Формирование социально – бытовых навыков на уроках математики у обучающихся с нарушением интеллекта
статья по математике
В настоящее время методика преподавания математики в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями располагает теоретической базой, богатыми практическими наработками и представляет собой развивающуюся научную область. В тоже время актуален поиск новых технологий обучения математики, позволяющих даже самым слабым учащимся усваивать учебный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование социально – бытовых навыков
на уроках математики у обучающихся с нарушением интеллекта
В настоящее время методика преподавания математики в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями располагает теоретической базой, богатыми практическими наработками и представляет собой развивающуюся научную область. В тоже время актуален поиск новых технологий обучения математики, позволяющих даже самым слабым учащимся усваивать учебный материал.
Умственно отсталые дети – это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии. Они составляют от 1 до 3% от общей детской популяции. Всех детей с умственной отсталостью объединяет наличие диффузного повреждения мозга. В зависимости от времени поражения центральной нервной системы, тяжести, глубины и места локализации определяется и степень выраженных отклонений во всех видах психической деятельности.
Такие дети существенно отличаются от нормально развивающихся сверстников. Поэтому для осуществления эффективной работы учителю необходимо понимать причины такого нарушения. Учителю следует искать адекватные способы и приемы педагогического воздействия, чтобы помочь ученикам продвинуться в своем развитии. Для лучшего усвоения знаний, умений и навыков необходимо специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение направлено в первую очередь на формирование высших психических функций.
Большую работу следует проводить по развитию памяти. Ведь память не бывает постоянно одинаковой: хорошей, средней или плохой. Возрастные изменения, неустойчивые личностные черты, аффективные вспышки, стойкие эмоциональные изменения оказывают свое влияние на память. Оценить качество памяти достаточно сложно. Но педагогу необходимо создать такие условия, чтобы сохранить природные особенности памяти и помочь ее совершенствовать.
Работа учителя по улучшению восприятия помогает учащимся лучше представлять различные предметы, получать знания об их свойствах, назначении, замечать качественные изменения, как самих предметов, так и их действий, формировать понятия.
Процесс мышления – это творческая функция, создающая новые ценности, образующая новые понятия. Мышление совершается конкретными образами (представлениями) и абстрактно (понятиями) – на более высоком уровне. Развитие мышления – это важное направление коррекционной работы, ведь такое нарушение затрудняет и тормозит познание окружающего мира. Формирование мышления способствует общему развитию ребенка и создает основу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.
По утверждению Л.С.Выготского, весь ход развития ребенка основан на изменениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Совершенствование эмоционально-волевой сферы у учеников играет большую роль для лучшего усвоения знаний, умений и навыков, в установлении контактов с окружающими, социальной адаптации в школе и за ее пределами. Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития», где подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружающей среды определяется характером и индивидуальными особенностями субъекта, теми переживаниями, которые у него возникают. Кроме того, у детей с нарушениями интеллекта во многом дефектна и моторно-двигательная сфера.
Л.С.Выготский, занимаясь вопросами соотношения обучения и воспитания, дал этому соотношению новаторскую трактовку концепции «зоны ближайшего развития», согласно которой действенным является то обучение, которое «забегает вперед» развития. Поэтому правильно организованное обучение, опирающееся на «зону ближайшего развития», стимулирует учащихся в общем развитии.
Сегодня задачей школы является подготовка детей к самостоятельному труду, дать им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Социальная адаптация - это активное приспособление к условиям социальной среды за счет усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Это универсальная основа для личного и социального благополучия любого человека.
Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам адаптироваться к окружающей среде, усвоить нормы поведения в обществе, научиться поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном мире. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.
В обществе происходят качественные изменения, принимаются новые законы, касающиеся, в том числе и сферы образования. В целях развития современного государства, повышения уровня жизни, улучшения качества жизни, перед населением встают новые цели, задачи, которые необходимо решать совместными усилиями. Сейчас невозможно представить себе жизнь без компьютерной техники, современной бытовой техники, инструментов, приборов и т.д. Кроме того нельзя не учитывать существующую конкуренцию на рынке труда.
Многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Частая смена работы, неудовлетворённость заработной платой; трудности в установлении контакта с коллективом, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия. Проблемы с неумением распределить бюджет, рациональным ведением хозяйства. У выпускников, живущих с родителями, наблюдаются иждивенческие настроения.
Предприятия, на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники коррекционной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Это обусловлено тем, что дети:
- не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
- у них не хватает самостоятельности;
- низкий уровень знаний об окружающей среде;
- специфические потребности в общении;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально - поведенческих особенностей;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
- неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно бытовой деятельности;
- неструктурированное восприятие социального мира;
- завышенная самооценка.
В современных условиях социальная адаптация выпускников коррекционных школ становится более сложной и значимой. И перед педагогами стоит задача максимально подготовить учащихся к жизни в обществе в новых условиях.
Формирование социально – бытовых навыков на уроках математики.
Одним из основных предметов в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является математика. При обучении детей математике необходимо учитывать особенности развития умственно отсталых детей: способность к ощущениям и восприятиям, развитию речи, мышления, памяти, внимания, нарушение моторики, овладение учебными и трудовыми навыками. Важно учитывать волевые качества личности, эмоциональный настрой, умение оценить себя и других.
Знания, которые учащиеся получают в условиях школы, должны носить законченный характер, ведь в силу особенностей психофизического развития умственно отсталые дети могут не иметь возможности продолжить свое обучение в каком-либо ином учебном заведении. Школа для детей данной категории должна выполнять свою основную функцию – коррекцию психических и личностных особенностей ребенка. Необходимым условием для качественного изменения и поступательного развития личности каждого ребенка является создание такой образовательной среды, при которой учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным особенностям.
Исходя из целей школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, математика решает такие задачи, как:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других предметов;
- максимальное общее развитие учащихся, коррекцию недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Обучение математике осуществляется в соответствии с дидактическими принципами школы:
-воспитывающая и развивающая направленность обучения;
-научность и доступность обучения;
-систематичность и последовательность;
-связь обучения с жизнью;
-принцип коррекции в обучении;
-принцип наглядности;
-сознательность и активность учащихся;
-индивидуальный и дифференцированный подход;
-прочность знаний, умений и навыков.
Соблюдение системы этих основных положений является основой при обучении детей и подготовки их к активному участию в жизни общества.
Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично с учетом индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекции мышления, речи, освоению логического мышления, развитию памяти, внимания. Математический материал в коррекционных школах представляется концентрически с учетом возрастных, познавательных, коммуникативных возможностей учащихся. Повторение изученного материала обычно сочетается с подготовкой к восприятию нового материала. Осуществляется постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико-теоретическому в старших. В каждом классе математический материал усваивается на различном уровне, учитывается дифференцированный подход к ученикам.
Уроки математики способствуют решению многих экономических задач. Это формирование своего бюджета, оплата коммунальных услуг, расчёт возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.
Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть организован таким образом, чтобы ребёнок не только осваивал учебный материал, но и получал дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в урок математики, делают урок более практичным. Во время уроков решаются и другие задачи: раскрываются экономические вопросы быта, производства, сельского хозяйства, вопросы торговых отношений, формируются экономические понятия, обогащается и активизируется словарный запас, моделируется трудовая деятельность.
Составной частью математики является геометрия. В коррекционной школе изучению этого предмета отводится значительное количество часов. Этот предмет имеет большое значение для наших школьников, так как именно на нем учитель имеет возможность формировать пространственные и геометрические представления и понятия, чертежные, измерительные и графические умения и навыки. Эти знания обогащают жизненный опыт и расширяют математический кругозор. Эти знания подготавливают умственно отсталых школьников к производительному и общеполезному труду, к социальной адаптации и реабилитации.
Во время изучения геометрического материала ученики учатся абстрагироваться от конкретных предметов, сравнивать и сопоставлять геометрические формы, дифференцировать и классифицировать геометрические тела и фигуры, в результате чего развивается их способность к обобщениям. Учащиеся овладевают практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертежных инструментов. Эти умения готовят детей к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в современных условиях.
Геометрические знания помогают успешному изучению таких предметов, как рисование, ручной и профессиональный труд, естествознание, география, история, социально-бытовая ориентировка, физкультура.
Например, геометрические представления о круге, окружности, шаре, о плане, масштабе, навыки измерения необходимы на уроках географии, на уроках труда – навыки измерения, черчения, представления о форме при изготовлении предметов полезного назначения. На уроках физкультуры – ориентирование в пространстве при словесной инструкции, понятие о длине, площади и т.д.
Таким образом, уроки геометрии решают три задачи:
- общеобразовательная задача: развить представление о геометрических фигурах и телах, их образах, свойствах, отношениях, сформировать представление о геометрических величинах (длинах отрезков, площадях фигур, объемах тел), единицах их измерения.
- коррекционно - воспитательная задача: развивать и корригировать пространственное представление, воображение, моторику, логическое мышление, речь, умственную и практическую деятельность учащихся.
- практическая задача: формировать навыки измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертежных инструментов, развивать умение решать жизненно - практические задачи.
В соответствии с программой коррекционной школы учащиеся знакомятся:
- с геометрическими фигурами (точка, круг, отрезок, многоугольник и др.);
- с геометрическими телами (шар, куб и др.). Их свойствами, элементами, моделированием;
- с взаимным расположением фигур и геометрических тел на плоскости и в пространстве;
- с величинами (длина, площадь, объем) и единицами мер (линейными, квадратными, кубическими)
- с инструментами для измерения и вычерчивания (линейка, циркуль, транспортир, угольник).
- учащиеся приобретают навыки измерения, вычерчивания и моделирования фигур.
Геометрический материал изучается по концентрическому принципу так, что на каждом году обучения учащиеся возвращаются к уже изученной фигуре, но знания о ней постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, расширяется активный словарь, формируется математическая речь. Очень важно, чтобы учитель представлял, какие знания, умения и навыки должны приобрести учащиеся на данном году обучения, какие умственные и практические действия необходимо сформировать. Для этого необходимо умение формулировать вопросы учащимся, очень внимательно относиться к их ответам.
В процессе обучения математике развивается и речь учащихся. Развитие речи тесно связано с мышлением и всей психической деятельностью человека. Овладение речью помогает умственно отсталым школьникам установлению социальных контактов, что создает необходимые условия для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, совершенствуя формы ее отражения.
В базовом учебном плане для коррекционных школ, к сожалению, нет уроков информатики. Но с ростом объемов информационных потоков встает вопрос об обучении детей с интеллектуальными нарушениями умениям владеть компьютером. Компьютер становится помощником для овладения нового материала, развивает мотивацию, способствует социализации.
Современные кабинеты математики оснащены компьютерами. Необходимо, чтобы решение учебных и коррекционных задач с использованием компьютера органично встраивалось в ход урока. Использование компьютера может осуществляться на всех этапах урока.
Работа на тренажерах является любимым видом деятельности для моих учеников, так как они имеют возможность быстро исправить свои ошибки и успешно окончить выполнение упражнения. На этом этапе работы появляется возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся и оказывать своевременную помощь.
Подбирая и используя современные обучающие программы, у детей появляется возможность самостоятельно добывать знания. В программе установлен алгоритм пошагового выполнения действий с одновременным контролем правильности решения. Учащиеся развивают навыки самостоятельной работы, появляется вера в свои возможности. Дети учатся проявлять терпение и упорство в достижении своих целей. Эти навыки пригодятся в повседневной жизни в современном обществе.
Использование разнообразных презентаций реализует принцип доступности и наглядности. Появляется возможность за короткий промежуток времени получить больший объем информации и знаний. Такой вид обучения поднимает учащимся настроение, активизирует их внимание, снимает внутреннее напряжение. Пользуясь возможностями компьютера на уроках можно осуществлять динамические паузы, физкультминутки. Возможно включение звуков природы, приятной, расслабляющей мелодии. В результате снимается усталость от длительного сидения за партой, от напряжения во время урока, восстанавливаются силы учащихся с нарушениями интеллекта.
Но еще очень важно и то, что у ребенка вырабатывается навык правильного переключения на другой вид деятельности. Он учится правильно восстанавливать свои силы и отдыхать. Такие навыки могут помочь ему и во взрослой, самостоятельной жизни.
Умение четко произносить слова и предложения, умение считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Необходимо требовать от учащихся давать полные ответы, правильно склонять числительные, умения объяснять и описывать правильность и порядок действий в примерах и решениях задач. Такой вид работы способствует формированию и закреплению прочных вычислительных навыков у учащихся.
Например, каждый урок математики в 6 классе начинается с устного счета. Задания для устного счета нужно подбирать с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, так как один ученик считает правильно, другой правильно, но медленно, третий – ошибается. Индивидуальный подход позволяет вести работу фронтально, включая в активную учебную деятельность весь класс.
В 6 классе дети должны уметь устно складывать и вычитать, умножать и делить числа в пределах 100, совершать вычисления без перехода через разряд в пределах 1000, складывать и вычитать круглые числа. Во время устного счета можно включать легкие задачи с практической направленностью, расширяя кругозор школьника, обращая внимание на области быта, которые существуют в жизни общества. Желательно, чтобы при решении этих задач ребенок опирался на свой жизненный опыт. Проводя такую работу, можно добиться того, что у некоторых учеников не возникнет проблем при покупке товара, оплате услуг, подсчете сдачи.
Упражнения по устному счету должны быть разнообразны, интересны по содержанию. Но не все дети могут легко воспринимать задание на слух, поэтому я использую записи на доске, карточки, «Рабочую тетрадь» М.Н. Перовой, И.М. Яковлевой, учебник математики Г.М. Капустиной, М.Н. Перовой. В качестве упражнений по устному счету использую разнообразные игры, загадки, кроссворды. Но главной своей задачей считаю, что дети все-таки должны научиться считать без вспомогательного материала. Тогда им намного легче будет использовать полученные знания при других условиях. Ведь большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях.
Тема «Нумерация» включена в программу обучения каждого класса. Но в 6 классе – это нумерация в пределах 1000000. Сложение и вычитание чисел (легкие случаи), получение разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые, чтение, запись под диктовку, сравнение многозначных чисел, знание разрядных единиц, классов, округление чисел. При изучении этих тем полезно разнообразить задания.
Например, детям предложен рецепт торта, где его состав представлен без использования цифр, а описан словами.
1.Необходимо выписать числительные цифрами с наименованиями.
2. Расположить числа в порядке возрастания.
Перед тем, как приступить к выполнению этого задания можно показать на слайдах изображения различных видов тортов. Затем обсудить с учащимися: кто и где изготавливает торты, из каких продуктов, где приобретают эти продукты. Можно предложить попробовать изготовить такой торт вместе с мамой дома. Это и есть задание с практической направленностью. Очень хорошо, если такой урок был бы проведен, когда на уроках СБО изучают продукты для приготовления различных блюд.
В качестве задания может быть дано описание птицы или животного, где указаны их биометрические параметры.
В этом задании следует выписать числа с наименованиями, расположить их в порядке возрастания или убывания, возможно округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. В таких заданиях расширяется кругозор детей, развивается внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность.
Изучая тему преобразование чисел, полученных при измерении, сложение и вычитание идет опора на наглядный материал, таблицы. Опираясь на представления, которые были получены на уроках природоведения, естествознания дети учатся выражать крупные меры мелкими и наоборот.
Например, даны следующие массы животных:
слон -7т, кабан -3ц, кенгуру -1ц 50кг, медведь – 7ц, лось - 5ц 70кг, зубр – 1т, овцебык – 2ц 70кг необходимо заполнить таблицу и выразить крупные меры мелкими.
Требуется определить, кто из животных весит больше.
Или указывается рост животных, который следует перевести из мелких мер в крупные.
Определить какое животное самое низкое.
Такие задания представляют интерес не только с математической стороны, но и способствуют развитию воображения, создают благоприятный эмоциональный настрой у умственно отсталых школьников.
Межпредметные связи с СБО можно осуществить при решении следующего задания:
Представлены продукты с указанием количества граммов в одном стакане. Необходимо определить, сколько граммов поместится в двух таких стаканах.
Перед выполнением задания можно показать на интерактивной доске или компьютере эти продукты в упаковках, как они выглядят на полках магазина, как их взвешивают на весах. После просмотра и обсуждения представленного материала ученики активно включаются в процесс вычисления. Такие задания полезны и интересны детям, сближают их с практической стороной вопроса.
Умение выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами длины, массы, стоимости необходимо учащимся в повседневной жизни, поэтому в 6 классе этому уделяется существенное количество уроков.
Способность правильно совершать арифметические операции с числами, привычка осуществлять проверку полученных результатов обратными действиями поможет постепенно сформировать навык анализировать свои поступки. Научит, учащихся с интеллектуальной недостаточностью не боятся окружающей действительности, быть активнее, самостоятельнее. Уверенность в том, что свои ошибки можно исправить поможет стать менее закомплексованными. Ведь часто можно наблюдать, как ребенок, зная правильный ответ, не решается произнести его вслух.
В программу включены римские цифры. Ведь на уроках истории даты обозначаются римскими цифрами. Для лучшего ориентирования на уроках истории и в жизни полезно приобрести умение заменять арабские цифры римскими.
Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. При обучении школьников с нарушенным интеллектом решение задач несет большую коррекционно-воспитательную и образовательную роль. Решение задач способствует развитию таких познавательных процессов, как анализ, синтез, сравнение.
В процессе решения задач, учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, расширяют свой кругозор об окружающей действительности. Используемый числовой материал отражает достижения нашей страны в различных отраслях народного хозяйства, культуры, науки и т.д. Учащиеся начинают видеть в окружающей действительности факты и закономерности, которые используются в математике.
Роль сюжетных задач заключается в переводе отношений между предметами и величинами на «язык математики». Решение задач позволяет связать основной смысл арифметических действий с определенной жизненной ситуацией.
В программу 6 класса вводится решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; решение и составление задач на встречное движение двух тел. Решая такие задачи, учащиеся знакомятся с величиной скорости, уточняют представление о времени, длине, расстоянии, единицах измерения.
Ученики имеют возможность осознать, что скорость движения у разных объектов различна. Что расстояние между городами, странами и т.д. различно и преодолеть его можно за разное количество времени. Разную скорость можно продемонстрировать тут же на уроке, когда один ученик пройдет, а другой пробежит одно и то же расстояние за одинаковое время. Условие задачи записывают с помощью таблицы, чтобы понять зависимость между величинами. А также необходимо для лучшего понимания научить детей изображать задачу графически, где пункты отправления обозначают точками, стрелкой обозначают скорость, а расстояние – отрезком.
Знакомясь с такого рода задачами, ученики начинают осознавать, что расстояние от дома до школы можно преодолеть за разный промежуток времени, что можно попробовать поискать более короткую дорогу к желаемому пункту. Что транспорт играет значимую роль в жизни человека.
Задачи на нахождение дроби от числа включены в программу 6 класса. Для учащихся коррекционной школы знание дробей имеет особое значение. С ними они сталкиваются в школьных мастерских (столярной, слесарной, переплетной). Девочки на швейном деле. Знание дробей позволит лучше ориентироваться в профессии. Поэтому на уроках необходимо как можно больше применять разнообразного дидактического и наглядного материала. Изучение дробей расширяет представления о числах, способствует развитию речи, наблюдательности, внимания, развитию логического мышления, находить причинно-следственные связи.
Например, от доски длиной 1 метр отпилили 3/5 метра. Какая часть доски осталась?
Решение такой задачи приблизит учащегося к пониманию необходимости учета материала для изготовления, какого-либо изделия.
Задачи на нахождение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)?» позволяют лучше понять смысл арифметических действий. При работе над задачей нового вида можно использовать карточки-задания, где излагается последовательность работы над решением задачи. Такой работе учащихся тоже следует учить. Через некоторое время часть учеников овладевает навыками самостоятельной работы, и успешно решают задачи.
Подходу к решению любой задачи нужно обучать последовательно и терпеливо, формируя определенные умственные действия. В методике решение задач выделяются несколько этапов:
-работа над содержанием задачи
-поиск решения задачи
-решение задачи
-формулировка ответа
-проверка решения задачи
-последующая работа над решением задачи.
Важно показать ученику, что ежедневные задачи человек решает на протяжении своей жизни и умение их решать – это означает подготовить себя к ориентировке в окружающей действительности. Решая задачи, умственно отсталый школьник воспитывает волю, настойчивость. У него появляется интерес к поиску правильного решения. Развиваются мыслительные способности.
В 6 классе в программу включены понятия о параллельных и перпендикулярных прямых. Учащиеся должны научиться чертить их на заданном расстоянии друг от друга. Включена отработка навыка построения высоты в треугольнике. Эти умения необходимы для усвоения материала на уроках труда, умения создавать изделия, изготовление которых предусмотрены программой. Во взрослой жизни эти навыки понадобятся и на производстве, и в быту.
На уроках геометрии учатся выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса. Без знания учащимися геометрии учителю естествознания невозможно объяснить, какую форму имеет грядка, клумба для цветов, газоны. С предметами, имеющими ту или иную геометрическую форму, учащиеся встречаются в слесарной, столярной, картонажно-переплетной мастерских.
Чтобы изучение предмета шло более эффективно, на уроки геометрии лучше приносить изделия, изготовленные руками самих учеников. Эти изделия уже знакомы и установление геометрических форм, размеров, расчета затраченного материала будет происходить более осознанно и продуктивнее, создаст благоприятную атмосферу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование социально-бытовых навыков"
«Формирование социально-бытовых навыковв специальной школе VIII вида» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены ...
Использование поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков учащихся. Доклад на семинаре по дефектологии.
Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениям...
Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи
В статье разщмещены приёмы и методы формирования социальных навыков у детей с РАС в условиях семьи....
Презентация Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи
Презентация с кратким описанием методов и приёмов формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС...
«Формирование социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ»
Социально-бытовая ориентация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и...
Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...
Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Сопровождение в процессе формирования социально- бытовых навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра...