематизируют методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивают выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
- Педагог-психолог:
- изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
- осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей обучающихся; способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
- создает базу данных по профдиагностике.
- Медицинский работник:
- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
- проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
- проводит консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
- оказывает помощь классному руководителю, педагогу- психологу и социальному педагогу в анализе деятельности обучающихся.
9. Социальный педагог:
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам.
Направления и формы работы
Организационно-методическая деятельность
- работа заместителей директора по профориентационной работе с обучающимися;
- методическая помощь учителям в подборке методических материалов и диагностического инструментария.
Работа с обучающимися
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
- Анкетирование;
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
- Организация участия в проектах «Билет в будущее», «Проектория», «Успех каждого ребенка», «Россия-мои горизонты»;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений, представителями разных профессий.
Работа с родителями
- Проведение родительских собраний, (общешкольные, классные), лекторий для родителей;
- Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- Анкетирование родителей учащихся;
- Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- Привлечение родителей обучающихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
Помощь родителей в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время.
В создании профориентационного пространства участвуют все участники образовательного процесса, а также социальные партнеры школы. Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечен весь коллектив, и когда соблюдаются следующие ПРИНЦИПЫ:
1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста
и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
VII. Оценка эффективности профориентационной работы
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследованиям жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних-дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие: индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
План мероприятий
по реализации Программы профориентационной работы
«Школа профессионального самоопределения»
№ п/п | Содержание | Срок проведения | Ответственные |
Создание нормативно-правовой базы | |||
1 | Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся | Август 2023 | Заместители директора по ВР, социальный педагог |
2 | Создание банка данных об учебных заведениях города | Август 2023 | Ответственный за профориентацию |
3 | Создание банка данных о предприятиях города. Взаимодействие с ДДЮ Приморского района Санкт-Петербурга | В течение учебного года | Ответственный за профориентацию |
4 | Инструктивно-методическое совещание с классными руководителями, учителями-предметниками, специалистами службы психолого-педагогического сопровождения по определению их роли в системе профориентационной работы у обучающимися и планировании работы. | Сентябрь 2023 | Администрация |
5 | Разработка классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации обучающихся | Сентябрь 2023 | Ответственный за реализацию программы профориентации |
6 | Семинар-практикум для учителей базового уровня «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися» | Сентябрь 2023 | Заместитель директора по ВР |
7 | Семинар-практикум для учителей-навигаторов основного уровня «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися» | Сентябрь 2023 | Заместитель директора по ВР |
8 | Семинар-практикум для учителей-навигаторов продвинутого уровня «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися» | Сентябрь 2023 | Заместитель директора по ВР |
9 | Организация проектной деятельности обучающихся по созданию тематических выставок по профориентации | Заместитель директора по ВР, библиотекарь | |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы | |||
1 | Экскурсии в вузы, сузы | ||
2 | Посещение Дней открытых дверей, Ярмарок профессий | Ежегодно | Ответственный за профориентацию, классные руководители |
3 | Профпросвещение в рамках реализации профессионального минимума «Россия-мои горизонты» (в соответствии с уровнем, по отдельной Рабочей программе.) | Ежегодно | Ответственный за профориентацию, классные руководители |
4 | Участие в городских выставках, конкурсах, проектах, конференциях, олимпиадах
| Ежегодно | Ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники |
5 | Участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее» (отдельная Рабочая программа) | Ежегодно | Ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники |
Реализация профориентационной работы в рамках школьной программы | |||
1 | Профориентация обучающихся на урока | Ежегодно | Учителя-предметники |
2 | Конкурсы творческих проектов | 2023-2026 | Учителя предметники, социальный педагог, педагог-психолог |
3 | Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий | В течение года | Классные руководители, библиотекарь, педагог-психолог |
4 | «Россия- мои горизонты» (по отдельной Рабочей программе) | 2023-2024 | Классные руководители 6-11 классов, педагоги-навигаторы |
5 | Организация элективных курсов, спецкурсов профессиональной направленности | Ежегодно | Ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники |
Организация профориентационной работы в профильных классах (химия-биология, математика-информатика, технология) | Ежегодно | Заместители директора по УВР, ответственный за профориентацию | |
6 | Всероссийский проект «Билет в будущее» (по отдельной Рабочей программе элективного курса) | Ежегодно | Заместители директора по УВР, ответственный за профориентацию, педагоги-навигаторы |
Информационно-просветительская работа | |||
1 | Оформление стенда по профориентации. Рубрики:
| 2023-2026 | Ответственный за профориентацию, педагоги-навигаторы, классные руководители |
Организация работы с родителями | |||
1 | Родительские собрания: 1. «Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения» 2. «Изучение склонностей и способностей ребенка» 3. «Организация летнего отдыха и трудоустройство несовершеннолетних» 4. «Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов» | Ежегодно | Ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники |
Диагностика и консультирование | |||
1 | Консультирование и тестирование учащихся 8-11 классов:
| Ежегодно | Педагог-психолог Классные руководители |
2 | Консультирование родителей по вопросам профориентации обучающихся | Ежегодно | Ответственный за профориентацию, педагоги-навигаторы, классные руководители |
Профадаптация | |||
1 | Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников | Ежегодно в августе | Заместители директора по УВР, ВР |
2 | Оказание помощи в трудоустройстве детей льготных категорий | Ежегодно (апрель, май) | Ответственный за профориентацию, педагоги-навигаторы, классные руководители |
Мониторинг качества профориентационной работы | |||
1 | Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся | Ежегодно | Заместитель директора по ВР |
2 | Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в ВД, кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору | Ежегодно | Заместители директора по УВР, ВР |
3 | Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы | Ежегодно | Заместитель директора по ВР |
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы профориентационной работы «Школа профессионального самоопределения» будет:
- создана система работы педагогического коллектива по данному направлению;
- повышен интерес обучающихся к проблеме осознанного выбора профессии, мотивация молодежи к труду;
- ознакомление подростков с миром профессий;
- обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- ориентация обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- оказана адресная психологическая помощь обучающимся в осознанном выборе будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
Программа профориентационной работы с подростками.
Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её ак...
программа профориентационной работы в школе
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»
Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль...
Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"
Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...
занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...