Формирование социально- бытовой компетентности обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку
Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого - педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейший элемент этой системы – формирование социально – бытовой компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование социально-бытовой компетентности у детей с ОВЗ | 289.23 КБ |
Выступление к презентации | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы: не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми; у них не хватает самостоятельности; низкий уровень знаний об окружающей среде; специфические потребности в общении; не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей; им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков; неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности; неструктурированное восприятие социального мира; завышенная самооценка. 2
Необходимо формировать следующие социально-бытовые компетенции знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода); умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта); экономико- бытовые умения; умение организовывать свой досуг; умение общения; представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта; эмоционально - положительное отношение к окружающим; развитие нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности. 3
4
5
6
7
8 Результаты после моделирования ситуации Появляется более свободное общение со взрослыми и сверстниками; находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий; уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками; получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей; Значительно меньше ситуаций неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций; к окончанию школы выпускники свободно пользуются услугами сферы быта; учащихся владеют основами делового общения.
Результаты использования практических упражнений Становятся более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую работу до конца; с введением технологических карт у учащихся меньше вопросов по правильности выполнения той или иной работы; появляется заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую; У некоторых учащихся появляется творческий подход выполнения работы, дети ищут свои решения задач, выходы из ситуаций, заменяют одни предметы другими; стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость. 9
Результаты проведения экскурсий овладевают навыками делового общения, получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни; не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений; правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта; хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют; правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу; умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях, накапливают представления и знания о нормах культуры поведения; вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях; способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем. 10
Формы работы по формированию социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ 11 Уроки изучение тем: личная гигиена, культура поведения, транспорт, торговля, питание, одежда и обувь, семья, экономика и т.д Воспитательные занятия, тематические прогулки, экскурсия. Работа кружков по рукоделию, спортивные секции и т.д. Выступления по ЗОЖ, правилам дорожного поведения. Коллективные творческие дела: праздники, утренники, игровые программы и т.д. Работа с родителями родительские собрания, разъяснительная работа с родителями по формированию социально-бытовой компетенции Общественно-полезный труд: ежедневные трудовые поручения, дежурство по классу. Повседневный обслуживающий труд самообслуживание
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Методическое объединение классных руководителей г
Социальный педагог МБОУ «СОШ №12» г. Симферополя Карпова С.А.
Формирование социально- бытовой компетентности
обучающихся с ОВЗ
«Через активную организацию
жизни в школе ученик придет
к умению войти в жизнь»
Л.С. Выготский
Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого - педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейший элемент этой системы – формирование социально – бытовой компетенции.
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, и ориентированы на самостоятельное успешное участие в деятельности. Компетенция ученика – это круг вопросов, в которых он обладает познанием и опытом, что позволяет быть успешным в жизни.
Социально - бытовая адаптация и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом. Иногда, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Слайд 2(проблемы детей с ОВЗ)
В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально- бытовом воспитании и обучении таких детей. Целью социально-бытовой подготовки воспитанников является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Навыки социально бытовой компетентности подразумевают: Слайд 3
- знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
- умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений
(торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);
- экономико- бытовые умения;
- умение организовывать свой досуг;
- умение общения;
- представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
- эмоционально- положительное отношение к окружающим,
- развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
Материалы для изучения и развития выше перечисленных умений должны быть подобраны с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся.
Слайд 4
Основные направления формирования социальной компетентности учащихся:
1. Повышать социально- психологическую компетентность\способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми \
учить применять полученные знания на практике;
осуществлять работу по конкретизации жизненных планов;
приучать к самообслуживанию и обслуживающему труду.
2. Расширять бытовой и социальный опыт детей \ приближать учебный процесс к реальным жизненным условиям \
моделировать жизненные и производственные ситуации;
включать учащихся в процесс активной практической деятельности;
создавать условия для эмоционального, ситуативно- делового общения со взрослыми.
#1060;ормировать у школьников адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих\ найти себе достойное применение в жизни и бесконфликтно существовать
поднимать самооценку учащихся;
развивать уверенность в своих силах;
умение правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.
Слайд 5
Пути формирования социально-бытовой компетенции:
#1054;бучение практических навыков деятельности:
показ практических действий;
отработка навыка на деле;
практические упражнения.
#1048;спользование проблемных ситуаций:
решение проблемных задач;
нахождение правильного выхода из ситуации;
#1052;оделирование реальных ситуаций:
сюжетно- ролевые игры.
#1044;емонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом:
натуральные объекты\ посуда, обувь \
реальные объекты \ учреждения, орг-и \
муляжи, игрушки, модели;
изображения \ предметные, сюжетные \
практический показ действий.
#1057;истема внеклассной работы по организации социально- бытовой ориентировки уч-ся:
проведение внеклассных занятий
закрепление знаний и умений в бытовой деятельности.
Слайд 6
Основные методы формирования социально-бытовой компетентности:
сюжетно-ролевые игры, экскурсии, практические упражнения, беседы.
Слайд 7
Последовательность обучения учащихся моделированию реальных ситуаций:
- Выбор сюжета из реальной жизни в соответствии с уровнем знаний, опыта детей, их возможностями.
- Показ положительного действия с разъяснениями его смысла.
- Демонстрация педагогом ситуации с выполнением той социальной роли, которой хочет научить ребенка
- Постепенное уменьшение роли взрослого.
- Самостоятельное разыгрывание ситуации ребенком.
Слайд 8
Результаты после моделирования ситуации
Появляется более свободное общение со взрослыми и сверстниками;
Находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;
Уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
Получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;
Значительно меньше ситуаций неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;
К окончанию школы выпускники свободно пользуются услугами сферы быта;
Владеют основами делового общения.
Слайд 9
Результаты использования практических упражнений
Становятся более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую работу до конца;
Появляется заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;
У некоторых учащихся появляется творческий подход выполнения работы, дети ищут свои решения задач, выходы из ситуаций, заменяют одни предметы другими;
Стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.
Слайд 10
Результаты проведения экскурсий
Овладевают навыками делового общения,
Получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
Не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
Правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
Хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
Правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;
Умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
Накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
Вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
Способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.
Слайд 11
Формы работы для формирования социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ:
#1059;роки с изучением тем: личная гигиена, культура поведения, транспорт, торговля, питание, одежда и обувь, семья, экономика и т.д
2. Воспитательные занятия, тематические прогулки, экскурсии.
3. Коллективные творческие дела: праздники, утренники, игровые программы и т.д
4. Выступления по ЗОЖ, правилам дорожного поведения
5. Общественно-полезный труд: ежедневные трудовые поручения, дежурство по классу.
6. Работа кружков по рукоделию, спортивные секции и т.д.
7. Повседневный обслуживающий труд(самообслуживание).
8. Работа с родителями родительские собрания, разъяснительная работа с родителями по формированию социально-бытовой компетенции.
Вывод:
Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.
В структуре содержания образования выделяются два взаимодополняющих компонента: «академической» и «жизненной компетенции».
Академический компонент направлен на овладение знаний, умений и навыков, их накопление и реализацию в будущем.
Жизненная компетенция рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, которые прямо сейчас нужны ребенку в его повседневной жизнедеятельности.
Ряд ученых ( В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.Н. Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы , которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в формировании социально- бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ и как следствие благоприятно влияют на дальнейшую их социализацию в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование социально-бытовых навыков"
«Формирование социально-бытовых навыковв специальной школе VIII вида» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены ...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...
Формирование социально-бытовой компетентности у обучающихся коррекционной школы 8 вида
Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебн...
Формирование социально – бытовых навыков на уроках математики у обучающихся с нарушением интеллекта
В настоящее время методика преподавания математики в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями располагает теоретической базой, богатыми практическими наработками и представляет собой разв...
Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...
Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра...