программа профориентационной работы в школе
материал по теме
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная программа
в МОУ «ООШ№8»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
- Цель программы
Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в посёлке.
- Задачи профориентационной работы:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- -Профессиональное просвещение.
- -Профессиональная диагностика и профконсультирование.
- -Профессиональная адаптация.
- Ожидаемые результаты:
Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь обучающимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- -обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- -сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
- Обоснование Программы:
Актуальность проблемы состоит в том, что по результатам исследований, существует ряд факторов, снижающих конкурентоспособность молодежи:
- Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
- Необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
- Трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
- Совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
- Инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).
Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. « Концепция профильного обучения»,предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - это длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Сроки | Мероприятия | Ответственные |
Профессиональное просвещение обучающихся и их родителей | ||
в течение года | Профессиональное просвещение | Зам. дир. по ВР , психолог |
в течение года | Профориентация обуч-ся на уроках (экономика, география, обществознание, технология) | Учителя-предметники |
в течение года | Дни открытых дверей в ВУЗаз, техникумах, лицеях, ПУ «Дороги, которые мы выбираем» | Зам. дир. по ВР , психолог, Классные рук. |
В течение года | Экскурсия на предприятия посёлка | Зам. дир. по ВР , Классные рук. |
февраль | Родительские собрания для 9, кл. «Как помочь ребенку выбрать профессию» | кл. руководители |
апрель | Ярмарка профессий | кл. руководители 5-9 кл. |
май | Конкурс творческих проектов | учителя технологии |
В течение года | Встречи с представителями различных профессий. | кл. руководители 1-9 кл. |
Диагностика и консультирование | ||
в течение года | Профдиагностика и консультирование выпускников 9 кл. «Оценка профессиональной направленности личности выпускника» | психолог |
ноябрь | Профориентационная работа с обучающимися старших классов. Цель - выявление групп учащихся, нуждающихся в помощи по профессиональному самоопределению. | психолог |
декабрь
| Психологическое исследование 9 х классов на выявление уровня умственного развития . | психолог |
декабрь
| Педагогический консилиум по 9-м классам (результаты психологического исследования). | психолог |
февраль | Анкетирование "Профессиональное самоопределение на основе самооценки" (9 класс). | психолог |
февраль | Анкетирование обучающихся 9 кл с целью сбора информации об их ценностных ориентациях и интересах. | психолог |
март | Оформление рекламного стенда «Выбери свою профессию» | кл. руководители 8-9 кл. |
в течение года
| Консультации для родителей уч-ся 9 кл. по вопросам профориентации. | Зам. дир. по ВР Кл. рук. психолог |
Профессиональная адаптация | ||
апрель | Создание информационного банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. | Кл. рук. Зам. дир. по ВР |
май | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и выпускникам из неблагополучных семей. | Администрация Соц. педагог |
Классные руководителями разработаны и проводятся классные часы:
Класс | Тема занятий | Содержание. |
1-4 кл | Конкурс рисунков в начальной школе «Все работы хороши…» | |
2 класс
| «Наши семьи» Заполнение «паспорта семьи» | Знакомство с профессиями родителей, формирование добросовестного отношения к труду, «первая установка» на выбор профессии . |
3-4 класс | «Наш посёлок» «Взаимозависимость и взаимодействие членов общества» | Происходит знакомство с различными профессиональными сферами, их функционированием (ролевые игры, раскраски, стихи о различных профессиях, «праздничный календарь профессий»), а также ознакомление с видами производства (конвейерное, индивидуальное). |
5-6 класс
| "Строительный, ресторанный, газетный бизнес". Игра «Что я знаю о профессиях?» | Более конкретно определяется круг интересов и способностей детей, создание макетов, рисование фантазии, написание статей и заметок - интеллектуальной воспитанности школьников. |
7 -8 класс
| «Фирма, предприятие» Игра по станциям «Дорогами профессий» | Проводятся ролевые игры «Как правильно вести себя при приёме на работу», учащиеся учатся составлять резюме. |
8-9 класс
| «Рынок труда» «Искусство общения», « Первое общение, «Первое впечатление - «можно» и «нельзя»», «Как правильно читать объявления»
| Формируется восприятие будущей профессиональной деятельности как способы создания определённого образа жизни. Старшеклассники знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными, коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии, осваивают стратегии по освоению запасных вариантов. Учащиеся знакомятся со способами достижения результатов профессиональной деятельности, самоподготовке к избранной профессии и саморазвитию в ней. |
Содержание профориентационной программы
- Пояснительная записка.
- Обоснование программы
- Направления профориентационной работы
- Приложения
Утверждаю
Директор МОУ «ООШ№8»
__________Е.В.Киреева.
01.09.2013г.
Программа по профориентационной работе МОУ «ООШ№8»
Составитель: Зам. директора по воспитательной работе Запривода А.Ю.
г. Ухта, ул. Кирпичная 23, тел. 75-81-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в школе
Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....
Программа профориентационной работы в школе.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....
Программа профориентационной работы в школе.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будующей профессиональной деятельности....
Программа профориентационной работы в школе на 2020-2022 учебный год.
Программа по профориентации....
Программа профориентационной работы в школе на 2020-2022 учебный год.
Программа по профориентации....