Программа профориентационной работы в школе.
рабочая программа на тему

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории города; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы. 

Профориентационная  деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_proforientacionnoy_raboty.rar16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27».

Программа профориентационной работы в школе.

Автор: Рязанова Наталья Георгиевна

г. Норильск

Программа профориентационной работы.

Обоснование необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27». 

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
       Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории города; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Цели:

  1. Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные в НПР и создание условий для более успешной социализации выпускников.
  2. Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода .

Задачи:
– Координация действий руководителей, педагогов, психолога, шефов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории района.
– Создание системы взаимодействия школы и предприятий города на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.
– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединения классных руководителей. Профориентационная  деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом.


• Взаимодействие с предприятиями города (экскурсии, встречи с руководителями, шефами).
Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического сообщества.
Мероприятия
1.Организация экскурсий на предприятия города:
–аптека;
–почтовые отделения;
–администрация города;
–пожарная часть;
-милиция;
-МСЧ №2;
_-библиотека;
-музей.
2.Встречи школьников с шефами (рабочие, бригадиры) единый классный час по профориентации.
3.Экскурсии в ЦЗН р. Талнах
4.Семинар-практикум для педагогов, направленный на разъяснение необходимости проведения работы по профориентации. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация).

• Система работы с образовательными учреждениями города
Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий.
Мероприятия:
1.Экскурсии в Корпоративный университет г. Норильска.
2.Профпробы в ЦО-2.
3. Участие в днях открытых дверей.

• Система работы педагогов с выпускниками и школьниками
Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности.
2.В план работы музея включить работу по профориентации.
3.Проведение классных часов по теме: «Профессии Норильского никеля».
4.Проведение экскурсий на предприятиях города
5.Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города»и др.
6.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
• Система работы психолога
Цель: Профориентационная помощь.
Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
3.Изучить возможности введения в 10-11 классах курса «Мой выбор» или практического курса «Профессиональный успех»
• Информационное обеспечение профориентационной деятельности
Мероприятия:
1.Рубрика о рабочих профессиях и династиях в школьной газете «27-я и Я», на сайте школы.
2.Информационные бюллетени о профессиях, которые можно получить в ПУ г.Норильска
3.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
4.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся.
• Оценка эффективности профориентационной работы
Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе
Мероприятия:
1.Экспертиза планов воспитательной работы.
2.Экспертиза плана работы библиотеки.
3.Экспертиза плана работы психолога.
4.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство.
5.Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

Диагностическая и развивающая линии проходят через все уровни профориентационной деятельности школы. Таких уровней четыре.

          У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, группы по интересам, факультативы, ОПТ, и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
1 уровень. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.

  1. Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
  2. Профориентационный курс «Профессий много есть на свете».
  3.   Профориентационные минутки на уроках.
  4.   Конкурсы (школьный, городской уровни).
  5.   Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).
  6.   Встречи с родителями – представителями различных профессий.
  7.   Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции).
  8.   Конкурсы творческих работ.
  9.   Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете».
  10.   День профориентации.
  11.   Мониторинг профориентационной работы.

             У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

  2 уровень.  «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы.

  1. Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
  2. Профориентационный курс .
  3. Профориентационные минутки на уроках.
  4. Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
  5. Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
  6. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
  7. Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни).
  8. Экскурсии на предприятия и организации НПР(1 в четверть).
  9. Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций города.
  10. Знакомство с рынком труда города.
  11. НОУ «Эврика». Научно-практическая конференция, секция «Я и  профессия» школьный уровень)
  12. День профориентации.
  13. Мониторинг профориентационной работы.
    У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

 3 уровень.  «Мир профессий». 9 классы.

  1. Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития.
  2. Профориентационный курс «Моя профессиональная карьера».
  3. Профориентационные минутки на уроках.
  4.    Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
  5. Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
  6. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
  7. Конкурсы (школьныйгородской, краевой  уровни).
  8. Экскурсии на предприятия и организации НПР, корпоративный университет. (2 в четверть).
  9. Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций .
  10. Знакомство с рынком труда в городе..
  11. НОУ «Эврика». Научно-практическая конференция, секция «Я и  профессия» (школьный, городской).
  12. Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, курсы по выбору).
  13. Трудоустройство подростков.
  14. Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.
  15. День профориентации.
  16. Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ.
  17. Мониторинг профориентационной работы.
    С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

4 уровень.  «Я в мире профессий». 10-11 классы.

  1. Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.
  2. Профориентационный курс «Мой  выбор».
  3. Профориентационные минутки на уроках.
  4.   Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
  5. Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
  6. Интеллектуально-практический марафон «Будущее выбирает профессионалов».
  7. Конкурсы (школьный, городской, краевой  уровни).
  8. Экскурсии на предприятия и организации НПР (2 в четверть).
  9. Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций поселка, района, городов.
  10. Знакомство с рынком труда в стране.
  11. НОУ «Эврика». Научно-практическая конференция, секция «Я и  профессия»  (школьный, городской уровни).  
  12. Профильное обучение (профильные предметы, элективные курсы, «индивидуальные маршруты движения»).
  13. Социальные практики.
  14. Дистанционное обучение.
  15. Профессиональное обучение (ЦО-2).
  16. Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы и Сузы.
  17. День профориентации.
  18. Довузовская подготовка.
  19. Встречи с выпускниками школы,  успешными в своих профессиях.
  20. Мониторинг профориентационной работы.

Профориентационные курсы.

1 уровень «Профессий много есть на свете…».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность  испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.

Мероприятия

Кол-во

1.

Содержание курса:

  1. «Чем пахнут ремесла?»
  2. Профессия – воспитатель, учитель.
  3. Профессия – повар.
  4. Профессия – врач.
  5. Профессия – пожарный.
  6. Профессия – милиционер.
  7. Профессия – водитель.
  8. Профессия – почтальон.
  9. Праздник труда. Итоговое занятие

9 часов (один раз в месяц)

2.

Часы общения. Встречи с родителями разных профессий .

1 раз в месяц

3.

Экскурсии на предприятия города.

 

2уровень - учащиеся 5-8 классов. «»Я и профессии вокруг меня»
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Мероприятия

Кол-во

1.

Экскурсии на предприятия города

1 раз в четверть

2.

Встречи с представителями разных профессий

1 раз в четверть

3.

Цикл занятий:

  1. Самопознание. Я – человек и личность.
  2. Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.
  3. Я в мире людей. Общение. Его стили.
  4. Конфликты. Причины и пути их разрешения.
  5. Мой характер и темперамент
  6. Мои жизненные интересы и пути их реализации.
  7. Творчество и способности. Тренинг способностей учащихся.
  8. Моё здоровье – основа моей жизни.
  9. В ситуации выбора.
  10. Тренинг «Управляй собой».

9 часов

3 уровень -учащиеся 9 класса. Курс « «Моя профессиональная карьера»
Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Мероприятие

Кол-во

1.

Экскурсии на предприятия и организации НПР.

2 раза в четверть

2.

Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций НПР, со специалистами отдела труда и занятости населения.

1 раз в год

3.

Содержание курса:

  1. Кем быть? Проблема выбора.
  2. Профессии и специальности.
  3. Формула профессии. Выбор и моделирование.
  4. Качества личности и успех в профессии.
  5. Интересы и выбор профессии.
  6. Склонности и профессиональная направленность.
  7. Профессиональный тип личности.
  8. Деловая игра
  9. Личный профессиональный план.

10 часов

 

4 уровень «Мой выбор»

Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора

          будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.

Мероприятия

Кол-во

1.

Экскурсии на предприятия и организации НПР.

2 раза в четверть

2.

Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций НПР, специалистами и отдела труда и занятости населения.

1 раз в год

3.

Цикл занятий:

  1. Мир профессий
  2. Способности, интересы и профессиональный выбор.
  3. Путь к успеху.
  4. Деловая игра «Кадровый вопрос»
  5. Профессиональный путь.
  6. Игра «Взгляд в будущее»
  7. Тренинг «Остров»
  8. Профессиональная зрелость и самопрезентация.

9-10часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

программа профориентационной работы в школе

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"

Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Программа профориентационной работы в школе.

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будующей профессиональной деятельности....