Особенности работы учителя-дефектолога с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития
консультация

Марина Ивановна Алдошина

В статье рассматриваются условия для развития и адаптации младших школьников с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_raboty_defektologa_s_uo.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя-дефектолога

с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития

        ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учитывает образовательную потребность детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагает создание специальных условий для их обучения и развития, а также коррекцию нарушений в развитии ребенка.

         Умственная отсталость (УО) - это врожденное или приобретенное нарушение психики и интеллекта, которое характеризуется значительными ограничениями в интеллектуальном функционировании и ведет к социальной дезадаптации. Помимо недостаточного развития познавательной сферы, страдает поведение, моторика, сегменты психики, отвечающие за эмоции и волеизъявление. Если ранее под термином УО понималась задержка психического развития органического происхождения, то сейчас диагноз ставится и при задержках социально-педагогического характера «педагогическая запущенность».

        К причинам УО у детей относят:

-наследственность и генетические заболевания;

-несовместимость плода и матери по резус-фактору;

-травмы младенца во время родов или родовспомогательных манипуляций;

-внутриутробные патологии плода различного генеза;

-травмы и заболевания ЦНС в раннем возрасте;

-педагогическая запущенность (неблагоприятные семьи).

       

             Степень УО классифицируется по выраженности дефекта

                                    (от легкой к тяжелой).

      IQ

           УО

                 МКБ-10

     МКБ-9

   50-70

      Легкая

Затруднения в учении

Дебильность

   35-49

   Умеренная

Трудности в обучении

Имбецильность

   20-34

     Тяжелая

Значительные трудности в обучении

     20

      Глубока

Необучаемость

Идиотия

        По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) умственная отсталость широко распространена во всем мире и составляет до 3% всего населения.

         Существуют критерии диагностики:

  • клинический - наличие органического поражения головного мозга;
  • психологический - стойкое нарушение познавательной деятельности;
  • педагогический - низкая обучаемость.

        Поэтому детям с ограниченными возможностями здоровья образование и воспитание являются неотъемлемыми условиями их успешной социализации. Это необходимо для полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в социуме.

Цель моей профессиональной деятельности - создание условий для развития и адаптации, предоставление коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ УО.

Задачи определяют основные направления работы:

  • диагностическое - определение уровня развития ребенка, динамики развития, выбора формы, приемов, методов обучения;
  • коррекционно-развивающие - коррекция и компенсация нарушений развития, реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию;
  • консультативно-просветительское и профилактическое - оказание помощи родителям, педагогам в вопросах обучения и воспитания;
  • аналитическое - анализ коррекционной деятельности и оценка его эффективности;
  • организационно-методическое - участие учителя-дефектолога в методических объединениях, педагогических советах, консилиумах, оформление документации.

         Организация коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога предполагает реализацию программ коррекционных занятий, которые направлены на коррекцию психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы; регуляцию социального поведения.

Коррекционные занятия провожу в индивидуальной и групповой форме. Каждое занятие начинается с минутки, включающей упражнения на развитие высших психических функций: восприятие, память, внимание, мышление. Для детей с недостатками речевого развития являюсь образцом грамотной речи: проговариваю четко, в умеренном темпе, выразительно, правильно ставлю ударение в словах, что способствует развитию связной речи учащихся. Изложение материала сочетаю с наглядностью, играми и упражнениями, использую ИКТ (презентации, тренажеры). Это оказывает влияние на развитие познавательной деятельности, носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает адаптироваться в социуме.

В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - огромное количество нервных окончаний сосредоточено именно на кончиках пальцев. Отсюда информация передается в мозг где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых, обонятельных рецепторов. Только после тщательного изучения предмета в сознании складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Значит развитие рук тесно связано с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук один из показателей интеллектуального развития. Поэтому на коррекционных занятиях обязательно включаю упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Стараюсь учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся: реальный запас ЗУН, мышления, памяти, внимания, направляя процесс обучения в сторону, которая требует коррекции.

        Занимаясь с УО детьми немаловажное значение имеют занятия, на которых развиваются творческие способности. Занимаясь творческим трудом, изобразительной деятельностью происходит лечебное воздействие. Важен сам процесс творчества, при котором происходит успокоение, уходят проблемы, появляется удовольствие от проделанной работы. Занятия творческим трудом проходят в игровой форме, которая доступна и привлекательна детям.

        Потенциал детей с УО, насколько это возможно, довольно значительный. Они овладевают нормами поведения, несложными видами труда, способны освоить грамоту, понимать обращение к ним с речью, выражать свои чувства, то есть дети обучаемы.

         Для того, чтобы добиться результата в работе с УО детьми, необходимо «…умело, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ёё, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное  счастье…» В.А. Сухомлинский

                                     

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо­лагает прежде всего формирование язы­кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки­вается с...

Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи....

Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития

Презентация на тему "Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития"...

Конспект занятия для младших дошкольников, имеющих задержку интеллектуального развития

Данный конспект занятия способствует: закреплению, умению выделять, находить предметы красного цвета в окружении ребенка....

Обучение школьников с нарушением интеллектуального развития

1.                      Методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших шк...