ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»
методическая разработка (9 класс) по теме
Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль педагогов, предлагается тематика мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsionnoy_raboty_so_starsheklassnikami.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»
Чмелева Наталья Геннадьевна
п.Таёжный
Богучанский район
Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль педагогов, предлагается тематика мероприятий.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий, которая проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, воспитателей, учителей трудового обучения и социально-бытовой ориентировки, социального педагога.
Цель: социализация личности выпускника.
Задачи: формирование положительного отношения к труду; оказание помощи в определении жизненных перспектив; развитие коммуникативных способностей; содействие в профессиональном ориентировании; обучение навыкам самостоятельного поиска работы.
Принципы:
- Систематичность и преемственность.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
- Межведомственное взаимодействие школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.
Основные направления:
-Профессиональная информация - включает в себя сведения о мире профессий; личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения; о системе учебных заведений и путях получения профессии; о потребностях общества в кадрах.
-Профессиональное воспитание - включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы старшеклассник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
- Консультации ПМПк специалистов - изучение личности учащегося и, на этой основе выдача рекомендаций.
Формы работы: анкетирование; деловые, ролевые, ситуационные игры; экскурсии; беседы; встречи с интересными людьми; конкурсы; занятия с элементами тренинга.
Пути реализации:
-Классные часы: «Твои жизненные планы», «Школа… А дальше?», «Профессии твоих родителей», «Твоя судьба в судьбе района», «Мои компетенции».
-Экскурсии: «Стройки Нижнего Приангарья», «Районный краеведческий музей (зал «Ремёсла ангарцев»)», «Столярный цех», «Хлебопекарня», «Поселковая администрация», «Таежнинская участковая больница».
-Встречи: с преподавателями училищ края, со специалистами Центра занятости населения Богучанского района, с интересными людьми рабочих профессий, с выпускниками школы, учащимися профессиональных училищ.
- Общественно-полезная деятельность: летняя трудовая практика, самообслуживание в классе и школе, уход за закреплённым участком школьной территории, выращивание цветов на пришкольном участке.
- Участие в «Празднике труда», в выставках декоративно- прикладного творчества разных уровней.
- Просветительская работа: создание классного уголка « Выбираешь профессию-выбираешь судьбу», использование материалов школьного краеведческого центра «Нижнее Приангарье – новая жизнь» и материалов, предоставленных Центром занятости населения и ПУ.
Ожидаемые результаты:
- Социально адаптированная личность, владеющая основами трудовой нравственности, конкурентноспособная на современном рынке труда.
- Профессиональное определение выпускников на май месяц – 100%.
- Уровень социальной адаптации выпускников в течение первого года после окончания школы не ниже 85 %.
Деятельность социального педагога и классного руководителя:
- Консультирование родителей по профориентационным вопросам.
- Анкетирование учащихся 8-9-х классов по профориентации.
- Выступление на общешкольных и классных родительских собраниях.
- Организация встреч воспитанников с выпускниками прошлых лет.
- Проверка обеспечения места жительства выпускников, не имеющих закрепленного жилья.
Деятельность учителя социально-бытовой ориентировки
- Проведение традиционных мероприятий «Мы за чаем не скучаем».
- Оформление стендов: «Древо возможностей», «Я и мой выбор».
- Экскурсии в магазин, аптеку, банк, почту, администрацию, больницу.
- Проведение деловых, сюжетно-ролевых игр.
Деятельность воспитателей:
-Беседы на воспитательских часах общения.
-Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
-Проведение трудовых десантов.
-Организация санитарно-гигиенических мероприятий.
-Ведение трудовых книжек в группах.
-Проведение экскурсий.
Деятельность учителей трудового обучения:
-Проведение долговременной трудовой игры.
-Выбор лучшего бригадира трудовой группы.
-Участие в профессиональном конкурсе «Лучший по профессии».
-Прохождение трудовой практики.
-Ведение трудовых книжек по итогам работы в трудовых мастерских.
-Выполнение заказов школы по пошиву и ремонту одежды, ремонту мебели.
-Встреча со специалистами центра занятости.
Библиографический список:
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: Просвещение, 1991.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2005.
- Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2005.
- Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения / для учащихся /7-11 классов/ - СПб.: КАРО, 2006.
- www/nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
Программа профориентационной работы с подростками.
Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её ак...
программа профориентационной работы в школе
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...
Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"
Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...
занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Оглавление1. Актуальность, информационное обоснование программы.2. Цели и задачи программы.3. Механизм реализации программы.4. Психолого-педагогическое обоснование содержания программы.5. Содержа...