Обучение школьников с нарушением интеллектуального развития
учебно-методический материал по теме
1. Методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с нарушением интеллектуального развития»
2. Объект исследования – процесс обучения школьников специальной (коррекционной) школы 8 вида знаниям об окружающем мире.
4. Предмет исследования – методические основы обеспечения качества знаний школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.
5. Цель исследования – повышение эффективности обучения природоведению во вспомогательной школе на основе определения методических условий обеспечения качества знаний учеников, в основе которых лежат различные средства педагогического воздействия.
6. Для достижения цели решались такие задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в научной литературе.
2. Определить уровень сформированности знаний школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.
3. Выявить особенности имеющихся знаний об окружающем мире у учеников специальной (коррекционной) школы.
4. Определить педагогические условия обеспечения эффективности повышения качества знаний учеников вспомогательной школы.
7. Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовались теоретические методы: анализ общей и специальной психолого-педагогической, учебно-методической литературы, школьной документации; эмперические методы; наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты.
8. Структура работы. Работа состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка литературы ( 60 источников) и приложений. Общий объем работы – 72 страницы.
9. Экспериментальная база: МБОУ ЯС(К)Ш в эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 х классов указанной школы в количестве 24 человек (12 -2 класс, 12- 3 класс).
10. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕТСТВА ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ
11. Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧЕНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
12. I (начальный) уровень знаний - фрагментарные знания материала. усвоили естественные знания в форме элементарных представлений, повторяют за учителем оценочные суждения об объектах и явлениях природы, не осознавая их сути, при этом не могут соотнести друг с другом знания, которые изучаются, дети нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя.
13. II (средний) уровень сформированности знаний присущ 45% учеников. При этом они могут воспроизвести до половины объема материала, который изучается. Ученик называет признаки живой и неживой природы, частично их детализирует. Материал в основном понимает, выделяет основные признаки, но при этом недостаточно полно и адекватно называет сущность естественного понятия. Ученик может сделать простые выводы с помощью учителя, но временами, начав сравнивать предметы переходит на простые определения отдельной детали. Школьники, этой группы нуждаются в помощи учителя, называют некоторые основные этапы выполнения практического задания.
14 III (достаточный) уровень сформированности знаний был выявлен у 38% учеников, который характеризуется воссозданием школьниками большей части материала, который изучается. Ученики усвоили естественные знания в форме понятий. Материал понимают, могут выделить в нем главные и отличительные признаки. Умеют сравнивать тела и явления природы, делают выводы с помощью учителя. Самостоятельная работа выполняется с незначительной помощью учителя.
15 IV (высокий) уровень знаний, который характеризуется воссозданием полного объема учебного материала, безошибочной трактовкой естественного понятия, ее детализированностью, пониманием, осознанием и установлением причинно-следственной связи, самостоятельной перестройкой знаний, применением приобретенных знаний, в аналогичных ситуациях, не является характерным для школьников с нарушением интеллектуального развития.
16 . Данные об общем уровне знаний у школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире
17. ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
18. типы познавательных заданий:
- на выделение признаков предметов и явлений, их дифференцирования, на существенные и несущественные;
- на сравнение. как средство открытия новых признаков предметов и явлений;
- на обобщение существенных признаков и классификацию объектов природы;
- на использование аналогии, как средства переноса способа действия;
- на установление причинно-следственной, пространственной, последующей связи.
19. дидактические требования:
а) задания должны отвечать содержанию программного материала;
б) задания должны быть доступными ученикам;
в) сложность заданий и способы их выполнения должны постепенно нарастать;
г) вариативность заданий в пределах каждой темы, которая предоставляет возможность формировать знания учеников.
20. Познавательные задания могут быть в виде:
-вопроса (это задание, которое сформулировано в вопросительной форме и не содержит специальную информацию, необходимую для его выполнения);
- упражнения (это задание, которое предложено в любой форме, но направлено на отработку у учеников приобретенных умений и навыков);
- задача (это задание на нахождение какого-то результата, когда действия для его выполнения не указаны, но в условии задачи есть основная часть необходимой информации).
21.
Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю полноты до и после проведения эксперимента
Уровень полноты знаний | Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между В и А | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 38,1 | 42,8 | 33,3 | 23,8 | -4,8 | -19 |
Средний | 28,5 | 33,3 | 33,3 | 42,8 | 4,8 | 9,5 |
Достаточный | 23,8 | 19 | 23,8 | 23,8 | 0 | 4,8 |
Высокий | 9,5 | 4,7 | 9,5 | 9,5 | 0 | 4,8 |
22.
Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю правильности знаний до и после эксперимента
Уровень правильности знаний
| Выходные данные (до проведения эксперимента) (А) | Итоговые данные (после проведения эксперимента) (В) | Разница между В и А | |||
Контрольная группа ( % )
|
Экспериментальная группа ( % )
|
Контрольная группа ( % )
|
Экспериментальная группа ( % )
Экспериментальнаягруппа |
Контрольная группа ( % )
|
Экспериментальная группа ( % )
| |
1.Начальный | 23,8 | 23,8 | 19 | 14,2 | -4,8 | -9,6 |
2.Средний | 28,5 | 28,5 | 33,3 | 38,1 | 4,8 | 9,6 |
3.Достаточный | 33,3 | 38,1 | 42,8 | 33,3 | 9,5 | -4,8 |
4. Высокий | 14,2 | 9,5 | 4,7 | 14,2 | -9,5 | 4,7 |
23. Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю осознанности до и после проведения эксперимента
Уровень осознанности знаний
| Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между А и В | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 28,5 | 23,8 | 38,1 | 14,2 | 9,6 | -9,6 |
Средний | 38 | 42,8 | 42,8 | 52,3 | 4,8 | 9,5 |
Достаточный | 28,5 | 28,5 | 23,8 | 23,8 | -4,7 | -4,7 |
Высокий | 4,7 | 4,7 | 0 | 9,5 | -4,7 | 4,8 |
24. Данные о сформированности школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю системности до и после проведения эксперимента
Уровень системности знаний
| Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между А и В | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 19 | 23,8 | 19 | 9,5 | 0 | -14,3 |
Средний | 47,6 | 47,6 | 42,8 | 57 | -4,8 | 9,4 |
Достаточный | 23,8 | 23,8 | 33,3 | 28,5 | 9,5 | 4,7 |
Высокий | 9,5 | 4,7 | 4,7 | 9,5 | -4,8 | 4,8 |
25. Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю действенности до и после проведения эксперимента
Уровень действенности знаний
| Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между А и В | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 14,2 | 19 | 14,2 | 0 | 0 | -19 |
Средний | 42,8 | 52,3 | 57 | 61,9 | 14,2 | 9,6 |
Достаточный | 33,3 | 23,8 | 23,8 | 28,5 | -9,5 | 4,7 |
Высокий | 9,5 | 4,7 | 4,7 | 9,5 | -4,8 | 4,8 |
26. Существенные дидактические условия. - поэтапное формирование естественных понятий;
- системно структурный анализ содержания естественного материала;
-конструирование системы познавательных заданий для формирования естественных понятий;
-использование межпредметных связей.
27. С целью повышения эффективности обучения окружающему миру, необходимо:
- формировать правильное понимание, отношение к явлениям природы;
- содействовать общему развитию учеников, в частности коррекция недостатков умственного развития;
- учить учеников распознавать наиболее распространённые культурные и дикорастущие растения, растения, которые растут в огороде, поле, саду;
- организовать наблюдение за развитием растений в целом и за отдельными их органами;
- показать роль растений и животных в жизни человека;
-привить ученикам навыки по уходу за растениями и животными, привить любовь к природе.
28. приемы учебной деятельности:
· воспроизведение опорных знаний на основе разных источников;
· выявление причинной зависимости между признаками одного и того же понятия и другими элементами знаний;
· выявление последующих, причинно-следственных связей между понятиями;
· систематизация понятий в схемах, рисунках, таблицах;
· характеристика объектов по определенному плану;
· обобщение материала.
29. Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методические основы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с нарушением интеллектуального развития»
2. Объект исследования – процесс обучения школьников специальной (коррекционной) школы 8 вида знаниям об окружающем мире.
4. Предмет исследования – методические основы обеспечения качества знаний школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.
5. Цель исследования – повышение эффективности обучения природоведению во вспомогательной школе на основе определения методических условий обеспечения качества знаний учеников, в основе которых лежат различные средства педагогического воздействия.
6. Для достижения цели решались такие задачи исследования:
1. Изучить состояние разработанности проблемы в научной литературе.
2. Определить уровень сформированности знаний школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире.
3. Выявить особенности имеющихся знаний об окружающем мире у учеников специальной (коррекционной) школы.
4. Определить педагогические условия обеспечения эффективности повышения качества знаний учеников вспомогательной школы.
7. Методы исследования. Для решения всех поставленных задач использовались теоретические методы: анализ общей и специальной психолого-педагогической, учебно-методической литературы, школьной документации; эмперические методы; наблюдение, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты.
8. Структура работы. Работа состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка литературы ( 60 источников) и приложений. Общий объем работы – 72 страницы.
9. Экспериментальная база: МБОУ ЯС(К)Ш в эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 х классов указанной школы в количестве 24 человек (12 -2 класс, 12- 3 класс).
10. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕТСТВА ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ
11. Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧЕНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
12. I (начальный) уровень знаний - фрагментарные знания материала. усвоили естественные знания в форме элементарных представлений, повторяют за учителем оценочные суждения об объектах и явлениях природы, не осознавая их сути, при этом не могут соотнести друг с другом знания, которые изучаются, дети нуждаются в постоянной помощи со стороны учителя.
13. II (средний) уровень сформированности знаний присущ 45% учеников. При этом они могут воспроизвести до половины объема материала, который изучается. Ученик называет признаки живой и неживой природы, частично их детализирует. Материал в основном понимает, выделяет основные признаки, но при этом недостаточно полно и адекватно называет сущность естественного понятия. Ученик может сделать простые выводы с помощью учителя, но временами, начав сравнивать предметы переходит на простые определения отдельной детали. Школьники, этой группы нуждаются в помощи учителя, называют некоторые основные этапы выполнения практического задания.
14 III (достаточный) уровень сформированности знаний был выявлен у 38% учеников, который характеризуется воссозданием школьниками большей части материала, который изучается. Ученики усвоили естественные знания в форме понятий. Материал понимают, могут выделить в нем главные и отличительные признаки. Умеют сравнивать тела и явления природы, делают выводы с помощью учителя. Самостоятельная работа выполняется с незначительной помощью учителя.
15 IV (высокий) уровень знаний, который характеризуется воссозданием полного объема учебного материала, безошибочной трактовкой естественного понятия, ее детализированностью, пониманием, осознанием и установлением причинно-следственной связи, самостоятельной перестройкой знаний, применением приобретенных знаний, в аналогичных ситуациях, не является характерным для школьников с нарушением интеллектуального развития.
16 . Данные об общем уровне знаний у школьников с нарушением интеллектуального развития об окружающем мире
17. ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
18. типы познавательных заданий:
- на выделение признаков предметов и явлений, их дифференцирования, на существенные и несущественные;
- на сравнение. как средство открытия новых признаков предметов и явлений;
- на обобщение существенных признаков и классификацию объектов природы;
- на использование аналогии, как средства переноса способа действия;
- на установление причинно-следственной, пространственной, последующей связи.
19. дидактические требования:
а) задания должны отвечать содержанию программного материала;
б) задания должны быть доступными ученикам;
в) сложность заданий и способы их выполнения должны постепенно нарастать;
г) вариативность заданий в пределах каждой темы, которая предоставляет возможность формировать знания учеников.
20. Познавательные задания могут быть в виде:
-вопроса (это задание, которое сформулировано в вопросительной форме и не содержит специальную информацию, необходимую для его выполнения);
- упражнения (это задание, которое предложено в любой форме, но направлено на отработку у учеников приобретенных умений и навыков);
- задача (это задание на нахождение какого-то результата, когда действия для его выполнения не указаны, но в условии задачи есть основная часть необходимой информации).
21.
Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю полноты до и после проведения эксперимента
Уровень полноты знаний | Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между В и А | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 38,1 | 42,8 | 33,3 | 23,8 | -4,8 | -19 |
Средний | 28,5 | 33,3 | 33,3 | 42,8 | 4,8 | 9,5 |
Достаточный | 23,8 | 19 | 23,8 | 23,8 | 0 | 4,8 |
Высокий | 9,5 | 4,7 | 9,5 | 9,5 | 0 | 4,8 |
22.
Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю правильности знаний до и после эксперимента
Уровень правильности знаний | Выходные данные (до проведения эксперимента) (А) | Итоговые данные (после проведения эксперимента) (В) | Разница между В и А | |||
Контрольная группа ( % ) | Экспериментальная группа ( % ) | Контрольная группа ( % ) | Экспериментальная группа ( % ) Экспериментальнаягруппа | Контрольная группа ( % ) | Экспериментальная группа ( % ) | |
1.Начальный | 23,8 | 23,8 | 19 | 14,2 | -4,8 | -9,6 |
2.Средний | 28,5 | 28,5 | 33,3 | 38,1 | 4,8 | 9,6 |
3.Достаточный | 33,3 | 38,1 | 42,8 | 33,3 | 9,5 | -4,8 |
4. Высокий | 14,2 | 9,5 | 4,7 | 14,2 | -9,5 | 4,7 |
23. Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю осознанности до и после проведения эксперимента
Уровень осознанности знаний | Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между А и В | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 28,5 | 23,8 | 38,1 | 14,2 | 9,6 | -9,6 |
Средний | 38 | 42,8 | 42,8 | 52,3 | 4,8 | 9,5 |
Достаточный | 28,5 | 28,5 | 23,8 | 23,8 | -4,7 | -4,7 |
Высокий | 4,7 | 4,7 | 0 | 9,5 | -4,7 | 4,8 |
24. Данные о сформированности школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю системности до и после проведения эксперимента
Уровень системности знаний | Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между А и В | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 19 | 23,8 | 19 | 9,5 | 0 | -14,3 |
Средний | 47,6 | 47,6 | 42,8 | 57 | -4,8 | 9,4 |
Достаточный | 23,8 | 23,8 | 33,3 | 28,5 | 9,5 | 4,7 |
Высокий | 9,5 | 4,7 | 4,7 | 9,5 | -4,8 | 4,8 |
25. Данные о сформированности у школьников с нарушением интеллектуального развития естественных знаний по показателю действенности и после проведения эксперимента
Уровень действенности знаний | Исходные данные (до экспер) (А) | Итоговые данные (после экспер) (В) | Разница между А и В | |||
Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | Контрольная группа (%) | Экспериментальная группа (%) | |
Начальный | 14,2 | 19 | 14,2 | 0 | 0 | -19 |
Средний | 42,8 | 52,3 | 57 | 61,9 | 14,2 | 9,6 |
Достаточный | 33,3 | 23,8 | 23,8 | 28,5 | -9,5 | 4,7 |
Высокий | 9,5 | 4,7 | 4,7 | 9,5 | -4,8 | 4,8 |
26. Существенные дидактические условия. - поэтапное формирование естественных понятий;
- системно структурный анализ содержания естественного материала;
-конструирование системы познавательных заданий для формирования естественных понятий;
-использование межпредметных связей.
27. С целью повышения эффективности обучения окружающему миру, необходимо:
- формировать правильное понимание, отношение к явлениям природы;
- содействовать общему развитию учеников, в частности коррекция недостатков умственного развития;
- учить учеников распознавать наиболее распространённые культурные и дикорастущие растения, растения, которые растут в огороде, поле, саду;
- организовать наблюдение за развитием растений в целом и за отдельными их органами;
- показать роль растений и животных в жизни человека;
-привить ученикам навыки по уходу за растениями и животными, привить любовь к природе.
28. приемы учебной деятельности:
- опорных знаний на основе разных источников;
- выявление причинной зависимости между признаками одного и того же понятия и другими элементами знаний;
- выявление последующих, причинно-следственных связей между понятиями;
- систематизация понятий в схемах, рисунках, таблицах;
- характеристика объектов по определенному плану;
- обобщение материала.
29. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи....
Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития
Презентация на тему "Педагогические условия как средства повышения мотивации учения школьников с нарушениями интеллектуального развития"...
Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой - 2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...
Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития.
Коррекции в трудовом обучении поддается: двигательно-чувствительные процессы сенсомоторного характера при формировании профессионально-трудовых навыков, соразмерность и целенаправленность действий тру...
Составляющие технологии КРО в трудовом обучении учащихся с нарушением интеллектуального развития
Главной задачей технологии коррекционно-развивающего обучения в трудовом обучении является работа по взаимосвязи формируемых когнитивных и оперативных образов труд...
ТЕХНОЛОГИИ КРО В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье изложена технология коррекционно-развивающего обучения на уроках труда с учащимися имеющие нарушения в интеллектуальном развитии. Представлены н...
Особенности работы учителя-дефектолога с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития
В статье рассматриваются условия для развития и адаптации младших школьников с умственной отсталостью....